Научная статья на тему 'Налогообложение бизнеса: методика преподавания в магистратуре'

Налогообложение бизнеса: методика преподавания в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА / ДИСКУССИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / TEACHING / MASTER'S DEGREE COURSE / BUSINESS LAW / BUSINESS ENTITY / TAXATION / TAX PLANNING / METHODS OF TEACHING / ACADEMIC DISCUSSION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апресова Нана Гурамовна

В статье раскрываются особенности методики преподавания учебной дисциплины «Налогообложение бизнеса» на кафедре предпринимательского и корпоративного права в институте Бизнес-права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Учитываются специфика юридического образования и значение методики преподавания юридических дисциплин. Определяется место дисциплины «Налогообложение бизнеса» в системе учебных дисциплин и взаимодействие с различными отраслями права. Сформулирован перечень необходимых «входных» знаний, задач, ставящихся перед студентами магистратуры в процессе обучения, и полученных компетенций «на выходе». Кроме того, проведен небольшой анализ некоторых вопросов лекционных и практических занятий. Обосновано значение дискуссии как важного элемента обучающего и воспитательного процесса. Выделены основные этапы ведения дискуссии. Освещены значение и формы самостоятельной работы студента и виды оценочных средств, используемых в такой работе, а также интерактивных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апресова Нана Гурамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION IN BUSINESS: METHODS OF TEACHING AT THE LEVEL OF MASTER’S DEGREE COURSE

The article deals with peculiarities of methods of teaching the academic discipline «Taxation in business» at the Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). Specific features of legal education, as well as the significance of methods of teaching legal academic disciplines, are considered in the article. The author determines the place of the academic discipline «Taxation in business» in the system of educational subjects and its interaction with different branches of law. The author enumerates the necessary input knowledge, tasks put before the Master's Degree students in the studying process and competence obtained at the output. And besides, the author analyzes some specific issues of lectures and practical workshops. The author substantiates the significance of the academic discussion as an important element of the training and educational process. The major stages of discussion are highlighted in the article. The author enumerates forms and underlines the significance of self-study and types of evaluation tools, as well as interactive forms of training, used in independent studies of Master’s Degree students.

Текст научной работы на тему «Налогообложение бизнеса: методика преподавания в магистратуре»

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Апресова Н. Г.

Налогообложение бизнеса:

методика преподавания в магистратуре

117

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БИЗНЕСА: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ

Аннотация. В статье раскрываются особенности методики преподавания учебной дисциплины «Налогообложение бизнеса» на кафедре предпринимательского и корпоративного права в институте Бизнес-права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Учитываются специфика юридического образования и значение методики преподавания юридических дисциплин. Определяется место дисциплины «Налогообложение бизнеса» в системе учебных дисциплин и взаимодействие с различными отраслями права. Сформулирован перечень необходимых «входных» знаний, задач, ставящихся перед студентами магистратуры в процессе обучения, и полученных компетенций «на выходе». Кроме того, проведен небольшой анализ некоторых вопросов лекционных и практических занятий. Обосновано значение дискуссии как важного элемента обучающего и воспитательного процесса. Выделены основные этапы ведения дискуссии. Освещены значение и формы самостоятельной работы студента и виды оценочных средств, используемых в такой работе, а также интерактивных форм обучения.

Ключевые слова: преподавание, магистратура, предпринимательское право, хозяйствующий субъект, налогообложение, налоговое планирование, методика, дискуссия, компетенция.

9

Нана Гурамовна АПРЕСОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.117-125

N. G. APRESOVA,

PhD in Law, Associate Professor of the Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul, 9

TAXATION IN BUSINESS: METHODS OF TEACHING AT THE LEVEL OF MASTER'S DEGREE COURSE

Abstract. The article deals with peculiarities of methods of teaching the academic discipline «Taxation in business» at the Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). Specific features of legal education, as well as the significance of methods of teaching legal academic disciplines, are considered in the article. The author determines the place of the academic discipline «Taxation in business» in the system of educational subjects and its interaction with different branches of

□ Б

А

ш □

ш

Т

m Л

СРЕДА

>

© Н. Г. Апресова, 2018

law. The author enumerates the necessary input knowledge, tasks put before the Master's Degree students in the studying process and competence obtained at the output. And besides, the author analyzes some specific issues of lectures and practical workshops. The author substantiates the significance of the academic discussion as an important element of the training and educational process. The major stages of discussion are highlighted in the article. The author enumerates forms and underlines the significance of self-study and types of evaluation tools, as well as interactive forms of training, used in independent studies of Master's Degree students. Keywords: teaching; Master's Degree course; business law; business entity; taxation; tax planning; methods of teaching; academic discussion; competence.

