Научная статья на тему 'Методическая работа на службе качеству образовательных услуг'

Методическая работа на службе качеству образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельман Галина Сергеевна, Кулешова Юлия Михайловна

Авторы представляют деятельность лицея № 2 как центра качественных образовательных услуг и ресурсного центра по подготовке учителей. В лицее создано педагогическое сообщество специалистов высокой квалификации, которые анализируют и выделяют проблемы, пути их решения представляют оформленными в виде программы развития лицея по теме: «Реализация управления образовательным процессом в лицее на основе принципов инновационного менеджмента в образовании». Средством повышения качества образовательных услуг выступает реализация педагогами лицея инновационного проекта «Парк современных образовательных технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая работа на службе качеству образовательных услуг»

Зачем нужна методическая работа?

Бельман Галина Сергеевна

директор МБОУ «Лицей № 2» г. Братск Иркутская область Кулешова Юлия Михайловна

заместитель директора по НМР МБОУ «Лицей № 2» г. Братск Иркутская область e-mail: lyceum2-bratsk@yandex.ru

J ^

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА СЛУЖБЕ КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Л__________________________________________г

Аннотация. Авторы представляют деятельность лицея № 2 как центра качественных образовательных услуг и ресурсного центра по подготовке учителей. В лицее создано педагогическое сообщество специалистов высокой квалификации, которые анализируют и выделяют проблемы, пути их решения представляют оформленными в виде программы развития лицея по теме: «Реализация управления образовательным процессом в лицее на основе принципов инновационного менеджмента в образовании». Средством повышения качества образовательных услуг выступает реализация педагогами лицея инновационного проекта «Парк современных образовательных технологий».

Ключевые слова: качество образовательных услуг, методическая работа, ресурсный центр, инновационный менеджмент, программа развития.

.. |_|ахождение оптимального равновесия стабиль-\\ I 1ности и обновления есть высший пилотаж управления современной школой» - с этими словами М.М. Поташника трудно не согласиться, ведь от того, какими будут уже существующие внутренние факторы, потребности, возможности, условия и ресурсы образовательного учреждения, будет зависеть успех, прежде всего, инновационного саморазвития, а потом уже тождественного ему развития на основе внешних факторов.

На протяжении 10 лет существования лицей № 2 утвердился как центр качественных образовательных услуг: по результатам ЕГЭ и ГИА мы имеем высокий рейтинг среди общеобразовательных учреждений области и входим в десятку лучших; в 2010 году по результатам участия лицеистов и педагогов в проектах и олимпиадах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» стали лауреатом. Лицей является ресурсным центром по подготовке учителей г. Братска: за 4 года обучение на базе Опорной школы прошли более 600 педагогов, реализовано 12 авторских программных модулей повышения квалификации, разработанных педагогами лицея. Мы, информационно-технически оснащенное

современное образовательное учреждение, имеем широкую цифровую базу; сайт лицея - призер Всероссийского конкурса Центра дистанционного образования «Эйдос». Лицей называют генератором инновационных идей в образовании города: в течение 4 лет мы признаны как «Лучшая методическая служба города», и, наконец, лицей - педагогическое сообщество специалистов высокой квалификации: 70% имеют высшую и первую категорию, 7 учителей - победители ПНПО «Образование».

Всеми участниками образовательного процесса в совместной работе в 2009г. был проведен анализ запросов и потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, всех внутренних ресурсных возможностей (SWOT-анализ) и внешних благоприятных и ограничивающих факторов (STEP - анализ) и проблем в развитии. Анализ деятельности лицея 20072009г. выявил не только достижения и успехи коллектива лицея, но и ряд проблем, требующих решения для обеспечения развития учащихся.

Проблемы

в содержании образования:

- незначительное число в учебном плане курсов над-предметного и межпредметного характера;

6

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Зачем нужна методическая работа?

