УДК 378.1 (045)
Н. В. Батакова, Б. Л. Батаков
К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Рассмотрена суть индивидуализации как формы обучения, способствующей реализации потенциальных интеллектуальных и творческих возможностей студентов. Представлены структурные составляющие разработанной авторами информационно-коммуникационной образовательной среды для дисциплины «Информатика», позволяющей выбрать свой образовательный маршрут, организовать самостоятельную деятельность студентов по освоению требуемой дисциплины и обеспечивающей процесс оценки полученных обучающимся знаний. Резюмируется, что адаптированная авторами структурно-функциональная схема педагогического процесса с использованием информационно-коммуникационной образовательной среды для дисциплины «Информатика» позволит студентам индивидуализировать свой образовательный процесс.
Ключевые слова: индивидуализация образовательного процесса, студент вуза, информационно-коммуникационная образовательная среда, образовательный маршрут.
Реформа образования обусловила проникновение в теорию и практику отечественной педагогической мысли новых идей, подходов, принципов, форм организации учебного процесса.
Поиск адекватных инновационных средств и методов формирования творческой личности, способной к самостоятельным действиям, к саморазвитию, к реализации себя в профессии - актуальная задача современной высшей школы.
При этом нельзя забывать, что в современной системе образования накоплен и широко используется огромный опыт развития личности в традиционных (групповых) формах обучения. Преподаватель ориентируется на общепринятые рабочие программы, дидактические пособия, использует традиционные приемы обучения. Однако переход от ориентации на усредненного студента к индивидуальным программам обучения в условиях коллективной учебной работы крайне сложен. Поэтому необходимо внедрение новых, инновационных форм обучения. Индивидуализация - такая форма обучения, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося.
Цель работы - поиск способа индивидуализации образовательного процесса студентов вуза.
В психолого-педагогической литературе накоплен определенный опыт исследований в области индивидуализации образовательного процесса. Методологические вопросы и общепедагогические аспекты рассматривали в своих трудах А. А. Кирсанов, И. Э. Унт, Е. С. Ра-бунский, И. И. Деркач, Н. В. Ахаев и др. Вопросы индивидуализации обучения с точки зрения познавательной активности и организации самостоятельной работы изучали В. Д. Ша-дриков, Н. И. Воропаева и др. Вопросы индивидуализации профессиональной подготовки специалистов отражены в исследованиях Н. Э. Касаткиной, В. С. Леднева, Т. М. Чурековой.
А. Г. Асмолов считал индивидуализацию учебного процесса основной целью современного этапа информатизации образования.
Индивидуализация, по мнению Инги Унт, - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются [1].
Есть мнение, что индивидуализация образовательного процесса обеспечивает каждому обучаемому права и возможности на формирование собственных образовательных целей
и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счет возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа своему образованию, видения своих учебных образовательных перспектив [2].
В отличие от индивидуального подхода принцип индивидуализации позволяет преподавателям вуза ориентироваться не только на достижение образовательных результатов, но и на индивидуальные образовательные приоритеты каждого студента.
Таким образом, индивидуализация обучения будет способствовать:
- устранению несоответствия между уровнем сформированности заявленных в учебной программе компетенций и реальными возможностями каждого студента;
- развитию навыков умственного труда, креативности;
- формированию у студентов стремления к поиску и освоению своего собственного пути в будущей профессии и, как следствие, достижению студентами образовательных результатов в освоении предложенного учебного материала.
Широко распространенная организация системы образования в современном вузе базируется прежде всего на стабильном расписании, аудиторной групповой форме работы и на использовании традиционных технологий, что не оставляет возможности для индивидуализации обучения. В этой ситуации сложно получить и новые образовательные результаты. Для реализации подобного рода деятельности студентов должны быть разработаны учебные материалы с учетом возможности индивидуального выбора и определения количества материала, необходимого для решения учебных задач. Задания должны быть интересными, стимулировать творческий поиск и способствовать активизации самообучения.
Одним из способов решения этой проблемы будет создание такой информационно-коммуникационной среды, которая придаст процессу обучения инновационный характер.
Информационно-коммуникационная образовательная среда - «это совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего, на базе ИКТ и т. д.) образовательного процесса, где главным становится сам обучающийся - его мотивы, психологические особенности, познавательные интересы. Деятельность преподавателя в этих условиях приобретает характер наставничества, выполнение функций координатора и партнера по образовательной деятельности» [3].
Такая среда, формируясь на базе электронных образовательных ресурсов, в рамках личностно-ориентированного подхода дает возможность применить индивидуализацию обучения.
