Инна
Владимировна ЕРШОВА,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ: ЗАКОН, ДОКТРИНА, ПРАКТИКА
Аннотация. В статье представлен обзор доктринальных и нормативно-правовых положений о категории «научная школа», признаков и классификаций научных школ. Освещены критерии признания научных коллективов научными школами в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Дана характеристика научной школы современного предпринимательского права имени В. С. Мартемьянова.
Ключевые слова: научная школа, научный коллектив, кафедра предпринимательского и корпоративного права, магистерская программа, предпринимательское право, учебник, монография.
DOI: 10.17803/2311-5998.2016.27.11.006-019
I. V. ERSHOVA Doctor of Law, Professor, Head of Business and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ACADEMIC SCHOOLS: LAW, DOCTRINE, PRACTICE Review. The article presents an overview of the doctrinal and normative and legal views of such category, as 'academic school', features and classifications of academic schools. The article is devoted to the criteria for the recognition of research staff and academic schools in Kutafin Moscow State Law University (MSAL). The characteristic of Martemyanov's modern business law academic school is given. Keywords: academic school, research staff, Business Law and Corporate Law Department, master degree program, business law, textbook, monography.
Понятие научной школы
Понятие научной школы не нашло адекватного закрепления в российском праве. Редкие определения можно обнаружить лишь для определенных целей, в первую очередь связанных с государственной поддержкой ученых. Так, в Положении о выделении грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации1 под ведущей научной школой Российской Федерации предлагается понимать сложившийся коллектив
1 Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук © И. В. Ершова, 2016 и ведущих научных школ Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 18. Ст. 1686.
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей (п. 2).
Как представляется, данное определение не может претендовать на универсальность по причине отсутствия в нем ряда сущностных признаков, совокупность которых позволяет раскрыть столь многоаспектное понятие.
В отсутствие четкой законодательной дефиниции понятие научной школы конструируется в доктрине.
В этой связи необходимо отметить, что в последние годы интерес к изучению феномена научных школ явно возрос. Это привело к появлению монографических исследований, а также серии научных статей. Не претендуя на «инвентаризацию» написанного по рассматриваемой теме, обратим внимание на некоторые доктри-нальные подходы.
Основные исследования проблематики научных школ встречаются в науко-ведческой, социологической, психологической и педагогической литературе. Чаще всего под научной школой понимают «объединение исследователей, выполняющее функции продуцирования и распространения новых знаний и обладающее способностью к самовоспроизводству»2.
В. К. Криворученко указывает: «Сам термин "научная школа" многозначен. Анализ показывает, что используются в основном три категории понятий "научная школа":
• формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);
• исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;
• направление в науке, объединившее интересы группы исследователей»3.
При этом В. К. Криворученко предлагает научной общественности и другие
определения научной школы:
• «научная школа — это научный коллектив, завоевавший известность высоким уровнем исследований в конкретном научном направлении, устойчивостью научной репутации и традиций, преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации»;
• научная школа — это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством лидера, ее руководителя-организатора выдвинутую им же исследовательскую программу»4.
В
Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г., Казанкин Р. В., Дмитриева М. Б. Научная школа как структурная единица научной деятельности. Препринт #WP/2011/280. М. : ЦЭМИ РАН, 2011. С. 3.
Криворученко В. К. Научные школы // Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Ин-формрегистр» № 0421100131\0010.
~0
m
4 Криворученко В. К. Научные школы — важнейший элемент науки // URL: http://www. mosgu.ru/nauchnaya/school/.
I □
m
2
3
Вместе с тем обращение к монографической литературе позволяет поддержать вывод, к которому пришла О. Ю. Грязнева. Отметив, что «традиционным является подход к рассмотрению научной школы как исторически обусловленной формы организации научной деятельности группы исследователей», автор подвела итог: «Те определения научных школ, которые приводятся в литературе... являются зачастую взаимоисключающими. Круг явлений, именуемых научными школами, то неоправданно расширяется так, что они становятся неотличимы от других типов научных сообществ и форм взаимодействия между учеными, то чрезмерно сужается»5.
Попытки определения научных школ, предпринятые в юридической литературе, также пестрят разнообразием.
