Научная статья на тему 'Дистанционные формы подготовки учащихся в условиях Сибири - оптимальный путь формирования контингента студентов регионально-отраслевого университет ского комплекса'

Дистанционные формы подготовки учащихся в условиях Сибири - оптимальный путь формирования контингента студентов регионально-отраслевого университет ского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ / КОНТИНГЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных Наталья Александровна

Обобщается опыт взаимодействия вуза с НОУ школами-интернатами, МОУ СОШ линейных станций по повышению качества подготовки выпускников школ с помощью учащихся дистанционных форм обучения, профессиональной ориентации учащихся, привлечению творчески активных школьников для дальнейшего обучения в вузе. Рассмотрены возможности регионально-отраслевого университетского комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные формы подготовки учащихся в условиях Сибири - оптимальный путь формирования контингента студентов регионально-отраслевого университет ского комплекса»

УДК 371.3

Черных Наталья Александровна

Директор г^ентра довузовской подготовки и дополнительных образовательных услуг ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения», пШаИскегпШ irgups.ru, Иркутск

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ подготовки УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СИБИРИ - ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Chernykh Natalia Aleksandrovna

Director of the Centre of Pre-University Preparation and Additional Education, the Irkutsk Slate University of Means of Communication, natalichernih@irgups.ru, Irkutsk

DISTANCE TRAINING FORMS FOR STUDENTS IN SIBERIA ARE AN OPTIMAL WAY OF STUDENT CONTINGENT BUILDING FOR A REGIONAL AND INDUSTRIAL UNIVERSITY

COMPLEX

В связи с возрастающей сложностью производства, предъявляющей более высокие требования к качеству подготовки инженеров путей сообщения, дальнейшей гуманитаризацией высшего профессионального образования, требующей большего внимания к проблеме «человеческого фактора», с проявлением негативных демографических тенденций становится все более актуальным комплектование университета новыми кадрами. Из года в год все более четко проявляется факт неготовности бывших школьников к полноценному обучению в вузе. У многих вновь принятых в вуз студентов обнаруживается целый ряд дефектов базового образования. Среди них:

— недостаточный объем, иногда полное отсутствие знаний по ряду дисциплин;

— низкий уровень обученности по тем дисциплинам, которые изучались в средней школе даже в полном объеме;

— низкий уровень личностно-мотивационной, и организационно-деятельностной готовности к обучению в вузе;

-отсутствие представлений о будущей профессии.

Причин такой неготовности несколько.

Наиболее острые - снижение общего уровня благосостояния в стране, недофинансирование образования со стороны государства, временная потеря престижности преподавательского труда. Разрозненность учебных заведений, их финансовая самостоятельность, отсутствие единого пра-

вового поля являются препятствием для создания целостной системы обучения будущих специалистов. Поэтому возникает насущная необходимость в систематизации данного процесса, а также в дальнейшем поиске путей и способов повышения его эффективности.

Анализ результатов и выводов научных исследований последних лет, а также изучение массового и передового педагогического опыта показывает, что одним из ведущих путей повышения эффективности довузовской подготовки является создание регионально-отраслевого университетского комплекса (РОУК), реализующего на практике принципы непрерывности и преемственности в образовании, что способствует формированию профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения: дошкольного, общего, профессионального (начального, среднего, высшего) [4].

Довузовская часть непрерывного образования включает организацию центров профессиональной ориентации, центров профильной подготовки и подготовительных курсов. При организации довузовской подготовки в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС) мы учитывали, что в жизни университетов наступает новый этап. Во многом он связан с изменением государственной политики в области образования. В последние годы разработаны и приняты концептуальные документы развития образования: Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования, Федеральная программа развития образования, Программа социально-экономического развития РФ, — утверждены региональные программы развития образования. Стержневой проблемой модернизации образования в России является создание эффективной системы управления качеством образования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации в декабре 2005 г. Иркутский государственный университет путей сообщения преобразован в региональный отраслевой университетский комплекс (РОУК). В его составе три института железнодорожного транспорта: в городах Красноярске, Чите, Улан-Удэ; три филиала в Абакане, Братске, Северобайкальске и четыре колледжа и техникума: Читинский и Красноярский техникумы железнодорожного транспорта, Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта и Иркутский медицинский колледж железнодорожного транспорта. Для решения своей главной задачи ИрГУПС имеет достаточную учебно-научную и производственную базы, а также оснащен современной информационно-вычислительной техникой, лабораторным и производственным оборудованием, которое непрерывно модернизируется. Таким образом, идея дистанционного образования в нашем университете получает новый мощный импульс к развитию, происходит интеграция образовательных учреждений разного уровня в единый образовательный комплекс.

