НАУЧНЫЙ ПОИСК
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: ОТ КОММЕРЦИИ К НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ1
Аннотация. В статье исследован отечественный опыт преподавания дисциплин, нацеленных на подготовку юристов для сопровождения экономической (торговой, хозяйственной, предпринимательской) деятельности. Обращено внимание на становление юридического образования в российских университетахXVIII — XIX вв., обозначены особенности подготовки юристов в указанный период. Выявлен генезис предпринимательского права, базирующегося на дореволюционном торговом праве и советском хозяйственном праве. Обозначены учебные курсы, нацеленные на формирование у будущих юристов профессиональных знаний для правового сопровождения хозяйственной деятельности, преподавание которых предшествовало введению в учебные программы предпринимательского права и смежных дисциплин. Затронут вопрос о формах обучения юристов, использовавшихся в дореволюционный и советский периоды. Показано становление экстерната в сфере юридического образования. Выявлена роль заочной формы подготовки юристов. С опорой на данные авторского социологического исследования обращено внимание на достоинства и недостатки дистанционного обучения. Сделан вывод о необходимости синтеза накопленного опыта заочного обучения и современных технологий для преодоления проблем дистанционной подготовки юристов для бизнеса.
Ключевые слова: юридическое образование, торговое право, хозяйственное право, предпринимательское право, коммерческое право, экстернат, заочное обучение, дистанционное обучение, онлайн-обучение.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.59.7.121-130
Инна Владимировна ЕРШОВА,
заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Елена Валерьевна ТРОФИМОВА,
доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16081 «Трансформация концептуальных основ подготовки юристов для сферы бизнеса в условиях цифровой экономики».
© И. В. Ершова, Е. В. Трофимова, 2019
/" Ж УНИВЕРСИТЕТА
"М имени O.E. Кугафина (МГЮА)
I. V. ERSHOVA,
Head of the Department of Entrepreneurial and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Doctor of Law, Professor, Honorary Lawyer of the Russian Federation [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Street, 9
E. V. TROFIMOVA
Assistant Professor of the Department of Entrepreneurial and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Legal Sciences
[email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9
RUSSIAN EXPERIENCE IN TRAINING LAWYERS FOR THE ECONOMY IN HISTORICAL PERSPECTIVE: FROM COMMERCE TO THE NATIONAL ECONOMY
Abstract. The article investigates the domestic experience of teaching disciplines aimed at training lawyers to support economic (trade, economic, entrepreneurial) activities. Attention is paid to the formation of legal education in Russian universities of the XVIII-XIX century, the features of training lawyers in this period. The Genesis of business law based on pre-revolutionary trade law and Soviet economic law is revealed. The training courses aimed at the formation of future lawyers of professional knowledge for legal support of economic activity, the teaching of which preceded the introduction of the curriculum of business law and related disciplines. The question of the forms of training of lawyers used in the pre-revolutionary and Soviet period is touched upon. The formation of external studies in the field of legal education is shown. The role of correspondence training of lawyers is revealed. Based on the data of the author's sociological research, attention is paid to the advantages and disadvantages of distance learning. The conclusion is made about the necessity of synthesis of the accumulated experience of distance learning and modern technologies to overcome the problems of distance training of lawyers for business.
Keywords: legal education, trade law, economic law, business law, commercial law, external studies, distance learning, online learning.
Лавинообразные технологические изменения, происходящие на наших глазах, обусловили появление новых видов предпринимательства, возрастание скорости оборота товаров, работ и услуг, и, как результат, усложнение экономических отношений и соответствующей регуляторной базы. Указанные факторы являются серьезным вызовом для юристов, осуществляющих сопровождение бизнеса, поскольку им приходится одновременно изучать огромные массивы правовой информации и материалов правоприменительной практики, осваивать информационные технологии, а иногда и действовать в условиях де-
УНИВЕРСИТЕТА Российский опыт подготовки юристов для экономики в исторической имени o.e. кугафина(мгюА) перспективе: от коммерции к народному хозяйству
фицита юридических конструкций, описывающих новую цифровую реальность. В современных условиях подготовка юристов для предпринимательской сферы2 должна учитывать названные особенности их будущей профессиональной деятельности. Представляется, что поиск решений указанных проблем должен опираться на тот обширный опыт, который накоплен отечественным юридическим образованием дореволюционного и советского периодов, преодолевавшим в свое время не менее значительные трудности (бурное развитие капиталистических отношений, революционные потрясения и последовавшая за ними кардинальная перестройка общественно-экономической системы, нехватка материальных ресурсов и педагогических кадров3 и т.д.).