- недостаточность курсов и внутрилицейских активных форм повышения квалификации, имеющих практикоориентированный и деятельностный характер;

в учебно-воспитательном процессе:

- сохранение авторитарного стиля обучения у части педагогов;

- слабая интегрированность предметного содержания между образовательными областями;

- недостаточная деятельностная составляющая процесса обучения для обеспечения активной субъектной позиции каждого ученика;

- несовершенство содержания по предметам, отставание его от социального заказа ребенка, семьи, общества;

- отсутствие надежных индикаторов, неразработанность критериальной базы по оценке сформированности ключевых компетенций как новых образовательных результатов;

- несовершенство оценочной деятельности учителей;

- недостаточная индивидуализация учебно-воспитательного процесса;

в кадровом обеспечении:

- недостаточный технологический уровень владения учителями современными педагогическими технологиям;

- слабое владение педагогами навыками исследовательской деятельности, описания собственной педагогической и методической системы работы, авторских идей, программ и проектов;

в управлении:

- психологическая неготовность части учителей к изменению своей роли в учебно-воспитательном процессе, освоению новой роли (направляющего, координирующего, сотрудничающего с детьми и т.д.), к построению отношений с учащимися и родителями на договорной основе.

Между тем, современное общество предъявляет современной школе ряд обоснованных требований, в том числе способность образовательного учреждения давать такое образование, получив которое, человек будет способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться [2, 3,6].

Реализуя принципы инициативы президента РФ «Наша новая школа», стремясь поддерживать статус развивающегося учреждения, считаем необходимым преодоление существующих проблем, саморазвитие персонала лицея за счет реализации инновационных проектов в образовании, которые как условие разработки новых микромоделей образования в статусном учреждении позволят «увязать» Миссию лицея с качественно новыми высокими результатами образования. В предстоящей реализации проекта «Наша новая школа» и ФГОС второго поколения методическая служба школы - главный поставщик качественных об-разоательных услуг, потому что изменить внутреннюю позицию педагога как участника совсем иного образовательного процесса, привить новые роли партнера, консультанта, посредника между учеником и качественного новым учебным содержанием может только время, активное участие в инновационной проектной

деятельности [1,4, 5, 7, 8], а также правильная методическая политика руководства лицея.

При разработке новой программы развития по теме: «Реализация управления образовательным процессом в лицее на основе принципов инновационного менеджмента в образовании» была сформулирована стратегия МОУ «Лицей № 2»: создание «опережающей» модели образовательного учреждения с высоким качеством условий, ресурсов, процессов на основе принципов педагогического маркетинга и менеджмента.

Определили, что для нас развитие - цель, инновация - содержание, а проектирование - форма. При разработке «Программы развития лицея» коллектив сделал ставку на 10 приоритетных ценностей образования

• Личность • Сотрудничество

• Образование • Самореализация

• Здоровье • Творчество

• Мотивация • Инновационность

• Труд • Культура

Вызов 1. Чтобы сохранить ценности образования в лицее, удовлетворять потребностям заказчиков и потребителей образовательных услуг, достичь высокого качества образования нам кажется актуальным именно инновационный режим развития нашего образовательного учреждения.

Вызов 2. Выгоды инновационного проектирования видятся нам в инициировании лучших управленческих идей и выборе самых рациональных из них, а также в оптимальном и творческом ходе событий; позитивном изменении; развитии и преобразовании процессов.

Таким образом, в рамках Программы развития «Реализация управления образовательным процессом в лицее на основе принципов инновационного менеджмента в образовании» была определена тема авторского инновационного проекта: «Парк образовательных технологий», а также подготовлены кафедральные педагогические проекты развивающих образовательных практик, основанных на современных технологиях, технологиях, работающих на 2 наших главных результата - образовательный результат лицеиста и профессиональный рост учителя.

Нами была сформулирована проблема: недостаточный уровень владения современными образовательными технологиями членами педагогического коллектива.

Гипотеза: если вовлечь администрацию, педагогов в процесс управления и внедрения современных образовательных технологий через инновационный проект, то повысится профессиональная компетентность педагогов и качество образовательных услуг лицея.

Цель: Развитие деятельности школы по удовлетворению запросов потребителей образовательных услуг (обучающихся, их родителей, социальных партнеров) в новом качественном образовании на основе современных образовательных технологий: реновация (обновление) управления образовательным процессом и развитие профессиональной компетенции педагогов

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

7

Зачем нужна методическая работа?

через освоение современных образовательных технологий.

