Научная статья
© Щеклеин В.Ю., 2024
УДК 34
ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Виталий Юрьевич Щеклеин
ГУОБДД МВД России [email protected]
Аннотация. Рассматриваются динамика снижения дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации за период реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах, федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», федерального проекта «Безопасность дорожного движения», влияние материально-технического оснащения подразделений Госавтоинспекции на повышение безопасности дорожного движения, а также решение задач по повышению безопасности дорожного движения в современных условиях.
Ключевые слова: материально-техническое укрепление, материально-техническое обеспечение, безопасность дорожного движения, федеральная целевая программа, федеральный проект, национальный проект
Для цитирования: Щеклеин В.Ю. Организация материального и технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Современная наука. 2024. № 1. С. 39-42.
Original article
ORGANIZATION OF MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ENSURING ROAD SAFETY
Vitaly Yu. Shcheklein
Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Abstract. The dynamics of the reduction in road traffic accidents in the Russian Federation during the period of implementation of the federal target program «Improving road safety in 2006-2012», the federal target program «Increasing road safety in 2013-2020», the federal project «Road Safety» are considered. the impact of the material and technical equipment of the State Traffic Inspectorate units on improving road safety, as well as solving problems to improve road safety in modern conditions.
Keywords: logistical strengthening, logistics, road safety, federal target program, federal project, national project For citation: Shcheklein V. Yu. Organization of material and technical support for internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of road safety // Modern Science. 2024. № 1. P. 39-42.
В современных условиях обеспечение безопасности дорожного движения является одним из основных векторов государственной политики и приоритетным фактором стабильного социального, экономического и демографического развития Российской Федерации.
По результатам проведенного АНО «Национальные приоритеты» исследования [1] респонденты указали, что задача по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) является наиболее важной для общества и персонально граждан.
Так, задача по снижению смертности в результате ДТП с оценкой 4,81 заняла 1 место в разделе общественной важности, опередив, например, задачи по улучшению жилищных условий (оценка 4,76) и снижению уровня бедности (оценка 4,72).
В разделе персональной важности для граждан задача по снижению смертности в результате ДТП с оценкой 4,77 также заняла 1 место, опередив задачи по укреплению здоровья (4,56) и улучшению качества оказания жилищно-коммунальных услуг (4,54).
Решение задачи по снижению смертности в результате ДТП в Российской Федерации является индикатором достижения национальных
целей по сохранению населения, здоровья и благополучия людей, комфортной и безопасной среды для жизни, определено в виде показателей социального (количество погибших в ДТП на 100 тысяч населения) и транспортного (количество погибших в ДТП на 10 тысяч транспортных средств) рисков [2] и обеспечивается путем материально-технического укрепления подразделений органов внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения [3].
Согласно рекомендациям международного сообщества (Организация Объединенных Наций, Европейский совет по безопасности дорожного движения) [4, 5] в Российской Федерации после завершения федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» задача по снижению смертности в результате ДТП реализовывалась в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», а с 2018 года является целью реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги» [6].
Для решения указанных задач создано ФКУ «Дирекция Программы ПБДД» [7], основными целями которого определены:
исполнение функций государственного заказчика по мероприятиям федерального проекта;
осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке закупок и заключение государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе по государственному оборонному заказу в установленной сфере деятельности в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств [8].
Осуществленные комплексные меры по предупреждению ДТП и их последствий, в основе которых применяется программно-целевой подход, уже доказали свою эффективность.
Реализация указанных федеральных целевых программ по повышению безопасности дорожного движения, которые получили дальнейшее развитие в виде федерального проекта, способствовала сокращению ежегодных жертв ДТП с 32 тыс. в 2005 году до 14,5 тыс. по итогам 2023 года [9].
Необходимо отметить, что за период реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» с 2019 по 2023 год в подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне закуплено и поставлено:
14 228 патрульных транспортных средств на сумму свыше 25 320 млн рублей;
11 282 специальных технических средства для контроля за безопасностью при эксплуатации автомобильных дорог на сумму свыше 302 млн рублей;
6 630 специальных технических средств измерений для контроля за безопасностью при эксплуатации транспортных средств на сумму свыше 169 млн рублей,
15 264 медицинские укладки для оказания первой помощи на сумму свыше 243,9 млн рублей [10].
