Научная статья на тему 'Формирование профессиональных навыков юриста в рамках изучения правового института создания субъектов предпринимательства'

Формирование профессиональных навыков юриста в рамках изучения правового института создания субъектов предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
596
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗДАНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ЮРИСТА / ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БИЗНЕСА / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / CREATION OF BUSINESS ENTITIES / STATE REGISTRATION / MULTI-LEVEL LEGAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL LAWYER SKILLS / LEGAL SUPPORT OF BUSINESS / BACHELOR'S / MASTER'S / POSTGRADUATE COURSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимова Елена Валерьевна

В статье исследуется проблема дублирования правового материала о создании субъектов предпринимательства, изучаемого в рамках различных учебных дисциплин и ступеней многоуровневого юридического образования. Ее решение видится в более широком использовании возможностей компетентностного подхода, в дифференциации заданий и образовательных технологий, применяемых при проведении занятий в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре, что позволяет последовательно формировать у студентов отдельные профессиональные навыки юриста. Приведены примеры заданий, деловых игр и задач по указанной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трофимова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PROFESSIONAL SKILLS OF THE LAWYER IN THE FRAMEWORK OF STUDYING THE LEGAL INSTITUTE OF CREATION OF THE SUBJECTS OF ENTREPRENEURSHIP

The article explores the problem of duplication of legal material on the creation of business entities, studied in the framework of various academic disciplines and levels of multi-level legal education. Its solution is seen in the broader use of the capabilities of the competence approach, the differentiation of tasks and educational technologies used in conducting studies in bachelor's, master's and postgraduate courses, which allows students to consistently form individual professional skills of a lawyer. Examples of assignments, business games and tasks on the specified subject are given.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных навыков юриста в рамках изучения правового института создания субъектов предпринимательства»

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Елена Валерьевна ТРОФИМОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) trafica@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЮРИСТА В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье исследуется проблема дублирования правового материала о создании субъектов предпринимательства, изучаемого в рамках различных учебных дисциплин и ступеней многоуровневого юридического образования. Ее решение видится в более широком использовании возможностей компетентностного подхода, в дифференциации заданий и образовательных технологий, применяемых при проведении занятий в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре, что позволяет последовательно формировать у студентов отдельные профессиональные навыки юриста. Приведены примеры заданий, деловых игр и задач по указанной тематике.

Ключевые слова: создание субъектов предпринимательства, государственная регистрация, многоуровневое юридическое образование, компетентностный подход, профессиональные навыки юриста, правовое сопровождение бизнеса, бакалавриат, магистратура, аспирантура.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.050-060

© Е. В. Трофимова, 2018

E. V. TROFIMOVA, PhD in Law, Associate Professor of the Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) trafica@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul, 9 FORMATION OF THE PROFESSIONAL SKILLS OF THE LAWYER IN THE FRAMEWORK OF STUDYING THE LEGAL INSTITUTE OF CREATION OF THE SUBJECTS OF ENTREPRENEURSHIP Abstract. The article explores the problem of duplication of legal material on the creation of business entities, studied in the framework of various academic disciplines and levels of multi-level legal education. Its solution is seen in the broader use of the capabilities of the competence approach, the differentiation of tasks and educational technologies used in conducting studies in bachelor's, master's and postgraduate courses, which allows students to consistently form individual professional skills of a lawyer. Examples of assignments, business games and tasks on the specified subject are given.

•МШН1Ж тр°Фимова Е в.

Keywords: creation of business entities, state registration, multi-level legal education, competence approach, professional lawyer skills, legal support of business, bachelor's, master's, postgraduate courses.

П

равовой статус субъектов общественных отношений, регулируемых той или иной отраслью права, находится в центре внимания одноименных юридических наук1 и относится к числу основных вопросов, изучаемых в рамках соответствующих учебных дисциплин2. Не является исключением и проблематика правового положения субъектов предпринимательской деятельности3.

