Научная статья на тему 'Современное предпринимательское право и Интернет: научно-образовательный аспект'

Современное предпринимательское право и Интернет: научно-образовательный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА / INTERNET / CONTEMPORARY INTERNET TECHNOLOGIES / ACADEMIC SCHOOL OF MODERN BUSINESS LAW / INTEGRATED APPROACH / ACADEMIC INTERNET PORTAL OF BUSINESS LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галкин Сергей Сергеевич

В статье на основе анализа Интернета в контексте цели интеграции науки, образования и инноваций дана характеристика интернет-присутствия современного предпринимательского права как научно-педагогической школы. По итогам проведенного в статье анализа установлено отсутствие эффективного и системного использования потенциала современных интернет-технологий для развития предпринимательского права как науки и учебной дисциплины. В заключение представлена модель научно-образовательного интернет-портала предпринимательского права. Создание и продвижение такого портала поможет обеспечить соответствие школы предпринимательского права уровню современных информационных сетевых технологий, а следовательно, развитие ее научно-педагогического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN BUSINESS LAW AND INTERNET: SCIENTIFIC EDUCATIONAL ASPECT

The article analyzes a web presence of the modern Business Law as the academic school taking into account the integration process of science, education and technical innovations. According to the results of the research no effective using of Internet technologies for promotion the academic school of modern Business Law was found. The article ends with the model of Internet portal of modern Business Law as the academic school which will help in the development of its scientific educational potential.

Текст научной работы на тему «Современное предпринимательское право и Интернет: научно-образовательный аспект»

ЕСТНИК г^мнс. с. и

VHMRFPPMTPTA Современное предпринимательское право и Интернет:

УНИВЕРСИТЕТА „ _

имени O.E. Кугафина(мгюд) научно-образователы-иыи аспект

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО И ИНТЕРНЕТ: НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье на основе анализа Интернета в контексте цели интеграции науки, образования и инноваций дана характеристика интернет-присутствия современного предпринимательского права как научно-педагогической школы. По итогам проведенного в статье анализа установлено отсутствие эффективного и системного использования потенциала современных интернет-технологий для развития предпринимательского права как науки и учебной дисциплины. В заключение представлена модель научно-образовательного интернет-портала предпринимательского права. Создание и продвижение такого портала поможет обеспечить соответствие школы предпринимательского права уровню современных информационных сетевых технологий, а следовательно, развитие ее научно-педагогического потенциала.

Ключевые слова: Интернет, современные интернет-технологии, научно-педагогическая школа современного предпринимательского права, комплексный подход, научно-образовательный интернет-портал предпринимательского права.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.197-205

Сергей Сергеевич ГАЛКИН,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры

предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), адвокат 6441@apmo.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

S. S. GALKIN, PhD in Law, Lecturer of Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Attorney 6441@apmo.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya ul., 9 MODERN BUSINESS LAW AND INTERNET: SCIENTIFIC EDUCATIONAL ASPECT Abstract. The article analyzes a web presence of the modern Business Law as the academic school taking into account the integration process of science, education and technical innovations. According to the results of the research no effective using of Internet technologies for promotion the academic school of modern Business Law was found. The article ends with the model of Internet portal of modern Business Law as the academic school which will help in the development of its scientific educational potential. Keywords: Internet, contemporary Internet technologies, academic school of modern Business Law, integrated approach, academic Internet portal of Business Law.

Г и

ше

бй рш аы ш m о ч вт

ен

eg

ог

°и

и

процессе

© С. С. Галкин, 2018

>

9S ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

/ J )л L--^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кутафина (МПОА)

Реалии современного общества основываются прежде всего на информации, информационных технологиях, сетевой коммуникации, что отчетливо определяет сложившийся вектор социального развития по модели информационного общества. Вторым, более «частным» в данном случае, следствием существенной роли информационно-технологического фактора выступает актуализация необходимости его безусловного учета в ходе дальнейшего совершенствования научной, образовательной, правовой и иных сфер общественной жизни1.