чебная дисциплина «Налогообложение бизнеса» преподается сегодня

в магистратуре Института бизнес-права Университета имени О.Е. Кутафина

(МГЮА). Курс рассчитан на один семестр, по окончании которого студенты сдают экзаменационный зачет Предмет «Налогообложение бизнеса» относится к профессиональному циклу ОП по направлению подготовки 030900.68 (40.04.01) «Юриспруденция» и входит в структуру вариативной части магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)».

Юридическое образование требует динамичного отображения постоянных изменений общественной жизни, усложняющих предмет исследования и актуализирующих значимость методики преподавания юридических дисциплин. Магистратура в настоящее время предоставляет выпускникам огромные возможности, являясь особой ступенью высшего образования1.

Достаточно актуальны сегодня вопросы методики обучения в магистратуре. Методика преподавания гуманитарных и прикладных дисциплин должна основываться на методологии научного исследования с учетом специфики студенческой аудитории. Главная задача преподавателя заключается в том, чтобы привить студентам магистратуры современные навыки научного исследования и преподавания с использованием методологии научного анализа, умения выявлять и систематизировать существующие теории, концепции и подходы к тем или иным вопросам. Магистерская подготовка, по нашему мнению, не только предполагает, но и требует постоянного перехода к активным формам обучения, перенесения акцентов на самостоятельную работу студентов, что также связано с разработкой и внедрением новых методик преподавания.

В нынешних условиях роль и значение методики преподавания гуманитарных наук постоянно растет, так как от нее во многом зависит качество образовательного процесса. Понятие «методика» означает путь исследования, учение, а также подход к обучению в рамках определенной области знаний. Методика в образовании — описание конкретных приемов, способов, техник педагогиче-

1 Ярыгина Н. А. Особенности подготовки магистров вузов в условиях перехода к двухуровневой системе образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 242—244.

ЕСТНИК АпресоВан.г. ^ лло

VHMRFPPMTPTA Налогообложение бизнеса:

УНИВЕРСИТЕТА Налогообложение бизнеса: имени o.e. кугафина(мгюА) методика преподавания в магистратуре

ской деятельности в отдельных образовательных процессах2, или, как определил К. Д. Ушинский, — «собирание правил воспитательной деятельности»3.

Безусловно, «Налогообложение бизнеса» — один из важнейших предметов для магистрантов кафедры предпринимательского и корпоративного права, ведь известно, что с самого начала осуществления предпринимательской деятельности, т.е. с государственной регистрации коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, хозяйствующий субъект становится налогоплательщиком, основной обязанностью которого является уплата налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Целью обучения в магистратуре является получение углубленных знаний в интересующей научной сфере, в конкретной области. Дисциплина «Налогообложение бизнеса» является в основном своеобразным симбиозом двух отраслей — предпринимательского права и налогового права. Те знания по предпринимательскому и налоговому праву, которые студенты получают в бакалавриате, согласно одному из законов диалектического развития, студенты магистратуры совершенствуют «на новом витке спирали»4. Для успешного освоения курса необходимы также знания экономической теории и некоторых других дисциплин.

В частности, при изучении данной учебной дисциплины студент должен обладать знаниями общетеоретических категорий и концепций юридической науки, основных понятий о государстве и праве, иметь базовые представления об основных отраслях российского права, в частности о предпринимательском, финансовом, налоговом, административном и уголовном праве, уметь осуществлять поиск, толкование и применение нормативных правовых актов и иных юридических документов, уметь осуществлять поиск, толкование судебной практики, уметь осваивать учебную литературу, излагать свои мысли и участвовать в обсуждении заданных проблем, уметь участвовать в занятиях, проводимых в интерактивных формах, иметь навыки выполнения письменных работ, уметь подбирать, изучать, обсуждать монографические и иные научные исследования.