Решая задачи индивидуализации процесса обучения студентов Чайковского государственного института физической культуры, опираясь на опыт работы с обучающими системами, авторами адаптирована структурно-функциональная схема педагогического процесса с использованием информационно-коммуникационной образовательной среды для дисциплины «Информатика».
Электронный методический комплекс (База знаний), являясь частью информационно-коммуникационной образовательной среды, содержит «готовые» знания, такие как современные учебники, словари и справочники, разработанные на кафедре учебные пособия, вопросы для самоконтроля. Кроме того, для самостоятельного изучения тем дисциплины созданы: «Модуль управления», облегчающий процесс самостоятельного, творческого овладения обширным материалом и позволяющий выбрать свой образовательный маршрут; «Модуль обратной связи», реализующий постоянное взаимодействие по схемам «Студент -Преподаватель», «Студент - Система» и «Преподаватель - Система»; «Модуль контроля»,
обеспечивающий процесс оценки полученных студентом знаний и траекторию его личного научного поиска [4].
Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Информатика», находясь в информационно-коммуникационной образовательной среде, студенты самостоятельно осваивают терминологию изучаемой дисциплины, учатся выявлять внутридисциплинарные связи, интерпретировать имеющийся материал в различных предметных областях, использовать полученную информацию в практической и творческой деятельности, т. е. имеют возможность индивидуализировать свой образовательный процесс.
Список литературы
1. Смирнова Н. Г. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже на основе использования позиционного и контекстного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2003. 241 с.
2. Теров А. А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009, 24 с.
3. Кузнецов А. А., Зенкина С. В., Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. 64 с.
4. Батаков Б. Л. Компьютерно-информационная обучающая система по дисциплине «теоретическая механика» // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 1. С.188-191.
Батакова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент. Чайковский государственный институт физической культуры.
Ул. Ленина, 67, Чайковский, Пермский край, Россия, 617764. E-mail: batakova_n_v@mail.ru
Батаков Б. Л., инженер-программист научного центра. Чайковский государственный институт физической культуры.
Ул. Ленина, 67, Чайковский, Пермский край, Россия, 617764. E-mail: batakov_boris@mail.ru
Материал поступил в редакцию 16.12.2015.
N. V. Batakova, B. L. Batakov
ON THE QUESTION OF THE INDIVIDUALIZATION OF THE LEARNING PROCESS OF HIGHER SCHOOL
STUDENTS
Individualization is considered as a form of education that promotes the realization of potential of intellectual and creative abilities of students. It presents the structural components developed by the authors of information and communication educational environment for the discipline "Computer science", which allows to choose their educational path, to organize independent activities of students on the development of the discipline and provides the required process of evaluation of the students' knowledge. Presumes that the adapted by the authors structural and functional scheme of educational process with the use of information and communication educational environment for the discipline "Computer science" will allow students to personalize their educational process.
Key words: individualization of the educational process, university student, information and communication educational environment, educational route.
References
1. Smirnova N. G. Individualizatsiya professional'noy podgotovki studentov v pedagogicheskom kolledzhe na osnove ispol'zovaniya pozitsionnogo i kontekstnogo obucheniya: Dis. kand. ped. nauk [Individualization of vocational training of students at pedagogical college through the use of position and context teaching. Thesis of cand. ped. sci.]. Ekaterinburg, 2003. 241 p. (in Russian).
2. Terov A. A. Pedagogicheskiye usloviya individualizatsii obrazovatel'nogo protsessa v starshikh klassakh sel'skoy shkoly: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of individualization of educational process in senior classes of rural school. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Moscow, 2009. 24 p. (in Russian).
3. Kuznetsov A. A., Zenkina S. V. Uchebnik v sostave novoy informatsionno-kommunikatsionnoy obrazovatel'noy sredy [The textbook in the new information and communication educational environment]. Moscow, Binom. Laboratoriya znaniy Publ., 2010. 64 p. (in Russian).
4. Batakov B. L. Komp'yuterno-informatsionnaya obuchayushchaya sistema po distsipline «Teoreticheskaya mekhanika» [Computer training and information system on the subject «Theoretical Mechanics»]. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana -Teaching Journal of Bashkortostan, 2014, no. 1, pp. 188-191 (in Russian).
Batakova N. V.
Tchaikovsky State Institute of Physical Culture.
Ul. Lenina, 67, Tchaikovsky, Perm' District, Russia, 617764.
E-mail: batakova_n_v@mail.ru
Batakov B. L.
Tchaikovsky State Institute of Physical Culture.
Ul. Lenina, 67, Tchaikovsky, Perm' District, Russia, 617764.
E-mail: batakov_boris@mail.ru