С технологической точки зрения Интернет может быть представлен как самая глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, или, иначе, «сеть сетей». Так, по данным Mediascope, ежемесячная аудитория Интернета в России в октябре 2016 — марте 2017 г. достигла 87 млн человек в возрасте от 12 до 64 лет, что составило 71 % от всего населения страны2.

Очень точно сформулировал смысл, назначение и в определенной степени парадокс Интернета один из его создателей, вице-президент компании Google В. Серф: «Интернет — мир виртуальный, но он прямое отражение мира, в котором мы живем. Интернет предоставляет человечеству одно из самых важных достижений демократии — свободу слова, свободу обмена информацией, обмена знаниями. Интернет — чистая доска, на которой человек пишет то, что считает важным рассказать другим. Это может быть полезным, а может нанести страшный вред. Только мы сами решаем, что написать на этой "доске"»3.

Основываясь на изложенных тезисах и построенном на них дальнейшем анализе, в настоящей статье мы попытаемся получить ответы на следующие два вопроса: есть ли у Интернета потенциал, значимый для цели развития современного предпринимательского права как российской научно-образовательной школы4 и если такой потенциал имеется, то каким образом он может быть реализован?

1 См. подробнее, в частности: Головцова И. Г. Развитие инновационной деятельности вуза на основе интернет-проектов : дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2006. С. 8—10 ; Пржи-ленский В. И. Современная философия. Интеллектуальные технологии XXI века. М., 2016. С. 27 ; Шилина М. Г. Корпоративные интернет-ресурсы в системе общественных связей: структура, содержание, особенности развития : дис. ... канд. филолог наук. М., 2007. С. 21—22.

2 URL: http://mediascope.net/press/news/744498 (дата обращения: 08.01.2018).

3 Цит. по: Гришина Н. С. Интернет-портал «Грамота. ру» как лингвокультурологический инструмент развития русской речи : дис. ... канд. филолог. наук. М., 2008. С. 23.

4 Как справедливо указывает И. В. Ершова, наличие единых концептуальных представлений о предпринимательском праве позволяет говорить о российской научной школе предпринимательского права. См. подробнее: Ершова И. В. Научные школы: закон, доктрина, практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 11. С. 17 ; Современное предпринимательское право : монография / отв. ред. И. В. Ершова. М., 2014. С. 18—58.

О необходимости выделения российской научно-педагогической школы предпринимательского права также обоснованно указывают Е. П. Губин и А. А. Мохов. См.: Гу-бин Е. П. К вопросу о научно-педагогических школах, учебниках и преподавании предпринимательского права в вузах России // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина

ЕСТНИК г^мнс. и лаа

УНИНРРРМТРТД Современное предпринимательское право и Интернет:

УНИВЕРСИТЕТА „ _

имени о.е. кутафина (мгюа) научно-образователы-иыи аспект

Интернет в контексте цели интеграции науки, образования и инноваций

С точки зрения предоставляемых возможностей и образуемого «синергетического эффекта» Интернет вполне может быть охарактеризован как базис для интеграции науки, образования и инноваций. Выступление Интернета в таком качестве связано, во-первых, с отчетливой тенденцией виртуализации коммуникаций, научного и педагогического процессов, креативных способностей и знаний конкретного человека. В этом смысле правильное использование возможностей Сети является основой всякого формируемого паблицитного капитала в его денежном или ином социально значимом эквиваленте. Во-вторых, технологии Интернета могут решить проблему обеспечения связи момента новизны с необходимостью преемственности и накопления всякого научного знания. Тем самым с минимальными издержками преодолевается ограниченность любой, естественно устаревающей в новых информационно-технологических условиях, познавательной формы с обязательным сохранением содержащегося в ней научного смысла. Последнее особенно важно для образовательного процесса.

Сформулированные тезисы находят самое широкое подтверждение, в том числе в научном, педагогическом, инновационно-технологическом аспектах. Например, как отмечают исследователи, «современная культура, являющаяся культурой книги, может быть вытеснена создаваемой и развивающейся на базе современных информационных технологий культурой гипермедиа, так же как ранее культура рукописных манускриптов была вытеснена культурой печатной книги. Культура гипермедиа основывается на органичном сочетании и использовании таких технологических компонент, как глобальные средства компьютерных телекоммуникаций, мультимедийные средства представления информации с ее гипертекстовой организацией»5.

