кал эффективнее по ряду указанных психофизиологических параметров в сравнении с контрольной группой.
Итак, эксперимент отразил поэтапную динамику психологического состояния стажёра и молодого сотрудника, связанную с адаптацией к условиям службы под воздействием усиленных физических нагрузок в сравнении с обычным режимом физической подготовки.
Результаты тестирования зафиксировали более высокие показатели адаптированности у сотрудников экспериментальной группы за единый промежуток времени и в равных социальных условиях по сравнению с контрольной. Полученные статистически значимые данные психологических исследований положительно коррелируют с показателями физической подготовленности как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
Итак, полученные в ходе эксперимента данные уверенно говорят о положительном влиянии усиленных физических нагрузок в рамках боевой, служебной и физической подготовки на адаптационные возможности личного состава ПДПС ГИБДД по временным и качественным параметрам.
Внедрение в практику расширенных занятий по физической подготовке позволит повысить эффективность и сократить период адаптации стажёров и молодых сотрудников ПДПС при ГУВД по Алтайскому краю к условиям службы, минимизировать вероятность дезадаптивного вхождения в служебный коллектив молодых сотрудников. Всё это в целом даст возможность осуществлять перспективное планирование кадровой ситуации в подразделении на снижение процента текучести сотрудников, особенно на первом году службы.
Литература
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - С. 267.
2. Вдовиченко В.П. Типовое планирование процесса индивидуальной боевой подготовки сотрудника милиции (физическая, огневая, комплексная подготовка)/ - Н Новгород: Изд-во НВШ МВД России, 1995.
3. Горбач Н.А., Матросов В.А., Ткаченко B.C. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 1998. - №2 (8). - С. 35.
4. Дубинина Т.В. Экспериментальная психология (вводный курс лекций с комментариями). - Барнаул, 2004
5. Зимкин Н.В. Физические упражнения как средство повышения устойчивости организма к неблагоприятным средствам внешней среды. 1960. - Т. 23. Ч. 4. - С. 270-275.
6. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде: метод. рекомендации. - М.: Экономика, 1990. - 110 с.
7. Латкова И.А. Педагогические вопросы успешной адаптации молодых сотрудников и создание условий для их закрепления в коллективе органов внутренних дел // Актуальные вопросы психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1985. - С. 39-46.
8. Рашкин С.Е. Чернышов Н.А., Кольчугин В.В. Психодиагностические исследования профессиональной адаптации сотрудников патрульно-постовой службы // Тезисы докладов 1 Всесоюзной научной конференции по психологии управления. - М., 1979.
9. Роша А.Н. Труд работника милиции (социально-психологический аспект). - М., 1978. - С. 66.
10. Ушаков А.А. Организационно-правовые проблемы адаптации кадров к службе в системе исправительнотрудовых учреждений: дис. ... канд. юрид. наук. - М, 1984. - С. 206.
Ховалкин Олег Вячеславович, заместитель начальника Управления ГИБДД по Алтайскому краю. Е-mail:metallica4ever@.inbox.ru
Hovalkin Oleg Vyacheslavovich, head assistant of the Road Police department in Altai region. Е-mail: metallica4ever@inbox. ru
УДК 371.048.45
НА Черных
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
В статье рассмотрены основные задачи и формы профессиональной ориентации и довузовской подготовки молодежи. Показано, что одним из путей повышения эффективности формирования профессиональной мотивации будущих специалистов является создание университетских комплексов, интегрирующих в себе учреждения среднего, общего и профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, довузовская подготовка, регионально-отраслевой университетский комплекс.
NA. Chernykh
PROFESSIONAL ORIENTATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITHIN REGIONAL INDUSTRIAL UNIVERSITY COMPLEX
The article deals with essential targets and forms of youth professional orientation and pre-higher education training. It points that creation of university complexes, which integrats secondary-level, general and professional educational institutions is the way to raise efficiency of formation of future specialists’ professional motivation.
Key words: professional orientation, pre-university education, regional industrial university complex.
Функционирование и развитие системы образования неотъемлемо от преобразований в обществе. Система образования - один из наиболее крупных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства, его социальноэкономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни, с реализацией потребностей и интересов личности.
Интерес личности к продуктивному профессиональному самовыражению проявляется под влиянием совокупности факторов, среди которых важную роль играет профессиональная мотивация, формируемая в процессе профессиональной ориентации и подготовки.
Традиционная модель профессиональной ориентации и подготовки личности непосредственно опирается на потребности общества и конкретного региона. Изменения прошедшие в процессе профессиональной деятельности и, соответственно в профессиональной ориентации будущего специалиста, повысили значимость субъективной основы профессионального выбора. Интересы, склонности и способности человека становятся теперь решающим фактором выбора профессиональной деятельности. Это актуализирует проблему ранней мотивации профессионального самоопределения учащихся.