К примеру, Н. В. Кичигин, анализируя научная школу экологического права, отмечает: «Как известно, у любой научной школы можно выделить ряд характерных признаков: наличие системы научных идей, воззрений в определенной области научного знания и носителей данного научного знания, институциональной структуры (вуз, НИИ), аспирантуры и диссертационного совета»6.
Характеризуя научную школу международного права, ученые ИЗиСП отмечают: «развитие научной школы международного публичного права основывается на концепции поддержания системы научных воззрений, представляющих собой вклад в разработку ряда направлений современного международного права и обеспечение преемства в науке, на подготовке и воспитании научных кадров новых поколений. Проявляется стремление к достижению убедительных результатов в проводимых исследованиях исходя из того, что научная школа должна развиваться как генератор идей, концепций, обобщений, получающих признание и востребованность»7.
Прослеживая становление научной школы публичного права, Ю. А. Тихомиров указывает: «Об активном развитии научной школы публичного права убедительно свидетельствуют создание кафедр, отделов и центров публичного права, многочисленные защиты кандидатских и докторских диссертаций по данной тематике, книги и статьи»8.
Таким образом, в качестве предварительного вывода отметим отсутствие определения понятия «научная школа» в праве и доктрине и стремление конструировать его через набор содержательных признаков.
Зададимся вопросом: а существует ли потребность в едином определении научной школы? Убеждены, что ответ должен быть положительным. И причина тому — признанная на государственном уровне необходимость поддержки становления и развития российских научных школ, их укрепление как внутри страны, так и на международном уровне. При этом осознание необходимости государственной поддержки во многом объясняется осознанием существования (наличия) глубокого кризиса в рассматриваемой сфере. Так, в Федеральной целевой программе «Науч-
5 Гоезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). М., 2003. С. 7—8.
6 Кичигин Н. В. Научная школа экологического права // Журнал российского права. 2015. № 9.
7 Тиунов О. И., Капустин А. Я., Бальхаева С. Б. Традиции и перспективы научной школы международного публичного права // Журнал российского права. 2015. № 9.
8 Тихомиров Ю. А. Научная школа публичного права // Журнал российского права. 2015. № 9.
в Я УНИВЕРСИТЕТА
/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
ные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы9 констатировалось: «Одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей во всех государственных секторах науки и высшего образования, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ. За период с 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 58 процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек».
Обратим внимание на важнейший, с нашей точки зрения, вывод, к которому пришло Правительство РФ: «Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации даже при благоприятных экономических условиях нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ необходимо 2—3 поколения».
Казалось бы, признание проблемы должно было привести к дополнению Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»10 соответствующими положениями. Но, к сожалению, этого не произошло. В качестве вывода отметим необходимость закрепления четкой дефиниции научной школы в названном законе через перечисление признаков научных школ и системы мер их государственной поддержки.
Классификация научных школ
Наиболее признанная классификация научных школ М. Г. Ярошевского11 выглядит следующим образом:
1) научно-образовательная школа;
2) школа — исследовательский коллектив;
3) школа-направление, приобретающее при определенных социально-исторических условиях национальный, а иногда и интернациональный характер.
Другие исследователи, констатируя наличие различных подходов к определению понятия и классификации видов научных школ, предлагают ограничить количество относительно самостоятельных вариантов понятия «научная школа» четырьмя основными явлениями:
1) школа — направление в науке (определяется через общую парадигму исследовательской деятельности);
2) школа — образовательная система (определяется через общую базу подготовки к исследовательской деятельности);
>
Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» ° на 2009—2013 годы» // СЗ РФ. 2008. № 31. Ст. 3739.
СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
См.: Школы в науке : сборник / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского, Н
Г. Креба, Г. Штейнера. М. : Наука, 1977 ; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М. : Инфра-М, 1998. мнение
гп
9
10
11
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кутафина (МПОА)
3) школа — производственная система (определяется через совместную исследовательскую деятельность);
4) школа — инкубатор (определяется через общность научной идеологии: мировоззрение, традиции, нормы и ценности)12.