Задачи:

1.Создать условия для вовлечения педагогов в процесс освоения современных образовательных технологий и обновления своей деятельности (на основе командообразования, тьюторства, самоуправления, самоорганизации и саморазвития, психологических мер поддержки «профтонуса» учителя), управлять рождением авторского стиля педагога.

2.Обновить содержание образования и технологии обучения в лицее, усовершенствовать активные образовательные практики на новой технологической основе (технологической культуре).

З.Создать систему мониторинга качества образования и эффективности внедрения технологий для учащихся через диагностику результатов формирования универсальных учебных действий.

Инновационные идеи проекта:

1. Управление как процесс осуществляется инициативной группой, командой единомышленников-тьюторов.

2. Управление соответствием «Миссия лицея - образовательные технологии»

3. Разделение ответственности за конечный результат деятельности между всеми участниками образовательного процесса.

4. Развитие профессиональной компетентности педагогов.

5. Освоение опыта совместной деятельности через участие в реализации инновационного проекта как новой формы совместной деятельности.

6. Полифункциональность проекта: с одной стороны, мы по-новому управляем освоением технологий, с другой - организуем по-новому образовательный процесс (изменяем подходы к построению урока, учебных ситуаций, системы «учитель-ученик».

Принципы управления инновационным проектом (менеджмента):

а) Ориентация на потребителя.

Организации зависят от своих потребителей, поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя.

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

в) Вовлечение работников.

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

г) Процессный подход.

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к менеджменту.

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействует результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение.

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах.

Эффективные решения основываются на анализе

данных и информации.

и) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности

Уникальность проекта:

^ компетентность педагогического коллектива в применении современных образовательных технологий - инновация-процесс;

^ управление процессом освоения образовательных технологий через тьюторство в андрогогике (обучении и сопровождении взрослых) - инновация -услуга;

^ технологические карты внедрения и освоения современных технологий инновация -продукт.

^ полифункциональность проекта - внутри управленческого - педагогические проекты - инновация -ресурс.

О работе тьюторов, сопровождающих профессиональное развитие педагогов в процессе их образования: тьютор, с одной стороны, является организатором сети профессионального развития, с другой — инициирующим и поддерживающим образовательный процесс другого педагога. Как организатор сети профессионального развития субъектов, тьютор работает с образовательными ресурсами, квалифицируя их, оформляя их и управляя движением ресурса (накоплением, соорганизацией, мониторингом и употреблением).

Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации самоопределения, самоосуществления, самореализации человека в профессии, помогая ему разрабатывать индивидуальные образовательные программы, обеспечивая его профессиональные пробы, создавая места для профессионального позиционирования.

Были определены руководитель проекта, координатор проекта от администрации, разработчики, кросс-функциональная команда проекта, делегированы полномочия тьюторам.

Потенциальные заказчики:

1. Педагоги лицея

2. Администрация лицея

3. Учащиеся лицея

4. Родители

Направления работы:

1. Аналитический этап

2. Подготовительный этап

3. Деятельностный этап

4. Рефлексивный этап

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Зачем нужна методическая работа?

Виды работ, включенные в проект

1. Командообразование проектной группы

2. Диагностическая деятельность (диагностика уровня владения современными образовательными технологиями, уровня готовности педагогов, учащихся, родителей к инновациям и участию в проекте, изучение востребованности идей проекта)

3. Планирование (информирование педагогического коллектива и общественности города об основных этапах реализации проекта, постановка задач, рабочее проектирование, определение содержания, форм проведения мероприятий)

4. Организационная работа (определение последовательности реализации проекта и порядка проведения основных мероприятий, составление графика встреч участников проекта, циклограмм деятельности проектменеджеров, расписания сессий)

5. Тьюторская деятельность (сопровождение обученными андрогогами-профессионалами других педагогов в процессе реализации проекта, организация самоопределения и самореализации участников проекта)

6. Исследовательская деятельность (изучение основ образовательных технологий последнего поколения, активных образовательных практик ведущих учреждений образования мира, апробация и преобразование, рождение авторского педагогического стиля)

7. Аналитическая деятельность (оценка и самоэкспертиза результатов проекта, корректировка деятельности команды проекта с целью улучшения следующих ИпвО, описание результатов и подготовка печатных отчетноаналитических материалов)

Формы и форматы деятельности педагогического коллектива при реализации проекта

* Проектное моделирование

* Консультирование

* Тьюторство

* Организационно-деятельностные игры

* Модерационные семинары

* Межкафедральные проблемные встречи

* Закрытая внутрикафедральная работа в технологии «аквариума»

* Коучинг-сессии

* Педагогические мастерские

* Философские группы

* «Скорая» методическая помощь

* Малые педагогические советы

* Партнерство

* Самоаудит инноваций

Сроки: один год

Основные этапы реализации проекта.

