УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кутафина (МПОА)
Елизавета Николаевна ФРОЛКИНА,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) frolkina2004@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ОСОБЕННОСТИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В МАГИСТРАТУРЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ И ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»:
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей проведения лекционных занятий в магистратуре по учебной дисциплине «Правовое регулирование торговой и закупочной деятельности», изучаемой в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)». Современные условия подготовки магистров свидетельствуют о серьезной трансформации лекционной формы занятий. Внедрение в учебный процесс, в том числе и при проведении лекции, новых методов и форм передачи знаний, направленных на формирование у обучающихся соответствующих компетенций, сопряжено с необходимостью решения ряда задач. Они связаны с организационными, методологическими особенностями, содержательной направленностью лекций, профессиональным уровнем контингента обучающихся и др. В частности, в статье уделяется внимание проблеме использования на лекционных занятиях интерактивных образовательных технологий.
Ключевые слова: лекция, лекционное занятие, интерактивная лекция, лекция-презентация, лекция-дискуссия, магистратура.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.142-150
© Е. Н. Фролкина, 2018
E. N. FROLKINA, PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) frolkina2004@mail.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul, 9 PECULIARITIES OF MASTER LECTURES ON EDUCATIONAL COURSE «LEGAL REGULATION OF TRADE AND PURCHASING ACTIVITIES»: METHODOLOGICAL ASPECT Abstract. The article considers peculiarities of providing of master lecture activity on educational course «Legal regulation of trade and purchasing activities», which is studied in the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
"Т^ЕСТНИК Е Н и п .„
\ уц^ВЕРСИТЕТА Особенности лекционных занятии в магистратуре / имени o.e. кугафина(мгюА) по учебноИ дисциплине «Правовое регулирование...»
within Master program «Business legal support (business-lawyer)». Modern terms of master training indicate considerable transformations of lecture delivering. Application of new knowledge transmission methods and forms, used at lectures and aimed to form appropriate trainees' capacity, is associated with solving a range of problems. They are related to the managerial and methodological features, lecture content, professional level of the trainees and other. In particular, the article pays attention to the use of interactive learning technologies at lectures. Keywords: lecture, interactive lecture, lecture-presentation, lecture-discussion, master course.
На протяжении всей истории развития высшей школы и в настоящее время лекция является традиционной (классической) формой обучения. Основная дидактическая цель лекционного занятия состоит в передаче преподавателем знаний студентам, а также формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. На первом лекционном занятии осуществляется знакомство обучающихся с соответствующей учебной дисциплиной, зарождаются заинтересованность в самостоятельной работе по ее освоению, мотивация к активному участию в практических занятиях, и в дальнейшем формируется научное, творческое мышление и теоретическая база для реализации профессиональных умений и навыков.
В представленной статье предлагается рассмотреть ряд основных методических особенностей лекционных занятий по учебной дисциплине «Правовое регулирование торговой и закупочной деятельности», изучаемой в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)». Данная учебная дисциплина начала преподаваться в 2017/2018 учебном году, придя на смену дисциплине «Правовое регулирование организации и осуществления торговой деятельности» и во многом является ее преемницей.
Первое обстоятельство, которое обращает на себя внимание, — это количество аудиторных часов, предусмотренных учебным планом для лекций по рассматриваемой учебной дисциплине: всего два часа (одна пара) для всех форм обучения1. Оговоримся, что подобная особенность чрезвычайно ограниченного количества часов, отводимых лекционным занятиям, характерна для всех учебных дисциплин магистратуры. Это вытекает из требований нормативных правовых актов в данной области. Так, действующий на момент написания дан- ^
ной статьи федеральный государственный образовательный стандарт высшего б
профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспру- Ш
денция» (квалификация (степень) «магистр») предусматривает, что занятия лек-
□
ционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более Ш
т
Л
1 См.: Андреева Л. В., Кузнецова Н. В., Дарькина М. М. Правовое регулирование торговой j
и закупочной деятельности : рабочая программа учебной дисциплины М. : Университет Я
имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017. С. 8—11. СРЕДА
>
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
20 % аудиторных занятий2. Проект нового стандарта3 также сохраняет указанный процент лекционных занятий (п. 6.8).