Целями освоения учебной дисциплины «Налогообложение бизнеса» является формирование у студентов концептуального представления о налогообложении предпринимательской деятельности, правовых основах такого регулирования, а также о налоговом планировании предпринимательской деятельности на всех ее этапах. Отсутствие налогового планирования в деятельности субъекта предпринимательской деятельности может повлечь налоговые потери по конкретному налогу или их совокупности, сокращение объема оборотных средств, ухудшение хозяйственно-финансового положения и, как следствие, сокращение реальных возможностей для дальнейшего развития бизнеса.

Ряд установленных стандартом компетенций является необходимым условием б

как для успешной самореализации и карьерного роста самого магистранта, так Ш

Ш

- □

2 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : МарТ ; Ростов н/Д : Ш МарТ, 2005. С. 174. Е

3 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии : Л Избранные педагогические сочинения. М. : Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. С. 461.

4 См.: Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М. : Ф-56 Политиздат, 1987. Я С. 212.

СРЕДА

>

/ J )л 'М Я^' 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

и для полноценного и успешного функционирования экономического субъекта, в котором магистрант будет трудоустроен5. В результате освоения дисциплины «Налогообложение бизнеса» студент формирует и демонстрирует определенный набор компетенций.

В рамках этой учебной дисциплины перед студентами магистратуры ставятся определенные профессиональные задачи. Они учатся обоснованию и принятию в пределах должностных обязанностей решений, совершению действий, связанных с реализацией правовых норм в сфере налогообложения предпринимательской деятельности и контроля за ее осуществлением, а также составлению юридических документов. То есть если по окончании магистратуры обучающиеся планируют осуществлять правовое сопровождение предпринимательства, то в результате полученных знаний в сфере налогообложения бизнеса они смогут так построить деятельность хозяйствующего субъекта, чтобы получение прибыли было максимальным, а налогообложение минимальным, но без нарушений законодательства. Кроме того, они смогут осуществлять защиту прав и законных интересов предпринимателей при проведении налогового контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.

Если же выпускники магистратуры выбирают для своей дальнейшей профессиональной деятельности работу в правоохранительных органах, то им становятся доступны знания в сфере обеспечения законности при осуществлении налогового регулирования предпринимательской деятельности, предупреждения правонарушений при проведении налогового контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.

В том случае, если окончившие магистратуру по программе «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» выберут для себя сферу юридических услуг, то предполагается, что они, в частности, в должной степени смогут оказывать юридическую помощь и проводить консультирование по вопросам налогообложения предпринимательской деятельности, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в сфере налогообложения.

Предполагается также возможность осуществления организационно-управленческих функций в сфере налогового регулирования экономики.

Нельзя забывать и о том, что для многих магистратура является этапом на пути в научную деятельность. В данном случае обучение в магистратуре дает возможность приобретения опыта проведения научных исследований по правовым проблемам налогообложения и налогового регулирования предпринимательской деятельности.

На современном этапе развития образования назначение магистратуры состоит в подготовке магистранта к независимому научному творчеству в границах специализации, выбранной самостоятельно студентом, ознакомившимся с магистерской программой6. Программа курса «Налогообложение бизнеса» основана на системном принципе, который предусматривает анализ правовых основ налогообложения и налогового планирования субъектов предпринимательства.

5 Сапрыкина Т. В., Тарасова В. Ф. Практические аспекты подготовки магистрантов в вузах в области налогообложения // Молодой ученый. 2017. № 5. С. 527—530.

6 Сапрыкина Т. В., Тарасова В. Ф. Указ. соч. С. 527—530.

ЕСТНИК Апржо.бПП б пл

VHMRFPPMTPTA Налогообложение бизнеса:

УНИВЕРСИТЕТА Налогообложение бизнеса: имени o.e. кугафина(мгюА) методика преподавания в магистратуре

Недостаточная разработанность методики преподавания отрицательно сказывается на методологическом уровне лекций и семинарских (практических) занятий. Первый раздел курса предусматривает лекции, на которых прежде всего необходимо выяснить, какие нормативные акты регулируют налогообложение предпринимательской деятельности, кто является участником этих правоотношений и как эти участники могут взаимодействовать друг с другом в рамках правового поля.

