Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация образовательных учреждений в рамках регио нально-отраслевого университетского комплекса'

Профессиональная ориентация образовательных учреждений в рамках регио нально-отраслевого университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / PROFESSIONAL ORIENTATION / PRE-UNIVERSITY EDUCATION / REGIONAL INDUSTRIAL UNIVERSITY COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных Наталья Александровна

В статье рассмотрены основные задачи и формы профессиональной ориентации и довузовской подготовки молодежи. Показано, что одним из путей повышения эффективности формирования профессиональной мотивации будущих специалистов является создание университетских комплексов, интегрирующих в себе учреждения среднего, общего и профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черных Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional orientation of educational institutions within regional industrial University complex

The article deals with essential targets and forms of youth professional orientation and pre-higher education training. It points that creation of university complexes, which integrats secondary-level, general and professional educational institutions is the way to raise efficiency of formation of future specialists' professional motivation.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация образовательных учреждений в рамках регио нально-отраслевого университетского комплекса»

кал эффективнее по ряду указанных психофизиологических параметров в сравнении с контрольной группой.

Итак, эксперимент отразил поэтапную динамику психологического состояния стажёра и молодого сотрудника, связанную с адаптацией к условиям службы под воздействием усиленных физических нагрузок в сравнении с обычным режимом физической подготовки.

Результаты тестирования зафиксировали более высокие показатели адаптированности у сотрудников экспериментальной группы за единый промежуток времени и в равных социальных условиях по сравнению с контрольной. Полученные статистически значимые данные психологических исследований положительно коррелируют с показателями физической подготовленности как в контрольной, так и в экспериментальной группах.

Итак, полученные в ходе эксперимента данные уверенно говорят о положительном влиянии усиленных физических нагрузок в рамках боевой, служебной и физической подготовки на адаптационные возможности личного состава ПДПС ГИБДД по временным и качественным параметрам.

Внедрение в практику расширенных занятий по физической подготовке позволит повысить эффективность и сократить период адаптации стажёров и молодых сотрудников ПДПС при ГУВД по Алтайскому краю к условиям службы, минимизировать вероятность дезадаптивного вхождения в служебный коллектив молодых сотрудников. Всё это в целом даст возможность осуществлять перспективное планирование кадровой ситуации в подразделении на снижение процента текучести сотрудников, особенно на первом году службы.

Литература

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - С. 267.

2. Вдовиченко В.П. Типовое планирование процесса индивидуальной боевой подготовки сотрудника милиции (физическая, огневая, комплексная подготовка)/ - Н Новгород: Изд-во НВШ МВД России, 1995.

3. Горбач Н.А., Матросов В.А., Ткаченко B.C. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 1998. - №2 (8). - С. 35.

4. Дубинина Т.В. Экспериментальная психология (вводный курс лекций с комментариями). - Барнаул, 2004

5. Зимкин Н.В. Физические упражнения как средство повышения устойчивости организма к неблагоприятным средствам внешней среды. 1960. - Т. 23. Ч. 4. - С. 270-275.

6. Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде: метод. рекомендации. - М.: Экономика, 1990. - 110 с.

7. Латкова И.А. Педагогические вопросы успешной адаптации молодых сотрудников и создание условий для их закрепления в коллективе органов внутренних дел // Актуальные вопросы психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1985. - С. 39-46.

8. Рашкин С.Е. Чернышов Н.А., Кольчугин В.В. Психодиагностические исследования профессиональной адаптации сотрудников патрульно-постовой службы // Тезисы докладов 1 Всесоюзной научной конференции по психологии управления. - М., 1979.

9. Роша А.Н. Труд работника милиции (социально-психологический аспект). - М., 1978. - С. 66.

10. Ушаков А.А. Организационно-правовые проблемы адаптации кадров к службе в системе исправительнотрудовых учреждений: дис. ... канд. юрид. наук. - М, 1984. - С. 206.

Ховалкин Олег Вячеславович, заместитель начальника Управления ГИБДД по Алтайскому краю. Е-mail:[email protected]

Hovalkin Oleg Vyacheslavovich, head assistant of the Road Police department in Altai region. Е-mail: metallica4ever@inbox. ru

УДК 371.048.45

НА Черных

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассмотрены основные задачи и формы профессиональной ориентации и довузовской подготовки молодежи. Показано, что одним из путей повышения эффективности формирования профессиональной мотивации будущих специалистов является создание университетских комплексов, интегрирующих в себе учреждения среднего, общего и профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, довузовская подготовка, регионально-отраслевой университетский комплекс.

NA. Chernykh

PROFESSIONAL ORIENTATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITHIN REGIONAL INDUSTRIAL UNIVERSITY COMPLEX

The article deals with essential targets and forms of youth professional orientation and pre-higher education training. It points that creation of university complexes, which integrats secondary-level, general and professional educational institutions is the way to raise efficiency of formation of future specialists’ professional motivation.

Key words: professional orientation, pre-university education, regional industrial university complex.

Функционирование и развитие системы образования неотъемлемо от преобразований в обществе. Система образования - один из наиболее крупных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства, его социальноэкономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни, с реализацией потребностей и интересов личности.

