Научная статья на тему 'Социолизация рынка услуг высшего профессионального образования России и ведущих мировых держав'

Социолизация рынка услуг высшего профессионального образования России и ведущих мировых держав Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ / МОБИЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / АВТОНОМИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / HUMAN CAPITAL / NATIONAL ELITES / INTEGRATION / MOBILITY LABOUR MARKET / PROFY QUALIFICATION / HIGH EDUCATION ESTATES / VARIETY PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Игоревна

Исследованы основные направления социализации рынка услуг высшего образования как одного из основных ресурсообразующих сегментов экономики государства в масштабе российских и общемировых тенденций. Показано, что современная система высшего образования ведущих стран мира является государственным социальным капиталом, формирующим национальные элиты и отличается доступностью и учетом общественных потребностей и интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF HIGH EDUCATION MARKET SYSTEM: RUSSIA AND WORLD EXPERIENCE

The study is devoted to development of market as one of the main resources points in the state economy. The system of high education is considered to be the social capital of national elites and state strategy formation and should be opened interactive and qualified.

Текст научной работы на тему «Социолизация рынка услуг высшего профессионального образования России и ведущих мировых держав»

12.6. СОЦИОЛИЗАЦИЯ РЫНКА УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ

Егорова Елена Игоревна, к.э.н., докторант кафедры экономики АГУ, г. Майкоп

Контакты автора: vipegorova@mail.ru

Аннотация. Исследованы основные направления социализации рынка услуг высшего образования как одного из основных ресурсообразующих сегментов экономики государства в масштабе российских и общемировых тенденций. Показано, что современная система высшего образования ведущих стран мира является государственным социальным капиталом, формирующим национальные элиты и отличается доступностью и учетом общественных потребностей и интересов.

Ключевые слова: человеческий капитал, национальные элиты, мобильный рынок труда, профессиональная квалификация, автономизация учреждений высшего образования, вариативность образовательных услуг

SOCIALIZATION OF HIGH EDUCATION MARKET SYSTEM: RUSSIA AND WORLD EXPERIENCE

Egorova Elena Igorevna, the doctoral candidate of chair of economy, of Adygeya State University, Maikop

Annotation: The study is devoted to development of market as one of the main resources points in the state economy. The system of high education is considered to be the social capital of national elites and state strategy formation and should be opened interactive and qualified. Keywords: human capital, national elites, integration, mobility labour market, profy qualification, high education estates, variety programmes

Социализация - доступность, обобществление, учет общественных потребностей и интересов.

Разделение функций между различными уровнями государственной власти в области образования, т.е. децентрализация системы управления образовательной сферой, с одной стороны усиливает автономиза-цию отдельных образовательных учреждений, а с другой - коорелирующую функцию управления для создания единого образовательного пространства и дальнейшей социализации рынка образовательных услуг.

Социализация системы образования реализуется через: суверенность прав субъектов РФ в определении собственной образовательной политики; прерывность и преемственность процесса образования; интеграцию системы образования России в мировую образовательную систему; конкурентно способность и открытость при определении приоритетных направлений научных исследований; государственную поддержку подготовки специалистов приоритетных направлений, научные исследования государственного значения.

Важной составляющей государственной социальной политики в области образования является разработка, принятие и реализация национальной доктрины развития образования в РФ, которая рассматривается, как антикризисный документ в период экономической нестабильности.

Сравнительный анализ развития высшей школы показал, что долевые значения выпусков и численности специалистов с высшим профессиональным образованием в России, т.е. ее образовательный потенциал по объемам сопоставимы с США и превосходят соответствующие значения других стран. Однако, при этом Россия значительно отстает в расходах на финансирование всей системы образования и науки и, прежде всего, вузовской. Годовые бюджетные затраты на подготовку одного студента вуза России в 10 раз меньше, чем в США и в 9 - чем в Японии.

В настоящее время задача расчета ВВП на одного учащегося для России представляется социально актуальной, но достаточно сложной и нестандартной. При ее решении необходимо оценивать не столько курсовые обменные коэфициенты валют, сколько покупательскую способность, в том числе на рынке образовательных услуг, каждой валюты представляющей собой сумму товаров и услуг, которая может быть куплена за единицу данной валюты («паритет покупательной способности»). Как следует из экономиче-

ской теории, при данном подходе «нормирование на корзину», соотношение между бедными и богатыми странами становится более контрастным.

