в
L-—^ i,
ЕСТНИК *узнеч°вв Н В бб юл
VHMRPPPMTPTA Проблемы информационного обеспечения бизнеса в преподавании |q|
УНИВЕРСИТЕТА
имени o.e. кут-афина(мгюА) предпринимательского права и смежных дисциплин
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИЗНЕСА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. В статье раскрываются значение и особенности преподавания правовых основ информационного обеспечения бизнеса в курсе предпринимательского права и смежных дисциплин, специфика изучения актуальных проблем использования информационных технологий в предпринимательской деятельности применительно к двум уровням образования — бакалавриату и магистратуре, вопросы учебно-методического обеспечения дисциплин, связанных с рассматриваемой проблематикой.
Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, предпринимательская деятельность, предпринимательское право, учебные программы, бакалавриат, магистратура, учебные дисциплины.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.181-188
N. V. KUZNETSOVA,
PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
[email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul, 9
PROBLEMS OF BUSINESS INFORMATION SUPPORT IN THE TEACHING OF BUSINESS LAW AND RELATED DISCIPLINES
Abstract. The article describes the value and features of teaching legal foundations of business information support in the course of business law and related disciplines, specifics of studying of actual problems of use of information technologies in business activities in relation to the two levels of education — bachelor and master, issues of training and methodological support of disciplines related to the considered issues. Keywords: information, information security, entrepreneurship, business law, academic programs, undergraduate, graduate, academic discipline.
Развитие современного общества базируется на формировании и использовании информационной инфраструктуры, которая охватывает все сферы его жизнедеятельности. Информационные и коммуникационные технологии стали частью отраслей экономики и государственного управления, оказывают существенное влияние на социально-политическую, культурную и духовную сфе-
Наталия
Владимировна
КУЗНЕЦОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская, д. 9
Г И
ше
mü
РШ АЫ Ш m О Т Вт
ЕН
ло
ОГ
ПРОЦЕССЕ
>
© Н. В. Кузнецова, 2018
82 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
ры. Без информационных технологий невозможно представить осуществление предпринимательской деятельности, что предполагает постоянно возрастающий объем электронного взаимодействия как между самими участниками экономической деятельности, так и между государством и бизнесом.
Внедрение информационных технологий осуществляется в условиях постоянного воздействия государства на этот процесс по различным направлениям. Прежде всего это принятие и реализация программных документов и законодательное регулирование.
Правовые вопросы информационного обеспечения предпринимательской деятельности давно привлекали внимание кафедры. Уже в середине 1990-х гг. они рассматривались в учебном процессе1.
Активное развитие информационных технологий, информатизация российского общества нашли отражение в праве, в регулировании информационных отношений, складывающихся в экономике. Формирование информационного законодательства, включение большого количества норм об информации в законы о предпринимательской деятельности2, а также в целый ряд соглашений РФ в связи с ее участием в международных объединениях (ВТО, Таможенном союзе, Евразийском экономическом союзе)3, обусловило необходимость анализа нормативно-правовой базы информационного обеспечения бизнеса в процессе преподавания предпринимательского права и смежных с ним учебных дисциплин.
В связи с этим указанная проблематика получила дальнейшее развитие в преподавательской деятельности кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), в учебниках и учебных пособиях, изданных ее коллективом. Переход на двухуровневое образование (бакалавриат и магистратуру) ознаменовал новый этап в совершенствовании образовательного процесса, в том числе применительно к проблемам изучения правовых основ информационного обеспечения бизнеса.
В настоящее время указанная тематика реализуется в рамках учебных программ, предназначенных как для бакалавров, так и для магистров.
В программе для бакалавров изучается тема «Информационное обеспечение субъектов предпринимательской деятельности», в которой рассматриваются базовые вопросы правового регулирования информационных отношений участников предпринимательской деятельности.
1 См.: Хозяйственное право: курс лекций / под ред. В. С. Мартемьянова. М. : Бек, 1994. Т. 2.
2 Например: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» ; Федеральный закон от 27 июля 2010 г № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации...».
3 См., например: Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 января 2015 г. № 5 // СПС «КонсультантПлюс» ; Правила электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли Таможенного союза. Решение № 60 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (г. Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
73
L-—^ Ii
Кузнецова Н. В.