Лекция традиционно относится к так называемой пассивной форме обучения, вместе с тем призванной максимально полно, последовательно и системно раскрыть содержание соответствующей темы учебной дисциплины. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала, причем в магистратуре, по сравнению с бакалавриатом, проблемный аспект при изложении материала играет более весомую роль.
В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Правовое регулирование торговой и закупочной деятельности» один час лекционного занятия для всех форм обучения предусмотрен на раздел «Общие положения о торговой и закупочной деятельности» и второй час — на раздел «Проблемы применения законодательства о торговой и закупочной деятельности».
При этом содержательно-тематическое наполнение каждого из разделов весьма насыщенно. В частности, в рамках первого раздела, то есть в течение 40 минут, предполагается рассмотрение таких тем, как понятие и правовая природа торговой деятельности; виды торговли; содержание права на осуществление торговой деятельности; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию торговой и закупочной деятельности; принципы закупки товаров, работ, услуг; методы государственного регулирования торговой и закупочной деятельности; формы участия некоммерческих организаций в формировании и реализации государственной торговой политики и др. Тематический план лекционного занятия по второму разделу анализируемой дисциплины также разнообразен.
Отмеченные выше организационно-временные рамки объективно не обеспечивают условия для более глубокого, детального и последовательного изложения учебного материала. Из-за невозможности подробного освещения многих тем изучаемой учебной дисциплины затрудняется полноценная реализация познавательной функции лекции, в большей мере проявляется ее ориентирующая функция. Следует признать справедливым мнение профессора И. В. Ершовой о том, что «скудный временной норматив, отведенный на единственную лекцию, предполагает ее обзорность»4. Такая ситуация обуславливает необходимость применения преподавателем продуманно жесткой системы отбора материала для лекционного занятия.
2 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утв. приказом Минобрнауки РФ от 4 декабря 2010 г. № 1763. П. 7.3 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 14.
3 См.: проект приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция" (уровень магистратуры)» // URL: http://regulation.gov.ru. 12 мая 2014 г.
4 Ершова И. В. Саморегулирование сквозь призму юридического образования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 8. С. 65.
™^ЕСТНИК Е Н И л
\ уц^ВЕРСИТЕТА Особенности лекционных занятии в магистратуре / имени o.e. кугафина(мгюА) по учебноИ дисциплине «Правовое регулирование...»
Примечательно, что для бакалавров Института бизнес-права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) при изучении учебной дисциплины «Торговое (коммерческое) право» на одну лишь тему, посвященную государственному регулированию торговой деятельности, предусматривается 2 часа лекционных занятий. Уже на данном этапе студенты прорабатывают не только основную учебную литературу по коммерческому праву5, но и зачастую знакомятся с дополнительной литературой6, изучение которой предполагается в рамках магистратуры. Данное обстоятельство приоткрывает другой пласт проблем, связанный с различными «входными» знаниями магистрантов и в целом с различным уровнем их изначальной профессиональной подготовки.
В настоящее время по магистерским программам по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» могут обучаться не только юристы, но и инженеры, лингвисты, врачи, искусствоведы, экономисты и т.д. Для Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) данный «неюридический контингент» магистрантов все же не характерен и их доля в составе групп обучающихся по магистерской программе «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» весьма незначительна, наличие таких магистрантов является скорее исключением из общего правила. Однако магистранты с базовым юридическим образованием также обладают различным уровнем профессиональных знаний в области правового регулирования торгового предпринимательства.
Наиболее показательным и существенным для освоения учебной дисциплины «Правовое регулирование торговой и закупочной деятельности» является факт предварительного изучения или неизучения коммерческого права. В этой связи следует отметить, что даже среди магистрантов — выпускников Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) есть студенты, не изучавшие коммерческого права, так как не во всех институтах учебным планом предусматривается освоение данной дисциплины. В этом случае ключевое значение приобретают полученные студентами знания по предпринимательскому праву7. Таким образом, готовность воспринимать проблематику и более узкую содержательную направленность соответствующих тем по рассматриваемой дисциплине в магистратуре у обучающихся может существенно отличаться. Например, одним в новинку соотношение торговой деятельности с закупочной, а другие интересуются уже проблематикой реализации запроса котировок как способа определения поставщика при осуществлении государственных закупок. При подготовке лекции и/или непосред-
См.: Андреева Л. В. Коммерческое (торговое) право : учебник. М. : Кнорус, 2015 ; Ком- ^
мерческое право: практикум / под ред. Л. В. Андреевой. М. : Проспект, 2016. Б
См., например: Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и прак- Ш
тика) : монография / отв. ред. Л. В. Андреева. М. : Проспект, 2014.