1. Диагностический этап

Содержание деятельности: изучение материалов, диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности педагога, уточнение теоретических понятий; мотивация педагогов на участие в реализации проекта, командообразование.

Промежуточный результат: выявлены затруднения учителей, сформирована проектная группа, составлен глоссарий по теоретическим понятиям проекта.

2. Подготовительный этап

Содержание деятельности: разработка проекта, планирование деятельности на уровне проектной группы, кафедр и общелицейском уровне, изучение теоретических основ выбранных технологий.

Промежуточный результат: составлен план реализации проекта.

3. Деятельностный этап

Содержание деятельности: готовится пакет диагностик по сформированности универсальных учебных действий и компетентности педагогов, проводится информирование коллектива о содержании инновационного проекта в форме презентации, проводятся уроки внутри кафедр с применением выбранных технологий, идет подготовка к участию кафедр в методической неделе и к заключительному мероприятию по представлению результатов повышения профессиональной компетентности через освоение новых образовательных технологий.

Промежуточный результат: результаты диагностик, презентация инновационного проекта, материалы методической недели по каждой кафедре, разработки проведенных открытых уроков, материалы форума педагогических идей и разработок.

4. Аналитико-обобщающий этап

Результат: анализ итогов работы, экспертное заключение, оформление материалов проекта.

Планирование этапов проекта

Предполагаемые результаты.

Реализация данного проекта позволит:

• учителям - приобрести дорожные (технологические) карты освоения педагогических технологий; будет способствовать развитию умений управлять внутренними ресурсами для повышения профессиональной компетенции;

• администрации - возможность управлять процессом внедрения современных образовательных технологий и определять эффективность их использования;

• учащимся - получать более качественное образование,

• родителям, как потребителям образовательных услуг -высокий уровень компетентностей лицеиста.

Социальные изменения в результате успешной реализации подпроекта

• расширение участия родителей, учащихся, учителей, общественности в управлении образовательным процессом (определение направлений развития, планирование, организация, реализация идей, анализ, корректировка).

• становление у обучающихся универсальных компетенций, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности выпускника лицея в современном мире;

• развитие деятельности лицея по удовлетворению потребностей обучающихся в новом качественном образовании на основе современных образовательных технологий;

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

9

Зачем нужна методическая работа?

Планирование этапов проекта

Этапы Мероприятия Содержание деятельности Сроки

1. Диагностический Педсовет Анализ состояния (swot-анализ) образовательного процесса, выявление затруднений, определение проблем учреждения

1. Сессия по разработке проекта. 2. Определение проект - менеджера проектной группы. 3. Определение координатора деятельности педагогов от администрации Обоснование актуальности проекта. Формулирование гипотезы о результатах внедрения и освоения современных образовательных технологий в практику работы педагогов

1. Разработка проекта Определение цели проекта и поэтапных задач. Делегирование полномочий тьюторов членам проектной группы и закрепление их за кафедрами

1. Командообразование инновационного проекта Включение администрации, педагогов, учащихся в деятельность по реализации проекта.

2. Подготовительный 1. Планирование деятельности на уровне проектной группы 2. Изучение теоретических основ технологий, выбранных кафедрами Члены проектной группы работают с методической литературой, изучают теоретические основы, выбранных технологий, изучают опыт их использования другими педагогами.