УНИВЕРСИТЕТА Пробпемы инфор имени o.e. кугафина(мгюА) предпринимательского права и смежных дисциплин
УНИВЕРСИТЕТА Проблемы информационного обеспечения бизнеса в преподавании
Правовые аспекты информационной деятельности затрагиваются и при преподавании других учебных дисциплин. Так, студенты Университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА) изучают проблемы информационного права на кафедре правовой информатики. Однако вопросы, которые рассматриваются в курсе предпринимательского права, не дублируют их, а раскрываются совершенно в другом ракурсе и в связи со специальным предметом — предпринимательской деятельностью. В частности, опираясь на общие положения информационного права, студенты изучают такие вопросы, как правовой режим коммерческой тайны в корпоративных организациях, информационные системы по обеспечению развития бизнеса в различных отраслях экономики (топливно-энергетическом комплексе, промышленности, торговле, сфере госзакупок и др.), обязанности коммерческих организаций по предоставлению и раскрытию информации, реализация права на информацию в корпоративных отношениях и др. При этом все более широкое использование информационных технологий, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в сфере бизнеса и его взаимодействия с государством приводит к значительному увеличению объема электронного документооборота. Права и обязанности хозяйствующих субъектов в процессе его осуществления также являются предметом обсуждения студентов на занятиях.
Нельзя не заметить, что рассматриваемая проблематика в большей или меньшей степени касается многих тем учебного курса предпринимательского права, так как информационная составляющая пронизывает все стороны предпринимательской деятельности — государственную регистрацию и лицензирование, налоговую и бухгалтерскую отчетность хозяйствующих субъектов, расчеты, раскрытие информации на рынке ценных бумаг, реализацию информационной функции саморегулируемых организаций и т.д. Поэтому тема «Информационное обеспечение субъектов предпринимательской деятельности» включена в первую часть предпринимательского права, которая содержит наиболее общие вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Отдельные проблемы, посвященные этой теме, вошли также в содержание учебного курса коммерческого (торгового) права. Как известно, Федеральный закон от 28 декабря 2012 г № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»4 в качестве одного из методов этого регулирования выделяет информационное обеспечение в области торговой деятельности (ст. 4). Правовые основы формирования и использования системы государственного информационного обеспечения торговой деятельности, ц создаваемой на федеральном уровне, а также торговых реестров, создаваемых в субъектах Российской Федерации, изучаются в рамках темы о государственном ° р регулировании торговли.
Представляется, что, исходя из анализа правовых основ информационного >Е
обеспечения бизнеса, многообразия элементов информационной инфраструктуры
его осуществления, а также тенденций дальнейшего развития информационных
Шт ТХ
технологий в сфере экономики, можно признать информационное обеспечение ЕП
в качестве метода государственного регулирования не только торговой деятель- ^ л
и п
ности, но и предпринимательской деятельности в целом. В данном контексте
СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2.
9*
ПРОЦЕССЕ
>
4
184 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Пз^
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
целесообразно проводить изучение правовых проблем информационного обеспечения предпринимательской деятельности в соответствующих учебных курсах.
На уровне магистратуры преподавание вопросов информационного обеспечения предпринимательской деятельности реализуется в рамках магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)». Студенты изучают специальную учебную дисциплину «Информация в бизнес-сфере»5 («Информационное обеспечение предпринимательской деятельности» — для студентов магистратуры Института бизнес-права), что предполагает не только более углубленное рассмотрение соответствующих вопросов на основе компетенций, сформированных в бакалавриате, но и расширение предмета изучения за счет включения в него такого вида информации, как реклама6.
Рассмотрение проблем, связанных с правовым регулированием рекламы, можно считать важным условием более полного охвата информационных отношений в области предпринимательства, поскольку реклама представляет собой информацию, распространение которой не только является одним из видов предпринимательской деятельности, но и оказывает существенное воздействие на другие сферы бизнеса. Изучение правовых основ рекламной деятельности затрагивает проблемы соблюдения законодательных требований к рекламной информации, осуществления государственного антимонопольного контроля в данной сфере, особенности порядка размещения и распространения коммерческой рекламы различных видов и др.
Еще одна важная проблема информационного обеспечения бизнеса касается информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве одной из мер их государственной поддержки, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»7, и изучается магистрами в учебной дисциплине «Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства».
Применительно к рабочим учебным программам для магистров соответствующие вопросы включены также в изучение таких дисциплин, как «Правовое регулирование организации и осуществления торговой деятельности» и «Правовое регулирование торговой и закупочной деятельности». Для закупочной деятельности информационные технологии имеют особое значение, так как осуществление государственных закупок основывается в большой степени на функционировании единой информационной системы, создание которой предусмотрено ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»8. Она не только является предпосылкой реализации целого
5 См.: Андронова Т. А., Кузнецова Н. В. Информация в бизнес-сфере. Программа учебной дисциплины (извлечение) // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2015. № 3. С. 39—40.