Наиболее развернутую классификацию научных школ разработала О. Ю. Грез-нева, предложив в качестве оснований классификации:
1) тип связей между членами научной школы (научное течение, «невидимый колледж», научная группировка);
2) тип научной идеи (экспериментальные, теоретические);
3) широту исследуемой предметной области (узкопрофильные, широкопрофильные);
4) функциональное назначение продуцируемых знаний (фундаментальные, прикладные);
5) форму организации деятельности участников (с индивидуальными либо коллективными формами организации научно-исследовательской работы);
6) тип связей между поколениями (одноуровневые, многоуровневые);
7) степень институализации (неформальные, кружки, институальные);
8) уровень локализации (национальные, локальные, личностные)13.
При этом очевидно, что одна и та же научная школа обладает совокупностью характеристик сообразно различным критериям. Эти критерии мы будем принимать во внимание при рассмотрении школы предпринимательского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Положение о научных школах МГЮА
Положение о научных школах Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (в настоящее время — Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)) было утверждено приказом ректора 17 января 2013 г. № 10. Согласно данному локальному акту научная школа Академии — это устойчивый научный коллектив, как правило состоящий из одной-двух кафедр, исследующий и использующий в образовательном процессе научные знания в соответствующей отрасли юридической науки в рамках имеющегося или создаваемого научного наследия, продолжающий лучшие традиции научной школы, известный своими научными достижениями, которые признаны на российском, а также международном уровне и подтверждены изданием фундаментальных учебников (учебных пособий) и монографий.
Научные школы, указано в приказе ректора, формируются с учетом номенклатуры специальностей научных работников.
Данным приказом также были определены критерии и порядок признания научных коллективов научными школами Академии. К числу таких критериев отнесены следующие.
Основатель (основатели) научной школы — выдающийся ученый, получивший признание в российском и зарубежном научном пространстве и известный своими
12 Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г., Казанкин Р. В., Дмитриева М. Б. Указ. соч. С. 3—4.
13 Подробнее см. : Гоезнева О. Научные школы: принципы классификации // Высшее
образование в России. 2004. № 5. С. 43.
УНИВЕРСИТЕТА Научные школы: закон, доктрина, практика
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
научными открытиями и достижениями, а также высокими результатами педагогической и общественной деятельности, на основе которых образована самостоятельная научная школа и внесен значительный вклад в развитие отечественной науки.
Научный коллектив, состоящий из исследователей, научных сотрудников, докторантов, аспирантов и соискателей Академии, область научных интересов которых находится в рамках определенного научного направления, признается научной школой при соответствии следующим критериям:
1. Наличие в научном коллективе признанного лидера — ученого, имеющего ученую степень доктора наук, работающего в Академии, научно-педагогическая деятельность которого обеспечивает сохранение лидирующих позиций научной школы14.
2. Наличие определенной теоретической базы, включающей сформировавшиеся в рамках научного коллектива основополагающие понятия и положения, имеющие фундаментальное значение для юридических и смежных с ними наук.
3. Наличие фундаментального учебника, учебных пособий и монографий по соответствующему научному направлению.
4. Единство основных научных позиций членов коллектива.
5. Включенность в состав научного коллектива исследователей различных возрастных групп и научной квалификации (доктора наук, кандидаты наук, докторанты, аспиранты, соискатели).
6. Существенный вклад научного коллектива в развитие науки, подтвержденный значительным количеством публикаций в ведущих научных журналах, подготовкой научных монографий, учебных пособий.
7. Тематические курсы лекций, постоянно действующие научные кружки, клубы, секции по актуальным проблемам науки, проводимые представителями научной школы.
8. Признание коллектива со стороны научной общественности на российском и международном уровнях, подтверждаемое:
— регулярным участием представителей научного коллектива в российских и зарубежных научных мероприятиях;
— проводимой научно-исследовательской работой, реализованными научными проектами, выигранными научными грантами;
— рецензированием диссертаций и оппонированием по ним;
— чтением специальных лекций по соответствующей тематике;
— наличием цитирования и ссылок на результаты научных исследований коллектива;
— членством в редколлегиях, а также работой в качестве экспертов и рецензентов в научных журналах; ^
— членством в организационных комитетах научных мероприятий.
□ Р
гп
По сложившейся в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), да и в других образовательных и научных организациях, практике, в качестве лидера выступает руководитель кафедры, сектора, отдела и т.п. При этом возникает вопрос: как влияет изменение трудоправового положения соответствующего руководителя на его статус лидера научной школы? И следует ли вносить изменения в реестр научных школ, особенно если смена руководителя происходит с большой частотой?
