Научная статья на тему 'К вопросу о научно-педагогических школах, учебниках и преподавании предпринимательского права в вузах России'

К вопросу о научно-педагогических школах, учебниках и преподавании предпринимательского права в вузах России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / КРИТЕРИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ / КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА / УЧЕБНИКИ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ПРАВУ / ОБРАЗОВАНИЕ / BUSINESS LAW / SCIENTIFICALLY-EDUCATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губин Е. П.

Статья посвящена понятию «научно-педагогические школы», вопросам формирования научно-педагогических школ по предпринимательскому праву в вузах России на примере формирования такой школы на Юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, роли и месту учебников в создании и деятельности научно-педагогических школ, особенностям преподавания предпринимательского права, роли науки и практики в вузах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF SCIENTIFICALLY-EDUCATIONAL SCHOOLS, TEXTBOOKS AND TEACHING OF BUSINESS LAW IN THE RUSSIAN UNIVERSITIES

The article analyzes a definition of scientifically educational schools, questions of businesses law’ scientifically educational schools formation in the Russian universities on the example of formation of a such school in the Moscow state university of Michael Lomonosov, role and position of textbooks in the creation and activity of scientifically-educational schools, features of business law teaching, place of science and practice in the Russian universities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о научно-педагогических школах, учебниках и преподавании предпринимательского права в вузах России»

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Евгений Парфирьевич ГУБИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова [email protected] 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13

К ВОПРОСУ О НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ, УЧЕБНИКАХ И ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

В ВУЗАХ РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена понятию «научно-педагогические школы», вопросам формирования научно-педагогических школ по предпринимательскому праву в вузах России на примере формирования такой школы на Юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, роли и месту учебников в создании и деятельности научно-педагогических школ, особенностям преподавания предпринимательского права, роли науки и практики в вузах России.

Ключевые слова: предпринимательское право, научно-педагогическая школа, критерии научно-педагогических школ, кафедра предпринимательского права, учебники по предпринимательскому праву, образование.

DOI: 10.17803/2311-5998.2016.27.11.020-029

E. P. GUBIN LLD, professor, head of business law chair of MSU of M.V.Lomonosov TO THE PROBLEM OF SCIENTIFICALLY-EDUCATIONAL SCHOOLS, TEXTBOOKS AND TEACHING OF BUSINESS LAW IN THE RUSSIAN UNIVERSITIES Review. The article analyzes a definition of scientifically — educational schools, questions of businesses law' scientifically — educational schools formation in the Russian universities on the example of formation of a such school in the Moscow state university of Michael Lomonosov, role and position of textbooks in the creation and activity of scientifically-educational schools, features of business law teaching, place of science and practice in the Russian universities. Keywords: business law, scientifically-educational school.

Научно-педагогическая школа — итог труда многих ученых, преподавателей и практиков на протяжении длительного периода времени. Прежде чем научно-педагогическая школа сформируется, должны быть созданы © е. П. Губин, 2016 необходимые условия, должны появиться предпосылки.

В качестве цели настоящей статьи автор не ставил задачу проведения анализа возникновения и описания характеристики всех школ в области предпринимательского права — эта задача невыполнима в рамках одной публикации. Основное внимание уделим современным школам предпринимательского права, при этом, однако, сознавая, что без наработок, созданных нашими предшественниками: В. В. Лаптевым, В. К. Мамутовым, В. С. Мартемьяновым, А. Г Быковым и многими, многими другими учеными и преподавателями, — мы не смогли бы достичь столь значимых результатов сегодня1.

Понятие научной, научно-педагогической школы содержится в нормативных актах, а также раскрывается в ряде научных статей2. Так, в Положении о выделении грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005 г № 260, дается понятие ведущей научной школы Российской Федерации. Под таковой понимается «сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей»3.

Приведенное определение характеризует прежде всего научную школу, которая формируется в научных учреждениях. Научно-педагогическая школа формируется и осуществляет свою деятельность в учреждениях высшего образования — вузах и характеризуется не только задачами научного характера, но и не менее значимыми и сложными задачами обучения и воспитания4.

Наиболее сложными являются проблемы выделения критериев, позволяющих отнести тот или иной научно-педагогический коллектив к числу научно-педагогических школ5.

