/ J )Л L--^ 1
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кутафина (МПОА)
I
Елена Васильевна ЕЛЬНИКОВА,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
© Е. В. Ельникова, 2018
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы преподавания учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» в рамках образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), освещено содержание этого курса с учетом профиля «Юрист в сфере бизнес-права», показаны возможности использования активных и интерактивных форм проведения лекций и занятий семинарского типа, предложены рекомендации по модернизации содержания, методик и материально-технического обеспечения его преподавания.
Ключевые слова: компетенция, бакалавриат, методика преподавания, бизнес-юрист, предпринимательское право, профессиональная этика юриста, активные и интерактивные формы проведения занятий, дискуссия.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.126-134
E. V. ELNIKOVA, PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul., 9 THE PROBLEMS OF DEFINING THE CONTENT AND METHODS OF TEACHING OF THE DISCIPLINE «INTRODUCTION TO THE PROFESSION AND PROFESSIONAL ETHICS» Abstract. In the article are considered the questions of teaching of discipline «Introduction to the profession and professional ethics» in the educational program of the undergraduate training 40.03.01 «Jurisprudence» at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), illuminated the content of this course given the profile «lawyer in the field of business law», shows the possibility of using active and interactive forms of lectures and seminar-type classes, proposed recommendations for improvement of content, methods and logistics of teaching. Keywords: competence, bachelor's degree, methods of teaching, business lawyer, business law, professional ethics of lawyer, active and interactive forms of conducting classes, discussion.
УНИВЕРСИТЕТА ^ w ^
имени o.e. кугафина(мгюА) преподавания учебной дисциплины «Введение в профессию...
Одной из приоритетных задач, способных обеспечить повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина как стратегической цели государственной политики в области образования, является обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений1.
Современный этап развития образования характеризуется тем, что основной задачей образовательного процесса выступает формирование у обучающихся комплекса компетенций, необходимых для осуществления ими деятельности в определенной сфере. Осуществление компетентностного подхода при подготовке юристов в рамках реализации программы бакалавриата предполагает наличие к окончанию процесса обучения сформированности у них такого круга компетенций, который позволит им впоследствии решать широкий спектр профессиональных задач в самых разных сферах, связанных с правовой работой.
Требования к результатам освоения программы бакалавриата, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) (далее — ФГОС ВО 40.03.01), предусматривают формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций2, овладение которыми может быть успешным лишь при наличии в числе иных условий логично выстроенной образовательной программы, предусматривающей определенную последовательность изучения учебных дисциплин и прохождения практик.
Структура программы бакалавриата включает дисциплины (модули), относящиеся к обязательной (базовой) и вариативной частям программы. Первые из названных дисциплин являются обязательными для освоения обучающимися вне зависимости от направленности (профиля) осваиваемой ими программы бакалавриата. Необходимый круг таких дисциплин закреплен в ФГОС ВО 40.03.01, что не исключает возможности образовательной организации дополнять его в рамках предоставленного ей права самостоятельно определять набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, учитывая в том числе ее направленность (профиль), а также объем, содержание и порядок их реализации.
Вариативная часть образовательной программы бакалавриата разрабатывается образовательной организацией, что позволяет устанавливать перечень изучаемых дисциплин (модулей) с учетом соответствующей направленности
(профиля) и обеспечивает возможность реализации разнопрофильных программ бакалавриата в рамках одного направления подготовки. о _ р
1 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долго- > срочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 0 2020 года» (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития > Российской Федерации на период до 2020 года) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489. е
2 Приказ Минобрнауки России от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении федерального л государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению н подготовки 40.03.01 "Юриспруденция" (уровень бакалавриата)» // URL: http://www.pravo. я gov.ru, 29.12.2016. сред>
>
Ш--^ 1
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кутафина (МПОА)
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО 40.03.01. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы бакалавриата набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
Предоставление непосредственно образовательным организациям широкого круга возможностей по определению структуры и содержания реализуемых ими образовательных программ является средством достижения поставленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года задачи развития вариативности образовательных программ, в том числе создания системы прикладного бакалавриата. Наличие у образовательных организаций самостоятельности в определении перечня составляющих содержание образовательной программы учебных дисциплин (модулей) в рамках, устанавливаемых ФГОС ВО, позволяет выстроить такую последовательность их изучения, которая предусматривает переход к освоению дисциплин профессиональной направленности, в том числе с учетом профиля образовательной программы, уже на начальном этапе обучения.