□ гп
| Ii l ■ LII/Hf
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ в »УНИВЕРСИТЕТА
imO.E. Кутафина (МПОА)
LDi
Решение о признании научного коллектива научной школой принимается Ученым советом на основании заключения Совета по науке, выдаваемого по итогам обсуждения представлений кафедр Академии. Научный коллектив признается научной школой с момента внесения соответствующей записи в общеакадемический реестр научных школ.
Локальным актом МГЮА также была утверждена форма представления о признании научного коллектива кафедры научной школой, включающая информационную карту научного коллектива (научной школы), состоящую из десяти позиций.
В настоящее время в общеакадемический реестр научных школ Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) включено 15 научных школ по различным направлениям юридической науки. Это Современная московская школа финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Школа российского конституционализма, научная школа «Теоретические и методологические проблемы российской государственности», научная школа имени П. А. Лупинской «Доказывание и принятие решений в уголовном судопроизводстве», научная школа «Актуальные проблемы уголовного права», научная школа «Экологическое и природоресурсное право», научная школа «Административное право и административный процесс», Научная школа международного частного права, Российская школа истории государства и права и др.
Заметим, что даже одно только перечисление зарегистрированных научных школ МГЮА позволяет выявить совершенно разные подходы не только к наименованию, но и к содержательной составляющей, различающейся уровнем локализации (московская, российская), широтой исследуемой предметной области (проблемы, институты, отрасль) и пр.
В ряду зарегистрированных научных школ Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Научная школа современного предпринимательского права имени В. С. Мартемьянова15.
Как представляется, в данной статье нет нужды подробно говорить о кафедре предпринимательского и корпоративного права, научный коллектив которой решением Ученого Совета МГЮА был признан научной школой. О становлении и развитии своей кафедры, ее достижениях и проблемах, реалиях и перспективах мы неоднократно информировали профессиональное сообщество16.
Позволим себе обратить внимание лишь на некоторые формальные и сущностные критерии, наличие которых позволило коллективу кафедры получить соответствующий статус.
Во-первых, уже из самого названия школы следует, и для нас это было принципиальным, что научная школа носит имя своего основателя — Валентина Семеновича Мартемьянова. Профессор В. С. Мартемьянов по праву занял достойное
См.: Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 9. С. 46—47 ; Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 1931—2016 : в 2 т. М. : Проспект, 2017. Т. 2. С. 320, 329—330.
См.: Ершова И. В., Енькова Е. Е.. Отнюкова Г. Д. Кафедра предпринимательского права: яркая страница в летописи Университета имени О.Е. Кутафина // Предпринимательское право. 2016. № 4. С. 3—10 ; Ершова И. В., Отнюкова Г. Д. О кафедре предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 1. С. 10—22.
15
УНИВЕРСИТЕТА Научные школы: закон, доктрина, практика
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
место в разделе «Галерея славных имен ВЮЗИ—МЮИ—МГЮА»17, его труды заложили основу современной школы хозяйственного (предпринимательского) права18, и именно благодаря его энергии и с учетом творческих достижений Валентина Семеновича в 1988 г. в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) была создана кафедра хозяйственного права19. Стараниями В. С. Мартемьянова был сформирован коллектив единомышленников, научные исследования которых обеспечивают сохранение позиций научной школы и ее признание в российском научном сообществе.
Важно и то, что неординарная личность В. С. Мартемьянова позволила обеспечить «связь времен и поколений». Одновременно принадлежа к советской и постсоветской научной школе хозяйственного права, он соединил в одно целое две эпохи, что позволило, невзирая на все потрясения, говорить о подлинной преемственности хозяйственно-правовой науки в ВЮЗИ—МЮИ—МГЮА.
За годы становления научной школы ее представителями был заложен прочный научно-методический фундамент — учебники, учебные пособия, монографии, научные статьи, в которых получили творческое развитие основы современного предпринимательского права. Особое место среди них занимает двухтомный курс лекций «Хозяйственное право», автором первого тома и одной трети объема второго тома, руководителем авторского коллектива и ответственным редактором второго тома был В. С. Мартемьянов. Этот труд сформировал теоретические основы хозяйственного (предпринимательского) права в новых рыночных условиях, определил главные направления современного развития отрасли, представив ее систему и институты.