Лекция с элементами дискуссии рождается в случаях, когда у студентов возникают вопросы, которые они хотели бы обсудить, если лектор ставит какую-либо проблему (задачу), которую необходимо разрешить коллективно. Однако стоит отметить, что любая проблема может быть решена, если у обучающихся возникает мотивация к ее решению и если они обладают некоторым запасом знаний, на которые можно опереться для решения проблемы7. Именно поэтому в рабочей программе учебной дисциплины «Налогообложение бизнеса» определены задания для подготовки к лекциям.

Для подготовки к практическим занятиям по всем темам курса магистрам необходимо предварительно ознакомиться с лекционным материалом, а также с учебной и специальной литературой по теме практического занятия, изучить вопросы практического занятия в соответствии с его планом, собрать и обобщить новейшие нормативные правовые акты, произвести поиск и анализ судебной практики по теме практического занятия.

Семинарские (практические) занятия проводятся по вопросам, посвященным регулированию налоговых правоотношений в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Одной из важных для студентов магистратуры Института бизнес-права является тема налогового производства в хозяйствующем субъекте. В рамках этой темы обучающиеся разбирают вопросы о понятии и стадиях налогового производства, то есть о порядке исчисления налога, порядке и способах уплаты налога, правилах заполнения и предоставления в налоговый орган налоговой декларации как формы налоговой отчетности субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, а также о порядке внесения изменений и дополнений в налоговую декларацию.

Не все хозяйствующие субъекты в должной мере и вовремя выполняют свою юридическую обязанность по уплате налогов. В связи с этим законодатель предусмотрел и установил положения о правовых способах обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов субъектами предпринимательской деятельности, а также о средствах налогового контроля. Этим вопросам посвящен второй раздел курса. В рамках практических занятий обсуждаются и такие вопросы, как ^

налоговый контроль и формы его проведения, а также налоговый мониторинг. б

Весьма логичным представляется далее изучить темы, посвященные ответ- А

ственности субъектов предпринимательской деятельности за нарушения нало-

гового законодательства, а также неправомерным действиям налоговых органов А

и формам защиты субъектов предпринимательской деятельности (вопросы об Т

обжаловании актов налоговых органов и действий или бездействия их должност- Л

7 Полицинский Е. В., Румбешта Е. А. Активизация познавательной деятельности студен- Я

тов на лекционных занятиях // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 6 (108). С. 37—40. СРЕДА

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ных лиц). В рамках данной темы предлагается дискуссия о том, стоит ли выделять налоговую ответственность в качестве самостоятельного вида ответственности хозяйствующих субъектов. Необходимо отметить, что постановка дискуссионных вопросов перед студентами в целом и в магистратуре в частности является очень важным элементом обучающего процесса.

Значение слова «дискуссия» состоит в коллективном обсуждении какого-либо вопроса (задачи, проблемы) или в сопоставлении разного рода информации, предложений, мнений, идей, пониманий. Так, ведение дискуссии может использоваться и как метод обучения, и как форма проведения занятия. Во время дискуссии студенты могут дополнять один другого или противостоять друг другу. В первом случае будут больше проявляться качества, присущие диалогу, во втором дискуссия будет носить характер спора. Как правило, во время дискуссии часто может присутствовать и то, и другое.

Чаще всего выделяют некоторые стадии ведения дискуссии: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная стадия — необходимая часть группового обсуждения, когда студенты эмоционально и интеллектуально настраиваются на предстоящее общение. Она выстраивается так, чтобы актуализировать у участников дискуссии имеющиеся знания и представления, довести до сведения необходимую информацию и вызвать интерес к предстоящей теме обсуждения. На этом этапе происходит ориентация и адаптация непосредственно к проблеме обсуждения, одного участника дискуссии к другому, вырабатывается установка на совместное решение конкретных задач. Продуктивность основной стадии дискуссии зависит от формы, которая для этого выбрана, от четкого соблюдения регламента, от доброжелательных отношений между участниками и ведущим, от их корректности, от включения всех в коллективную работу и, безусловно, от активности участников дискуссии. Заключительная стадия предполагает выработку единых (компромиссных) позиций и решений. На этом этапе происходит анализ вклада, внесенного каждым участником в работу всей группы, соотносятся поставленные цели и достигнутые результаты, определяются плюсы и минусы проведенного анализа, то есть эффективность и результативность совместного обсуждения вопроса.