Образовательная программа бакалавриата, реализуемая ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» с 2017 г.3, содержит в перечне модулей вариативной части учебную дисциплину «Введение в профессию и профессиональная этика», с которой начинается изучение цикла дисциплин профессиональной направленности. Включение названной учебной дисциплины в образовательную программу бакалавриата по указанному направлению стало результатом ее непрерывной модернизации на протяжении последних пяти лет. За это время произошел переход от изучения двух отдельных дисциплин — «Профессиональная этика (для юристов)» и «Введение в профессию» — к их объединению в рамках единого курса «Введение в профессию и профессиональная этика», изучаемого в первом семестре.
Наличие в образовательной программе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) названного объединенного модуля отличает ее от образовательных программ по аналогичному направлению подготовки, реализуемых в иных образовательных учреждениях, которые не предусматривают включения такого учебного курса в перечень дисциплин для изучения, но в некоторых случаях могут устанавливать в качестве учебной дисциплины базовой части «Профессиональную этику», а также предусматривать изучение отдельных самостоятельных курсов, таких как «Введение в юридическую профессию», «Введение в специальность "Юриспруденция"», «Введение в профессию юриста» и пр. Включение этих учебных дисциплин в образовательную программу обусловлено необходимостью сформировать у студентов, начинающих освоение образовательной программы по направлению «Юриспруденция», общее представление о профессиональной деятельности юриста как социальном институте, познакомить их с различными видами юридических специальностей, особенностями личности, профессионального поведения и профессиональными обязанностями юриста, развитием и со-
3 URL: https://www.msal.ru/upload/medialibrary/9b3/2017-OP-YUrisprudentsiya-_bakalavriat_.pdf.
УНИВЕРСИТЕТА ^ w ^
имени o.e. кугафина(мгюА) преподавания учебной дисциплины «Введение в профессию...
временным состоянием юридического образования, юридической науки, а также c выдающимися представителями юриспруденции. Иначе говоря, основной целью данного учебного курса является так называемое погружение в правовую среду.
Что касается модуля «Введение в профессию», входящего в образовательные программы бакалавриата по направлению «Юриспруденция», реализуемые в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), то его название и содержание всегда имели тесную связь с профилем образовательной программы. Так, профиль «Юрист в сфере бизнес-права» предусматривает изучение учебной дисциплины «Введение в профессию бизнес-юрист», профиль «Адвокатская деятельность» — «Введение в профессию адвоката» и т.д. Представляется, что профильная направленность не только должна быть сохранена, но и должна получить дальнейшее развитие в рамках объединенного курса «Введение в профессию и профессиональная этика». Несмотря на общее название, его содержание варьируется в зависимости от профиля образовательной программы бакалавриата: государственно-правового; международно-правового; уголовно-правового; гражданско-правового; адвокатская деятельность; прокурорско-след-ственная деятельность; юрист в области спорта, шоу-бизнеса и рекламы; юрист в области энергетики; юрист в финансовой и банковской сфере; юрист в сфере бизнес-права. Рассмотрим более детально содержание этой учебной дисциплины применительно к последнему из перечисленных профилей — юрист в сфере бизнес-права.