В развитие заложенной основателем научной школы концепции профессорско-преподавательским составом кафедры был написан 2-томный (1999 г. — том 1, 2002 г. — том 2) учебник «Предпринимательское (хозяйственное) право»20. В 2006 г. вышел в свет подготовленный коллективом кафедры фундаментальный учебник «Российское предпринимательское право»21, переизданный в 2012 г.22
В условиях перехода на многоуровневую систему высшего юридического образования представителями научной школы в 2014 г. был подготовлен учебник
17 Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 1931—2016. С. 353—355.
18 См.: Мартемьянов В. С. Избранные труды : сборник научных трудов / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М. : Проспект, 2017.
19 См.: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 1931—2016. Т. 2. С. 180—188.
20 Предпринимательское (хозяйственное) право : учебник : 2 т. / отв. ред. О. М. Олей-
ник. М. : Юристъ, 1999, 2002. В
21 Российское предпринимательское право : учебник / Д. Г. Алексеева, Л. В. Андреева, □
В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. 3-е изд. М. : Проспект, 2006.
"0
гп
Российское предпринимательское право : учебник / Л. В. Андреева, Т. А. Андронова, Н. Г. Апресова [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. 4-е изд. М. : Проспект, 2012.
гп
МНЕНИЕ
22
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
для бакалавров «Предпринимательское право»23, а в 2016-м — фундаментальный учебник для магистров «Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса»24.
Позиция научной школы современного предпринимательского права имени В. С. Мартемьянова нашла отражение и в учебниках, подготовленных преподавателями кафедры и ориентированных на обеспечение учебного процесса в рамках специализации студентов25. Беря за основу заложенные в основном учебнике правовые конструкции, специальная учебная литература позволяет их развить, обогатить примерами из судебной и административной практики, обзором большего числа дискуссионных положений.
Большое значение в формировании теоретических основ научной школы отводится монографическим исследованиям. Авторы монографий стремятся не только осмыслить текущее правовое регулирование с помощью научных методов познания, но и предугадать развитие законодательства, сформировать либо развить доктрину.
На кафедре убеждены, что создание силами научного коллектива, наряду с фундаментальными учебниками, коллективных монографий является важнейшим показателем существования научной школы. Формирование авторских коллективов на кафедре дает возможность каждому преподавателю, независимо от степени и звания, почувствовать себя полноправным членом научного сообщества, построенного на общности не только теоретических концепций, но и духовных устремлений.
Рецензии на основные монографические исследования ученых кафедры публикуются в ведущих юридических журналах. Обзор учебной и научной литературы отражается в разделе «Книжная полка кафедры» в журнале «Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», что стало уже доброй традицией.
На сегодня основными направлениями монографических исследований Научной школы современного предпринимательского права имени В. С. Мартемьянова являются:
— основы современного предпринимательского права26;
23
24
Предпринимательское право : учебник для бакалавров / Л. В. Андреева, Е. Е. Ень-кова, А. А. Мохов [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М. : Проспект, 2014.
Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / Л. В. Андреева, В. К. Андреев, Р Н. Аганина, Т. А. Андронова [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М. : Проспект, 2017.
Банкротство хозяйствующих субъектов : учебник / И. В. Ершова, Е. Е. Енькова, Р. Т. Мифтахутдинов, А. А. Мохов [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2016 ; Тарасенко О. А., Хоменко Е. Г. Банковское право. Теория и практика применения банковского законодательства : учебник. 2-е изд. М. : Проспект, 2016 ; Андреева Л. В. Коммерческое (торговое) право : учебник. 3-е изд. М. : Кнорус, 2015 ; Ершова И. В., Отнюкова Г. Д., Спектор А. А., Шевченко О. М. Инвестиционное право : учеб. пособие. М. : Проспект, 2014.
Современное предпринимательское право : монография / И. В. Ершова, Л. В. Андреева, Н. Г. Апресова, В. А .Лаптев [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. М. : Проспект, 2014.
25
в Я УНИВЕРСИТЕТА
/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
— правовое регулирование экономической деятельности и отдельных ее видов27;
— концептуальные положения государственного регулирования28 и саморегулирования предпринимательской деятельности29;
— правовое обеспечение деятельности субъектов предпринимательства30;
— отдельные институты предпринимательского права31.