Легитимация предпринимателей является отправной точкой для изучения всей системы правовых отношений субъектов предпринимательства с контрагентами и регуляторами. Более того, практические навыки в области создания субъектов предпринимательства относятся к числу тех обязательных инструментов, которые должны быть в арсенале любого выпускника юридического вуза, планирующего связать свою карьеру с правовым сопровождением бизнеса4.

Тематика создания субъектов предпринимательства представлена в подавляющем большинстве учебных курсов по предпринимательскому праву, широко освещена в учебной литературе5. Образование юридических лиц (включая процедуру их государственной регистрации), правовой статус индивидуальных предпринимателей традиционно также изучаются в рамках гражданского права6. С этим связана проблема, на которую указывал А. Г. Быков, говоря, что некоторые вопросы предпринимательского права излагаются дважды: «...один раз — в курсе гражданского права, причем весьма фрагментарно (что естественно), и второй

1 См., например: Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. М. : Госюриздат, 1950. 367 с. ; Кутафин О. Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические лица и приравненные к ним лица. М. : Проспект, 2007. 335 с.

2 См., например: Гражданское право. Вып. 1 : Основные положения. Граждане : курс лекций / под ред. В. К. Андреева. М. : РАП, 2013. С. 81—123 ; Конституционное право России : учебник / коллектив авторов ; отв. ред. В. В. Комарова. М. : Кнорус, 2017. С. 19—21. Ш

3 См.: Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права. М. : Юристъ, 2003. 236 с. ; К Пилецкий А. Е. Теоретические проблемы предпринимательской правосубъектности Н в смешанной экономике. М. : ЧеРо, 2005. 336 с. ; Тарасенко О. А. Предпринимательская д деятельность субъектов банковской системы России. М. : Проспект, 2016. 312 с. □

4 См.: Ершова И. В., Трофимова Е. В. Правовое и кадровое обеспечение малого и среднего Т предпринимательства как стратегическая задача юридического образования // Юриди- И ческое образование и наука. 2017. № 4. С. 16. А

5 См., например: Предпринимательское право : учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ер- ^ шова, Г. Д. Отнюкова. М. : Проспект, 2014. С. 87—93 ; Предпринимательское право. А Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / И. В. Ершова, Р. Н. Аганина,

В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2017. С. 98—111 ; Предпри- К

нимательское право Российской Федерации : учебник / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. >

М. : Норма : Инфра-М, 2017. С. 199—215. □

См., например: Гражданское право : учебник : в 2 т. / под ред. Б. М. Гонгало. 2-е изд. р

перераб. и доп. М. : Статут, 2017. Т. 1. С. 109, 129—134. ЗОВАНИЕ

>

6

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

раз — в курсе предпринимательского права»7. Проблематику государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрабатывают также представители административно-правовой науки8.

Данная ситуация обусловлена тем, что регулирование создания субъектов предпринимательства существует на стыке публичного и частного права. Так, по мнению В. В. Долинской, возникновение субъекта представляет собой сложный комплекс последовательных процедур, сочетающих меры как частноправового, так и публично-правового регулирования9. В. С. Белых отмечает, что институт юридических лиц относится к гражданско-правовым средствам, однако порядок (процедура) их государственной регистрации носит административно-правовой характер10.

Не углубляясь в дискуссионный вопрос об отраслевой принадлежности института создания субъектов предпринимательства11, отметим, что дублирование изучаемого в рамках отдельных учебных дисциплин правового материала обусловлено не только взаимопроникновением отраслей права, но и переходом к многоуровневой модели подготовки юристов.

Обращение к содержанию учебных дисциплин, преподаваемых кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА), позволяет увидеть, что студенты бакалавриата (Институт бизнес-права) впервые соприкасаются с вопросами приобретения субъектами предпринимательства правового статуса в рамках учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика». Более полное представление о способах и порядке создания субъектов предпринимательства студенты бакалавриата получают в процессе изучения дисциплины «Предпринимательское право». У студентов бакалавриата, изучающих учебную дисциплину «Корпоративное право» (Институт бизнес-права) также есть возможность более детально ознакомиться с процедурой создания коммерческих корпораций.

