Научная статья на тему 'Школьный экстернат: историко-социологический экскурс'

Школьный экстернат: историко-социологический экскурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ЭКСТЕРНАТ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ВЕЧЕРНЕ-СМЕННЫЕ ШКОЛЫ / ЧАСТНЫЕ ЭКСТЕРНАТ-ШКОЛЫ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ / SCHOOL EXTERNAL STUDIES / SCHOOL EXTERNSHIP / CONTINUING / CONTINUOUS EDUCATION / EVENING SCHOOLS/EXTENSION SCHOOLS + PART-TIME STUDIES / ADULT EDUCATION / PRIVATE EXTERNAL SCHOOLS / NEW EDUCATIONAL SCENARIOS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шманкевич Татьяна Юрьевна

В статье предпринята попытка реконструкции основных этапов развития российского школьного экстерната. Обосновывается актуальность и важность этой образовательной формы. Анализируются сложности становления российского экстерната, а также трудности, которые вынужден преодолевать исследователь, изучающий школьный экстернат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School external studies (a historic and sociological excursus as a detective story)

Th is article reconstructs the basic stages of the school external studies development. Th e author justifi es the topicality and importance of this education form and analyses the problems in the institutionalization of school externship in Russia. Th e author also discusses the diffi culties of her fi eld research thus turning the paper into a virtually detective story

Текст научной работы на тему «Школьный экстернат: историко-социологический экскурс»

УДК 316.614.5 Т. Ю. Шманкевич

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1

ШКОЛЬНЫЙ ЭКСТЕРНАТ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Тематику школьного экстерната можно рассматривать как часть дискуссии о принципах и перспективах непрерывного образования. В рамках дискуссии идет переосмысление различий между образованием взрослых и так называемым школьным образованием. В частности, цель школьного образования начинает трактоваться не как передача учащимся определенного набора готовых знаний, а как формирование способности эффективно «учиться у самой жизни» [4, с. 462]. Отмечается, что общей тенденцией становится появление новых образовательных форм, таких как дистанционное, религиозное, политическое образование, дополнительные формы социокультурного образования и т. д. [7]. В обозначенной логике происходит и становление экстерната — самостоятельной (часто ускоренной) формы получения образования вне учебного заведения со строго установленным порядком сдачи экзаменов по программе курса данного учебного заведения.

Предлагаемый обзор реконструирует картину российского экстерната в исторической перспективе. Выделенные периоды хронологически не равнозначны, но отражают качественные перемены в становлении и развитии школьного экстерната. В итоге, отдельными периодами идут советские годы, начиная с 1935-го (год введения в СССР экстерната) по 1985-й, годы перестройки (1985-1991), ставшие годами легитимации школьного экстерната. 90-е годы ХХ в., обернувшиеся «бумом» частных школ и, по сути, заложившие основу школьного экстерната как целостной системы. И, наконец, «нулевые» (первое десятилетие XXI в.), когда проходила проверка экстерната на жизнеспособность.

Советские годы. Экстернат как составляющая образования взрослых

Школьный экстернат был введен в СССР в 1935 г. как одна из форм получения восьмилетнего и общего среднего образования, фактически функционируя как разновидность заочного образования для «работающей молодежи и взрослых». Предприятия и учреждения обязывались законом предоставлять экстернам дополнительный отпуск с сохранением зарплаты. Особо подчеркивалось, что к сдаче экзаменов за курс восьмилетней школы допускались лица не моложе 16 лет, средней школы — не моложе 18 лет [2].

В советское время существовал прецедент и «детского» экстерната, поскольку не исключалась возможность для наиболее одаренных детей раньше своих сверстников завершить школьное образование. Это были крайне редкие исключения из общего правила, нестандартные образовательные сюжеты, о которых, например, упоминают в своих биографиях академики С. Королев и Н. Амосов, Э. Рязанов и Л. Дуров. Каждый такой случай разбирался персонально, родителям будущего экстерна следовало преодолеть немало бюрократических препятствий, чтобы получить особое распоряжение главы райо-но. К тому же сдать экзамены экстерном можно было далеко не в каждой школе. Учебные учреждения, имеющие право принять экзамены экстерном, назначались специальным

© Т. Ю. Шманкевич, 2011

постановлением областного (краевого) Отдела образования или Министерством просвещения народного образования автономной (союзной) республики.