В качестве еще одной характеристики научной школы можно назвать многочисленные и разнообразные по тематике научные публикации, наличие которых, бесспорно, является неотъемлемым свойством любой научной школы, независимо от ее специализации. При этом большое значение приобретает аффилированность авторов публикаций с научной школой, что должно проявляться как формально (указанием принадлежности к соответствующей структуре), так и содержательно (развитием и отстаиванием основных концепций). Заметим, что в современных условиях важной становится и юридическая наукометрия, поскольку наукометрические подходы к анализу результатов научно-исследовательской деятельности заложены в число аккредитационных и отчетных показателей работы образовательных организаций и научных коллективов кафедр32. Но это отдельная тема исследования.
Направления практического использования полученных в рамках научной школы предпринимательского права научных результатов весьма разнообразны. В частности, это дача правовых заключений; участие в разработке проектов нормативных правовых актов; участие в деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, Арбитражном суде г. Москвы и др.
Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / Р. Н. Аганина, Л. В. Андреева, Т. А. Андронова [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. М. : Норма: Инфра-М, 2017.
Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе / Р. Н. Аганина, Н. Г. Апресова, Л. В. Андреева, И. В. Ершова [и др.] ; отв. редактор И. В. Ершова. М. : Норма: Инфра-М, 2014.
Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация / И. В. Ершова, Р Н. Аганина, Л. В. Андреева, Т. А. Анлронова. [и др.] ; отв. редактор И. В. Ершова. М. : Норма: Инфра-М, 2015.
Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение : монография / И. В. Ершова, Л. В. Андреева, Т. А. Андронова [и др.] ; отв. ред. И. В. Ершова. М. : Юриспруденция, 2014 ; Тарасенко О. А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России : монография. М. : Проспект, 2015 ; Тарасенко О. А., Хоменко Е. Г. Небанковские кредитные организации: особенности создания и деятельности : монография. М. : Проспект, 2013.
Например: Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика) : монография / Н. Г. Апресова, Л. В. Андреева, И. В. Ершова, Н. В. Кузнецова [и др.] ; отв. ред. Л. В. Андреева. М. : Проспект, 2014 ; Шевченко О. М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг: новации российского законодательства и актуальные проблемы : монография. М. : Проспект, 2014 ; Андреев В. К., Лаптев В. А. Корпоративное право современной России : монография. 2-е изд. М. : Проспект, 2017.
Подробнее см.: Мохов А. А. Ученые-юристы: взгляд через призму РИНЦ // Юридическое образование и наука. 2015. № 1. С. 20—22.
>
Ш
Т □
Р
гп
I
□
гп
27
28
29
30
31
32
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кутафина (МПОА)
Но самым главным, с учетом институционального оформления научной школы в рамках кафедры, является образовательный процесс. В этом состоит основное функциональное прикладное назначение продуцируемых знаний. Именно в учебном процессе происходит не только передача знаний, но и формирование новой плеяды приверженцев научных воззрений, на базе которых сформирована та или иная научная школа. И здесь важно всё — уровень учебно-методического обеспечения, профессионализм преподавателей, четкость организации учебного процесса, эмоциональная среда, которая царит на кафедре. Все названные и многие другие элементы формируют восприятие студентами теоретических и прикладных идей научной школы. И, обучаясь предпринимательскому праву в бакалавриате, студенты «голосуют», определяясь с выбором магистерских программ.
О магистерских программах кафедры предпринимательского и корпоративного права нами было размещено уже достаточно информации на страницах печатных изданий33, много сведений можно почерпнуть и на официальном сайте Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Поэтому, не считая необходимым повторяться, отметим лишь, что создание и поддержание на должном уровне магистерских программ — это большая, трудная, каждодневная работа. Она предполагает актуализацию учебных планов и совершенствование их наполнения, учет изменений законодательства и развития доктрины, мониторинг потребностей работодателей и определение вектора интереса слушателей. Выскажем мнение: полноценные авторские магистерские программы могут зародиться и развиваться лишь на базе профильных кафедр тех образовательных организаций, где действуют сложившиеся научные школы. В этой связи сомнительным и не соответствующим замыслу многоуровневого образования представляется появление магистерских программ широкого охвата, именуемых, к примеру, «Гражданское право и гражданский процесс». Следует разграничивать широкую профилизацию в рамках подготовки бакалавров и специализацию в магистратуре.