6 Федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-Ф3 «О рекламе». П. 1 ст. 3 // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
7 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
8 СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
73
L-—^ ь
Кузнецова Н. В.
УНИВЕРСИТЕТА Пр°бпемы инфор имени o.e. кугафина(мгюА) предпринимательского права и смежных дисциплин
УНИВЕРСИТЕТА Проблемы информационного обеспечения бизнеса в преподавании
ряда принципов, на которых базируется контрактная система (открытость и прозрачность, обеспечение конкуренции и др. (ст. 6, 7)), но и содержит в себе функциональную составляющую, является инструментом ее реализации, т.к. большинство действий, входящих в структуру контрактной системы, осуществляется с использованием единой информационной системы9.
Информационная проблематика стала важной составной частью преподавания корпоративного права. В частности, ее отдельные вопросы освещаются в одноименном учебном курсе в разделе о корпоративном управлении, а в расширенном варианте она представлена в специальной учебной дисциплине для магистров «Право на получение информации о деятельности корпорации», в которой подробно рассматриваются порядок и способы реализации и защиты информационных прав участников коммерческих организаций в качестве элемента их корпоративного статуса, обеспечивающего участие в управлении корпорацией.
Новые проблемы, обусловленные использованием информационных технологий и цифровой экономики в сфере бизнеса, требуют исследования и освещения в учебных курсах в связи с принятием последних программных документов в области развития информационных технологий.
В частности, согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы10 основными задачами применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и бизнеса, формирования новой технологической основы в экономике являются осуществление в электронной форме идентификации и аутентификации участников хозяйственной деятельности; обеспечение доступности электронных форм коммерческих отношений для предприятий малого и среднего бизнеса; сокращение административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности вследствие использования информационных и коммуникационных технологий при проведении проверок органами государственного и муниципального контроля (надзора) и при сборе данных официального статистического учета; создание электронной системы представления субъектами хозяйственной деятельности отчетности в органы государственной власти Российской Федерации; обеспечение дистанционного доступа к банковским услугам и др. (п. 41).
Одним из последних важнейших документов стратегического планирования в данной сфере стала программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р11. В ней отмечается, что национальными интересами в области цифровой эконо- ц
мики являются формирование новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства др
на этих рынках за счет эффективного применения знаний, развития российской экосистемы цифровой экономики.
Шгп
□ т
9 См. подробнее: Кузнецова Н. В. Правовые основы информационного обеспечения заку- А Х
пок для государственных и муниципальных нужд // Вестник Университета имени О.Е. Ку- т д
тафина (МГЮА). 2015. № 1. С. 78—87. Л Л
Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901. СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.
ПРОЦЕССЕ
>
11
86 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
В числе базовых направлений развития цифровой экономики в названной программе выделяется нормативное регулирование, основная цель которого — формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики)12. Достижение этой цели предполагает принятие целого пакета нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения в сфере бизнеса.
Анализ этих правовых документов, сформулированных в них новых понятий, изучение проблем, возникающих в процессе реализации концепции формирования цифровой технологической основы общества, позволяет актуализировать тематику учебных программ по информационному обеспечению бизнеса, привлечь внимание студентов к современным тенденциям развития российской экономики, стимулировать их активную познавательную деятельность в данной сфере.
К первоочередным задачам изучения информационной проблематики в курсе предпринимательского права и смежных дисциплин следует отнести правовое обеспечение использования информационно-телекоммуникационных сетей (Интернета).
В юридической литературе вопрос о правовом регулировании Интернета является одним из наиболее дискуссионных. Господствующее до недавнего времени представление о том, что Интернет как виртуальное пространство должен быть за пределами правового воздействия, сменилось активным обсуждением проблем его правовой регламентации, что становится особенно актуальным в эпоху «информационных войн» и необходимости обеспечения национальной информационной безопасности.
Нельзя не заметить также тенденцию усиления коммерциализации деятельности в области телекоммуникаций и информационных технологий. В литературе справедливо отмечается, что «сформировался информационный рынок, на котором продаются и покупаются информационные продукты как массивы аккумулированной информации, специально предназначенной для потребителя»13.
Отношения, складывающиеся при использовании Интернета в коммерческих целях, — по продаже товаров и услуг, применению компьютерных программ, распространению рекламы, размещению развлекательной продукции, передаче исключительных прав, коммерческой информации и др. — охватываются понятием предпринимательской деятельности в Интернете или электронной коммерции14. Они находятся в сфере регулирования норм различных отраслей и институтов действующего законодательства — гражданского, об информации, о связи, о рекламе, о средствах массовой информации и др.15
12 См.: программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. // СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.