Российское юридическое образование берет свое начало с издания указа Петра I от 28 января 1724 г. об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук и Университета для обучения «младых людей» «наукам высоким, яко Теологии и Юриспруденции (Прав искусству), Медицине и Философии». В учрежденном императрицей Елизаветой в 1755 г. Московском университете также был образован юридический факультет.
К концу XVIII — началу XIX в. право преподавалось во всех российских университетах: Московском, Петербургском, Киевском, Казанском, Дерптском, Харьковском и др.4 Подготовка студентов-юристов в университетах продолжалась три года и состояла обычно из лекций (по 4 ч. в день) и практических занятий, включавших в себя изучение и разбор законодательных актов, судебных дел, подготовку документов и т.д. Курс обучения ежегодно завершался испытаниями. Особое значение придавалось итоговой проверке знаний, к которым студенты готовились под руководством профессоров5.
Приоритет при этом отдавался фундаментально-правовым (теория и история права, история правовых учений и т.д.), а не отраслевым дисциплинам6. Причины данного явления обозначены В. А. Томсиновым: «С началом XIX в. в развитых
О необходимости отказа от принципа «единого юриста» см.: Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7.
О проблеме обеспечения юридических факультетов университетов профессурой как в дореволюционный, так и в советский период см.: Юртаева Е. А. Организация профессиональной подготовки юристов в дореволюционный период // Журнал российского права. 2008. № 7 ; Смыкалин А. Советская судебная система в послевоенные годы //
Российская юстиция. 2002. № 12. С. 39.
Обратим также внимание на тот факт, что в России начала XX в. насчитывалось всего 20 % грамотного населения (см.: Ковалевский П. Россия к началу XX века // Москва. 1990. № 11. С. 164).
Руднев В. Н. Подготовка юристов в свете российского образования // Российская юстиция. 2006. № 2. I Кодан С. В. Становление юридического образования в России (1800—1850-е гг.) // Рос- ^ сийский юридический журнал. 2001. № 3. С. 102. 4 Момотов В. В. Фундаментальные правовые дисциплины и их роль в профессиональной Ы подготовке судей: историческая ретроспектива // Вестник Университета имени О.Е. Ку- й тафина (МГЮА). 2018. № 8. ПОИСК
3
4
5
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
государствах заметно активизировалась законодательная деятельность. Объем действующего законодательства резко возрос. Правовые системы развитых стран стали более динамичными, изменчивыми. Усложнились и содержание правовых институтов, и выражающая их сущность юридическая терминология. В этих условиях познание действующего права стало значительно более трудным делом, нежели прежде. Юридическое образование, чтобы сохранить свою эффективность, должно было сконцентрироваться на изучении устойчивых свойств правовых явлений, на усвоении закономерностей развития и функционирования права»7.
Обратим внимание, насколько похожи проблемы, вставшие перед юридическим образованием почти двести лет назад, на те вызовы, которые были обозначены в начале настоящей статьи. Не ставя под сомнение необходимость формирования у будущих юристов широкого профессионального кругозора, базирующегося на знании фундаментальных основ права (его теории, истории, философии), заметим, что рассматриваемый подход, будучи краеугольным камнем и современного российского юридического образования, во многом обусловил такие его черты, как оторванность «книжных» знаний студентов от реальной практики, необходимость «доучивать» юристов в соответствии с потребностями той сферы юридической деятельности, к которой они приступают по окончании вуза. Преодоление этой проблемы видится в дальнейшей специализации юридического образования, невозможного без выделения соответствующих учебных дисциплин из более общих учебных курсов. Примером подобной дисциплины в дореволюционный период может служить торговое право.