Интерес личности к продуктивному профессиональному самовыражению проявляется под влиянием совокупности факторов, среди которых важную роль играет профессиональная мотивация, формируемая в процессе профессиональной ориентации и подготовки.

Традиционная модель профессиональной ориентации и подготовки личности непосредственно опирается на потребности общества и конкретного региона. Изменения прошедшие в процессе профессиональной деятельности и, соответственно в профессиональной ориентации будущего специалиста, повысили значимость субъективной основы профессионального выбора. Интересы, склонности и способности человека становятся теперь решающим фактором выбора профессиональной деятельности. Это актуализирует проблему ранней мотивации профессионального самоопределения учащихся.

Анализ результатов и вывод научных исследований последних лет, а также изучение массового и передового педагогического опыта показывает, что одним из путей повышения эффективности формирования профессиональной мотивации будущих специалистов является создание университетских учебных комплексов, интегрирующих в себе учреждения школьного, общего и профессионального образования.

Деятельность университетского учебного комплекса по профессиональной ориентации учащихся реализуется на практике с учетом принципов последовательности и преемственности в образовании и способствует формированию профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения: довузовское, общее, профессиональное (начальное, среднее, высшее).

Анализ деятельности регионального отраслевого университетского комплекса, действующего на базе Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) начиная с 1993 г., позволил выявить противоречия между:

• требованиями современной доктрины образования по профессионализации образовательных программ разного уровня и реальным качеством их влияния на формирование профессиональной мотивации будущего специалиста;

• объективной значимостью профессиональной мотивации будущего специалиста и практикой её реализации в учебном процессе университетского комплекса;

• необходимостью формирования профессиональной мотивации у будущих специалистов и ее слабой проявленностью.

Современные требования к специалисту определяют необходимость создания единой комплексной системы образования, которая обеспечивает преемственность передачи и усвоения знаний и укрепление мотивации будущей профессиональной деятельности.

Многолетний опыт работы ИрГУПС подтверждает, что современный университетский комплекс является важнейшим инструментом формирования профессиональной мотивации будущего специалиста.

Профессиональное образование представляет собой основу социального, экономического и политического общества, базой научно-технического прогресса. Важно, чтобы профессиональные и познавательные устремления учащихся были определяющими мотивами с самой ранней ступени обучения, что и реализует принцип университетского комплекса.

Деятельность университетского комплекса предполагает учет профессиональной направ-

ленности и её использование в качестве ведущего мотивирующего фактора. Не вызывает сомнений, что каждая учебная дисциплина обладает не только обучающей и воспитывающей функцией, но и мотивирующей.

Проводимая университетом работа превращает неустойчивые, импульсивные, широкие мотивы благодаря принципу преемственности и последовательности профессиональноориентированного обучения в осознанные, избирательные мотивы, нацеленные на приобретение выбранной профессии.

Стимулирование учащихся к выбору профессиональной деятельности и сообщение им основ будущей профессии способствуют формированию устойчивых познавательных интересов и стремлений учащихся, являются основой позитивной мотивации процесса обучения и залогом глубокого и устойчивого овладения знаниями.

Ключевыми положениями, которыми руководствуется ИрГУПС при организации своей деятельности в данном направлении, являются следующие:

1. Поэтапные (довузовское, общее и профессиональное) целенаправленные действия педагогов по формированию профессиональной мотивации обучающихся в РОУК, способствуют формированию у них прямой мотивации проявления готовности к обучению в высшем учебном заведении и будущей профессиональной деятельности.

2. Модель формирования профессиональной мотивации будущих специалистов в условиях РОУК, реализуется как последовательность следующих этапов деятельности:

- диагностика их готовности к самостоятельному профессиональному выбору;

- определение уровня сформированности профессиональной потребности, активности, профессиональной направленности, профессиональных умений обучающихся;

- побуждение будущих специалистов к профессиональному самовоспитанию;

- реализация «задачного подхода» в процессе обучения будущего специалиста.

3. Основные параметры и критерии сформированности профессиональной мотивации будущих специалистов в условиях РОУК являются: профессиональная потребность, профессиональная активность, профессиональная направленность, профессиональные умения, самостоятельность профессионального мышления и поступков.

4. Эффективность формирования профессиональной мотивации будущих специалистов в университетском комплексе, которой способствуют следующие условия:

а) последовательность и преемственность педагогических действий по формированию профессиональных мотиваций на всех этапах обучения в профильных классах РОУК;

б) использование средств предметной подготовки в процессе формирования профессиональной мотивации;

в) использование педагогических возможностей коллективно-групповой жизнедеятельности студентов в процессе формирования профессиональной мотивации;

г) перевод неосознанных профессиональных действий в осознанные, реализующие специальные умения в профессиональном действии;

д) побуждение обучаемых к профессиональному самовоспитанию;

е) формирование профессиональных умений на основании социокультурного опыта будущих специалистов.