Далее, в экономической, филологической и социологической научной литературе распространенной является квалификация Интернета как медийного СМИ, позволяющего объединить основные формы подачи информации: текст, аудио, видео. В этой связи Интернет с инновационно-технологической точки зрения имеет весьма принципиальные, выгодно отличающие его от традиционных СМИ и иных источников информации сущностные черты: неограниченный охват и оперативность, низкая себестоимость распространения информации, возможное хранение информации в базах данных, возможность повторного использования ц

и

ш0

(МГЮА). 2016. № 11. С. 28 ; Мохов А. А. Российская научная школа предприниматель-

ского права и современная юридическая наука // Там же. С. 30—36.

та

рш

Нам представляется, что эта позиция нуждается в безусловной поддержке и дальней- зе

шем развитии, в том числе за счет применения возможностей Интернета. Кроме того, о _

использование в настоящей статье категории «научно-педагогическая школа» в каче- а х

стве отправной точки обусловлено еще и тем, что эта категория естественным образом е о

связывает между собой научную проблематику предпринимательского права и образо- 5 л

и (-1

вательный процесс. iг

Малюк В. В. Интернет-обеспечение образовательных услуг (на примере вузов Сверд- ^ и

ловской области) : дис. ... канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2002. С. 62. процессе

>

5

200

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

информации, установление взаимосвязи между единицами информации, интерактивность издания и новый уровень взаимоотношений с аудиторией, возможность персональных контактов, режим реального времени, многоязычность и т.д.6

Исходя из смысла ст. 1 и 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»7, ст. 16, 19, 25, 50 Стратегии развития информационной безопасности в Российской Федерации на 2017—2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 2038, сеть Интернет нормативно признана прямо участвующей в формировании информационного пространства знаний, а создание технологических образовательных и научных платформ обозначено в качестве элемента приоритетного сценария развития информационного общества в России.

Наконец, в качестве заключительного подтверждающего аргумента можно привести успешно функционирующую в Интернете видеосеть российской прессы «Клуб развития»9. Клуб был образован по инициативе и при поддержке Союза журналистов России и Национального информационно-аналитического института и является составной частью Общественного агентства информации Союза журналистов России. «Клуб развития» представляет собой новый медиапроект, по сути — сетевое телевидение, где каждый участник получает новые механизмы работы с видеоформатами, а также пользуется совокупной аудиторией всех сайтов — партнеров клуба.

Примечателен характер материала, размещаемого на интернет-портале «Клуба развития»: наряду с освещением общественно значимых и сугубо профессиональных вопросов журналистского сообщества, на портале широко представлены публичные лекции ведущих ученых России по фундаментальным проблемам современной науки (проект клуба «Научные среды. К 25-летию Российского фонда фундаментальных исследований»)10. Используемые возможности Интернета

6 См. подробнее: Гарматин А. А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания : дис. ... канд. филолог. наук. Тольятти, 2005. С. 9—10 ; Кутюгин Д. И. Интернет как коммуникативное пространство информационного общества : дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. С. 82—83 ; Середа Н. В. Организационно-методические основы использования интернет-услуг для продвижения товаров : дис. ... канд. эконом. наук. М., 2002. С. 13—15.

7 Российская газета. 2012. № 303.

8 СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

9 URL: http://tv-pressa.ru (дата обращения: 08.01.2018).

10 Для наглядной иллюстрации не только разноплановости обсуждаемых тем, но и реальности самой возможности объединения фундаментальной науки, актуальной общественной и узкопрофессиональной проблематики на базе современных интернет-технологий можно привести, в частности, представленные на едином интернет-портале выступление заместителя директора Института географии РАН А. А. Тишкова на тему «Экологические вызовы России XXI века и территориальная охрана природы», выступление академика РАН В. Б. Бетелина на тему «Российская микроэлектроника: состояние и перспективы», выступление академика РАН Ю. В. Гуляева на тему «Радиофизические методы в биомедицинских исследованиях», выступление Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титова на встрече с журналистами по теме «Кто

ЕСТНИК С™""С С И gm

УНИВЕРСИТЕТА Современное предпринимательское право и Интернет: 2UI

имени O.E. Кугафина(мгюд) научно-образовательны1й аспект

естественным образом гармонизируют данный разноплановый материал, придавая ему единую образовательную, научно-просветительскую и в конечном итоге социально значимую направленность.