А. И. Каминка отмечал, что торговое право часто является пионером новых идей, «...постоянно увеличивается новыми нормами, соответствующими вновь возникающим отношениям в области торгового оборота»8. Вопрос о месте торгового права в правовой системе оставался в дореволюционном правоведении дискуссионным, однако в 1873—1874 гг. П. П. Цитовичем был разработан самостоятельный учебный курс торгового права9. С включением в Университетский устав в 1884 г. предписания об учреждении кафедр торгового права на всех юридических факультетах началось систематическое изучение данной учебной дисциплины10. Заслуживает внимания тот факт, что Г. Ф. Шершеневич, не признававший самостоятельность торгового права как отрасли права, тем не менее рассматривал его в качестве самостоятельной учебной дисциплины, «поскольку это вызывается выдающимся общественным интересом к этой области отношений, сложностью последних, которая порождает практические затруднения»11.
7 Томсинов В. А. Развитие русской юриспруденции во второй трети XIX века. Статья третья // Законодательство. 2008. № 10.
8 Каминка А. И. Очерки торгового права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М. : Зерцало, 2007.
9 Цитович П. П. Лекции по торговому праву, читанные в Императорском Новороссийском университете в 1873/74 учебном году. Вып. I. Одесса : Типография П. Францова, 1873.
10 Андреева Л. В., Ершова И. В. История российского предпринимательского (хозяйственного) и коммерческого (торгового) права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 1 С. 25.
11 Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). М. : Спарк, 1994. С. 27.
УНИВЕРСИТЕТА Российский опыт подготовки юристов для экономики в исторической имени o.e. кугафина(мгюА) перспективе: от коммерции к народному хозяйству
Дальнейшее изучение торговой и иных видов деятельности привело к выявлению их предпринимательского характера, выделению из гражданских более общих по отношению к торговым — предпринимательских отношений12, что сопровождалось подготовкой соответствующих учебных курсов13.
После Октябрьской революции 1917 г. происходит кардинальное реформирование системы юридического образования, поскольку одной из задач советской власти было внедрение высшего образования в массы, а классическая методика преподавания и содержание учебных курсов не соответствовали новым историческим условиям и марксистско-ленинскому учению. На практике это привело к замене правовой науки правовой идеологией в форме активного вмешательства партийных органов в юридическую деятельность, т.е. в правотворчество, правоприменительную деятельность и непосредственно в юридическое образование14.
Полная драматизма дискуссия о регулировании хозяйственной деятельности в Советском государстве, развернувшаяся в отечественной правовой науке в 20—30-е гг. XX в.15, не исключала разработки учебных курсов16 с целью подготовки юристов для народного хозяйства, осуществлявшейся вплоть до 1938 г., когда была разгромлена научная школа единого хозяйственного права17.
Преподавание хозяйственного права возобновляется в 1960-е гг., благодаря принятию постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». Первая программа по хозяйственному праву, утвержденная в 1967 г., была подготовлена под редакцией академика В. В. Лаптева Институтом государства и права АН СССР18. На юридических факультетах университетов и в юридических институтах вводятся курсы хозяйственного права19, причем в большинстве случаев оно изучается в качестве не основного, а специального курса студентами, выбравшими хозяйственно-правовую специализацию.
В условиях новой экономической реальности, возникшей в стране в результате общественно-политических преобразований конца 80-х гг. ХХ в., необходимость включения в систему подготовки юристов предпринимательского (хозяйственного), коммерческого права предопределяется потребностями практики. На юридиче-
12 Андреева Л. В., Ершова И. В. Указ. соч. С. 28.
13 Каминка А. И. Основы предпринимательского права. Пг., 1917.
14 Шадрин В. М. Теоретическая юриспруденция и юридическое образование в первые годы советской власти // Вестник Челябинского государственного университета. Серия : Право. 2012. № 27. С. 46.
15 См.: Исаев И. А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986. С. 121—122.
16 Курс советского хозяйственного права / под ред. Л. Я. Гинцбурга, Е. М. Пашуканиса. М. : Соцэкгиз, 1935. Т. 1. 448 с.