Одной из проблем определения содержания учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» является то, что она, в отличие от многих других, не представляет собой изучения какой-то отдельной отрасли права, имеющей, как правило, сформированную и устоявшуюся структуру, в том числе свои подотрасли и институты, а также понятийный аппарат, специальные приемы и средства правового регулирования. Представляется, что ввиду отсутствия четко установленного круга вопросов, составляющих содержание курса, методологической предпосылкой определения содержания может выступать цель его освоения.
Кроме того, необходимо учитывать отсутствие у обучающихся специальных познаний в определенных сферах правовой науки на момент начала изучения рассматриваемого учебного курса. Тем не менее его освоение предполагает наличие у обучающихся базовых познаний в области экономики, истории, обще-ствознания, к которым можно обращаться в процессе обучения. В частности, студенты должны обладать следующими «входными» знаниями и умениями: знать основные понятия о государстве и праве; иметь базовые представления об основных отраслях российского права; уметь осваивать учебную литературу, ^
излагать свои мысли и участвовать в обсуждении заданных проблем, в том числе б
в процессе занятий, проводимых в активных и интерактивных формах; иметь на- а
выки выполнения письменных работ; уметь подбирать, изучать, реферировать,
0) □
обсуждать монографические и иные научные исследования. а
Содержание учебной дисциплины «Введение в профессию и профессио- т
нальная этика» определяется также тем, что ее изучение является логическим л
начальным этапом постижения профессиональных учебных дисциплин, вслед- н
ствие чего содержание должно охватывать вопросы, позволяющие сформировать я
базовые представления, заложить прочную основу для последующего освоения среда
>
'М Я^' 1
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
в первую очередь предпринимательского права4, а также иных отраслей права (гражданского, конституционного, административного и пр.).
Целью освоения учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» является формирование у студентов общего представления о предпринимательской деятельности и предъявляемых к ней требованиях, формах и видах предпринимательства, субъектах предпринимательской деятельности, функциональных видах деятельности юриста коммерческой организации, этических нормах в сфере предпринимательства.
Обозначенная цель обусловила включение в содержательную часть следующих тем:
1) общие положения о предпринимательской деятельности и предпринимательском праве;
2) правовое сопровождение бизнеса;
3) общие положения о субъектах предпринимательства;
4) корпоративная форма предпринимательства;
5) правовые основы банкротства субъектов предпринимательской деятельности;
6) профессиональная этика субъектов предпринимательской деятельности;
7) профессиональная этика в деятельности юриста;
8) правовые основы защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательства;
9) правовое регулирование рекламной деятельности;
10) правовые основы налогообложения предпринимательской деятельности;
11) правовые основы торговой деятельности.
Включение в содержание курса «Введение в профессию и профессиональная этика» тем, относящихся к отдельным сферам предпринимательской деятельности, обусловлено отчасти широким присутствием их в повседневной деятельности обучающихся, что создает возможность обращения к собственным жизненным представлениям студентов, их опыту при рассмотрении вопросов, связанных, например, с правовым регулированием рекламной, торговой деятельности.
Выбор форм и методов преподавания рассматриваемой учебной дисциплины определяется прежде всего совокупностью компетенций, которые должны быть сформированы в результате ее освоения, а также возрастными и психофизиологическими особенностями студентов первого года обучения. Так, процесс изучения дисциплины направлен на формирование
— общекультурных компетенций (ОК): владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3); способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
— общепрофессиональных компетенций (ОПК): способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3); способность повышать уровень профессиональной компетентности (ОПК-6);
4 Предпринимательское право : учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. От-нюкова. М. : Проспект, 2015.
\ уц^ВЕРСИТЕТА Проблемы определения содержания и методики / имени o.e. кугафина(мгюА) преподавания учебной дисциплины «Введение в профессию.»
— профессиональных компетенций (ПК): способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9)5.