В вузах США практикуются внутриотраслевые договорные отношения. На их основании студенты одного вуза могут включить в свой план изучение дисциплин других вузов. Такие соглашения имеет Массачусетский технологический институт с Гарвардским, Бостонским и Калифорнийским университетами. Колумбийский университет имеет соглашения с 10 другими Университетами США.

В США 80% студентов обучается в государственных вузах и 20% - в частных. В Германии, за исключением теологических школ, все высшие учебные заведения являются государственными. В последнее время были открыты несколько частных университетов, практически филиалов американских и британских вузов.

Во Франции университеты являются государственными, а почти 30% специализированных инженерных школ и 40% инженерно-технических вузов - частными. В Японии функционируют около 70% частных вузов университетского типа. При этом доля расходов государственных бюджетов на высшее образование в Японии составляет 4,5%, Германии - 9,2%,Франции -10,8%.

По данным статистики в России обучается 5% от общего числа иностранных студентов мира. Прием иностранных студентов на обучение в российские вузы составляет всего 1,2% общего приема. Недостаточно используются возможности подготовки на платной основе специалистов для стран ближнего зарубежья. Прием этой категории студентов в российские вузы составил около 2%, в то время как около 40% мирового контингента иностранных студентов обучаются в более чем 300 вузах США. Здесь подготовка иностранных студентов является важным источником дохода для дальнейшей социализации высшего образования и развития экономики страны. Работа по привлечению иностранных студентов в вузы страны проходит при непосредственном участии и контроле государства.

С начала 80-х годов прошлого века наблюдается увеличение потребности граждан в высшем образовании. Решающими факторами признаются демографический и профессиональный. В связи с этим значительный рост инвестиций в высшее образование наблюдается в последнее десятилетие практически во всех странах мира.

Характерной особенностью финансирования высшего образования за рубежом является широкая диверсификация источников дохода, которая включает в себя государственный и местные бюджеты, плату за обучение, взносы студентов при поступлении в вуз, плату за общежитие и пользование библиотекой, доходы от оказания различных услуг населению и субсидии. В США они увеличились в 14 раз и составили 600 млрд. долларов, более чем на 100 млрд.

В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в России усиливается автономия образовательных учреждений Учебные заведения получили широкие возможности адаптации программ обучения к запросам и потребностям потребителей на рынке образовательных услуг. Статус юридических лиц имеют большинство (85%) образовательных учреждений.

Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. На рынке образовательных услуг получил дальнейшее развитие университетский сектор. Сегодня он составляет более 50% от общего числа государственных вузов. При этом доля академий - около 30 % (230). Расширился спектр издаваемой учебной литературы. Усиливается конкуренция авторов и авторских коллективов, возникла возможность отбора наиболее качественных материалов для издания разноуровневой методической литературы.

На рынке образовательных услуг формируется сеть как узкопрофильных, так и общепрофессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы и их структурные подразделения стали более доступными жителям отдаленных районов страны. Формируется система открытого (дистанционного) образования. В результате общее число студентов в вузах страны составляет в настоящее время 6200 человек или 427 человек на душу населения.

Растет интеграция образовательных и научных учреждений, предприятий в различные учебно-научнопроизводственные комплексы. Это способствует решению задач преемственности образовательных программ и циклов, налаживанию связей образования, науки и промышленности, способствует оптимизации материально-технического и кадрового потенциала.. При этом активно формируются университетские комплексы, развивающие проверенный временем российский и зарубежный опыт организации образования.

Эволюция рынка образовательных услуг напрямую связана с соотношением секторов государственных и негосударственных вузов. В российской системе образования доминируют государственные вузы, в них обучаются более 80% численности студентов, приема и выпуска специалистов. В тоже время активизируется негосударственный сектор.

Негосударственные вузы играют определенную роль на рынке образовательных услуг. В настоящее время их более 500, а численность студентов - 600 тыс. человек или 10% от общего контингента. Негосударственные вузы обеспечивают 7,2% численности, 9,2% приема и 5,7% выпуска специалистов. При этом высказывается много претензий к организации и качеству

подготовки негосударственного сектора. В условиях нарастания конкуренции на рынке образовательных услуг ожидается, что его участники, не способные обеспечить качественное образования будут вытеснены и ситуация станет более определенной.