17 См.: Мартемьянов В. С. Юридическая трагедия // Предпринимательское право. 2004. I № 2. С. 39—45. >
18 Лаптев В. В. Предмет и система хозяйственного права. М. : Юрид. лит., 1969. 4
19 Хозяйственное право : учебник / под ред. В. В. Лаптева. М. : Юрид. лит., 1983 ; Марте- Ы мьянов В. С. Общие положения советского хозяйственного права. Закон. Проблемы. й Предложения : учебное пособие. М., 1987. ПОИСК
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ских факультетах ведущих вузов начинают создаваться кафедры хозяйственного права либо хозяйственное право преподается в рамках существующих кафедр гражданского права. В 1988 г. была создана кафедра хозяйственного права ВЮЗИ, в настоящее время — кафедра предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)20. В 1989 г. образована кафедра хозяйственного права и правового регулирования внешнеэкономической деятельности (в настоящее время — кафедра предпринимательского права) МГУ имени М.В. Ломоносова.
Курс современного предпринимательского (хозяйственного) права впервые был издан в 1994 г. в виде двухтомного учебника «Хозяйственное право», первый том которого был написан В. С. Мартемьяновым21, а второй под редакцией В. С. Мартемьянова, подготовлен коллективом авторов, преподавателей кафедры хозяйственного права МГЮА22. Впоследствии профессорско-преподавательским составом ведущих юридических вузов страны была создана обширная линейка учебников и учебных пособий по предпринимательскому, коммерческому и корпоративному праву, а также целому ряду специальных курсов (инвестиционное право, правовое регулирование банкротства и т.д.), изучаемых в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры23.
Рассмотрев вопрос о роли дисциплин, специально нацеленных на формирование у будущих юристов профессиональных знаний для правового сопровождения бизнеса, кратко остановимся на формах обучения, использовавшихся в отечественном юридическом образовании для подготовки студентов вне стен аудиторий — предшественниках современного дистанционного и онлайн-обучения.
Экстернат (от лат. extemus — посторонний) предполагает самостоятельное изучение обучающимся образовательной программы с последующей текущей и итоговой аттестацией в учебном заведении и позволяет не только ускорить процесс подготовки, но и совмещать обучение по нескольким специальностям или сочетать обучение с работой. В том или ином виде данная форма обучения применялась в России с конца XVIII в. до принятия действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»24, который рассматривает экстернат не в качестве самостоятельной формы обучения, а как способ прохождения государственной аттестации при семейном образовании и самообразовании.
Самым, пожалуй, известным примером использования возможностей экстерната в сфере юридического образования является блестящая сдача В. И. Улья-
20 Ершова И.В., Отнюкова Г.Д. О кафедре предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 1. С. 10—22.
21 Мартемьянов В. С. Хозяйственное право. М. : Бек, 1994. Т. 1 : Общие положения : курс лекций.
22 Хозяйственное право : учебник для вузов / отв. ред. В. С. Мартемьянов. М. : Бек, 1994. Т. 2.
23 См.: Ершова И. В. Научные школы: закон, доктрина, практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 11. С. 13—19.
24 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.
УНИВЕРСИТЕТА Российский опыт подготовки юристов для экономики в исторической имени o.e. кугафина(мгюА) перспективе: от коммерции к народному хозяйству
новым (Лениным) экстерном экзаменов за курс юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета в 1891 г.25
Официальное разрешение к зачислению женщин в университеты в качестве вольнослушательниц относится к 1904 г., но только «в особо уважительных случаях» и с разрешения министра народного образования. Начиная с 1909 г. после прослушивания университетского курса женщины получили право сдавать испытательные экзамены в качестве экстернов, а с 1911 г. — получать научные степени магистра и доктора26.
Возможность получения высшего юридического образования женщинам предоставляли также четырехлетние Высшие женские (Бестужевские) курсы в Санкт-Петербурге, где в 1906 г. был открыт юридический факультет. После прохождения обучения курсистки могли сдавать экзамены в университете. В 1910 г. Бестужевские курсы были признаны высшим учебным заведением с объемом преподавания, равным университету, а свидетельства об окончании курсов были приравнены к дипломам университета.