Следующий этап получения правовых знаний о создании субъектов предпринимательства — магистерские программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» и «Юрист в сфере корпоративного права», реализуемые кафедрой предпринимательского и корпоративного права. Обучение в магистратуре предполагает проникновение в более глубокие пласты юридической науки и правоприменительной практики. Так, учебная дисциплина «Субъекты пред-

7 Быков А. Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право. 2004. № 1. С. 9.

8 См., например: Зорина Е. А. Государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 25 с.

9 См. Долинская В. В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М., 2006. С. 354.

10 См.: Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2009. С. 59.

11 См. подробнее: Трофимова Е. В. Легитимация субъектов предпринимательства как правовой институт предпринимательского права // Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции : материалы VI Междунар. науч.-практ. конференции «Кутафинские чтения». М., 2014. С. 114—117.

принимательской деятельности» магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)»12 призвана сосредоточить внимание студентов магистратуры не столько на содержании соответствующего законодательного регулирования, сколько на его теоретическом базисе и узких местах.

Данная тенденция находит логическое продолжение в рамках подготовки юридических кадров высшей квалификации. Изучая раздел 2 «Предпринимательское право» дисциплины «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», аспиранты участвуют в обсуждении проблем правового статуса субъектов предпринимательства и легитимации их деятельности.

Многоуровневая модель высшего образования позволяет будущим юристам накапливать знания о правовом институте создания субъектов предпринимательства постепенно, двигаясь от простого к сложному. Вчерашнему школьнику требуется прежде всего сориентироваться в системе правовых форм предпринимательства и тех задачах, которые стоят перед юристом в связи с сопровождением создания нового бизнеса. Бакалавр должен владеть практическими навыками, позволяющими оказывать соответствующую юридическую помощь гражданам и организациям. Перед магистрами стоят более сложные задачи, включая проведение научных исследований, а также преподавание юридических дисциплин, связанных с правовым обеспечением предпринимательства. Подготовка юридических кадров высшей квалификации предполагает формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний. В то же время преподавание в условиях многоуровневой модели связано с риском повторения на следующих ступенях обучения тех или иных законодательных или доктринальных положений, изучавшихся на более ранних этапах. Как же избежать дублирования при рассмотрении правового материала, которое, как правило, негативно воспринимается обучающимися?

Представляется, что на помощь в данном случае приходит системно-деятель-ностный (компетентностный) подход, предполагающий не только накопление студентами определенной суммы знаний, но и выработку навыков их применения для решения разнообразных, зачастую нестандартных профессиональных задач13. Ш

Как отмечает Н. П. Симаева, важным аспектом компетентностно-ориентирован- К

ного подхода к образованию является поэлементное формирование у студентов

I

умения осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие14. д

К

Р

12 См.: Ершова И. В. О магистерской программе «Правовое сопровождение бизнеса (биз- ^

нес-юрист)» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Ку- А

тафина // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2015. № 3. С. 2—7 ; ^

Ершова И. В., Аганина Р. Н., Трофимова Е. В. Субъекты предпринимательской деятель-

ности // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2015. № 3. С. 14—15. Т См.: Тарасенко О. А. Сложности в реализации компетентностного подхода в преподава- К нии юридических дисциплин // Юридическое образование и наука. 2017. № 2. С. 18—22. > Симаева Н. П. Профессиональные компетенции студентов юридических и экономических специальностей: общее и особенное в содержании и условиях формирования // р Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. Сер. 6. Вып. 12. С. 52. ЗОВАНИЕ

>

14

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Такой подход способствует выработке у обучающихся на каждом этапе изучения правового института создания субъектов предпринимательства отдельных профессиональных компетенций15, предусмотренных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция»16.