Общая характеристика интернет-присутствия предпринимательского права как науки и учебной дисциплины

Мониторинг сети Интернет, а также изучение информационных ресурсов, так или иначе освещающих проблематику правового регулирования предпринимательской деятельности, позволяет сделать следующий вывод. В первую очередь необходимо отметить, что в Интернете отсутствует единый информационный ресурс, посвященный предпринимательскому праву. Более того, нет ресурсов, на которых системно и последовательно представлялась бы информация научного (теоретического и практического), а также образовательного характера в рамках и с учетом стандартов существующей российской научно-педагогической школы предпринимательского права11.

Сказанное, однако, не означает, что в Интернете вообще отсутствует проблематика предпринимательско-правового характера. Напротив, интернет-присутствие этой проблематики, по нашему мнению, может быть охарактеризовано как достаточно разрозненное (как по расположению в Сети, так и по используемым для этого техническим средствам), фрагментарное (по тематике материала в сравнении с содержанием курса предпринимательского права), не всегда основанное на предпринимательско-правовой доктрине, педагогических целях и задачах преподавания предпринимательского права как дисциплины12.

защитит предпринимателей?», выступление генерального секретаря Международной федерации журналистов Антони Беланже на конференции «Пропаганда и фальшивые новости в мире». Полностью ознакомиться с видеоматериалами можно по ссылке: http:// tv-pressa.ru/uchastniki/biblioteka-videoinfoblokov (дата обращения: 08.01.2018). По нашему мнению, интернет-порталы pred-pravo.ru и businesspravo.ru, с учетом их контента, а также возможных целей создания, которые определяются преимущественно коммерческой направленностью представляемой информации, не могут быть охарактеризованы как актуальные и полноценные интернет-площадки предпринимательского права. В качестве примера таких ресурсов можно, в частности, привести тематическое интер- ц

нет-издание Право. ру (режим доступа: https://pravo.ru (дата обращения: 08.01.2018)), т§

которое в большей степени ориентировано на информационно-новостную составляющую, а также одноименный интернет-сайт юридического института М-Логос (режим до-

(к примеру, частного права, налогового права, правового регулирования банкротства), представляющие собой обзоры не только правовых или правоприменительных актов, но и актуальной научной юридической литературы, а также представлены видеозаписи

та

рш

ступа: http://www.m-logos.ru (дата обращения:08.01.2018)). На сайте указанного юриди- з е

ческого института, среди прочего, публикуются обширные дайджесты новостей права

шт ах

представляющие собой обзоры не только правовых или правоприменительных актов, е о

лл

ьо

научных круглых столов по самым актуальным проблемам гражданского права (преимущественно в части, регулирующей торговый оборот) и цивилистического (главным ^и образом арбитражного) процесса. процессе

>

ii

202

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

) УНИВЕРСИТЕТА

а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Несмотря на такое положение дел, нельзя не отметить следующую позитивную тенденцию. В настоящее время в Сети можно отчетливо наблюдать процесс формирования интегрированных информационных ресурсов, которые построены, во-первых, на освещении правовой тематики, связанной с предпринимательской деятельностью и, во-вторых, на использовании различных форм подачи информации с учетом современных интернет-технологий. В качестве примера таких ресурсов приведем интернет-проект Moscow Lawyers, разрабатываемый сотрудниками кафедры предпринимательского права МГУ (доцент А. Е. Молот-ников) и представленный пока преимущественно в социальных сетях и на сайте YouTube13. Одним из ключевых информационных элементов этого проекта являются видеоинтервью, главным образом с практикующими юристами, осуществляющими правовое сопровождение предпринимательской деятельности. Поскольку сами интервью построены не только на обсуждении правовых проблем, но и на «проговаривании» личного и профессионального опыта интервьюируемого, представляется, что такой контент гармонично сочетает практико-правовую и образовательную направленности, что можно только приветствовать.