В первые десятилетия советской власти новыми методами, применяемыми в юридическом образовании, стали: уменьшение количества лекционных занятий, сокращение срока подготовки юристов, а также внедрение вечерней и заочной форм обучения27. Начало заочной подготовки юристов отсчитывается с образования в 1927 г. в 1-м МГУ бюро заочного юридического образования (факультет советского права на дому) с четырехлетним сроком обучения28. Центром юридического образования, признанной «кузницей юридических кадров» становится Всесоюзный юридический заочный институт, созданный в результате преобразования действовавших с 1931 г. Центральных заочных курсов советского права. Как отмечает И. А. Исаев, «поставленная перед высшей школой задача массовой подготовки профессиональных кадров делала именно форму заочного обучения наиболее актуальной»29.
С учетом того потенциала, который был накоплен заочной формой обучения юристов в советский период, положение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)30 о том, что бакалавры, получающие высшее образование впервые, не могут избрать заочную форму обучения, вызвало критические оценки31. Дело не только в отсутствии у граждан возможности
25 Логинов В. Т. Владимир Ленин. Выбор пути: биография. М., 2005. С. 102.
26 Юртаева Е. А. Указ. соч.
27 Перевалов В. Д. Методология юридического образования: истоки и этапы развития // Российский юридический журнал. 2017. № 6.
28 Шадрин В. М. Указ. соч. С. 48.
29 Исаев И. А. 85 лет: от ВЮЗИ к Московскому государственному юридическому университету имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина I (МГЮА). 2016. № 9. С. 9. >
30 Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 // 4 Официальный интернет-портал правовой информации. www.pravo.gov.ru. Ы
31 Сошникова Т. А. Некоторые проблемы обеспечения качества юридического образования й
в современной России // Образование и право. 2017. № 1. ПОИСК
Jf 1
В- ^ 1
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
реализовать свое конституционное право на получение высшего образования в очной форме из-за их материального положения, требующего сочетать работу с обучением, но и в огромных размерах территории нашей страны — для получения высшего юридического образования уровня бакалавриата значительному числу студентов требуется менять место жительства, что приводит к оттоку талантливой молодежи в крупные города и дальнейшему усугублению социально-демографических диспропорций в развитии регионов.
Таким образом, институты экстерната и (в большей степени) заочного обучения сыграли свою роль в предоставлении возможностей получения высшего юридического образования широкому кругу лиц, которые по тем или иным причинам (различным в рассматриваемые исторические периоды) не могли обучаться очно.
Наряду с достоинствами (возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающихся; обеспечение доступа к разнообразным образовательным программам), самоподготовка студентов и их дистанционное обучение имеют и свои узкие места (недостаточная глубина полученных знаний, риск несамостоятельного выполнения обучающих и контрольных заданий, а также снижение у обучающихся мотивации к систематическим занятиям). Любопытно, что по итогам проведенного авторами анкетирования (в опросе приняли участие 155 респондентов: 32 преподавателя и 123 студента магистерских программ «Правовое сопровождение бизнеса (Бизнес-юрист)» и «Юрист в сфере корпоративного права» кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)), к основным плюсам обучения в онлайн-формате респонденты отнесли: доступность (возможность послушать спикеров из любой точки планеты) — 73,54 %; удобство (возможность смотреть трансляции любое количество раз и в любое время) — 70,32 %; скорость (он-лайн-курсы, как правило, краткосрочные) — 31,61 %; актуальность (тесная связь с реальной работой, мгновенная обратная связь) — 25,16 %. В числе основных недостатков дистанционного обучения: отсутствие личного контакта с преподавателем и аудиторией — 59,35 % и необходимость жесткой самодисциплины — 47,74 %32.
Представляется, что наметить пути разрешения названных проблем позволит синтез накопленного опыта и современных технологий (консультации преподавателей в удаленном режиме; использование цифровых технологий для индивидуализации контрольных заданий и проверки их выполнения; удаленная идентификация и визуальный контроль при прохождении обучающимися аттестации и т.д.).
В заключение отметим, что формирование специализированных образовательных программ для подготовки и повышения квалификации бизнес-юристов с использованием возможностей онлайн-технологий опирается на мощные традиции отечественного юридического образования в области преподавания учебных дисциплин торгового и хозяйственного права, а также обучения по заочной форме.