К числу обязательных качеств юристов традиционно относят умение консультировать, составлять документы, выступать в суде. Данные навыки находят отражение и в современных образовательных стандартах, но сегодняшний перечень требований к юристу ими не исчерпывается. И. А. Жукова, например, относит к важнейшим профессиональным навыкам юриста навыки самоорганизации, работы с информацией, коммуникативные навыки, навыки консультирования, составления юридических документов, умение выступать публично, а также разрешать проблемные ситуации17.

Компетенции, необходимые представителям тех или иных юридических профессий, имеют свою специфику. Так, для адвоката это прежде всего владение техникой интервьюирования и консультирования клиента, умение выработать правовую позицию по делу, составлять процессуальные документы, а также навыки допроса в суде, выступления в судебных прениях и применения альтернативных способов разрешения споров18. Несколько иного инструментария требует деятельность по сопровождению бизнеса, поскольку в данном случае юрист должен быть способен консультировать предпринимателей по широкому кругу правовых вопросов, вести деловые переговоры, владеть навыками подготовки договоров, претензий, заявлений, процессуальных документов, уметь взаимодействовать с различными органами государственной власти в процессе государственной регистрации юридического лица, внесения изменений в его учредительные документы, оформления прав на недвижимое имущество, регистрации выпусков ценных бумаг, получения необходимых предпринимателю лицензий, а также совершать действия по защите личных и имущественных прав предпринимателя.

Многоуровневая модель юридического образования позволяет последовательно формировать профессиональные компетенции юриста. Так, бакалавры должны иметь компетенции для нормотворческой; правоприменительной; правоохранительной; экспертно-консультационной деятельности. У магистров к данному перечню добавляются организационно-управленческая, научно-исследовательская и преподавательская деятельность. Для выпускников аспирантуры в качестве приоритетных направлений деятельности определены научно-исследовательская

15 Требованиями к результатам освоения программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры предусмотрено также формирование целого ряда общекультурных компетенций.

16 Приказ Минобрнауки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 // www.pravo.gov.ru. 29 декабря 2016 г. ; приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 14 ; приказ Минобрнауки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1538 // Российская газета. 4 февраля 2015 г. № 21.

17 См.: Жукова И. А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе // Право. 2010. № 3. С. 118—127.

18 См., например: Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л. А. Воско-битовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой. М. : Волтерс Клувер, 2006. 592 с.

•Ш©Т1л]Ж Трофимова Е. В.

деятельность в области юриспруденции, а также преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования. Подготовить студентов к осуществлению указанных видов деятельности позволяет применение на отдельных этапах обучения различных форм проведения занятий, акцентирующих внимание на тех или иных аспектах юридической профессии.

Обратим внимание на трансформацию роли преподавателя и студентов в современном процессе обучения, требующем «...развития самоорганизации и самоконтроля, межличностного общения, партнерства, сотрудничества, гибкости и модульности содержания и форм учебного процесса, отхода от унификации»19. Способность к непрерывному самообразованию и саморазвитию является сегодня обязательным условием поддержания конкурентоспособности юриста, что требует большего внимания к организации самостоятельной работы студентов. Как справедливо указывают И. В. Ершова и Е. Е. Енькова, большинство аспирантов, равно как и студентов бакалавриата и магистратуры, отдают предпочтение прак-тико-ориентированным заданиям для самостоятельной работы (решение казусов, составление проектов документов, обобщение судебной практики, заполнение форм документов и др.)20. Попутно отметим, что подготовка к занятиям с использованием компетентностного подхода требует значительного объема предварительной работы не только от студентов, но и от преподавателя, что должно учитываться при составлении учебных планов и расписаний.