С точки зрения технологических решений и получаемого «синергетического эффекта» представляют безусловный интерес сайт Антона Александровича Иванова antonivanov.ru14 и создаваемая в настоящее время общероссийская видеосеть «Информационное право»15. В наиболее общих чертах идея конструкции данных ресурсов основана на следующих элементах: соединение воедино иных тематически связанных порталов, страниц в социальных сетях и т.д.; широкое применение различных форм подачи информации (в том числе видеоролики в формате научной беседы, интервью); научная, педагогическая и общественная направленность создаваемого контента.

В заключение также приведем выборочные статистические данные использования некоторых обозначенных интернет-ресурсов. К примеру, статистика посещения сайта antonivanov.ru за 2017 г. следующая: посетителей — 29 409, просмотров — 117 530. YouTube-канал Moscow Lawyers на текущий момент имеет 2 030 подписчиков, количество просмотров видеоконтента канала в среднем составляет от 2 000 до 20 000. Общероссийская видеосеть «Информационное право» за 2017 г. имеет 65 119 посетителей и 260 610 просмотров. Приведенные данные позволяют заключить, что эти ресурсы в информационном аспекте уже близки к профессиональным журналистским информационным площадкам, то есть к полноценным средствам массовой информации16.

Таким образом, отвечая на первый поставленный в статье вопрос о наличии у Сети потенциала, значимого для цели развития современного предпринима-

13 URL: https://www.youtube.com/channel/UCS8FSO2_lQZ9g6WbHuEu1mQ (дата обращения: 14.01.2018), режим доступа: https://vk.com/msk.lawyers (дата обращения: 14.01.2018).

14 URL: http://antonivanov.ru (дата обращения: 14.01.2018).

15 URL: http://pravoinfo.ov-russia.ru (дата обращения: 14.01.2018).

16 Для сравнения: статистика посещения информационного портала областной общественно-политической газеты «Рязанские ведомости» за 2017 г. составляет 176 645 посетителей, просмотров — 706 640 ; новостного сайта Архангельской области «Северная неделя» за 2017 г. составляет 222 718 посетителей, просмотров — 890 965.

ЕСТНИК свлк"мСС- И snQ

УНИВЕРСИТЕТА Современное предпринимательское право и Интернет: имени O.E. Кугафина(мгюд) научно-образовательный аспект

тельского права, мы можем заключить, что данный потенциал, бесспорно, имеется, более того, он является значительным. Во многом это обусловлено тем, что Интернет на основе современных технологий позволяет гармонично соединять и успешно реализовывать различные научные и образовательные задачи. Между тем интернет-присутствие предпринимательского права как науки и учебной дисциплины характеризуется как крайне низкое, что свидетельствует об отсутствии эффективного системного использования этого потенциала.

Интернет-портал «Современное предпринимательское право России»: перспективы создания и развития

По нашему мнению, основной формой практической реализации потенциала Интернета для целей развития научно-педагогической школы современного предпринимательского права может выступить создание одноименного интернет-портала.

Портал «Современное предпринимательское право» в общем виде может представлять собой основанный на применении актуальных технологий информационный канал, осуществляющий оформление и последующую трансляцию научного (теоретического и практического) и педагогического опыта российской школы предпринимательского права. Иными словами, интернет-портал с учетом своей инструментальной сути (главный вход в определенным образом структурированное информационное пространство) имеет базовой целью дальнейшую реализацию научно-педагогического подхода к предпринимательскому праву, а также сохранение идентичности доктрины предпринимательского права на новой технологической основе, отвечающей всем вызовам времени.

В основу создания интернет-портала могут быть положены следующие элементы:

1. Первоочередными субъектами целевой аудитории портала являются не только ученые, аспиранты и студенты, но и практикующие специалисты, ибо направленность портала сочетает в себе решение теоретических и практических правовых проблем на основе применения концепции комплексного подхода в правотворческой и правоприменительной сферах.