Рассмотрим основные критерии отнесения коллектива к научно-педагогической школе на примере школы предпринимательского права Юридического фа-

1 См.: Ершова И. В. Предпринимательское право: неравнодушный взгляд // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 2 ; А. Г. Быков: Человек, Ученый, Учитель / отв. ред. Е. П. Губин. М., 2013 ; Творческое наследие академика В. В. Лаптева и современность / отв. ред. А. Г. Ли-сицин-Светланов, Н. И. Михайлов. М., 2014 ; Мамутов В. К. Хозяйственное право. Избранные труды. Екатеринбург, 2008.

2 См., например: Аронов Д. В., Садков В. Г. Научная (научно-педагогическая, творческая школа) в системе российского высшего образования // Известия высших Т учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 2 (30).

3 СЗ РФ. 2005. № 18. Ст. 1686. g

4 См.: Положение о реестре ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга : утверждено распоряжением Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 19 ноября 2012 г. № 80 // URL: http: http://lawru.info/ dok/2012/11/19/n1016638.htm.

5

I

В дальнейшем в статье будет употребляться понятие «научно-педагогическая школа», однако ясно, что большинство критериев научно-педагогической школы можно отнести и к научным школам. НАУКИ1

11/2016

>

культета МГУ имени М.В.Ломоносова, ни в коей мере не умаляя значения и роли таких известных научных и научно-педагогических школ, как школа Института государства и права РАН, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Уральского государственного юридического университета, Санкт-Петербургской школы коммерческого (предпринимательского) права и многих других.

Критерии выделения научно-педагогических школ рассматривались в целом ряде научных работ, на основе анализа которых и будет проведено последующее исследование6.

Защита докторских диссертаций по направлению научной школы. Истоки зарождения современной школы предпринимательского права МГУ мы можем увидеть еще в работе кафедры гражданского права юридического факультета МГУ, которая долгие годы возглавлялась известным цивилистом профессором

B. П. Грибановым, где лекции по курсу хозяйственного права читали профессор А. Г. Быков и профессор Б. И. Пугинский.

«Днем рождения» кафедры предпринимательского права считается 8 июня 1989 г., когда приказом ректора МГУ на юридическом факультете была учреждена кафедра хозяйственного права и правового регулирования внешнеэкономической деятельности, а 28 сентября 1992 г. кафедра получила свое нынешнее название — предпринимательского права. Первым заведующим кафедрой стал известный специалист в области гражданского и хозяйственного права, доктор юридических наук, профессор Анатолий Григорьевич Быков. С 2001 г. кафедру возглавляет доктор юридических наук, профессор Евгений Парфирьевич Губин.

В последнее время развернулась дискуссия о необходимости отказа от такого структурного образования, как кафедра, и замены ее на «центры», «департаменты» или что-то подобное. Можно со всей уверенностью утверждать, что подобного рода структурные изменения лишь усугубят и без того не самое лучшее положение дел в современном образовании. Обоснованность таких изменений никем и ничем не доказана, ликвидация кафедр приведет к потере тех самых научно-педагогических школ, о которых мы так много говорим и печемся.

С 1989 г. на кафедре было защищено 4 докторских диссертации: Е. П. Губин — «Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства»; Д. И. Дедов — «Реализация принципа соразмерности в правовом регулировании предпринимательской деятельности»,

C. А. Карелина — «Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства)», И. С. Шиткина — «Правовое регулирование организации и деятельности холдинга как формы предпринимательского объединения». В настоящее время завершают работу над докторскими диссертациями П. Г. Лахно и С. А. Паращук. Очень высокий научный потенциал имеют и все остальные члены кафедры, которых мы, скорее по традиции, называем «молодыми преподавателями» — Е. Б. Лаутс, А. Е. Молотников, В. А. Вайпан и др.

Библиографию по проблемам научных школ в России см.: URL: http://www.prometeus. nsc.ru/science/schools/biblio/general.ssi; а также: Аронов Д. В., Садков В. Г. «Научная (научно-педагогическая) школа» в системе российского высшего образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 2 (30).