13 Зверева Е. А. Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности. М., 2008. С. 4.
14 Савельев А. И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. М. : Статут, 2014.
15 См. подробнее: Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. М. : Норма: Инфра-М, 2017. С. 411—412.
'В
£-Ь
ЕСТНИК Кузнецова Н.В. ^ ^
УНИНРРРМТРТД Проблемы информационного обеспечения бизнеса в преподавании
УНИВЕРСИТЕТА
имени о.Е.кугафина(мгюА) предпринимательского права и смежных дисциплин
Очевидно, что комплексное изучение проблем правового регулирования предпринимательской деятельности в сети Интернет, сочетающего в себе как публично-правовые, так и частноправовые начала, обеспечивает именно предпринимательское право как комплексная отрасль права. Вопросы осуществления торговли через Интернет (электронной торговли) являются также предметом изучения в курсе коммерческого (торгового) права и упомянутых выше магистерских дисциплин, посвященных правовому регулированию торговли.
Важное значение для повышения эффективности обучения студентов имеет практико-ориентированный подход к образовательному процессу и формированию его структуры. Как отмечает И. В. Ершова, сбалансированное сочетание лекционных курсов, практических занятий и самостоятельной работы студентов гарантирует не только получение ими полезных юридических знаний, но и обучает их применению на практике16.
В содержании программ для бакалавров и магистров по дисциплинам, посвященным информационному обеспечению бизнеса, отражена практическая направленность подготовки студентов, которая предполагает широкий спектр активных и интерактивных форм проведения занятий и самостоятельной работы студентов — разбор конкретных ситуаций, презентации, составление документов, мозговой штурм, анализ судебной практики, работа в малых группах и др.
Преподавание дисциплин рассматриваемой тематики основано на серьезном учебно-методическом обеспечении. Это не только упомянутые выше учебные программы, но и учебники для бакалавров и магистров17, а также практикумы по предпринимательскому и коммерческому праву18, в которых представлены темы по информационному обеспечению бизнеса. Коллективом кафедры подготовлен ряд монографий19, а также научных статей20, в которых нашли отражение вопро-
16 Ершова И. В. О магистерской программе «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2015. № 3. С. 3.
17 См.: Предпринимательское право : учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2014 ; Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2017.
18 См.: Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : практикум / отв.
ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2018 ; Коммерческое право : практикум / отв. ред. ц
Л. В. Андреева. М. : Проспект, 2016.
19 Например: Правовое регулирование торговой деятельности в России: теория и прак- др тика : монография / отв. ред. Л. В. Андреева. М. : Проспект, 2014 ; Правовое регулиро- рВ вание экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. З Е ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. М. : Норма: Инфра-М, 2017 ; Малое и среднее предпри- П-| нимательство: правовое обеспечение : монография / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Юрис- АХ пруденция, 2014. Ед
20 Например: Кузнецова Н. В. Правовые основы информационного обеспечения в области 5 Л торговой деятельности // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2012. IГ № 2 ; Она же. Информационная функция саморегулируемых организаций // Предпри- ^ И нимательское право. 2015. № 4. ПРОЦЕССЕ
>
88 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кутафина (МПОА)
сы, связанные с информационным обеспечением субъектов предпринимательской деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что изучение вопросов информационного обеспечения предпринимательской деятельности не заканчивается на уровне бакалавриата и магистратуры. В рамках аспирантуры, которая в настоящее время рассматривается в качестве третьего уровня образования, в том числе при подготовке юристов, на кафедре предпринимательского и корпоративного права были защищены кандидатские диссертации по указанной проблематике21. Была также защищена докторская диссертация22.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ершова И. В. О магистерской программе «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) // Приложение к журналу «Предпринимательское право». — 2015. — № 3. — С. 2—7.
2. Зверева Е. А. Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности. — М. : Юстицинформ, 2008.
3. Кузнецова Н. В. Правовые основы информационного обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. — 2015. — № 1. — С. 78—87.
4. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. — М. : Норма: Инфра-М, 2017. — 464 с.
5. Савельев А. И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. — М. : Статут, 2014.
21 Макарова Е. М. Проблемы правового регулирования использования Интернета в предпринимательской деятельности : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007 ; Яковлева И. А. Информация с ограниченным доступом в предпринимательской деятельности: правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
22 Зверева Е. А. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.