Ш □
Целесообразно отметить, что учебник по предпринимательскому праву, подготовленный А
коллективом авторов — преподавателей кафедры предпринимательского и корпора- Т
тивного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), содержит отдельную главу, Л
посвященную правовому регулированию торговли. См.: Предпринимательское право. Н
Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Я
Проспект, 2017. С. 765—781. СРЕДА
>
5
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
ственно в процессе самого занятия приходится учитывать данную особенность контингента обучающихся.
Следующая проблема, на которой стоит остановить внимание, связана с использованием интерактивных методов обучения в процессе проведения лекционного занятия. Рассмотрение данного аспекта приобретает особое значение с учетом того обстоятельства, что рабочей программой учебной дисциплины «Правовое регулирование торговой и закупочной деятельности» в качестве интерактивных образовательных технологий предусмотрены лекция-презентация (1 час) и лекция-дискуссия (1 час). Таким образом, заложена необходимость проведения всех лекционных занятий с использованием интерактивных технологий. Выбор именно обозначенных технологий представляется наиболее оптимальным и оправданным с точки зрения достижения цели и задач занятия. Вместе с тем вопрос о сущности интерактивного метода обучения и об обоснованности использования интерактивных технологий на лекционном занятии заслуживает отдельного обсуждения.
Современные реалии позволяют констатировать, что за последнее десятилетие образование, безусловно, существенно изменилось, в первую очередь по формам и способам передачи знаний. В парадигме компетентностного подхода можно встретить весьма неоднозначные высказывания о целесообразности сместить в юридическом образовании акцент с «объяснительно-иллюстративного метода обучения в виде рутинных лекций и практических занятий» на интерактивные методы (обсуждение актуальных проблем и законопроектов, диспуты, дискуссии и др.), при которых «преподаватель и обучающиеся выступают как равноправные субъекты образовательного процесса...»8.
Вышеуказанный федеральный государственный образовательный стандарт закрепляет, что в вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и др.); удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий (п. 7.12, 7.3).
Таким образом, интерактивная лекция по логике данного документа относится к инновационным технологиям обучения, применяемым в учебном процессе. Обратим внимание, что помимо указанного образовательного стандарта в некоторых документах Минобрнауки России интерактивная лекция также упоминается9, однако само понятие такой лекции не определяется и не конкретизируется.
8 См.: Левитан К. М. Дидактические проблемы современного юридического образования // Российский юридический журнал. 2013. № 6. С. 172, 173.
9 См., например: Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. приказом Минобрнауки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301. П. 34 // URL: www.pravo.gov.ru. 17 июля 2017 г.
"Т^ЕСТНИК
/ УНИВЕРСИТЕТА
а-Ф имени О. Е, Кутафина (МГЮА)
Фролкина Е. Н.
Особенности лекционных занятий в магистратуре по учебной дисциплине «Правовое регулирование...»
147
Общеизвестно, что интерактивный метод, в сопоставлении с активным методом, ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Обращаясь к педагогической науке, можно обнаружить, например, следующее определение интерактивной лекции: «Это методическая среда, в которой на основе взаимодействия студентов с преподавателем и студентов между собой осуществляется их рецептивно-продуктивная деятельность, направленная на зрительное или слуховое восприятие поступающей информации...»10
Согласно позиции некоторых авторов методика проведения интерактивной лекции призвана обеспечить обратную связь, создать атмосферу сотрудничества — «студенты должны прийти к выводу, что преподавателя можно и нужно спрашивать (не выходя за тематические рамки лекции, конечно), что преподаватель будет строить свою лекцию в соответствии с их требованиями, что все непонятные аспекты лекции будут объясняться и, при необходимости, неоднократно, что в конечном итоге лекция направлена на студентов»11. Представляется, что такая интерпретация лекции отражает использование все же не интерактивного, а активного метода обучения, причем в несколько плоско-радикальном варианте.