Компетентностно ориентированный подход предполагает обращение к активным формам обучения, через которые происходит реализация принципов развивающего обучения, в том числе путем постановки и решения учебных задач в рамках образовательного процесса. Смена парадигмы в образовательном процессе выражается в том, что пассивная роль обучающегося, заключающаяся в восприятии транслируемых ему знаний и воспроизведении их, постепенно вытесняется всё в большей степени его активными действиями по приобретению новых знаний, их оценке и усвоению, формированию собственных убеждений, что обусловливает особую роль активных и интерактивных методов.
Применение активных методов предполагает организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, их активное участие в постижении новых знаний, выработке умений и навыков. Отличительными особенностями интерактивных методов, как отмечает М. Ш. Гунибский, «являются стимулирование активного взаимодействия обучающихся, их включенности в открытый образовательный процесс, равное положение участников диалога, возможность проконтролировать и дать объективную оценку действиям каждого из них»6. Таким образом, активные методы предполагают наличие взаимодействия между преподавателем и студентами, а интерактивные — взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом.
При проведении занятий в активной и интерактивной формах происходит смещение акцента в сторону усиления организационной роли преподавателя, совершения им различных действий, стимулирующих обучающихся на проявление собственной активности, как то: постановка вопросов, установление времени выполнения заданий, разделение на малые группы, консультирование по отдельным вопросам, подведение итогов и др.
Общая трудоемкость дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» составляет 72 часа (2 зачетные единицы), из которых по 16 часов отводится на лекции и занятия семинарского типа.
В том, что именно лекция тяготеет к использованию активного метода, можно вполне согласиться с мнением Т. А. Андроновой и О. А. Тарасенко, которые рассматривали в качестве возможности использования активного метода обучения формы лекции-беседы, лекции-дискуссии, лекции с применением обратной связи, проблемные лекции7.
При проведении лекционных занятий в процессе изучения дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» наиболее востребованными б
з
5 Образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юрис- 0
пруденция» (общий профиль) // URL: https://www.msal.ru/upload/medialibrary/9b3/2017- ш OP-YUrisprudentsiya-_bakalavriat_.pdf.
6 Гунибский М. Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового вос- л питания // Юридический мир. 2014. № 4. С. 40—44. н
7 Андронова Т. А, Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий я
для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. 2013. № 2. С. 33—37. среда
>
у )л ш--У 1
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
формами выступают лекция-беседа, предусматривающая наличие постоянного контакта со студентами в виде диалога, направленного на выяснение их осведомленности и мнений по тем или иным вопросам, а также лекция с применением обратной связи. Например, при чтении вводной лекции, освещающей общие положения о предпринимательской деятельности и предпринимательском праве, интересно выяснить представление студентов по вопросу о том, можно ли считать деятельность адвоката одним из видов предпринимательской деятельности; при освещении общих положений о банкротстве субъектов предпринимательской деятельности возможно поставить вопрос о том, считают ли они необходимым исключение каких-то определенных субъектов из круга лиц, в отношении которых процедуры банкротства могут быть применены, или же институт банкротства должен иметь универсальный характер по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений.
Лекции с применением обратной связи позволяют преподавателю отслеживать степень усвоения студентами новых знаний, предполагают наличие возможности оперативно дать необходимые пояснения при выявлении затруднений в познавательном процессе. Например, при изучении правовых форм ведения бизнеса в начале лекции к студентам можно обратиться с вопросами о том, какие индивидуальные и коллективные формы ведения предпринимательской деятельности им известны, чтобы понять, насколько они ориентируются в этой теме, после изложения каждого из вопросов изучаемой темы вновь поставить аналогичные вопросы для оценки восприятия ими полученных знаний.
Занятия семинарского типа проводятся с использованием как активных, так и интерактивных форм. Одной из наиболее распространенных и применяемых в процессе изучения дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» активных форм обучения является дискуссия, представляющая собой коллективное обсуждение поставленных вопросов или проблем, что создает возможность активного участия каждого студента в выработке коллективного мнения. Роль преподавателя заключается в том, чтобы обеспечить развитие дискуссии, направить ее в нужном направлении.