Важным импульсом развития рынка образовательных услуг стала легализация оказания образовательных услуг на платной основе. Это имеет двойной эффект: расширение возможность выбора потребителями уровня и вида образования, а также привлечение дополнительных материальных траншей. Платный прием в вузы в 2009 году составил около 50% общего приема.

Часть россиян поддерживают введение платных форм обучения в высшей школе. Так, в 2009 году четверть опрошенных россиян сочли оптимальным для себя выбор формы получения высшего образования. В тоже время почти две трети убеждены, что образование любого уровня, в том числе высшее должно оставаться бесплатным. Формируется система многоканального финансирования образования, дающая возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточность бюджетных средств.

Расширяется платная подготовка специалистов в государственных вузах. Если в 2005 году ее доля в численности студентов составляла 15%, то в 2009 -25%.

В соответствии с современными требованиями меняется структура подготовки кадров по профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения обусловлены, прежде всего, ориентацией рынков труда и образовательных услуг на социальные маркеры.

Принятые федеральные законы и Постановления правительства по вопросам образования, нормативные акты субъектов РФ направлены на расширение правового поля в интересах социализации рынка услуг. Утверждены типовые положения основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты всех уровней образования.

Большое влияние на рынок образовательных услуг оказало введение многоуровневой системы высшего образования, обеспечивающей как подготовку кадров для научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, так и удовлетворяющей потребности отраслей промышленности, сельского хозяйства и социально-культурной сферы в специалистах с высшим образованием. В вузах сегодня действуют 3 основные образовательные программы.

Бакалавриат - образовательная программа по направлениям высшего образования с нормативным сроком обучения не менее 4-х лет. Лицо, освоившее данную образовательную программу, получает квалификацию (степень) бакалавра и считается готовым к узкоспециализированным видам профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельному решению отдельных задач, исследовательской деятельности, а также продолжению обучения в магистратуре по соответствующему направлению либо обучению для получения квалификации специалиста.

Традиционная для отечественной системы образования программа подготовки специалиста с высшим образованием направлена на получение специальности высшего образования из перечня с нормативным сроком обучения не менее 5 лет. Выпускник получает квалификацию специалиста и подготовлен к разнообразным видам деятельности по государственным стандартам и продолжению обучения в аспирантуре и магистратуре.

Программа подготовки магистра представляет собой образовательную программу по соответствующему направлению высшего образования с нормативным срокам обучения не менее 6 лет. Она состоит из программы подготовки бакалавра и двухлетней специализированной магистерской программы. Выпускник получает квалификацию (степень) магистра и считается подготовленным к полноценной научной деятельности и продолжению обучения в аспирантуре.

В зависимости от программы обучения выпускники российских вузов получают дипломы специалиста, магистра или бакалавра. Большинство (90,1%) получили в 2009 году диплом специалиста высшего образования, а 5% - приравниваемые к нему диплом магистра. Бакалаврами стали 4%, а 0,5% после двух лет обучения в вузе получили диплом о неполном высшем образовании. В негосударственных вузах соответственно почти половина выпускников - 48,3% стали бакалаврами и 8,7% - магистрами, тогда как на долю традиционной квалификации специалистов пришлось 34%.

В соответствии с действующим законодательством молодые люди могут выбрать для себя одну из четырех форм обучения в вузе: дневное, вечернее, заочное, экстернат. Ряд вузов внедряют в практику методы дистанционного образования. Однако определенные технические сложности (отсутствие единых адаптивных для всех уровней программ, недостаточная техническая оснащенность и грамотность и т.д.) не позволяют говорить о полноценном его становлении и зачастую, используя модный термин «дистанционным» называют традиционное заочное обучение.

Большая часть молодых людей предпочитает учиться на дневных отделениях, где уровень профессиональной подготовки несомненно выше. На заочном отделении можно получить вузовский диплом без отрыва от работы и дома, с минимальными затратами сил средств. Вечерняя форма обучения гораздо сложнее. При обеспечении надлежащего качества обе они расширяют возможности получения образования и являются важным условием повышения уровня образования населения.

По данным ВЦИОМ более половины студентов государственных вузов в 2009 году обучались на дневных отделениях, около трети - на заочных, 6% - на вечерних. Формой обучения экстерном охвачены 3% студентов. Мониторинг динамики приема полагает, что принципиальных изменений в соотношении между различными формами обучения в государственных вузах ожидать не следует.