Годы Перестройки. Легитимация школьного экстерната

В пользу «детского» экстерната ситуация меняется в 1985 г. с выходом положения, предлагающего алгоритм подготовки школьников, желающих ускорить свое обучение в общеобразовательной школе или закончить школу, не посещая уроки. Этот алгоритм был уточнен и закреплен в принятом в 1991 г. законе «Об образовании». Таким образом происходит легитимация школьного экстерната, создаются законодательные условия для возможности выбора образовательных сценариев.

Речь не идет о превращении экстерната в массовую форму получения образования. По-прежнему преобладающей остается классно-урочная система. Но для тех, кто по разным причинам чувствует себя в этой системе некомфортно, отныне существует право выбрать нечто другое. Для перехода учащегося на экстернат становится достаточно заявления его родителей на имя директора школы.

Важно отметить, что Законом 1991 г. правом выбора «иного» образовательного сценария наделены и учебные учреждения. То, что новым правом в первую очередь воспользовались не дневные общеобразовательные, а вечерне-сменные школы, отражает как конгруэнтность идеи экстерната концепции образования взрослых, так и особенность развития российской (советской) образовательной системы, а именно — преемственность школьного экстерната школам рабочей молодежи.

90-е годы. Шаг к становлению целостной системы школьного экстерната

Как показывает опыт 90-х, общеобразовательные школы оказались не вполне готовыми к освоению нового направления. Для успешного функционирования экстерната школам требовалось не просто овладеть новыми технологиями, но и изменить психологию взаимоотношения с учащимися и их родителями, переосмыслить саму концепцию образования. Сосуществование же в пространстве одной школы двух разных педагогических систем зачастую вело к выхолащиванию идеи экстерната, для самой школы оборачиваясь дополнительной головной болью вместо ожидаемых дополнительных бонусов. Поэтому по-прежнему, когда возникала необходимость перевести учащегося с дневного обучения на экстернат, сделать это в «родной» школе далеко не всегда было возможно.

Проблема не ограничивалась нежеланием школьной администрации использовать новую форму обучения. Часто причиной перехода от дневного обучения к экстернату служил школьный конфликт, разрешить который в «старых» стенах было практически невозможно. А поскольку за желающими перейти на экстернат (не только за учеником, но и за его родителями) тут же закреплялась репутация «трудных клиентов», директора «чужих» школ не торопились взять на себя подобную ношу. Все это происходило на фоне интриг, взаимных претензий, взяток, извечного недоверия к новому. Из интервью: «У моей подруги за оформление экстерна попросили взятку и намекнули, что потом платить придется за каждый экзамен. В некоторых школах требуют посещать платные лекции, без них не допускают к экзамену. Многие педагоги считают, что все экстерны брезгуют школой, нанимают дорогих преподавателей, поэтому их можно и нужно "доить"» [5].

В такой ситуации, несмотря на законодательные подвижки, экстернат-образование рисковало остаться по-прежнему преимущественно сектором сферы образования взрослых, если бы не рождение феномена частных экстернат-школ (один из результатов «бума» частных школ [1], последовавшего за принятием Закона об образовании). Рискнем предположить, что именно этим школам, изначально ориентированным на экстернат, удалось повернуть ситуацию в сторону практического формирования школьного экстерната как целостной образовательной системы.

Начало XXI в. Проверка на прочность

Начиная с 2000 г. любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, вправе внести в школьный устав пункт об экстернате [6]. И хотя школьный экстернат, как и в 90-е годы, остается преимущественно сферой вечерне-сменных школ и частного сектора, пункты экстернат-услугах начинают включать в свои Уставы и отдельные государственные общеобразовательные школы.

В отличие от 90-х, когда среди экстернов все еще преобладал «взрослый» контингент, в «нулевые» экстернат стремительно молодеет. В первое десятилетие XXI в. среди экстернов становится больше старшеклассников, желающих быстрее закончить школу и выбирающих экстернат сознательно. Показательно, что чаще это был выбор не родителей, а самого подростка, мотивированного, например, желанием поступить в институт, чтобы избежать призыва в армию, или просто стремлением к большей самостоятельности. Отношение родителей к экстернату меняется более медленно. Сохраняется предубеждение, что экстернат — это способ не столько получения образования, сколько приобретения аттестата.