Характеризуя Научную школу современного предпринимательского права имени В. С. Мартемьянова, нужно сказать, что она с годами стала не только средой генерации знаний, но и плодотворной почвой для взращивания научно-педагогических кадров высшей квалификации. Костяк профессорско-преподавательского состава кафедры и, соответственно, научного коллектива составляют ученики профессора В. С. Мартемьянова и ученики его учеников. Это позволяет, с учетом классификации О. Ю. Грязневой, отнести школу к многоуровневой, где «присутствуют одновременно два и более поколений учеников, объединяемых под руководством основателя школы, но непосредственное руководство начинающими исследователями осуществляют, как правило, более старшие и опытные члены школы»34.
33 См.: Ершова И. В. Магистерская программа «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)». МГЮА имени О.Е. Кутафина: итоги и планы // Предпринимательское право. 2012. № 4. С 47—49 ; Она же. Магистерская программа «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА): формирование концепции организации и обеспечения учебного процесса в условиях компетентностного подхода // Образование и право. 2013. № 7. С. 38—44 ; Она же. О магистерской программе «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина // Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2015. № 3. С. 2—7.
34 Гоезнева О. Ю. Научные школы. С. 20.
в Я УНИВЕРСИТЕТА
/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Подтверждением признания научной школы предпринимательского права стало и то, что все профессора кафедры (Л. В. Андреева, В. К. Андреев, И. В. Дойников, А. А. Мохов, О. А. Тарасенко, Ю. С. Цимерман) являются членами диссертационного совета Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), а руководитель научной школы заведующий кафедрой И. В. Ершова — председателем диссертационного совета. Это особенно важно, поскольку в МГЮА много кафедр, представляющих научную специальность 12.00.03 (кафедры гражданского, банковского, международного частного, конкурентного права, интеллектуальных прав).
Позиционирование научных школ, в том числе и Научной школы современного предпринимательского права имени В. С. Мартемьянова, осуществляется на научных мероприятиях, которые организуются кафедрой либо проходят с участием ее представителей. В рамках этих научных мероприятий происходят научные дискуссии и обмен опытом, апробация результатов научных исследований. После научных конференций публикуются обзоры35, сборники материалов, что также способствует популяризации идей предпринимательского права.
Особое место в ряду таких мероприятий занимает Международная научно-практическая конференция «Право и бизнес» (первая конференция была приурочена к 80-летию со дня рождения профессора В. С. Мартемьянова). Каждый год она организуется на площадках ведущих образовательных и научных учреждений — Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), МГУ имени М.В.Ломоносова, Института государства и права РАН, Академии экономики и права, Российского правового университета (РПА Минюста России) и др.
Как представляется, сама концепция научного мероприятия такого высокого уровня и формата могла зародиться только при поддержке единомышленников. Ее уникальность состоит, с одной стороны, в определенной локализации по городам (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Челябинск и др.), основателям (В. С. Мартемьянов, В. В. Лаптев, А. Г. Быков, Н. М. Коршунов, М. Ю. Челышев), а с другой стороны, в наличии единых концептуальных представлений о предпринимательском праве, что позволяет с уверенностью говорить о российской научной школе предпринимательского права.
В заключение хотелось бы обратить внимание на любопытную точку зрения: «Все, кто активно вел научно-исследовательскую работу в организациях, имеющих сформировавшиеся научные школы, имеющих в своей структуре крупных ученых, стремящихся к лидерству в науке, может согласиться с тем, что и в ученом мире существует явная, а чаще всего скрытая конкуренция. Эта явная или скрытая конкуренция между научными школами и отдельными учеными чаще всего направлена на то, чтобы быть лидером в разработке и развитии научных теорий, инновационных технологий, оригинальных проектов»36.