2. Портал выступает как научно-образовательная интернет-площадка, имеющая следующие основные функции: информационная (публичное распространение материала по актуальным проблемам предпринимательского права как ц науки и учебной дисциплины), организационная (обеспечение развития единых концептуальных представлений о предпринимательском праве, коорди- °р нация деятельности по популяризации предпринимательского права в нацио- рв нальном и международном профессиональном сообществе, в сети Интернет зе и т.д.), отчетная (формирование и распространение научно-образовательного

контента специализированного публичного интернет-портала выступает как

е _х

конкретный итог научно-образовательной деятельности отдельного ученого ед

или научного коллектива). ьл

Гармоничное использование при создании контента портала основных форм

подачи информации (текст, аудио, видео), а также установление связей пор- ^и

тала с иными тематическими ресурсами для целей обмена аудиториями, по- процессе

>

3

204

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

вышения общей социальной значимости самого портала и размещаемой на нем информации.

4. Основной контент портала может быть условно структурирован на общую, научную (теоретическую и практическую) и образовательную части. Содержанием общей части портала могут являться материалы, дающие базовое представление о школе предпринимательского права, ее истории, основных представителях, научных концепциях.

В основу научной части портала могут быть положены материалы о текущей научной деятельности школы в целом и отдельных ее представителей в частности: видеозаписи научных конференций, круглых столов, защит диссертаций по предпринимательско-правовой проблематике, видеоинтервью с ведущими юристами (учеными и практиками) — представителями научно-педагогической школы, циклы передач, посвященные памяти представителей школы, экспертные мнения представителей школы по конкретным правовым проблемам, анонсы научных и иных актуальных мероприятий, юридические и правоприменительные документы, основанные на использовании комплексного подхода и сопровождаемые соответствующим научным комментарием, научные статьи, монографии представителей школы и т.д.

Образовательная часть портала должна быть построена на сочетании с общей и научной частями и может включать в себя соответствующие педагогические технологии, образовательные и иные материалы, актуальные как для учащихся, так и для научно-педагогических работников.

В заключение отметим, что предложенный нами подход использования Интернета для развития современного предпринимательского права является одним из возможных и не претендует на статус единственно правильного. Любое последовательное использование современных интернет-технологий для продвижения предпринимательского права заслуживает одобрения и поддержки, так как обеспечивает соответствие научно-педагогической школы современным тенденциям, а следовательно, дальнейшее развитие ее научного и образовательного потенциала.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Азизов Р. Ф. Правовое регулирование в сети Интернет: сравнительно- и исто-рико-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. — СПб., 2016.

2. Гарматин А. А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания : дис. ... канд. филолог. наук. — Тольятти, 2005.

3. Головцова И. Г. Развитие инновационной деятельности вуза на основе интернет-проектов : дис. ... канд. эконом. наук. — СПб., 2006.

4. Гоишина Н. С. Интернет-портал «Грамота.ру» как лингвокультурологический инструмент развития русской речи : дис. ... канд. филолог. наук. — М., 2008.

5. Ершова И. В. Научные школы: закон, доктрина, практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 11. — С. 6—19.

6. Кутюгин Д. И. Интернет как коммуникативное пространство информационного общества : дис. ... канд. социолог. наук. — М., 2009.

ЕСТНИК С"1™"0-С И опк

УНИВЕРСИТЕТА Современное предпринимательское право и Интернет: ^i^J^J

имени O.E. Кугафина(мгюд) научно-образовательный аспект

7. Малюк В. В. Интернет-обеспечение образовательных услуг (на примере вузов Свердловской области) : дис. ... канд. эконом. наук. — Екатеринбург, 2002.

8. Пржиленский В. И. Современная философия. Интеллектуальные технологии XXI века. — М. : Проспект, 2016. — 335 с.

9. Середа Н. В. Организационно-методические основы использования интернет-услуг для продвижения товаров : дис. ... канд. эконом. наук. — М., 2002.

10. Современное предпринимательское право : монография / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2014. — 352 с.

11. Шилина М. Г. Корпоративные интернет-ресурсы в системе общественных связей: структура, содержание, особенности развития : дис. ... канд. филолог. наук. — М., 2007.

12. Ээльмаа Ю. В. Методико-литературный интернет-сайт как пространство диалога науки и школьной практики : дис. ... канд. педагог. наук. — СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.