Примерно к 2005 г. происходит качественный сдвиг в родительском восприятии экстерната. Появляется новый тип «клиентской семьи», выбирающей экстернат не как палочку-выручалочку из сложной ситуации, а как оптимальную форму обучения. Формируются первые «клиентские династии», когда вслед за старшими детьми, закончившими школу-экстернат, в эту же школу родители приводят младших. Снижаются возрастные рамки экстерната, все чаще экстернат выбирают не только старшеклассники, но и учащиеся 5-8 классов. А к концу первого десятилетия нынешнего столетия происходит явное сближение школьного экстерната с домашним обучением, в результате чего в сферу экстерната вовлекаются учащиеся начальной школы (как будет показано дальше, вовлекаются вынужденно).

Значительно расширяется конгтингент экстерната. По мотивационному критерию в качестве основных типажей экстернов можно выделить девять групп:

— «конфликтные» дети, не нашедшие понимания в прежних школах;

— физически ослабленные, спасающиеся от изматывающей школьной нагрузки, в том числе, дети-инвалиды;

— сильные ученики, которым скучна школьная программа;

— старшеклассники, нацеленные на поступление в конкретный вуз и желающие сконцентрировать свои усилия на определенном блоке предметов;

— учащиеся, получающие не только общее, но и серьезное дополнительное образование и имеющие профессионально мотивированные цели (юные спортсмены, музыканты, художники, фотомодели, для которых сложно принять традиционный алгоритм школьной жизни);

— юноши, стремящиеся пораньше окончить школу и поступить в вуз, чтобы избежать призыва в армию;

— дети иностранцев, с трудом адаптирующиеся к российской школе;

— учащиеся, недавно приехавшие из ближнего зарубежья или других регионов России;

— российские дети, выехавшие с родителями за границу;

— уже взрослые клиенты, в силу разных обстоятельств не получившие в свое время школьный аттестат.

Частные экстернат-школы подчеркивают, что, будучи ориентированными на совершенно новый тип отношений с учеником и его родителями, они находят свою целевую аудиторию, успешно удовлетворяя назревший социальный заказ. Несмотря на то что экстернат остается преимущественно способом получения образования в условиях большого города (где более полон спектр клиентов), сеть экстернат-школ расширяется, включая новые города. Устойчивость социального заказа на экстернат подтверждается устойчивостью положения частных экстернат-школ в годы кризиса. Некоторое уменьшие количества экстернов объясняется не столько падением платежеспособности клиентов, сколько тем, что годы экономического кризиса совпали с пиком кризиса демографического.

Заменяя научение развитием навыков самообразования, экстернат оказывается способным воплотить в биографиях своих экстернов теоретическое положение И. Иллича о том, что человеку с высокой мотивацией, не имеющему особых трудностей в учении, часто не нужна никакая помощь, кроме показа того, чему он хочет научиться [3, с. 104]. В уставах экстернат-школ декларируется, что продуманные алгоритмы методического сопровождения каждого учащегося, акцент на самообразование и грамотное распределение собственного времени обеспечивают успешность образовательных карьер экстернов и после получении аттестата о среднем образовании. Бывшие экстерны омечают, что, в отличие от выпускников обычной школы, они избавлены от трудностей адаптации после поступлении в вуз. В итоге в последние годы все чаще в экстернат-школу обращаются по рекомендации тех, кто уже эту школу закончил. Нередко это младшие братья или сестры не самих бывших экстернов, а их сокурсников, оценивших преимущества экстернат-подготовки для учебы в вузе. В подобной преемственности можно увидеть признаки зарождения новых возможностей формирования молодежной солидарности, в основе которой — образовательные стратегии, нацеленные на достижение индивидуального успеха.

Сегодня школьный экстернат уже не рассматривается как только компенсаторная мера для неуспевающих учащихся. Среди экстернов встречается все больше успешных учащихся, обратившихся к экстернату сознательно, желающих получить достойное и полноценное образование. Параллельно с этим сохраняется и негатив в восприятии экстерната и особенно частных экстернат-школ. Последние критикуются за дороговизну, за потакание подростковой асоциальности, за превращение экстернов в заложников родительских амбиций и обладателей «комплекса вундеркинда», за образовательные темпы, приучающие ребенка к цейтноту и к роли «вечно догоняющего». Учителя частных школ клеймятся как халтурщики, использующие экстернат в качестве дополнительного заработка.