в

ЕСТНИК г/*™Е п „ о-э

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о научно-педагогических школах, учебниках

имени o.e. кугафина(мгюА) и преподавании предпринимательского права в вузах России

Публикация монографий по направлению деятельности научно-педагогической школы. Представители школы предпринимательского права МГУ опубликовали значительное количество монографических работ, охватывающих все основные направления научных исследований7.

Важно отметить, что каждый из членов кафедры разрабатывает собственное научное направление, дублирования научной тематики не происходит, однако в целом создан единый научный базис, на основе которого осуществляются научные разработки, ведется преподавание учебной дисциплины «Предпринимательское право».

Основными направлениями научных исследований являются: общие, теоретические проблемы предпринимательского права; вопросы правового статуса и регулирования отношений отдельных субъектов предпринимательства, в том числе в рамках проблематики корпоративного права; государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства, в том числе и вопросы конкурентного права, публичных закупок, государственно-частного партнерства и др.; вопросы саморегулирования, правового регулирования отдельных видов рынка — товарного, энергетического, финансового и рынка ценных бумаг, банковского, страхового и других рынков; инфраструктурное обеспечение рынка; право и инновации; право и инвестиции; вопросы интеллектуальной собственности в предпринимательском праве; защита прав предпринимателей и другие.

Хотелось бы отметить выход в свет первой работы по правовому регулированию предпринимательской деятельности на английском языке — «Russian business law: the essentials»8.

Создание и функционирование на базе научно-педагогической школы научно-производственных, научно-образовательных структур. Единство и дифференциация научных исследований и образовательного процесса нашли выражение в создании и деятельности научно-образовательных центров (НОЦ) при кафедре предпринимательского права, которые объединяют усилия преподавателей, причем не только нашей кафедры, но и других кафедр, в деле научных исследований и обучения по основным направлениям исследований в сфере бизнеса. Сегодня уже функционируют: НОЦ «Право и бизнес» (исполнительный директор — доцент А. Е. Молотников), НОЦ «Энергетическое право» (исполнительный директор — доцент П. Г. Лахно), в ближайшее время откроется НОЦ «Публичные закупки и право» (исполнительный директор — доцент К. В. Кичик).

Создание учебно-методических материалов (комплексов), обеспечивающих учебный процесс по курсу предпринимательского права. Основным признаком существования научно-образовательной школы в том или ином

--"О

7 См., например: Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые вопросы. М., 2005 ; Дедов Д. И. Общее благо: как система критериев правомерного регулирования экономики. М., 2003 ; Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008 ; Шиткина И. С. Правовое регулирование и корпоративное управление. М., 2008 ; Ла-утс Е. Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. М., 2008.

8 Russian business law: the essentials / edited by E. Gubin and A. Molotnikov. М., 2016.

П

К k

Н k

НАУКИ Ъ

вузе является наличие учебника. В 2017 г вышел в свет новый кафедральный учебник — «Предпринимательское право Российской Федерации»9.

Третье издание учебника — свидетельство его высокого качества и востребованности со стороны студентов, ученых и практиков. Выход в свет нового учебника совсем не означает, что в нем не сохранилось все то лучшее, что было в предыдущих изданиях: концепция учебника, его структура, основные методические подходы к изложению материала.

В отличие от предыдущих изданий, учебник написан исключительно силами преподавательского коллектива кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, что, бесспорно, свидетельствует о существовании научно-педагогической школы кафедры предпринимательского права МГУ, способной на основе предпринимательско-правовой концепции создавать фундаментальные учебные курсы.

Следует отметить, что с учетом изменений, произошедших за последнее время в системе подготовки юридических кадров, и переходом к двухуровневой системе подготовки юристов10 учебник рекомендован Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации для студентов образовательных организаций, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» по двум квалификациям одновременно: «бакалавр» и «магистр». Такой подход позволит, с одной стороны, бакалаврам увидеть перспективы в изучении предпринимательского права, использовать богатый научный потенциал учебника, а с другой стороны, магистрам изучить все основные вопросы курса, понять базовые научные концепции в сфере науки предпринимательского права.

Основная сложность в написании учебника — найти разумный баланс между изложением позитивного материала, при этом не пересказывая положения законодательства, и научной доктриной. Представляется, что в рецензируемом учебнике необходимый баланс в этом вопросе был найден. Отказ от «переписывания законов», компактное изложение научных доктрин и практических материалов позволили авторам создать солидное по объему (992 страницы), но не многотомное издание (зачастую материал многотомников не воспринимается студентами в должной мере и неудобен в пользовании).