В негосударственных вузах на дневную и заочную формы обучения приходится соответственно 39,9 и 49,5% студентов, вечернюю - 9,2%, а доля

экстерната значительно выше - 8,7%. Выбор большей частью студентов заочной формы обучения объясняется не только его низкой стоимостью и уровнями требования и контроля, но и тем, что контингент студентов негосударственных вузов представлен в основном работающими людьми.

Меняется значимость различных областей образования. Тенденции трансформации структуры приема и численности студентов, наметившиеся в 2000 году находят свое дальнейшее развитие. Численность выпускников, получивших социально-гуманитарное образование в 2009 году увеличилось в два раза на фоне практически неизменной доли естественнонаучных специальностей и сокращения выпуска по остальным областям образования, причем наибольшее снижение коснулось инженеров - 25%. В итоге удельный вес со-

циально-гуманитарных профессий в структуре выпуска составляет более половины, а инженерных - менее трети. При этом нельзя не отметить динамичное сокращение доли сельскохозяйственного образования.

Оценивая показатели численности и приема студентов последних лет можно спрогнозировать следующее. Роль социально-гуманитарного образования будет расти. В 2009 году его удельный вес в структуре студенческого контингента составил 62,3%, в структуре приема - 57,8%. Более половины студентов через 5 лет будут специалистами социально-гуманитарного профиля.

Доля инженеров сохранится на уровне трети. Удельный вес специалистов, получивших естественнонаучные, медицинские и сельскохозяйственные профессии сократится до 7%. В 2009 году на долю инженерных специальностей в структуре основных показателей деятельности высшей школы пришлось 39,2% численности, 44,8% приема студентов и 35,6% выпуска специалистов.

Тем не менее доля выпускников, получивших инженерно-технические профессии в системе высшего образования нашей страны в 4 раза выше, чем в США, и в 2 раза выше чем в Германии. Инженернотехнический срез специальностей сохраняет в системе высшей профессиональной подготовки школы практическую направленность, что отличает российскую высшую школу от западной модели.

Недавний кризис экономики и отсутствие определенных ориентиров ее развития не позволяют оценить оптимальность структуры подготовки кадров и соответствия ее рынку услуг и труда, а значит сформировать эффективную политику деятельности высшей школы.

В 1996-2000 региональная структура подготовки кадров менялась мало. В 2005-2008 г.г. во всех российских регионах отмечено двухкратное увеличение приема в вузы и рост студенческого контингента. При этом необходимо отметить снижение роли Центрального экономического района, в частности Москвы. Указанные тенденции обусловлены главным образом деятельностью государственных региональных вузов.

В ряде регионов принципиально важную роль приобретает развитие негосударственного сектора высшего образования. Безусловным лидером в этом отношении является Центральный экономический район. В 2009 году он обеспечил 42,2% численности студентов негосударственных вузов, 53,2% приема и 56,7% выпускников. Его ведущая роль определяется г. Москва, где сосредоточено более трети всех негосударственных вузов России. Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский регионы также расширяют сеть негосударственной школы.

Социальный статус учебного заведения, как первичного звена системы управления трудно переоценить. Именно здесь решаются задачи удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получения знаний, формирование способности к профессиональному труду.

Создание социально-ориентированного образова-

тельного комплекса и экологических образовательных технологий - путь конкурентноспособной экономики и национальной безопасности. Учитывая современное состояние рынка образовательных услуг необходимо выделить три направления социализации рынка услуг ВПО.

Первое направление - дальнейшая разработка и реализация единой национально-государственной

стратегии. образования. Второе - расширение числа федеральных и образовательных учреждений и объединений, финансируемых государством. Лишь государственный уровень управления способен объединить сруктурообразующие элементы интеллектуального потенциала и реализовать приоритетные образовательные программы. Третье направление -доведение до образовательных учреждений, отраслевых организаций госзаказы на подготовку востребованных специалистов для основных отраслей экономики.

Образовательная система Краснодарского края - одна из самых крупных в России. Здесь действуют более трех тысяч учреждений общего, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, в которых обучается, воспитывается и работает 1,3 млн чел.