1. Встреча тьюторов с руководителями кафедр. 2. Планирование деятельности на уровне кафедры. Выбор методов и средств взаимодействия, определение сроков диагностики УУД учащихся по параллелям

3. Деятельностный 1. Планирование деятельности на общелицейском уровне 2. Входная диагностика преподавателей, участвующих в реализации проекта (первичная) Подготовка пакета диагностик, проведение диагностики, обработка результатов

3. Мероприятия по улучшению качества взаимодействия с кафедрами Координация и корректировка деятельности по инновационному проекту

4. Презентация проекта «Парк образовательных технологий» и проектов освоения и внедрения образовательных технологий кафедрами Информирование коллектива о содержании инновационного проекта

5. Реализация деятельности по освоению и внедрению выбранных технологий на кафедрах Апробация первых наработок Проведение открытых внутри кафедральных уроков с использованием СОТ

6. Промежуточные результаты освоения технологий. Круглый стол Анализ, обсуждение результатов использования технологий и подготовка к проведению методической неделе

7. Оценка эффективности инновационной деятельности по освоению технологий. Участие в методической неделе Разработка открытых уроков, их проведение, межкафедральное взаимопосещение уроков. Промежуточная диагностика учащихся формированию УУД и повторная диагностика педагогов

8. Организация деятельности по описанию процессов внедрения и освоения образовательных технологий на кафедрах Разработка технологических карт внедрения новых технологий. Упорядочение авторских методических, дидактических материалов на кафедрах

9. Форум педагогических идей и технологий Представление результатов по реализации проекта

S ^ ’S 1.8 | х ? о < g га * И 10. Анализ организации и результатов инновационного проекта Оформление документов Создание банка методических материалов

• реализация в управлении образовательным процессом принципов инновационного менеджмента в образовании и системы менеджмента качества;

• достижение инвестиционной привлекательности образовательной деятельности лицея.

Продукты / результаты проекта (что будет создано в результате его реализации)

1. Организационно-методические материалы и сценарные планы Методической недели кафедр и Форума педагогических идей и разработок

2. Выставочные материалы кафедр для экспози-

ций и стендовых защит Методической недели кафедр и Форума педагогических идей и разработок

3. Модель управления профессиональным ростом учителя с описанием технологий управления персоналом:

• проектной деятельности (моделирования)

• кейс-технология (выстраивание обучения в проблемном модуле)

• организационно-деятельностные игры

• коучинг (система тренировок и коммуникативных воздействий),

• консалтинг или консультирование,

10

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Зачем нужна методическая работа?

• тьюторство в андрогогике (обучении взрослых),

• технология партнерства (парной работы),

• технология модерации (ведения групповой дискуссии)

• технология «аквариума» (внутрикафедральной закрытой деятельности)

• технология открытого образовательного пространства (образовательный маркетинг, социальное партнерство, методический экспорт)

4. Методический пакет «Теоретическое обоснование новой образовательной технологии»

• кейс-стади

• блочно-модульная

• ТРКМ через чтение и письмо

• группового обучения

• деловые и ролевые игры

5. Методический пакет «Технологические процедуры в рамках образовательного модуля».

6. Банк «Методический инструментарий учителя» (база организационных форм, методов, приёмов, техник, вариантов учебных ситуаций, проектов уроков, педагогических диагностик, видов КИМ в раках освоенных технологий).

7. Методический сборник «Современные образовательные технологии. Культура освоения и диагностика эффективности» (алгоритм освоения инновационных образовательных технологий).

8. Фильм «Парк современных образовательных технологий. Идеи. События. Инновации. Опыт».

9. Информационные материалы для сайта лицея.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Риски:

Критерии оценки эффективности проекта (с учетом интересов ключевых участников)

1. Уровень активности педагогов, детей и родителей в управлении лицеем.

2. Уровень организационно-методической культуры педагога

3. Уровень психологической готовности педагогов МОУ «Лицей № 2» к освоению и внедрению инноваций в образовательный процесс

4. Степень творческой активности педагогов

5. Уровень развития универсальных уцчебных действий обучающихся

6. Удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг

7. Степень удовлетворенности педагогической общественности города методическими услугами лицея

Интеграиия с другими проектами и подпрограммами лииея:

• «Маркетинг» (система деятельности по укреплению престижа, репутации и имиджа лицея как надежного и компетентного партнера, система форм информирования о лицее, работает на изучение запросов, удовлетворенности потребителей, диагностика состояния процессов, системный анализ и прогнозирование показателей деятельности лицея, установление партнерских связей с региональными, национальными, международными и общественными институтами, вузами, организациями в области достижения нового качества образования).