Проиллюстрируем возможности реализации вышесказанного на примере изучения правового института создания субъектов предпринимательства в рамках учебных дисциплин, преподаваемых кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Овладение навыком консультирования может быть начато студентами уже на первом курсе бакалавриата при изучении дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика», для чего в рамках практического занятия моделируется ситуация консультирования граждан по вопросу выбора правовой формы организации бизнеса, а также организационно-правовой формы создаваемой коммерческой организации (в роли клиента могут выступать как преподаватель, так и сами студенты). Соответствующие «входные» знания студенты получают Ш

на предшествующих лекционных и практических занятиях. В качестве заданий К

для самостоятельной работы стоит рекомендовать составление сравнительных Н

таблиц, отражающих преимущества и недостатки отдельных правовых форм Д

предпринимательской деятельности или организационно-правовых форм ком- К

мерческих организаций (например, обществ с ограниченной ответственностью т

и акционерных обществ). Однако для окончательного формирования данного И

Н

>

Р

при разрешении конкретного правового спора, что возможно лишь после много- А

К

навыка обучающиеся «должны свободно ориентироваться в законодательстве, регулярно знакомиться с материалами судебной практики, уметь применять их

19 Мельников О. Н., Горелов Н. А. Смена образовательных парадигм как условие креатив- К ного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетен- Р ций // Креативная экономика. 2013. Т. 7. № 3. С. 19. □

20 См.: Ершова И. В., Енькова Е. Е. Самостоятельная работа студентов: теоретико-при- А кладные лакуны и коллизии // Юридическое образование и наука. 2017. № 2. С. 27—33. ЗОВАНИЕ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

численных учебных тренировок по решению ситуационных задач»21. Достижению данной цели служит изучение вопросов создания субъектов предпринимательства в рамках учебной дисциплины бакалавриата «Предпринимательское право».

Для выработки навыков работы с документами студентам бакалавриата, изучающим тему «Общие положения о субъектах предпринимательской деятельности», будет полезно решать задачи, направленные на выявление ошибок при составлении решений о создании коммерческой организации. В качестве итогового задания студентам предлагается составить соответствующий юридический документ, заменив неверные положения правильными22. В результате студенты формируют способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изучение указанной темы может также сопровождаться деловой игрой «Учреждение хозяйственного общества»23, где студенты не только систематизируют полученные знания о порядке создания субъектов предпринимательской деятельности, но и отрабатывают достаточно широкий круг умений (проведение собраний, подготовка документов), формируют навыки работы в команде и организаторские навыки, а также имеют шанс проявить творческие способности (зачастую весьма незаурядные). Так, помимо проекта учредительных документов страховой организации «Питбулька», деятельность которой предполагалась быть связанной со страхованием животных, а также ответственности за причиненный ими вред, студенты Института современного прикладного права (специализация «Юрист в финансовой и банковской сфере») подготовили рекламный слоган «Питбуль укусил — питбуль заплатил», разработали кодекс корпоративной этики, учитывающей специфику сферы деятельности моделируемой организации. Данная деловая игра позволяет учитывать будущую профессиональную специализацию студентов. Так, студентами Института адвокатуры во время игры обсуждается дискуссионный вопрос о возможности адвоката выступать учредителем коммерческой организации, осуществляющей те или иные виды деятельности.

Государственная регистрация субъектов предпринимательства деятельности рассматривается в курсе «Предпринимательское право» бакалавриата не только в качестве стадии их создания, но и в качестве одного из механизмов государственного регулирования их деятельности. На соответствующем практическом занятии студенты пробуют заполнить формы заявлений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Практика показывает, что у тех обучающихся, чьи познания о системе организационно-правовых форм юридических лиц и их признаках имеют пробелы, выполнение данного задания вызывает затруднения. Следовательно, отработка такой рутинной юридической процедуры, как заполнение формы заявления, позволяет студенту не только развивать навыки работы с документами, но также выявлять

21 Жукова И. А. Указ. соч. С. 124.

22 См.: Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : практикум / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2018. С. 64—65.

23 Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : практикум. С. 57—58.

•Ш©Т1л]Ж Трофимова Е. В.

и своевременно устранять лакуны в усвоенном правовом материале. Полезным также будет изучение со студентами функционала электронного сервиса ФНС России «Создай свой бизнес»24.