Относительно специальных методов (приемов), отличающих именно интерактивную лекцию, в методической литературе указываются, в частности: мозговой штурм; интервью, просмотр и обсуждение видеофильмов, лекция с заранее объявленными ошибками12. Соответственно выделяются и различные виды интерактивной лекции: лекция-визуализация; лекция-дискуссия; лекция-пресс-конференция; бинарная лекция и ряд других13.
Приведенные выше трактовки интерактивной лекции порождают ряд вопросов. В частности, не происходит ли существенное нивелирование отличительных особенностей лекционных и практических (семинарских) занятий по задачам, форме и содержанию? При традиционном подходе лекция всегда предполагает научно-творческую атмосферу и обратную связь преподавателя со студентами, то есть содержит в обоснованных пропорциях активные и интерактивные элементы.
Можно ли считать целесообразным в процессе лекционного занятия, а по рассматриваемой учебной дисциплине — единственного (!), общение (взаимодействие) магистрантов между собой? Ведь лекция-дискуссия с использованием интерактивного метода предполагает взаимную дискуссию/общение магистран-
10 Кузнецов М. В. Методика развития речевых умений в процессе их комбинации на интерактивной лекции (английский язык, языковой вуз) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. б М., 2011. С. 8. А
11 Леонова М. О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции // Вестник КАСУ. 0 2008. № 2. С. 162, 163. Ш
12 См.: Сафонова Л. Ю. Методы интерактивного обучения : методические указания. Великие Луки : Филиал ПсковГУ, 2015. С. 3. Л
13 См., например: Рюмина Ю. Н. Интерактивная лекция как форма обучения в системе Н профессиональной подготовки бакалавров // Вестник Шадринского государственного Я педагогического университета. 2014. № 1 (21). С. 85—88. СРЕДА
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
тов не только с преподавателем, но и между собой. Не закладывается ли в такой ситуации большая вероятность низкого профессионального уровня такого общения? Ведь на первом занятии (лекции) магистранты только приступают к изучению дисциплины и объективно еще не обладают достаточными знаниями нормативно-правовой и теоретической основ по данной дисциплине.
Учитывая, что по дисциплинам магистратуры на практические занятия отводится в пять раз больше часов, чем на лекционные занятия, представляется более оправданным использование «интерактивности» в дискуссии (основанной уже на приобретенных знаниях в процессе лекции и при самостоятельной работе14) именно на практических занятиях. Упоминаемый выше федеральный государственный образовательный стандарт оставляет возможность использования интерактивных форм обучения только на практических занятиях. Поэтому при подготовке рабочих программ учебных дисциплин магистратуры необязательно предусматривать интерактивные технологии применительно к лекционным занятиям.
Касательно лекции-презентации, которая рабочей программой учебной дисциплины «Правовое регулирование торговой и закупочной деятельности» также отнесена к интерактивным образовательным технологиям, целесообразно отметить следующее. Действительно, интерактивность лекции нередко связывается с применением компьютерно-мультимедийных технологий15 и чаще всего речь идет о презентации. Однако следует подчеркнуть, что само по себе использование компьютерно-технических средств на лекции-презентации автоматически не означает применение интерактивного или даже активного метода обучения. Лектор, проводя лекцию-презентацию, в силу различных причин может ограничиться лишь пассивным методом. Поэтому убедительной представляется точка зрения, согласно которой использование презентаций не дает достаточного основания говорить об изменении метода проведения занятия, так как обучающиеся продолжают оставаться исключительно реципиентами знаний16.
На лекции-презентации с методической точки зрения на первый план выходит задача оптимального и гармоничного сочетания устной речи преподавателя (собственно лекции) с видеоинформацией. Продуманное и умелое использование приемов переключения модальностей восприятия информации способно активизировать внимание, понимание, усвоение и память обучающихся. Но для того, чтобы лекция-презентация приобрела интерактивный характер, помимо демонстрации соответствующего видеоряда, необходимо опять-таки вводить в лекционное занятие «взаимодействие студентов друг с другом».