Риск Оценка Методы предотвращения и реагирования

Неготовность некоторых педагогов менять сложившуюся систему работы; Невысокая степень Популяризация Миссии лицея. Персонифицированный (индивидуальный) подход к профессиональному росту учителя

Низкая мотивация на саморазвитие, на достижение успеха; Высокая степень Пассионарность (активность и лидерство) руководителей проекта Непрерывное развитие корпоративной культуры на основе осознания места в организации, ценностей, презентации себя, гибкости отношений. Система стимулов и поощрений. Учёт личных ориентаций и уровня квалификации, добровольчество и вариативность предлагаемых форм работ. Расширение «радиуса доверия». Эмпатия руководства (способность сопереживать), минимизация конфликтов (стрессов, раздражений).

Опасность формального внедрения современных образовательных технологий; Невысокая степень Непрерывное методическое сопровождение. Обновление мероприятий и практик с точки зрения новизны и интриги. Корректирующие и предупреждающие действия Мониторинг качества образования (внутренние стандарты и критерии НСОТ)

Внедренные образовательные технологии будут постепенно исчезать из практики работы после окончания проекта. Невысокая степень

Организационные риски. Отставание в сроках реализации. (большая загруженность педагогов и рутинность работы в других направлениях деятельности лицея). Высокая степень Оптимальное распределение полномочий и круга ответственности. Коррективы сроков проекта.

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

11

Зачем нужна методическая работа?

« Траектория успеха» (предполагает обновление спектра форм и технологий лицейской работы с одаренными учащимися, отбор форм для разных категорий одаренных детей, изучение новых приемов целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики обучающихся, разработку методических рекомендаций по совершенствованию форм внеурочной образовательной деятельности учащихся).

• «Компетентность» (лицей - организатор муниципальной компетентностной олимпиады, в основе - работа с внеучебными текстами на определение уровня учебно-логических, операциональных умений, критического мышления, способности решать проблемные задачи и переносить существующие умения в новые

* локальная сеть лицея.

* многофункциональный сервер.

* интернет.

* 5 кабинетов, оборудованных компьютерной и мультимедийной техникой.

* 80 персональных компьютеров.

* 15 ноутбуков.

* 2 интерактивных доски

* информационно-методический центр лицея, оборудованный современной множительной техникой, сканером.

* актовый зал, оборудованный мультимедийной и музыкальной установками.

* цифровая видеотехника, плазменная панель

условия).

• «Профессионал» (задача целевой программы: формировать коллектив высококлассных учителей в условиях индивидуализации, акме-технологий свободного развития, с системой персонального подбора содержания, форм курсов повышения квалификации; имеет прямую направленность на реализацию инновационных проектов лицея, ведь каждый педагог найдет свои «точки роста»).

• Дни Науки в лицее (площадка для реализации самых неординарных идей лицеистов и педагогов в разных областях науки. Последние темы: «Фундаментальные понятия. К интеграции смыслов»; «От традиций к инновациям. Время - вперед!»)

Партнерское взаимодействие при реализации проекта

Наличие материально-технической базы для проектной деятельности

* библиотека лицея, которая включает в себя фонд научно-методической и учебной литературы, фонд художественной литературы, фонд периодических изданий.

* медиатека.

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие инновационную проектную деятельность в ОУ

Закон РФ «Об образовании»

Устав МБОУ «Лицей № 2»

Программа развития МБОУ «Лицей № 2» Концепции преподавания учебных предметов Положение о научно-методическом совете Положение об Экспертном совете Положение о методической кафедре лицея Положение о методической неделе кафедры Положение об учителе - экспериментаторе Положение о временной проблемно-творческой группе педагогов

Некоторые формы

предъявления информации о реализации инновационного проекта в образовании

* веб-сайт,

* интернет-приёмная директора лицея,

* рекламная и печатная продукция,

* Публичный доклад,

* Форум и открытые общественные слушания,

Партнер Круг действий Мероприятия

Попечительский совет лицея Обеспечение ресурсной и финансовой поддержки. Экспертиза проекта Все инициации и мероприятия проекта

Педагогическая общественность города Участие в составе рабочих групп. Экспертиза проекта Методическая неделя и Форум педагогических идей и разработок.