Конечно, законодательство не стоит на месте, изменения происходят чуть ли не каждый день, поэтому авторы поставили и, на мой взгляд, успешно решили как задачу включения в учебный материал всех новейших изменений, касающихся правового регулирования предпринимательской деятельности, так и задачу определения перспектив развития правового регулирования экономических, в том числе предпринимательских, отношений в современной России.

9 Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. 3-е изд. М., 2017.

10 Выступая 6 декабря 2016 г. на конференции «Инновационная практика: наука плюс бизнес», ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В. А. Садовничий заявил следующее: «Нами допущены ошибки при переходе на четырехлетнее образование в высшей школе. Считаю, что мы должны учить пять, даже шесть лет...» // Российская газета. 7 декабря 2016 г

Изложенную позицию В. А. Садовничего, применительно к юридическому образованию, нужно только поддержать.

Как уже отмечалось, структура учебника в целом осталась прежней, однако содержание существенно изменилось за счет глубокой переработки, обновления учебного материала, изложения новых научных доктрин, учебной и научной литературы, а также включения в содержание учебника новых тем, актуальных на сегодняшний день. Так, например, в отдельную главу выделены вопросы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; индивидуального предпринимательства; правовые проблемы правового регулирования публичных закупок; правовое обеспечение государственно-частного партнерства; саморегулирования в предпринимательской деятельности; правового регулирования отношений, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности, и др.

Особо следует отметить единство всего материала учебника, в основе которого лежит изучение правового регулирования в целом рынка и его отдельных видов (товарного, энергетического, банковского и др.); инфраструктуры рынка; выявление роли и значения государственного регулирования экономики; понимание предпринимательского права как сформировавшейся самостоятельной единой отрасли права, играющей все более важную роль в правовом регулировании экономических, предпринимательских отношений.

Помимо учебника по предпринимательскому праву, выпущено уже второе и готовится третье издание учебника по корпоративному праву11.

Учебник по той или иной дисциплине — вещь необходимая, но не следует забывать и об иных составляющих образовательного процесса в вузе: лекции — практические занятия — самостоятельные занятия — зачеты и экзамены.

Вопрос о соотношении содержания учебника и лекционного материала был предметом острой дискуссии еще в начале XX в. Многие авторитеты предлагали вообще отказаться от чтения лекций или сократить время, отводимое на них в учебном процессе. Так, профессор П. Е. Казанский писал: «Чтение лекций, не давая знания, не дает и того воспитания способностей учащегося в области его особливой деятельности, которого мы вправе ожидать от университета. Более того, влияние господствующего приема преподавания на учащихся надо считать прямо вредным»12.

Существовала и существует противоположная точка зрения, в соответствии с которой «защитники чтения лекций, во-первых, утверждают, что задачей последних является расшевелить, заинтересовать и заставить таким образом ученика самостоятельно идти далее, — словом, служить введением в занятие наукой; во-вторых, говорят, что лекции есть живое слово, которым можно за час сообщить, то, чего из книг не узнаешь и за год; и, в-третьих, находят, что только на лекциях слушатель может познакомиться с новейшими данными

науки»13. О

__Ю

р

И Д

ii

Корпоративное право : учебник. 2-е изд. / отв. ред. И. С. Шиткина. М., 2015. Казанский П. Е. К вопросу о постановке преподавания на юридических факультетах. Одесса, 1901. С. 20. Е См.: ПетражицкийЛ. И. Университет и наука (опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования) // Университетский вопрос в России. М., 2017. С. 81.

П

К к

Н к

НАУКИ Ъ

13

Вывод из приведенной дискуссии, на мой взгляд, может быть сделан один: нужны и лекции, и практические занятия, но и те, и другие должны проводиться на самом высоком качественном уровне при активной самостоятельной работе и использовании зачетов и экзаменов в качестве важного метода обучения и воспитания.

На кафедре предпринимательского права МГУ создан именно учебно-образовательный комплекс, который, помимо учебника, включает практический курс14, по отдельным спецкурсам имеются учебные пособия15.