Традиционная принадлежность к транспортной отрасли (ИрГУПС ведет подготовку специалистов для трех крупнейших железных дорог Рос-

сии; Красноярской, Восточно-Сибирской и Забайкальской), наличие шести филиалов, многолетний опыт взаимодействия с регионами позволили университету активно включиться в работу над реализацией социальноэкономических программ и проектов развития конкретных территорий.

Особенностью железнодорожного вуза является обязательный прием по целевым направлениям выпускников школ с линейных станций. Поэтому наш вуз активно сотрудничает со многими школами, расположенными по всему региону. И в этом плане именно дистанционное обучение играет решающую роль.

В Иркутском государственном университете путей сообщения накоплен большой опыт взаимодействия с периферийными школами по повышению качества довузовской подготовки. Создана и постоянно совершенствуется система профессиональной ориентации и подготовки школьников к обучению в вузе на основе профильных классов. Основная задача этих классов — усиление базовой подготовки по дисциплинам технического профиля: физика, математика, информатика, черчение, - выявление и развитие творческих способностей учащихся. При создании системы мы стремились, прежде всего, к повышению конкурентоспособности выпускников профильных классов, устойчивости их профессионального выбора и быстрой адаптации к условиям обучения в университете. В настоящее время такие классы созданы в НОУ лицее № 36 ОАО «РЖД», в МОУ СОШ № 7, 80 г. Иркутска, в 6-ти железнодорожных шкояах-ин-тернатах, находящихся в городах Вихоревке, Нижнеудинске, Тайшете, Слюдянке, Улан-Удэ, Танхое, а также в 10-ти муниципальных образовательных учреждений: Усть-Илимск, Усть-Кут, Северобайкальск, Же-лезногорск-Илимский, Черемхово, Тулун, Ангарск, Шелехов, п. Усть-Ордынский), с которыми наш вуз имеет договорные отношения. При поддержке ВСЖД и методическом руководстве ИрГУПСа успешно реализован план по оснащению школьных кабинетов физики и информатики современным учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, а также компьютерным и видео-сопровождением.

В профильные классы на линейных станциях принимаются выпускники 9-х классов на основе конкурсного отбора. Преимуществом пользуются отличники, победители городских и областных олимпиад, выпускники детской железной дороги. Особенностью профильных классов является то, что они работают по согласованным с кафедрами университета программам по математике, физике, черчению и информатике с привлечением ведущих преподавателей университета и использованием учебно-лабораторной и компьютерной базы университета.

Все учащиеся профильных классов в течение 2-х лет (10-й и 11-й классы) участвуют в технических олимпиадах и конкурсах, проводимых университетом. Основные задачи этих мероприятий:

- выявление одаренных и талантливых школьников для их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;

- привлечение творчески активных школьников для последующего обучения в вузе;

- мотивация научной, научно-практической и творческой работы ученых вуза со школьниками;

- углубление знаний и конкурентоспособности учащихся по профилирующим предметам технического вуза (математика, физика, информатика, черчение).

Большой интерес у школьников вызывает соревновательный, олимпи-адный принцип организации такой подготовки. На протяжении двух лет (10-11 -е классы) учащиеся при консультативной помощи профессоров и преподавателей ИрГУПСа занимаются исследовательской работой, техническим творчеством, развивают и совершенствуют навыки учебного и научного эксперимента. Раз в год проходят выездные сессии, на которых проводятся лекции, семинары и зачетные мероприятия по 4-м дисциплинам, а за методическую основу обучения в период между сессиями приняты дистанционные методы обучения. Образовательный процесс при дистанционном обучении представляет собой целенаправленную и контролируемую интенсивную самостоятельную работу обучаемого, который может учиться в филиале университета по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, но при этом они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. От уровня развития последних зависит реальная степень применения дистанционного обучения. Здесь хотелось бы отметить, что только возможности университетского комплекса позволяют вывести дистанционное обучение на новую ступень развития. Региональный характер университетского комплекса дает возможность создать единую информационно-образовательную среду огромного региона в Красноярском крае, Республиках Бурятия и Хакасия, Иркутской и Читинской областях, что способствует интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности в решении задач социально-экономического, технологического, культурного развития Восточной Сибири. В системе образования дистанционное обучение отвечает принципу доступности высшего образования, согласно которому никто не может быть лишен возможности получить высшее образование по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Все филиалы университетского комплекса имеют компьютерные классы дистантного обучения, которые соединены в единую информационную сеть с компьютерной базой дистантных методов в самом университете. Такая технология с выходом в локальную сеть университета и глобальную сеть представляет совершенно новые возможности для учебного процесса:

- обмен текстовыми, графическими, звуковыми файлами (рефераты, курсовые работы, методические пособия);

— перенесение конспектов лекций по различным дисциплинам на электронные носители информаций с последующей их передачей удаленным пользователям;

— использование обучающих программ и лабораторных работ, расположенных на сервере университета;

— использование электронной почты для общения преподавателей и учащихся;

- использование ресурсов 1п1егпе1 (журналы, базы данных, файловые архивы);

- организация контроля успеваемости через систему тестирования.