Профессиональная мотивация учащегося формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходиться работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. Мы полагаем, что действие сформированной в учебных заведениях регионального отраслевого учебного комплекса профессиональной мотивации не прекращается с выходом выпускника в реальную профессиональную деятельность и продолжает свое побуждающее к профессиональному росту воздействие. Проводимая нами работа показывает, что выпускников НОУ лицея и НОУ школ-интернатов отличает стремление к достижению успеха, а не к избежанию неудач. Будучи заинтересованным, в выбранной специальности изначально, имея достаточный для успешной профессиональной деятельности объем знаний, умений, навыков, выпускник университета быстро адаптируется к условиям профессиональной деятельности и потенциально способен к профессиональному росту и развитию. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является, на наш взгляд, одним из основных. Общепризнанно, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.

Практика показала эффективность таких форм взаимодействия, как:

• совместное проектирование содержания учебных программ с учетом государственных образовательных стандартов, которое дает возможность оперативной корректировки содержания обучения;

• регулярное обсуждение вопросов совершенствования преподавания на совещаниях, проведенных совместно с отделом образовательных учреждений службы управления персоналом, проблемных семинарах, научно-практических конференциях, что позволяет внедрить инновационные педагогические технологии;

• проведение научно-практических конференций, тематика которых охватывает 10 направлений, в том числе и железнодорожные науки, — все эти формы развивают творческую активность, исследовательские качества, способность к закреплению и обработке полученных знаний;

• промежуточный рейтинговый контроль, проводимый преподавателями университета, повышающий заинтересованность учащихся в получении конкурентоспособных знаний;

• организация проведения региональных отраслевых олимпиад в 2 этапа с последующим зачислением их победителей в университет, получение более высокого уровня знаний и развитие познавательной активности.

Совместная деятельность университета, НОУ лицея № 36 ОАО «РЖД», НОУ школ-интернатов ОАО «РЖД» и отдела образовательных учреждений службы управления персоналом филиала ОАО «РДЖ» ВСЖД также предполагает:

• гибкую систему индивидуальных консультаций, которые способны реализовать практически любую потребность ученика в подготовке по избранному им направлению;

• формирование и целенаправленную реализацию личностей установки ученика на свободный ответственный выбор, в том числе и профессиональный;

• проведение обязательного специального курса «Введение в специальность»;

• проведение экскурсий по университету, знакомство со всеми специальностями университета;

• проведение Дней университета на линейных станциях;

• проведение дней открытых дверей факультетов (ноябрь, январь) и университета (март);

• участие в образовательных выставках «Выбери профессию» в г. Иркутске, Москве, Улан-Удэ и др.;

• взаимодействие с психологическим центром оценки и мониторинга персонала ИрГУПС (совместно со школьными психологами), которое формирует у школьников ясное ощущение самостоятельности и общественной значимости собственной личности; осуществляется обучение и развитие личности ученика, проходящего путь от изучения самого себя через диагностику и контроль к самопрогнозу; познание способов и методов реализации собственных возможностей помогает выбору будущей профессии;

• повышение профессионального мастерства учителей и обеспечение их учебнометодической литературой, авторами которой являются преподаватели вуза.

Процесс обучения в НОУ лицее №36 ОАО «РЖД» и профильных классах НОУ школ-интернатов ОАО «РЖД» организован таким образом, что на первый план встает личная заинтересованность учащихся и планирование своей учебной деятельности, направленной на развитие личностных качеств, так необходимых выпускникам для самоопределения и выбора пути своего дальнейшего образования. Здесь осуществляется плавный переход из среднего в высшее образование, единство требований при организации воспитательного и образовательного процессов, единство форм и методов обучения на общей методической основе.

Ежегодно около 90% выпускников профильных классов НОУ ОАО «РЖД» становятся студентами университета путей сообщения. Они составляют ядро студенческого коллектива, большинство среди победителей студенческих предметных олимпиад: вузовских, областных и региональных. Осуществлено уже 13 выпусков в профильных классах, 8 из которых уже завершили обучение в ИрГУПС. Коэффициент выпуска среди таких студентов составляет 87%. Выпускники успешно работают на предприятиях железнодорожной отрасли, являются командирами производства, продолжают обучение в аспирантуре, защищают кандидатские диссертации, преподают на кафедрах ИрГУПС.

Литература

1. Васильев В.Н., Воронин А.В. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования // Университетское управление. - 2001. - №3. - 18 с.

2. Гончаренко Т.В. Педагогические основы системы непрерывного многоуровневого профессионального образования. - Н. Новгород: ВГИПА, 2003. - 102 с.

3. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М. : Просвещение, 1989. - 192 с.

4. Каргина Е.М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов: дис. ... канд. пед. наук. -Пенза, 2004. - 190 с.

5. Щербакова Н.М. Основы и методы профессиональной ориентации учащихся: учеб. пособие. - Иркутск, 2002. - 158с.

Черных Наталья Александровна, директор центра довузовской подготовки и дополнительных образовательных услуг Иркутского государственного университета путей сообщения. E-mail: [email protected]

Chernykh Nataliya Aleksandrovna, director of pre-university training and continuing educational service center of Irkutsk State University of railway. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.