Например, при проведении занятия семинарского типа в форме дискуссии по теме «Профессиональная этика субъектов предпринимательской деятельности» на коллективное обсуждение выносятся вопросы: «Возможна ли этика бизнеса?», «Выгодно ли предпринимателю соблюдать этические нормы?». В ходе обсуждения студенты приводят те или иные аргументы в подтверждение своей позиции, для чего требуется наличие предварительной подготовки, изучение литературы, в том числе общераспространенных этических теорий, а также анализируют теорию И. Канта о несовместимости бизнеса и этики ввиду противопоставимости их целей. В завершение дискуссии участники приходят к коллективному мнению о том, что соблюдение этических норм и принципов оказывает непосредственное влияние на формирование имиджа, деловой репутации предпринимателя, что является таким же важным фактором успешности бизнеса, как и следование нормам права.
Накопленный опыт преподавания учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» позволяет сформулировать некоторые предложения, направленные на повышение качества ее преподавания в рамках профиля «Юрист в сфере бизнес-права».
УНИВЕРСИТЕТА ^ w ^ ,
имени o.e. кугафина(мгюА) преподавания учебной дисциплины «Введение в профессию.
Содержательную часть рассматриваемой учебной дисциплины следует дополнить за счет включения тем, посвященных информационному обеспечению деятельности предпринимателя (хозяйствующего субъекта), а также юриста бизнес-компании, что обусловлено расширением предоставления в электронном виде государственных и муниципальных услуг, развитием электронной формы торгов; переходу к использованию в хозяйственной практике электронной подписи, в том числе при заключении договоров, и пр. Кроме того, целесообразно включить в содержание данного курса вопросы, связанные с применением различных видов юридической ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами правил осуществления предпринимательской деятельности.
Требуется разработка учебного пособия, которое объединило бы все входящие в содержание дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» темы с учетом профиля образовательной программы, поскольку в данный момент учебно-методическое обеспечение преподавания указанной дисциплины практически отсутствует. Имеющиеся учебные пособия ориентированы на изложение отдельных частей объединенного курса и не отражают его содержание в достаточной степени.
Ввиду того что рассматриваемая учебная дисциплина носит преимущественно ознакомительный характер и направлена в основном на привлечение внимания и формирование устойчивого интереса к деятельности юриста в бизнес-среде, целесообразно более широко использовать методы обучения, предусматривающие применение активных форм познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, поставленная задача достигается посредством привлечения для участия в занятиях юристов-практиков, являющихся специалистами в той или иной сфере правовой работы.
Необходимо также повышение уровня технической оснащенности преподавания учебной дисциплины за счет использования компьютерной техники и иного оборудования, обеспечивающего возможность трансляции видеороликов, фрагментов телепередач, документальных и художественных фильмов, демонстрации презентаций8.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в основе рассмотренных в рамках данной статьи подходов к преподаванию учебной дисциплины «Введение в профессию и профессиональная этика» лежит пока еще не столь длительный опыт преподавания ее в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), который тем не менее позволяет подвести первые итоги, выявить существующие проблемы, учесть предложения, поступающие как от коллег, так и от самих обучающихся, направленные на совершенствование преподавания этого учебного кур- ^ са. Работа над формированием его содержания и методики преподавания будет б продолжена, в связи с чем приглашаем всех заинтересованных лиц к широкому а
обсуждению вопросов, связанных с преподаванием этой учебной дисциплины
0) □
в рамках образовательных программ различной профильной направленности, а
что позволит в процессе подготовки юристов выстроить практику преподавания т
в соответствии с ее ролью и значением в структуре образовательной програм- л
мы бакалавриата. н
я
8 Статья написана с использованием СПС «КонсультантПлюс». среда
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андронова Т. А., Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. — 2013. — № 2. — С. 33—37.
2. Гунибский М. Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. — 2014. — № 4. — С. 40—44.
3. Предпринимательское право : учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. — М. : Проспект, 2015. — 624 с.