На данном этапе обучения целесообразно также использовать кейс-метод, способствующий формированию ряда компетенций будущего юриста: «...от первичных специализированных навыков по толкованию и применению норм права до более сложных — способности сформировать правовую модель управления правовыми рисками...»25. Рассмотрение конкретных дел из судебной практики по обжалованию заявителями отказов в государственной регистрации юридических лиц26 может дополняться решением учебных казусов27.

В рамках данного занятия может быть также проведена деловая игра «Рассмотрение судом заявления о признании незаконным отказа в государственной регистрации коммерческой организации», способствующая формированию у студентов (имитирующих участие в судебном заседании в качестве представителей заявителя, регистрирующего органа или судьи) навыков выполнения должностных обязанностей по обеспечению законности, защиты прав предпринимателей. Стоит отметить и междисциплинарный характер данной образовательной технологии, обучающей студентов применять в своей профессиональной деятельности нормы не только материального, но и процессуального права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение правового института создания субъектов предпринимательства со студентами следующей ступени юридического образования — магистратуры — требует иных подходов. Значительное число обучающихся уже имеют опыт практической деятельности по юридической специальности и обладают необходимыми для этого компетенциями, что позволяет сосредоточиться на формировании навыков, требуемых для квалифицированного проведения научных исследований в области права.

Участие студентов магистратуры в деловой игре «Парламентские слушания по вопросу совершенствования законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательства»28 позволяет систематизировать полученные знания о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства, приобрести опыт исследовательской работы с использованием методов сравнительного Ш правоведения, сформировать навыки работы в составе творческого коллектива, К

а также проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Указ. соч. С. 258—259.

□ I

Выявив и обсудив совместно с преподавателем проблемы государственной Д

регистрации субъектов предпринимательства в России, а также используя изучен- □

ный в рамках самостоятельной работы опыт легитимации субъектов предприни- т

I

24 Сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.ru/create_business/ul/ creation/registration/step4/ (дата обращения 1 февраля 2018 г). ^

25 Мохова Е. В. Кейс-метод в преподавании курса «Трансграничное банкротство» // Пред- А принимательское право. 2017. № 1. С. 15. Т

26 См., например: постановление Президиума ВАС РФ от 8 февраля 2011 г. № 12101/10 //

Вестник ВАС РФ. 2011. № 5. I

27 См.: Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : практикум.

С. 262—265. Р

>

ЗОВА1ИЕ

>

28

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

мательства в зарубежных странах, студенты работают в составе малых групп над формулировкой предложений по совершенствованию правового регулирования, после чего проходит обсуждение предлагаемых изменений. Положения, получившие большинство голосов, оформляются в виде письменных рекомендаций парламентских слушаний.

Специфика применения в аудитории магистрантов кейс-метода заключается в том, что студенты не только решают предлагаемые преподавателем казусы, но и отрабатывают в рамках самостоятельной работы навыки составления учебных задач, необходимые для их будущей преподавательской деятельности.

Особенностью образовательного процесса в аспирантуре является его ориентированность на подготовку аспирантов к применению полученных знаний при написании выпускной квалификационной работы. Важность самостоятельной работы аспирантов, а также необходимость внесения разнообразия в традиционные формы проведения занятий отмечались И. В. Ершовой и О. А. Тарасенко29. Оптимальными способами рассмотрения проблем создания субъектов предпринимательства представляются в данном случае организация дискуссий (например, на тему «Пределы полномочий регистрирующего органа при проведении проверки достоверности сведений, представляемых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), а также презентация результатов собственных научных исследований аспирантов в соответствии с обозначенной преподавателем тематикой. Данные формы занятий направлены на подготовку аспирантов к защите диссертации и сопутствующей ей публичной дискуссии.

В завершение укажем, что значительную помощь в решении обозначенных в настоящей статье проблем оказывает дифференцированная подготовка учебников и учебных пособий для отдельных ступеней юридического образования (бакалавриата и магистратуры)30. Именно по этому пути уже несколько лет идет кафедра предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л. А. Воскобито-вой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой. — М. : Волтерс Клувер, 2006. — 592 с.

2. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. — М., 2009. — 432 с.

3. Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. — М. : Госюриздат, 1950. — 367 с.

4. Быков А. Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право. — 2004. — № 1. — С. 5—16.

29 См.: Ершова И. В., Тарасенко О. А. Подготовка кадров высшей квалификации в системе юридического образования: опыт социологического исследования // Lex Russica. 2017. № 9. С. 178—188.

30 См.: Ершова И. В., Енькова Е. Е. Современный учебник по предпринимательскому праву — каким ему быть? // Предпринимательское право. 2017. № 1. С. 5—6.

5. Гражданское право. Вып. 1 : Основные положения. Граждане : курс лекций / под ред. В. К. Андреева. — М. : РАП, 2013. — 124 с.

6. Гражданское право : учебник : в 2 т. / под ред. Б. М. Гонгало. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — М. : Статут, 2017. — Т. 1. — 511 с.

7. Долинская В. В. Акционерное право: основные положения и тенденции. — М., 2006. — 736 с.

8. Ершова И. В. О магистерской программе «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина // Приложение к журналу «Предпринимательское право». — 2015. — № 3. — С. 2—7.

9. Ершова И. В., Аганина Р. Н., Трофимова Е. В. Субъекты предпринимательской деятельности // Приложение к журналу «Предпринимательское право». — 2015. — № 3. — С. 14—15.

10. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Самостоятельная работа студентов: теоретико-прикладные лакуны и коллизии // Юридическое образование и наука. — 2017. — № 2. — С. 27—33.

11. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Современный учебник по предпринимательскому праву — каким ему быть? // Предпринимательское право. — 2017. — № 1. — С. 3—11.

12. Ершова И. В., Трофимова Е. В. Правовое и кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства как стратегическая задача юридического образования // Юридическое образование и наука. — 2017. — № 4. — С. 12—17.

13. Жукова И. А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе // Право. — 2010. — № 3. — С. 118—127.

14. Зорина Е. А. Государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2015. — 25 с.

15. Конституционное право России : учебник / кол. авт. ; отв. ред. В. В. Комарова. — М. : Кнорус, 2017. — 280 с.

16. Кутафин О. Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические лица и приравненные к ним лица. — М. : Проспект, 2007. —

335 с. Ш

17. Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права. — М. : Юристъ, 2003. — О 236 с. I

18. Мельников О. Н., Горелов Н. А. Смена образовательных парадигм как условие Е креативного развития личности обучающегося и формирования профессио- К нальных компетенций // Креативная экономика. — 2013. — Т. 7. — № 3. — р С. 15—23. Н

19. Мохова Е. В. Кейс-метод в преподавании курса «Трансграничное банкрот- I ство» // Предпринимательское право. — 2017. — № 1. — С. 12—17. Р

20. Пилецкий А. Е. Теоретические проблемы предпринимательской правосубъ- К ектности в смешанной экономике. — М. : ЧеРо, 2005. — 336 с. И

21. Предпринимательское право : учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ер- К шова, Г. Д. Отнюкова. — М. : Проспект, 2014. — 624 с. О

22. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : практикум / Б отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2018. — 504 с. А

ЗОВАНИЕ

>

60 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА

L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)

23. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / И. В. Ершова, Р. Н. Аганина, В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2017. — 848 с.

24. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — М. : Норма : Инфра-М, 2017. — 992 с.

25. Симаева Н. П. Профессиональные компетенции студентов юридических и экономических специальностей: общее и особенное в содержании и условиях формирования // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2010. — Сер. 6. — Вып. 12. — С. 50—58.

26. Тарасенко О. А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России. — М. : Проспект, 2016. — 312 с.

27. Тарасенко О. А. Сложности в реализации компетентностного подхода в преподавании юридических дисциплин // Юридическое образование и наука. — 2017. — № 2. — С. 18—22.

28. Трофимова Е. В. Легитимация субъектов предпринимательства как правовой институт предпринимательского права // Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции : материалы VI Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения». — М., 2014. — С. 114—117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.