Как показывает практика, дискуссии, умело включенные в процесс преподавания, при условии их правильной творческой организации, оказывают большое влияние на формирование цельного научного мировоззрения и убеждений, воспитывают активность и самостоятельность суждений обучающихся, приучают их всесторонне оценивать моральные, интеллектуальные, политические и другие проблемы, вырабатывают умение выслушивать и понимать друг друга. Еще К. Д. Ушинский считал лучшим лекарством от скучного воспитания и обучения исключение односторонности в работе с обучающимися. Он советовал преподавателям обращать внимание обучающихся на противоречие или сходство представлений, что «открывает самому ученику возможность совершенно самостоятельно или с необходимой помощью (чем меньше помощь, тем лучше) преодолеть противоречия и вывести новую истину»8.

Тем более значимы дискуссии в воспитательном процессе сегодня, когда новые задачи, поставленные перед нами, повышают требования к компетентности

8 Ушинский К. Д. Указ. соч. С. 461.

ЕСТНИК Апресов*н г „

УНИВЕРСИТЕТА Налогообложение бизнеса:

имени o.e. кугафина(мгюА) методика преподавания в магистратуре

специалистов во всех отраслях. Данная компетентность предполагает не только широкий круг знаний в конкретной сфере, но и умение быстро ориентироваться в разных ситуациях, возникающих, в частности, в процессе предпринимательской деятельности, а также быстро и оперативно принимать решения. Участие в подобного рода дискуссиях и позволяет развивать необходимые качества.

Использование на практических занятиях различных ситуационных задач, обсуждение тех или иных конкретных проблем, выявление способов их разрешения позволяет избежать отрыва от реальных процессов, описываемых с помощью категорий и понятий, а также механического заучивания учебного материала. При помощи определенных методических приемов, таких как постановка проблемных вопросов, выдвижение конкретных задач и нахождение тех или иных путей их решения, преподаватель организует и побуждает студентов к дискуссии, используя правовой инструментарий анализа проблемной ситуации.

Безусловно, учебный процесс успешен при условии практического закрепления материала, поэтому семинарские (практические) занятия приобретают особое значение. Однако не все аспекты налогообложения предпринимательской деятельности удается охватить в рамках изучаемой дисциплины. Некоторые вопросы предлагается изучить самостоятельно. Конкретные задания для самостоятельной работы студента по разделам и темам курса применительно к отдельным формам обучения определяет преподаватель.

В процессе самостоятельной работы студента используются также такие виды оценочных средств, как эссе, реферат, коллоквиум, составление таблиц и схем (в том числе сравнительных), заполнение форм налоговых деклараций, разработка акта налогового органа о налоговом правонарушении, составление жалобы на действия должностного лица налогового органа (на акт налогового органа). Представление схемы исчисления налога, формирования налоговой базы и ее составляющих, систематизация ставок налога в зависимости от вида деятельности и полученного дохода сделают законодательную информацию более удобной для восприятия магистрантами. А схемы взаимодействия хозяйствующих субъектов и государственных органов, таблицы со статистикой и динамикой данных помогут провести анализ современного состояния налоговых правоотношений и пробудить исследовательский интерес у студентов.

Необходимо уделить большое внимание выбору информации, необходимой студентам-магистрантам при подготовке к занятиям, а также для самостоятельной работы. Важно объяснить обучающимся необходимость пользоваться достоверными источниками, такими как СПС «КонсультантПлюс» и ЭПС «Система ГАРАНТ», сайты Федеральной налоговой службы РФ, Министерства финан- ^

сов РФ и т.п.9 б

Безусловно, существенную помощь студентам Университета имени О.Е Кута- А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фина (МГЮА) окажут учебники, учебные и научно-практические пособия и моно-