Методическое обеспечение учебного процесса — важнейшая составляющая, характеризующая именно педагогическую составляющую соответствующей школы. Это прежде всего программы как по курсу бакалавриата, так и по курсам магистратуры. Все программы изданы либо в виде отдельного сборника, либо на страницах приложения к журналу «Предпринимательское право»16.

В настоящее время преподавательский коллектив кафедры работает над созданием библиографии по курсу предпринимательского права и словаря основных понятий предпринимательского права.

Научную школу характеризуют и периодически проводимые в рамках высшего учебного заведения конференции, круглые столы, семинары, носящие не только научный, но и практический характер. Кафедра предпринимательского права МГУ традиционно проводит конференции по корпоративному праву, проблемам несостоятельности (банкротства), конкурентному праву, энергетическому праву. Особо следует выделить ежегодные (ноябрьские) международные научно-практические конференции по предпринимательскому праву, организуемые совместно с кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и другими юридическими вузами.

Крупнейшей площадкой общения юристов России является Международный Петербургский юридический форум. Юридический факультет МГУ и кафедра принимают активнейшее участие в его работе. Круглые столы, панельные дискуссии форума проходят с участием наших преподавателей.

Ежемесячно кафедра предпринимательского права МГУ проводит методический семинар по наиболее сложным темам преподавания, в рамках которого рассматриваются все новейшие изменения в законодательстве и освещается опыт ведения практических занятий (руководитель семинара — доцент Е. Г. Афанасьева).

14

Предпринимательское право : практический курс / отв. ред. Е. Г. Афанасьева, А. Е. Молотников. М., 2016.

См., например: ЛахноП. Г. Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие. М., 2014 ; Белицкая А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. М., 2012 ; Молотников А. Е. Правовое регулирование рынка ценных бумаг : учеб. пособие. М., 2013 ; Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. М., 2012 ; Вайпан В. А., Гузанов К. А. Правовое регулирование развития инфраструктуры связи нового поколения: внедрение иГЕ-технологий в России. М., 2016.

См., например: рабочая программа «Предпринимательское право Российской Федерации». М., 2016 ; программа подготовки магистров «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности (Право и бизнес)». М., 2016.

15

Ни одна научно-педагогическая школа не может обойтись без того, чтобы не готовить молодую смену в рамках аспирантуры. В чем особенность подготовки новых кадров? Она заключается:

— в глубоком знании не только своего предмета, но других близких дисциплин, это касается и гражданского права, и финансового права, арбитражного и гражданского процесса, трудового и экологического права и др.;

— обязательном глубоком изучении теории права;

— знании зарубежного права, умении использовать сравнительно-правовой метод исследования;

— овладении и умении применять новейшие методики преподавания с использованием современных технических средств;

— во владении практическими навыками в избранной сфере исследований и преподавания и др.

Особо хотелось бы обратить внимание на практико-ориентированность в подготовке юридических кадров.

Известный русский юрист, профессор П. Казанский писал: «Прежде всего, приемы преподавания должны быть таковы, чтобы дать учащимся как знания, так и умения, необходимые для научно образованного юриста. Если знания можно, пожалуй, приобрести более или менее пассивным путем, то умения могут быть выработаны только при известных упражнениях со стороны учащихся. Таким образом, уже это одно обстоятельство исключает возможность основать факультетские преподавания на одном каком-либо приеме. Но мы не должны упускать из виду другой стороны дела: разнообразия юридических наук, преподаваемых на юридических факультетах, и разнообразия в способностях и дарованиях тех лиц, которые эти науки изучают и преподают»17.

В связи с этим возникает вопрос: кто должен преподавать умения студентам? Сегодня существует тенденция и практика, в соответствии с которыми умения должен преподавать практик, и проверять, как студенты усвоили эти знания, — тоже практик. Не отрицая полностью такую возможность, считаю, что это неверный подход.

Большинство современных преподавателей — это, как правило, и практики, совмещающие (и умеющие это делать в разной форме) возможность преподавания знаний и умений.