Ведущие вузы России (Новосибирский государственный технический университет, Красноярский государственный университет, Томский госуниверситет) Непрерывное сотрудничество с ведущими вузами РФ по вопросам содержания и методики преподавания профильных предметов с предоставлением вузами методических пособий и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ и развитию уровня базовых и общеучебных компетенций выпускников лицея. Он-лайн конференции, выездные семинары

Городской информационно-методический центр Методическая и информационная поддержка. Экспертиза проекта Консультирование Консалтинг Методический экспорт

Предприятия малого бизнеса микрорайона Обеспечение ресурсной и финансовой поддержки Все инициации и мероприятия проекта

Представители администрации города и городской Думы Поддержка высокого имиджа и бренда лицея Информационное обеспечение и экспертиза проекта Форум педагогических идей и разработок.

12

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Зачем нужна методическая работа?

* Родительская конференция,

* Книга отзывов,

* информационная плазменная панель

Перспективы развития лииея по результатам проекта

Инновационное проектирование предоставляет коллективу лицея возможность непрерывно поддерживать творческий потенциал и компетентность педагогов, а идеи, рожденные внутри проекта, найдут отражение в дальнейшей апробации, представлении и публикациях нашего педагогического опыта.

Мы уверены, что нашли новый методический, информационный, кадровый ресурс для создания «опережающей» модели образовательного учреждения, предоставляющего качественные образовательные услуги. Мы на пути к инновациям. Представленный сегодня опыт позволит «работать» на стратегическое планирование, определит перспективы по освоению ФГОС, реализации Программы развития лицея, этот педагогический опыт получит новый формат реализации в подпрограммах лицея «Маркетинг», «Траектория успеха», «Наша новая школа», «Компетентность», «Профессионал».

Приложение 1 Комментарии к событиям Методической недели

• 11 апреля дан старт методической неделе «Парк современных образовательных технологий». Кафедра иностранных языков собрала самых заинтересованных и инициативных коллег! Технология ролевых игр была представлена в ходе оргдеятельностной игры «Профи»! В командной игре о сложных вещах рассуждали просто и неординарно, учились оперировать методологическими понятиями, проектировать новые образовательные события, а работа в командах объединила всех участников в мысли - такие встречи - для нашего компетент-ностного роста.

• 12 апреля, в День космонавтики Экипаж кафедры общественных дисциплин и активных слушателей в лице педагогов лицея отправился осваивать новые просторы педагогической галактики - технологию кейс-стади. Благодаря передаче мастерами своего опыта, совместной отработке методических приёмов, моделирующей структурной части мастер - класса педагогам удалось «перенести» умение проектировать кейс и отбирать учебное содержание на собственный опыт. Профессионально, легко, интерактивно - это всё о высоком уровне компетентности наших коллег - мастеров, индивидуальному стилю творческой педагогической деятельности которых остается завидовать.

• 13 апреля оказался удачным днем для всех желающих овладеть приемами технологии деловых игр вместе с объединением классных руководителей! Сыграли в незабываемую настоящую игру «Социально-зрелая семья», перевоплотившись в дружные

семьи! В рефлексивных листах отзывов коллеги пишут:

^ обязательно с седьмого класса буду применять технологию деловых игр, она развивает коммуникативные умения, прибавляет социального опыта. Интересно!

^ поучительно как для работы классного руководителя, так и для хозяйки дома!

^ для формирования семейных ценностей продемонстрировали незаменимую форму занятия! Если делятся с другими своим опытом, значит сами им владеют!

^ узнали новое о расходной части рационального потребительского бюджета. Буду планировать свой бюджет, чтобы правильно тратить деньги!

^ классные руководители - на пути к инновациям! Спасибо!

• 14 апреля кафедра математики организовала методический час: «Технология: от проекта урока к авторской системе». Оптимальное сочетание в структуре встречи теории технологии группового обучения, представления богатого практического опыта педагогов кафедры, умело спланированный интерактивный практикум, отчетливая рефлексия позволили говорить о качестве методической работы кафедры, о высоком профессионализме и педагогической культуре коллег, новом взгляде к роли учителя на уроке. Активные формы работы вызвали живое обсуждение как внутри группы, так и во всей аудитории. Большой практический опыт и глубокая заинтересованность всех участников - как всегда у математиков всё на высоте! А сами они в вечном поиске формулы качества!