Анализ результатов и вывод научных исследований последних лет, а также изучение массового и передового педагогического опыта показывает, что одним из путей повышения эффективности формирования профессиональной мотивации будущих специалистов является создание университетских учебных комплексов, интегрирующих в себе учреждения школьного, общего и профессионального образования.
Деятельность университетского учебного комплекса по профессиональной ориентации учащихся реализуется на практике с учетом принципов последовательности и преемственности в образовании и способствует формированию профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения: довузовское, общее, профессиональное (начальное, среднее, высшее).
Анализ деятельности регионального отраслевого университетского комплекса, действующего на базе Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) начиная с 1993 г., позволил выявить противоречия между:
• требованиями современной доктрины образования по профессионализации образовательных программ разного уровня и реальным качеством их влияния на формирование профессиональной мотивации будущего специалиста;
• объективной значимостью профессиональной мотивации будущего специалиста и практикой её реализации в учебном процессе университетского комплекса;
• необходимостью формирования профессиональной мотивации у будущих специалистов и ее слабой проявленностью.
Современные требования к специалисту определяют необходимость создания единой комплексной системы образования, которая обеспечивает преемственность передачи и усвоения знаний и укрепление мотивации будущей профессиональной деятельности.
Многолетний опыт работы ИрГУПС подтверждает, что современный университетский комплекс является важнейшим инструментом формирования профессиональной мотивации будущего специалиста.
Профессиональное образование представляет собой основу социального, экономического и политического общества, базой научно-технического прогресса. Важно, чтобы профессиональные и познавательные устремления учащихся были определяющими мотивами с самой ранней ступени обучения, что и реализует принцип университетского комплекса.
Деятельность университетского комплекса предполагает учет профессиональной направ-
ленности и её использование в качестве ведущего мотивирующего фактора. Не вызывает сомнений, что каждая учебная дисциплина обладает не только обучающей и воспитывающей функцией, но и мотивирующей.
Проводимая университетом работа превращает неустойчивые, импульсивные, широкие мотивы благодаря принципу преемственности и последовательности профессиональноориентированного обучения в осознанные, избирательные мотивы, нацеленные на приобретение выбранной профессии.
Стимулирование учащихся к выбору профессиональной деятельности и сообщение им основ будущей профессии способствуют формированию устойчивых познавательных интересов и стремлений учащихся, являются основой позитивной мотивации процесса обучения и залогом глубокого и устойчивого овладения знаниями.
Ключевыми положениями, которыми руководствуется ИрГУПС при организации своей деятельности в данном направлении, являются следующие:
1. Поэтапные (довузовское, общее и профессиональное) целенаправленные действия педагогов по формированию профессиональной мотивации обучающихся в РОУК, способствуют формированию у них прямой мотивации проявления готовности к обучению в высшем учебном заведении и будущей профессиональной деятельности.
2. Модель формирования профессиональной мотивации будущих специалистов в условиях РОУК, реализуется как последовательность следующих этапов деятельности:
- диагностика их готовности к самостоятельному профессиональному выбору;
- определение уровня сформированности профессиональной потребности, активности, профессиональной направленности, профессиональных умений обучающихся;
- побуждение будущих специалистов к профессиональному самовоспитанию;
- реализация «задачного подхода» в процессе обучения будущего специалиста.
3. Основные параметры и критерии сформированности профессиональной мотивации будущих специалистов в условиях РОУК являются: профессиональная потребность, профессиональная активность, профессиональная направленность, профессиональные умения, самостоятельность профессионального мышления и поступков.
4. Эффективность формирования профессиональной мотивации будущих специалистов в университетском комплексе, которой способствуют следующие условия:
а) последовательность и преемственность педагогических действий по формированию профессиональных мотиваций на всех этапах обучения в профильных классах РОУК;
б) использование средств предметной подготовки в процессе формирования профессиональной мотивации;
в) использование педагогических возможностей коллективно-групповой жизнедеятельности студентов в процессе формирования профессиональной мотивации;
г) перевод неосознанных профессиональных действий в осознанные, реализующие специальные умения в профессиональном действии;
д) побуждение обучаемых к профессиональному самовоспитанию;
е) формирование профессиональных умений на основании социокультурного опыта будущих специалистов.
Профессиональная мотивация учащегося формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходиться работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. Мы полагаем, что действие сформированной в учебных заведениях регионального отраслевого учебного комплекса профессиональной мотивации не прекращается с выходом выпускника в реальную профессиональную деятельность и продолжает свое побуждающее к профессиональному росту воздействие. Проводимая нами работа показывает, что выпускников НОУ лицея и НОУ школ-интернатов отличает стремление к достижению успеха, а не к избежанию неудач. Будучи заинтересованным, в выбранной специальности изначально, имея достаточный для успешной профессиональной деятельности объем знаний, умений, навыков, выпускник университета быстро адаптируется к условиям профессиональной деятельности и потенциально способен к профессиональному росту и развитию. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является, на наш взгляд, одним из основных. Общепризнанно, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.