Образование является одним из приоритетных направлений деятельности краевой администрации: до 25% консолидированного бюджета края ежегодно направляется на развитие этой отрасли. По итогам 2010 года только на реализацию целевых образовательных программ и широкомасштабных федеральных экспериментов выделено более 300 млн руб., что в 2,5 раза превышает уровень 2005 года. На погашение задолженности по доплатам учителям и приобретение методической литературы из краевого бюджета было выделено более 100 млн руб. Кроме того, в порядке софинансирования в города и районы края в 2010 году поступило более 75 млн руб. или 27 % к предыдущему году. По сравнению с 2005 годом, финансирование образования из средств краевого бюджета увеличилось практически вдвое.

Несмотря на значимые в границах 1ОФО показатели-индикаторы среднего образования, приоритетной составляющей системы образования Кубани является высшее профессиональное образование, включающее в себя 12 государственных, 1 муниципальный и 21 негосударственный вуз, а также 95 филиалов вузов.

В 2010 году в сфере образования наметился ряд положительных тенденций. Объем расходов бюджетов муниципалитетов на образование в целом вышел на уровень 27,0 млрд. рублей (40,9% к общему объему расходов), с ростом к уровню 2009 года на 0,02%.

Структура и содержание деятельности системы образования, а также основ региональной образовательной политики Краснодарского края определены, прежде всего, социальными потребностями рынков труда и образовательных услуг. Так в центральных и южных районах Краснодарского края большой популярностью пользуются строительные и автодорожные специальности, и абитуриенты имеют гарантированную перспективу трудоустройства.

Информационная безопасность, таможенное дело, инженерные профессии, психология различных уровней - спектр этих специальностей определяет возможности реализовать свой потенциал в перечисленных сферах деятельности. Кроме этого хозяйственным комплексом Кубани востребованы математическое обеспечение и администрирование информационных систем, технология продуктов общественного питания и фармакология, природопользование, геология и геохимия горючих ископаемых, документоведение всех уровней.

Несмотря на то, что в сельских территориях и курортных городах не хватает медицинских работников, учителей начальной и средней школы, работников культурной сферы, сельского хозяйства, данные спе-

циальности не отмечены в ходе социологических исследований как популярные в силу их низкого материального стимулирования.

Список литературы:

1. Экономический словарь, М, Институт Новой экономики, 2009

2. Buechfeman Ch. F. Soff D. J. Education training and the economy //Industr. Relation - Oxford, 2009, vol. 25. p. 234-246

3. О развитии образования в России. Постановление Совета Российского союза ректоров, № 1 от 02.04.2009.

4 Горелик О.М. Модель регионального рынка образовательных услуг // Рыночные механизмы управления образовательной деятельностью/ Монография, М., Финансы и статистика, 2007, 256 с.

5. Николаев А.Д. Россия на переломе: мысли о самом важном и наболевшем,- 3-е изд., перераб. и доп., М. 2009, 220 стр.

6. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. /Круглый стол, МГУ, Москва 645 стр

7. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Министерства образования России № 393 от 11.01.2002 г., «Официальные документы в образовании», 2002, № 3, С.6-12

8. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Бюл. ВЦИОМ, 2009 № 7

9. Кроль В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков, - Высшее образование в России, 2009, № 7

10. Егорова Е.И. «Совершенствование системы управления

высшими учебными заведениями: региональная детерминанта и механизмы реализации», монография. Ростов/Дон,

2005, 200 стр

ОТЗЫВ

на статью Егоровой Елены Игоревны «Социализация рынка услуг высшего профессионального образования России и ведущих мировых держав».

Статья Егоровой Елены Игоревны посвящена одной из самых актуальных проблем управления - социализации рынка услуг. Разделение функций между различными уровнями государственной власти в области образования с одной стороны усиливает автономиза-цию отдельных образовательных учреждений, а с другой - коорелирующую функцию управления для создания единого образовательного пространства и дальнейшей социализации рынка образовательных услуг.

В статье исследованы основные направления социализации рынка услуг высшего образования как одного из основных ресурсообразующих сегментов экономики государства в масштабе российских и общемировых тенденций. Показано, что современная система высшего образования ведущих стран мира является государственным социальным капиталом, формирующим национальные элиты, и развивается в сторону расширения доступности и учета общественных потребностей и интересов.

Социализация рынка образовательных услуг высшего профессионального образования определяющая его эволюционное развитие актуальна для современной России и ее экономики. Представляет интерес, предложенный автором анализ направлений социализации рынка услуг высшего образования на основании развития высшей школы Краснодарского края и данным проведенного автором социального исследования.

Д.э.н., профессор А. А. Керашев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.