32 Подробнее см.: Ершова И. В. Цифровизация образования: pro & contra // Предпринимательское право. 2019. № 3. С. 61—68.
УНИВЕРСИТЕТА Российский опыт подготовки юристов для экономики в исторической имени o.e. кутафина (мгюа) перспективе: от коммерции к народному хозяйству
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Л. В., Ершова И. В. История российского предпринимательского (хозяйственного) и коммерческого (торгового) права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2015. — № 1. — С. 23—35.
2. Ершова И. В., Отнюкова Г. Д. О кафедре предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2015. — № 1. — С. 10—22.
3. Ершова И. В. Научные школы: закон, доктрина, практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 11. — С. 6—19.
4. Ершова И. В. Цифровизация образования: pro & contra // Предпринимательское право. — 2019. — № 3. — С. 61—68.
5. Исаев И. А. 85 лет: от ВЮЗИ к Московскому государственному юридическому университету имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 9. — С. 8—15.
6. Исаев И. А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). — М., 1986. — 175 с.
7. Каминка А. И. Основы предпринимательского права. — Пг., 1917.
8. Каминка А. И. Очерки торгового права / под ред. и с предисл. В. А. Томсино-ва. — М. : Зерцало,2007.
9. Ковалевский П. Россия к началу XX века // Москва. — 1990. — № 11. — С. 162—164.
10. Кодан С. В. Становление юридического образования в России (1800— 1850-е гг.) // Российский юридический журнал. — 2001. — № 3. — С. 98—108.
11. Курс советского хозяйственного права / под ред. Л. Я. Гинцбурга, Е. М. Пашу-каниса. — М. : Соцэкгиз, 1935. — Т. 1. — 448 с.
12. Лаптев В. В. Предмет и система хозяйственного права. — М. : Юрид. лит., 1969. — 175 с.
13. Логинов В. Т. Владимир Ленин. Выбор пути : биография. — М. : Республика, 2005. — 447 с.
14. Мартемьянов В. С. Общие положения советского хозяйственного права. Закон. Проблемы. Предложения : учебное пособие. — М., 1987. — 79 с.
15. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право. — М. : Бек, 1994. — Т. 1 : Общие положения : курс лекций. — 312 с.
16. Мартемьянов В. С. Юридическая трагедия // Предпринимательское право. — 2004. — № 2. — С. 39—45.
17. Момотов В. В. Фундаментальные правовые дисциплины и их роль в профессиональной подготовке судей: историческая ретроспектива // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 8.
18. Перевалов В. Д. Методология юридического образования: истоки и этапы
развития // Российский юридический журнал. — 2017. — № 6. j
19. Руднев В. Н. Подготовка юристов в свете российского образования // Россий- А ская юстиция. — 2006. — № 2. Ч
20. Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой j культуры // Журнал российского права. — 2009. — № 7. Й
ПОИСК
'И 1
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
21. Смыкалин А. Советская судебная система в послевоенные годы // Российская юстиция. — 2002. — № 12. — С. 39—42.
22. Сошникова Т. А. Некоторые проблемы обеспечения качества юридического образования в современной России // Образование и право. — 2017. — № 1.
23. Томсинов В. А. Развитие русской юриспруденции во второй трети XIX века. Статья третья // Законодательство. — 2008. — № 10.
24. Хозяйственное право : учебник / под ред. В. В. Лаптева. — М. : Юрид. лит., 1983. — 528 с.
25. Хозяйственное право : учебник для вузов / отв. ред. В. С. Мартемьянов. — М. : Бек, 1994. — Т. 2. — 400 с.
26. Цитович П. П. Лекции по торговому праву, читанные в Императорском Новороссийском университете в 1873/74 учебном году. — Вып. I. — Одесса : Типография П. Францова, 1873.
27. Шадрин В. М. Теоретическая юриспруденция и юридическое образование в первые годы советской власти // Вестник Челябинского государственного университета. — Серия : право. — 2012. — № 27. — С. 45—49.
28. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). — М. : Спарк, 1994. — 335 с.
29. Юртаева Е. А. Организация профессиональной подготовки юристов в дореволюционный период // Журнал российского права. — 2008. — № 7.