Практика показала эффективность таких форм взаимодействия, как:
• совместное проектирование содержания учебных программ с учетом государственных образовательных стандартов, которое дает возможность оперативной корректировки содержания обучения;
• регулярное обсуждение вопросов совершенствования преподавания на совещаниях, проведенных совместно с отделом образовательных учреждений службы управления персоналом, проблемных семинарах, научно-практических конференциях, что позволяет внедрить инновационные педагогические технологии;
• проведение научно-практических конференций, тематика которых охватывает 10 направлений, в том числе и железнодорожные науки, — все эти формы развивают творческую активность, исследовательские качества, способность к закреплению и обработке полученных знаний;
• промежуточный рейтинговый контроль, проводимый преподавателями университета, повышающий заинтересованность учащихся в получении конкурентоспособных знаний;
• организация проведения региональных отраслевых олимпиад в 2 этапа с последующим зачислением их победителей в университет, получение более высокого уровня знаний и развитие познавательной активности.
Совместная деятельность университета, НОУ лицея № 36 ОАО «РЖД», НОУ школ-интернатов ОАО «РЖД» и отдела образовательных учреждений службы управления персоналом филиала ОАО «РДЖ» ВСЖД также предполагает:
• гибкую систему индивидуальных консультаций, которые способны реализовать практически любую потребность ученика в подготовке по избранному им направлению;
• формирование и целенаправленную реализацию личностей установки ученика на свободный ответственный выбор, в том числе и профессиональный;
• проведение обязательного специального курса «Введение в специальность»;
• проведение экскурсий по университету, знакомство со всеми специальностями университета;
• проведение Дней университета на линейных станциях;
• проведение дней открытых дверей факультетов (ноябрь, январь) и университета (март);
• участие в образовательных выставках «Выбери профессию» в г. Иркутске, Москве, Улан-Удэ и др.;
• взаимодействие с психологическим центром оценки и мониторинга персонала ИрГУПС (совместно со школьными психологами), которое формирует у школьников ясное ощущение самостоятельности и общественной значимости собственной личности; осуществляется обучение и развитие личности ученика, проходящего путь от изучения самого себя через диагностику и контроль к самопрогнозу; познание способов и методов реализации собственных возможностей помогает выбору будущей профессии;
• повышение профессионального мастерства учителей и обеспечение их учебнометодической литературой, авторами которой являются преподаватели вуза.
Процесс обучения в НОУ лицее №36 ОАО «РЖД» и профильных классах НОУ школ-интернатов ОАО «РЖД» организован таким образом, что на первый план встает личная заинтересованность учащихся и планирование своей учебной деятельности, направленной на развитие личностных качеств, так необходимых выпускникам для самоопределения и выбора пути своего дальнейшего образования. Здесь осуществляется плавный переход из среднего в высшее образование, единство требований при организации воспитательного и образовательного процессов, единство форм и методов обучения на общей методической основе.
Ежегодно около 90% выпускников профильных классов НОУ ОАО «РЖД» становятся студентами университета путей сообщения. Они составляют ядро студенческого коллектива, большинство среди победителей студенческих предметных олимпиад: вузовских, областных и региональных. Осуществлено уже 13 выпусков в профильных классах, 8 из которых уже завершили обучение в ИрГУПС. Коэффициент выпуска среди таких студентов составляет 87%. Выпускники успешно работают на предприятиях железнодорожной отрасли, являются командирами производства, продолжают обучение в аспирантуре, защищают кандидатские диссертации, преподают на кафедрах ИрГУПС.
Литература
1. Васильев В.Н., Воронин А.В. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования // Университетское управление. - 2001. - №3. - 18 с.
2. Гончаренко Т.В. Педагогические основы системы непрерывного многоуровневого профессионального образования. - Н. Новгород: ВГИПА, 2003. - 102 с.
3. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М. : Просвещение, 1989. - 192 с.
4. Каргина Е.М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов: дис. ... канд. пед. наук. -Пенза, 2004. - 190 с.
5. Щербакова Н.М. Основы и методы профессиональной ориентации учащихся: учеб. пособие. - Иркутск, 2002. - 158с.
Черных Наталья Александровна, директор центра довузовской подготовки и дополнительных образовательных услуг Иркутского государственного университета путей сообщения. E-mail: natalichernih@irgups.ru
Chernykh Nataliya Aleksandrovna, director of pre-university training and continuing educational service center of Irkutsk State University of railway. E-mail: natalichernih@irgups.ru