В заключение

Предложенный обзор был бы не полным без уделения внимания такой проблеме, как правовая и финансовая непрозрачность школьного экстерната, что служит основанием для целого ряда «теневых» практик: от подмены самообразования вынужденным репетиторством до закамуфлированной торговли школьными аттестатами.

Приведем пример. Тенденция последних лет — появление «младшего детского» экстерната (5-8 классов) — сближает экстернат с домашним образованием. Получение образования в семье — форма (как и экстернат), закрепленная законом «Об образовании» от 1991 г. Однако оба Положения (и об экстернате, и о семейном образовании) под предлогом, что их нужно доработать, специальными указами были отменены. Положение об экстернате было действительно доработано, и на него (Положение от 2000 г.) сейчас опираются все образовательные учреждения, оказывающие экстернат-услуги. А вот доработанного Положения о получении образования в семье так и не вышло. В итоге, сложилась двойственная ситуация, когда по закону «Об образовании» получение образования в семье считается легальным, но юридического сопровождения для этой формы обучения в виде специального Положения не существует.

Можно предположить, что одна из причин такой юридической запутанности — не-проработанный финансовый аспект. По закону, каждому школьнику, независимо от того, в какой форме он изучает учебную программу, государство гарантирует фиксированное финансовое сопровождение. Следовательно, если обучение проходит не в стенах школы, родители, взявшие на себя обучение своего ребенка, должны получать от государства определенную финансовую поддержку. Процедура этих выплат не продумана до сих пор.

При отсутствии доработанного Положения о получении образования в семье родители младших школьников все чаще обращаются к экстернату, что оборачивается рядом сложно решаемых проблем. И в прежние годы школьный экстернат не был однороден. Он различался по своему социальному составу, мотивировке выбора этой формы обучения, по способностям учащегося к обучению (главным образом, к самообразованию), по своему предыдущему школьному опыту. Но это была определенная возрастная группа, на которую и было ориентировано методическое сопровождение экстернов. С появлением в школе учащихся младших классов стало понятно, что этих детей надо сначала качественно подготовить, прежде чем использовать для них такой способ освоения программы средней школы. Но система экстерната строится на принципах самообразовании, а дополнение, касающееся домашнего образования, сложно включить в школьный Устав, так как нужного Положения фактически не существует...

Получается, что возникший в рамках демократизации образовательной системы школьный экстернат по-прежнему находится в системной бюрократической ловушке. Неоднозначность юридического обоснования экстерната усугубляется чиновничьим сопротивлением сделать дискуссию вокруг экстернат-образования открытой и прозрачной. Финансовый аспект проблемы — один из самых запутанных и закрытых. По мнению экспертов, сегодня даже фактическое количество экстернов совершенно не реально отразить в статистике. Так, практически все вечерние школы оказывают экстернат-услуги. Но оказывается, все экстерны в этих школах идут «вне контингента», то есть элементарно не включены в алфавитные списки. Иначе на каждого такого учащегося нужно было бы оформлять отдельное финансирование, что явно не выгодно представителям районо. С другой стороны, сокрытие реального количества учащихся позволяет шко-

ле не раскрывать все свои источники доходов. В итоге, вычислить экстернов вечерней школы можно, только сравнив алфавитные списки учащихся с книгой выдачи аттестатов. Однако вряд ли какой-нибудь администратор добровольно допустит исследователя к своей «двойной бухгалтерии».

Школьный экстернат представляет собой новую образовательную форму, в рамках которой решаются старые назревшие школьные проблемы. На их место приходят не только новые возможности, но и новые трудности. Так что непрозрачная статистика экстерната — далеко не единственное, в чем предстоит разобраться исследователям.

Литература

1. Альтернативное образование: доступность выбора, социальная ниша для маргиналов или институт неравенства? Исследование негосударственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга: отчет по проекту. СПб., 2007.

2. Вечерняя школа: справочник по вопросам очного и заочного обучения работающей молодежи и взрослых. М., 1973. С. 396-402.

3. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: фрагменты из работ разных лет / пер И. Иллич; под ред. Т. Шанина. М., 2006.

4. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

5. Один. Дома // Невское время. 2 июня 2009 г.

6. Приказ Министерства Образования РФ от 23 июня 2000 г., № 1884 «Об утверждении положения о получении общего образования в форме экстерната». URL: http://base.garant.ru/182287/ (дата обращения: 02.09.10).

7. Смирнова Е. Э. Введение в социологию образования. СПб., 2006.

Статья поступила в редакцию 28 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.