• В уютной атмосфере конца рабочего дня встретились на кафедре филологии, представившей в педагогической студии во всех ярких красках технологию развития критического мышления.

За этот час коллеги поняли

^ что представляет собой технология ^ как интересно можно подать учебный материал в этой технологии

^ что методы интегральны с проблемным обучением ^ как организовать деятельностное учебное занятие ^ ТРКМ - для современной школы ^ Главным было

^ понимание продуктивной организации работы с текстом

^ чувство удовлетворенности от методически грамотно проведенного мероприятия ^ участие в полилоге по определению проблем и решений

^ приобретение практического опыта ^ возможность попробовать себя в освоении нового ^ что в споре рождалась истина Не напрасно провели этот час, потому что ^ пополнили свой методический запас опыта ^ общались и творили от души ^ занимательности не было предела ^ это был творческий поиск

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

13

Зачем нужна методическая работа?

• В «Парке современных образовательных технологий» -настоящая весна, пробуждение активности и мыслетворчества! В пятницу, 15 апреля педагоги и лицеисты доказали это в ходе захватывающей деловой игры «Конференция». Под руководством ведущих участникам встречи предстояло, объединившись в творческие команды, стать на пару часов настоящими редакциями СМИ. В ходе конференции ребятами 8 классов бурно обсуждались актуальные молодежные темы: «Школьная Форма», «Молодые да ранние», «Компьютерная зависимость». «Подростковая преступность». Педагоги тоже включились в диалог, а классные руководители -в работу круглых столов. Общение, сотрудничество, активная жизненная позиция, культурный кругозор, развитие интеллекта и эстетического вкуса - каждый «нашёл себя» в этой образовательной площадке! Дискуссия была незабываемой. Правда, наверно, стоит ограничиться 1-2 темами разговора, много хочется сказать, а временные границы - тоже условие! Ребята были увлечены - и это здорово! Ведь вырастить их неравнодушными - главная наша задача!

• Методическую инновационную неделю завершила встреча педагогов лицея на кафедре естественных дисциплин. В «Творческой лаборатории учителя» удалось увидеть авторские разработки коллег в области блочно-модульной технологии. Педагоги кафедры продемонстрировали владение

^ планированием четко и диагностично заданной цели обучающихся, операций, деятельности учащихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;

^ изучаемым содержанием в виде системы познавательных и практических задач,

^ достаточно жесткой последовательностью, логикой определенных этапов усвоения темы согласно блочно-модульной технологии ^ способами взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (учителя и ученика, учащихся друг с другом), а также их взаимодействия с информационной средой на занятии и вне него;

^ мотивационными ресурсами деятельности учителя и учеников (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный смысл);

^ границами и объемами правилосообразной (алгоритмической и творческой) деятельности учителя (очень трудозатратная для учителя технология),

^ новейшими средствами и способами информации.

Среди отзывов участников встречи для нас были важны такие:

^ Педагоги представили разные трактовки блочномодульной системы, виден авторский подход.

^ Увидели, как можно применять технологию на всех предметах в старших классах!

^ Учителя работают глубоко, добросовестно, «с отдачей». Это доказывают отклики детей на технологию: нашим лицеистам нравится, получив «персональный пакет» осваивать новое и оценивать собственные усилия.

^ Уровень владения технологией высокий, о чем свидетельствует индивидуально-апробированный подход учителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Алдакаева Н.Г Корпоративное обучение как одна из форм методической работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №6

2. Барыбина И.А., Постнова Е.В. Виртуальная образовательная среда VOSMGOU и её методические возможности для обучения математике в школе и в вузе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №6.

3. Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №2.

4. Бобровникова Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2012. - №2.

5. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.

6. Сиденко А.С. Планирование экспериментальной работы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1.

7. Фурсов М.В. Учебно-методический комплекс как средство развития продуктивной творческой деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе-2009. - №4.

8. Якшева Г.И. Внутришкольное методическое сопровождение - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №6.

14

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.