Вместо того чтобы перекладывать на плечи практиков работу преподавателей, следует обратить особое внимание на повышение квалификации преподавателей и прохождение ими стажировок в судах, юридических компаниях, крупных корпорациях и т.д., что позволит значительно повысить уровень преподавания и научных исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, количественных и качественных характеристик научно-педагогических школ значительно больше, чем те, что рассмотрены в настоящей статье, есть тем не менее одна, которая характеризует в целом это понятие, — особая духовная общность между членами кафедр, членами соответствующих корпораций, коллективами единомышленников.

17 Казанский П. Вопрос о преподавании права в русской печати в 1901 г. Одесса Экономическая типография, 1903. С. 46.

П

* к Н к

НАУКИ Ъ

28

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)

Этот признак является основным, все количественные и иные характеристики научно-педагогических школ лишь дополняют его.

Применительно к научной, научно-педагогической школе предпринимательского права следует подчеркнуть существование двухуровневой системы: во-первых, есть единая российская школа предпринимательского права, которую составляют коллективы научных учреждений России, например Института государства и права РАН, и коллективы кафедр предпринимательского права — МГУ имени М.В.Ломоносова, Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и др. Эта школа является в целом единой, несмотря на некоторые особенности в понимании отдельных направлений деятельности. Во-вторых, это школы в отдельных научных институтах и вузах.

Важную роль в формировании и развитии единой школы предпринимательского права России играет журнал «Предпринимательское право» — издание, объединяющее и развивающее идеи наших учителей, предоставляющее место для публикации своих взглядов как признанным мэтрам науки, так и молодым ученым и практикам.

Единство и дифференциация возможны и вполне естественны в вопросах формирования и развития научных и научно-педагогических школ предпринимательского права. Важно, чтобы их движение вперед отвечало современным требованиям, запросам экономики, права, образования, а дифференциация не приводила к дроблению целого в угоду сиюминутным кажущимся преимуществам.

Наличие научных, научно-педагогических школ — основа будущего развития предпринимательского права.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. А. Г. Быков: Человек, Ученый, Учитель / отв. ред. Е. П. Губин. — М., 2013.

2. Аронов Д. В., Садков В. Г. Научная (научно-педагогическая, творческая школа) в системе российского высшего образования // Известия высших учебных заведений. — Поволжский регион. — Гуманитарные науки. — 2014. — № 2 (30).

3. Белицкая А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. — М., 2012.

4. Вайпан В. А., Гузанов К. А. Правовое регулирование развития инфраструктуры связи нового поколения: внедрение иГЕ-технологий в России. — М., 2016.

5. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые вопросы. — М., 2005.

6. Дедов Д. И. Общее благо как система критериев правомерного регулирования экономики. — М., 2003.

7. Ершова И. В. Предпринимательское право: неравнодушный взгляд // Приложение к журналу «Предпринимательское право». — 2012. — № 2.

8. Казанский П. Е. К вопросу о постановке преподавания на юридических факультетах. — Одесса, 1901.

9. Казанский П. Вопрос о преподавании права в русской печати в 1901 г. — Одесса : Экономическая типография, 1903.

10. Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. — М., 2008.

в

ЕСТНИК г/*™Е п „ о о

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о научно-педагогических школах, учебниках

имени o.e. кугафина(мгюА) и преподавании предпринимательского права в вузах России

11. Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. — М., 2012.

12. Корпоративное право : учебник. 2-е изд. / отв. ред. И. С. Шиткина. — М., 2011.

13. Лаутс Е. Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. — М., 2008.

14. Лахно П. Г. Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие. — М., 2014.

15. Мамутов В. К. Хозяйственное право. Избранные труды.— Екатеринбург, 2008.

16. Молотников А. Е. Правовое регулирование рынка ценных бумаг : учеб. пособие. — М., 2013.

17. ПетражицкийЛ. И. Университет и наука (опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования) // Университетский вопрос в России. — М., 2017.

18. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — 3-е изд., перераб и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2017.

19. Предпринимательское право: практический курс / отв. ред. Е. Г. Афанасьева, А. Е. Молотников. — М., 2016.

20. Творческое наследие академика В. В. Лаптева и современность / отв. ред. А. Г. Лисицин-Светланов, Н. И. Михайлов. — М., 2014.

21. Шиткина И. С. Правовое регулирование и корпоративное управление. — М., 2008.

22. Russian business law: the essentials / edited by E. Gubin and A. Molotnikov. — М., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.