По итогам проходящего в три этапа соревнования - региональной отраслевой технической олимпиады - свыше 10% от общего числа участников становятся её победителями, остальные участники пользуются льготами, установленными правилами приема. Выпускники периферийных школ, прошедшие такую подготовку, вполне конкурентоспособны, профессионально ориентированны, имеют четкие представления об избранной специальности. Ежегодно 90% выпускников профильных классов, поступающих в ИрГУПС, становятся его студентами. Они составляют ядро студенческого коллектива и большинство среди победителей студенческих предметных олимпиад: вузовских, областных и региональных. Уже состоялось 15 выпусков в профильных классах, 10 из которых завершили обучение в университете. Коэффициент выпуска среди таких студентов превышает 80%. Выпускники успешно работают на предприятиях железнодорожной отрасли, являются командирами производства, продолжают обучение в аспирантуре, защищают кандидатские диссертации, преподают на кафедрах РОУК. Особо следует отметить необходимость изучения не только оценки молодых специалистов их руководителями, но и их самооценки, или удовлетворенности основными аспектами своей профессиональной деятельности. Анализ «Анкеты молодого специалиста» позволил выявить, что интересной свою специальность считают 96%, а престижной - 88%.

Таким образом, опыт подготовки абитуриентов через профильные классы приносит положительные результаты.

Важным элементом довузовской подготовки являются подготовительные курсы, на которых кроме основных дисциплин вступительных экзаменов в вуз предусмотрены обязательные занятия по профессиональной ориентации учащихся по всему спектру специальностей университета. Подготовительные курсы проводятся по дневной, вечерней, заочной и дистанционной формам обучения. На всех крупных линейных станциях работают филиалы подготовительных курсов. Контроль образовательной деятельности как дневных, вечерних, так и дистанционных подготовительных курсов был вложен в процесс обучения в виде:

- входных диагностических тестирований по всем дисциплинам для определения исходного уровня знаний обучающихся;

- текущих контрольных работ, тестирований, диктантов, позволяющих оценить уровень подготовки каждого слушателя на различных этапах учебной работы.

Ежегодно на подготовительных курсах занимается более 1 ООО слушателей, особый интерес иногородние учащиеся проявляют к дистанционным формам обучения.

Непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в учебно-воспитательной работе с учащимися профильных классов и слушателей подготовительных курсов, проводимой как дистанционно, так и по очной форме не только помогает выпускникам школ определиться в выборе профессии, но и объективно ведет к повышению качества образования, преемственности образовательных уровней.

Совместная деятельность лицеев, школ на линейных станциях и общенаучных кафедр вуза позволила в значительной степени ослабить действие негативных факторов современной системы образования и существенно повысить качество довузовской подготовки молодежи и конкурентоспособность выпускников, поступающих в РОУК из отдаленных районов. Следует отметить, что выпускники, получившие такую подготовку успешно обучаются не только в ИрГУПСе, но и в МВТУ, других университетах и академиях, в том числе зарубежных.

Библиографический список

1. Фролов, И. Н. Понятие единого информационно-методического пространства образовательной системы региона [Текст] /И. Н. Фролов //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - № 5 (11). - С. 4-7.

2. Карпенко, М. П. Концепция Национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникативных технологий [Текст] / М.П. Карпенко // Инновации в образовании. - 2005. - № 1.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] // Официальные документы в образовании. — 2002. - № 27.

4. Васильев, В. Н. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования [Текст] / В. Н. Васильев, А. В. Воронин // Университетское управление. - 2001. - № 3 - 18 с.

5. Осипенко, О. А. Довузовская подготовка школьников в очно-заочной системе дополнительного образования [Текст]: дисс. ... канд: пед. наук / О. А. Осипенко. Красноярск, 2001. -207 с.

6. Перспективы развития системы довузовского образования в условиях проведения Единого государственного экзамена [Текст] / Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - "М.; «Уникум-Центр», 2001. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.