графии, подготовленные авторским коллективом кафедры предпринимательского Ш

и корпоративного права

10

m Л

9 Сапрыкина Т. В., Тарасова В. Ф. Указ. соч. С. 527—530. Н

10 См., например: Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник Я

для магистров / И. В. Ершова, Р. Н. Аганина, В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершо- СРЕДА

>

у )л 'М Я^' 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Примерный перечень тем эссе, рефератов и коллоквиумов представлен в рабочей программе учебной дисциплины. Студентам также рекомендуется самостоятельно изучить темы, не вошедшие в планы семинарских занятий: взаимозависимые лица, консолидированная группа налогоплательщиков, изменение срока уплаты налога, требование об уплате налогов, зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, взаимозависимые лица, соглашение о ценообразовании для целей налогообложения, контролируемые сделки.

Выполнение магистрантом самостоятельной работы завершается формированием в электронной форме портфолио (папки) «Самостоятельная работа магистранта по дисциплине "Налогообложение бизнеса"».

Методика как учение о методах образовательного процесса является реализацией принципов, которые осуществляются посредством связи теории с практикой, активности и самостоятельности студентов, совмещения самостоятельного поиска знаний с умением работать в команде (с этой цельюв в рабочей программе учебной дисциплины предусмотрены такая интерактивная форма, как деловая игра, предполагающая работу в малых группах), сочетания абстрактности мышления с наглядностью в обучении, а также единства преподавания и воспитания во всех формах учебных занятий.

Н. А. Ярыгина и М. В. Боровицкая отмечают: «Фактически после двух лет обучения магистратура должна выпустить высококвалифицированного специалиста, владеющего методологией научного исследования и существенным запасом особых методов анализа. То есть способность произвести новый научный результат является основным отличием требований, предъявляемых к подготовке магистра...»11 Вместе с тем подготовку магистров целесообразно ориентировать не только на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, но и на высококвалифицированную практическую работу. Следует отметить, что, к сожалению, в период рыночных трансформаций теоретико-методологический инструментарий науки, ее фундаментальных дисциплин не очень востребован современными юристами.

ва. М. : Проспект, 2017. 848 с. ; Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : практикум / отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2018. 504 с. ; Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. М. : Норма: Инфра-М, 2017. 464 с. ; Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика) : монография / Л. В. Андреева, Т. А. Андронова, Н. Г. Апресова [и др.] ; отв. ред. Л. В. Андреева . М. : Проспект, 2014. 304 с. ; Апресова Н. Г., Ефименко Е. Н. Налогообложение бизнеса: правовые основы: научно-практическое пособие для магистров. М. : Проспект, 2013. 144 с.

11 Ярыгина Н. А, Боровицкая М. В. К вопросу о подготовке магистров экономики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. 2013. № 3. С. 462—465.

УНИВЕРСИТЕТА Налогообложение бизнеса:

имени o.e. кутафина(мгюА) методика преподавания в магистратуре

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Апресова Н. Г., Ефименко Е. Н. Налогообложение бизнеса: правовые основы : научно-практическое пособие для магистров. — М. : Проспект, 2013. —144 с.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. — 448 с.

3. Полицинский Е. В., Румбешта Е. А. Активизация познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях // Вестник ТГПУ. — 2011. — Вып. 6 (108). — С. 37—40.

4. Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика) : монография / Л. В. Андреева, Т. А. Андронова, Н. Г. Апресова [и др.] ; отв. ред. Л. В. Андреева. — М. : Проспект, 2014. — 304 с.

5. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация: монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. — М. : Норма: Инфра-М, 2017. — 464 с.

6. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : практикум / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2018. — 504 с.

7. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / И. В. Ершова, Р. Н. Аганина, В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2017. — 848 с.

8. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии : Избранные педагогические сочинения. — М. : Изд-во Академии наук РСФСР, 1945.

9. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. — М. : Ф-56 Политиздат, 1987. — 590 с.

10. Ярыгина Н. А. Особенности подготовки магистров вузов в условиях перехода к двухуровневой системе образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. — 2014. — № 3. — С. 242—244.

11. Ярыгина Н. А., Боровицкая М. В. К вопросу о подготовке магистров экономики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. — 2013. — № 3. — С. 462—465.

□ Б

А

ш □

ш

Т

m Л

СРЕДА

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.