35 См., например: Ершова И. В, Енькова Е. Е. Банкротство: законодательная модель и правоприменительная практика // Lex Russica. 2016. № 8 (117). С. 178—207 ; Бюрю-
кова М. А., Ершова И. В., Тарасенко О. А. Обзор научного симпозиума «Предпринима- О
тельство и право. Немецкий язык как язык бизнес-общения (Unternehmen und Recht. Deutsch als Fachsprache im Geschäftsverkehr)» // Актуальные проблемы российского m
права. 2016. № 6 (67). С. 26—29. m
36 Современное образование как открытая система / под ред. Н. Г Ничкало, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулешовой. М. : Институт научной и педагогической инфор- Е
мации РАО, 2012. МНЕНИЕ
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)
Можно ли говорить о конкуренции научных школ предпринимательского права России? Уверена, что если и есть конкуренция — то добросовестная, а она всегда направлена на совершенствование. Но, как представляется, было бы правильнее употреблять термин не «конкуренция», а «сотрудничество». Представители современной научной школы предпринимательского права уже давно и прочно переплетены професиональными и личными связями. В наших традициях — поддерживать молодых ученых и не забывать своих учителей. Только так, развивая научные школы в рамках отдельных научных коллективов, но на основе общности концептуальных научных и духовных ценностей, можно с уверенностью смотреть в будущее предпринимательского права.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Банкротство хозяйствующих субъектов : учебник / отв. ред. И. В. Ершова, Е. Е. Енькова. — М. : Проспект, 2016.
2. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Норма: Инфра-М, 2014.
3. Гэезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). — М., 2003.
4. Гэезнева О. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. — 2004. — № 5.
5. Ершова И. В., Енькова Е. Е.. Отнюкова Г. Д. Кафедра предпринимательского права: яркая страница в летописи Университета имени О.Е. Кутафина // Предпринимательское право.— 2016. — № 4.
6. Ершова И. В., Отнюкова Г. Д. О кафедре предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2015. — № 1.
7. Ершова И. В. Магистерская программа «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» МГЮА имени О.Е. Кутафина: итоги и планы // Предпринимательское право. — 2012. — № 4.
8. Ершова И. В. Магистерская программа «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА): формирование концепции организации и обеспечения учебного процесса в условиях компе-тентностного подхода // Образование и право. — 2013. — № 7.
9. Ершова И. В. О магистерской программе «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина // Приложение к журналу «Предпринимательское право». — 2015. — № 3.
10. Кичигин Н. В. Научная школа экологического права // Журнал российского права. — 2015. — № 9.
11. Криворученко В. К. Научные школы // Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Ин-формрегистр»: № 0421100131\0010.
12. Криворученко В. К. Научные школы — важнейший элемент науки // URL: М1р:// www.mosgu.ru/nauchnaya/school/.
13. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение : монография / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Юриспруденция, 2014.
в Я УНИВЕРСИТЕТА
/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
14. Мартемьянов В. С. Избранные труды : сборник научных трудов / отв. ред. И. В. Ершова, Г Д. Отнюкова. — М. : Проспект, 2017.
15. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 1931—2016. : в 2 т. — М. : Проспект, 2017.
16. Мохов А. А. Ученые-юристы: взгляд через призму РИНЦ // Юридическое образование и наука. — 2015. — № 1.
17. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М. : Инфра-М, 1998.
18. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. — М. : Норма: Инфра-М, 2017.
19. Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика) : монография / отв. ред. Л. В. Андреева. — М. : Проспект, 2014.
20. Предпринимательское право : учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. — М. : Проспект, 2014.
21. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. — М. : Проспект, 2017.
22. Российское предпринимательское право : учебник / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. — 3-е изд. — М. : Проспект, 2006.
23. Российское предпринимательское право : учебник / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. — 4-е изд. — М. : Проспект, 2012.
24. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация / отв. редактор И. В. Ершова. — М. : Норма: Инфра-М, 2015.
25. Современное предпринимательское право : монография / отв. ред. И. В. Ершова — М. : Проспект, 2014.
26. Тарасенко О. А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России : монография. — М. : Проспект, 2015.
27. Тиунов О. И., Капустин А. Я., Бальхаева С. Б. Традиции и перспективы научной школы международного публичного права // Журнал российского права. — 2015. — № 9.
28. Тихомиров Ю. А. Научная школа публичного права // Журнал российского права. — 2015. — № 9.
29. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г., Казанкин Р. В., Дмитриева М. Б. Научная школа как структурная единица научной деятельности. Препринт #WP/2011/280. — М. : ЦЭМИ РАН, 2011.
30. Школы в науке : сборник / под ред. С. Р Микулинского, М. Г. Ярошевского, Г. Кре-ба, Г. Штейнера. — М. : Наука, 1977.