14 О значении, задачах и проблемах данного вида учебной деятельности см. подробнее: Ершова И. В., Енькова Е. Е. Самостоятельная работа студентов: теоретико-прикладные лакуны и коллизии // Юридическое образование и наука. 2017. № 2. С. 27—33.
15 См. подробнее: Коньков Д. С. Аудиовизуальные и интерактивные методы преподавания: достоинства и недостатки // Высшее образование в России. 2012. № 8—9. С. 115—119.
16 См.: Тарасенко О. А. Современные методы преподавания юридических дисциплин // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9. С. 221.
^Т^ЕСТНИК Е Н и
\ уц^ВЕРСИТЕТА Особенности лекционных занятии в магистратуре / имени o.e. кугафина(мгюА) по учебноИ дисциплине «Правовое регулирование...»
В заключение следует отметить, что примитивизировать понимание классической лекции — многовековой фундаментальной формы вузовского обучения — вряд ли обоснованно. Насыщение лекционного занятия разнообразными интерактивными технологиями способно трансформировать лекцию, по сути, в практическое занятие. Безусловно, интерактивный метод в большей мере соответствует природе практических (семинарских) занятий, на которых и должен получать свое дальнейшее развитие.
Особенности и проблемы лекционных занятий в магистратуре являются весьма многоаспектными, они взаимосвязаны, во многом обуславливают друг друга и далеко не ограничиваются рассмотренными в представленной статье. Использование при подготовке магистров современных образовательных технологий, в том числе компьютерно-мультимедийных и информационно-телекоммуникационных средств, разнообразных активных и интерактивных методов обучения призвано способствовать лучшему овладению учебным материалом, формированию соответствующих компетенций. Вместе с тем их применение на лекционном занятии не должно негативно сказываться на качественной содержательности лекции в учебном процессе. Учитывая, что лекции в магистратуре проводят ведущие ученые в соответствующей области знаний, является важным сохранение лучших традиций этого вида занятий, являющегося, как представляется, камертоном вузовского образования в целом.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Л. В. Коммерческое (торговое) право : учебник. — М. : Кнорус,
2015. — 324 с.
2. Андреева Л. В., Кузнецова Н. В., Дарькина М. М. Правовое регулирование торговой и закупочной деятельности : рабочая программа учебной дисциплины. — М. : Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017. — 66 с.
3. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Самостоятельная работа студентов: теоретико-прикладные лакуны и коллизии // Юридическое образование и наука. — 2017. — № 2. — С. 27— 33.
4. Ершова И. В. Саморегулирование сквозь призму юридического образования // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2017. — № 8. — С. 63—72.
5. Коммерческое право : практикум / под ред. Л. В. Андреевой. — М. : Проспект,
2016. — 144 с.
6. Коньков Д. С. Аудиовизуальные и интерактивные методы преподавания: достоинства и недостатки // Высшее образование в России. — 2012. — З № 8—9. — С. 115— 119. □
7. Кузнецов М. В. Методика развития речевых умений в процессе их комбинации А на интерактивной лекции (английский язык, языковой вуз) : автореф. дис. ... Е канд. пед. наук. — М., 2011. — 24 с. Ь
8. Левитан К. М. Дидактические проблемы современного юридического обра- А зования // Российский юридический журнал. — 2013. — № 6. — С. 164—173. Я
□
Б Р
СРЕДА
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
9. Леонова М. О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции // Вестник КАСУ. — 2008. — № 2. — С. 153—164.
10. Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика) : монография / отв. ред. Л. В. Андреева. — М. : Проспект, 2014. — 304 с.
11. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2017. — 848 с.
12. Рюмина Ю. Н. Интерактивная лекция как форма обучения в системе профессиональной подготовки бакалавров // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2014. — № 1 (21). — С. 82—88.
13. Сафонова Л. Ю. Методы интерактивного обучения : методические указания. — Великие Луки : Филиал ПсковГУ, 2015. — 86 с.
14. Тарасенко О. А. Современные методы преподавания юридических дисциплин // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 9. — С. 217— 228.