При этом начиная с 2023 года ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения последовательно осложняется. Число погибших в ДТП увеличивается.
Проведённый анализ показывает, что во многом это последствия агрессивной политики со стороны «коллективного запада».
В целях проведения объективной оценки, складывающейся в условиях внешнего санкцион-ного давления, начиная с 2022 года на постоянной основе проводится углубленный мониторинг реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения».
К примеру, в 2022 году не представилось возможным реализовать мероприятие, связанное с оснащением подразделений Госавтоинспекции патрульными автомобилями, стоящими на снабжении органов внутренних дел, оборудованными радиостанциями.
Учитывая введенные недружественными странами санкционно-экономические меры, поставщики товаров временно отказались от поставок либо предоставления информации о потенциальном участии в конкурентных процедурах.
Вместе с тем ООО «УАЗ» заявил о готовности к производству и поставке необходимого количества патрульных автомобилей ДПС УАЗ-3162-015, но без радиостанций, что повлекло бы за собой недостижение данного мероприятия, неэффек-
тивное использование средств федерального бюджета и невозможность дальнейшей эксплуатации соответствующих транспортных средств.
Кроме того, возросла стоимость укладок для оказания первой помощи сотрудниками Госавтоинспекции с 10 921,94 рублей за единицу в 2021 году до 24 470,00 рублей.
Аналогичная ситуация сложилась с закупкой приборов для определения коэффициента горизонтальной дорожной разметки (ретрорефлекто-метров). Было получено ценовое предложение со стоимостью 3 098 500 рублей за единицу товара, которое в 1,8 раза превысило стоимость, используемую при первоначальном формировании начальной (максимальной) цены контракта. При этом странами происхождения данных товаров, соответствующих установленным техническим требованиям, являлись Швейцария и Дания, в связи с чем поставщики заявили об отсутствии гарантий в поставке необходимого оборудования в срок.
Таким образом, легко просматривается влияние качественного материально-технического укрепления органов внутренних дел Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на динамику снижения смертности в результате ДТП.
Одновременно закрытие границ с недружественными странами и ограничение авиасообщения привели к перераспределению автомобильных транспортных потоков, росту объемов грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом, развитию внутреннего туристического потока.
Наряду с этим угрозу безопасности дорожного движения представляет отечественный парк транспортных средств, который характеризуется значительной долей устаревших моделей с длительными сроками эксплуатации. Возрастает количество транспортных средств с правым расположением руля в качестве дешёвой альтернативы отечественному автопрому.
Увеличивается использование неоригинальных некачественных запчастей и межсервисные сроки эксплуатации транспортных средств.
По-прежнему остается актуальной проблема оказания квалифицированной помощи пострадавшим в ДТП [11].
Также необходимо пересмотреть подходы к решению вопроса приведения дорог в нормативное состояние.
В сложившихся условиях дальнейшее снижение смертности в результате ДТП становится крайне проблематичным, как и достижение показателей социального и транспортного рисков, зафиксированных в федеральном и национальном проектах.
Учитывая, что для обеспечения и создания безопасных дорог требуется скоординированная деятельность органов власти федеральных, региональных, муниципальных уровней, а также иных учреждений, работа которых находится во взаимосвязи с воздействием на основные причины, способствующие возникновению ДТП, проблемы роста аварийности на транспорте и риски недостижения показателей снижения смертности
40
ЬА'Н'
в результате ДТП обсуждены на заседании Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения (далее - Правительственная комиссия) при Заместителе Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснулли-не, состоявшемся в августе 2023 года.
По итогам Правительственной комиссии МВД России и заинтересованным органам власти на федеральном и региональном уровне по компетенции (МЧС России, Минтранс России, Минпромторг России, Минздрав России, Росавто-дор, Минфин России, Минэкономразвития России, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и другим) даны соответствующие указания, направленные на выработку решений по повышению уровня обеспечения безопасности дорожного движения, включая подготовку предложений по разработке проекта Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2025-2035 годы [12].
При этом на решение задач по материально-техническому укреплению органов внутренних дел Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в 2024 году предусмотрено 7 054,9 млн рублей, из них по линии МВД России - 5 893,5 млн рублей для приобретения транспортных средств ДПС, специальных технических средств измерения, укладок первой помощи, информационного сопровождения и пропаганды безопасности движения в СМИ, проведения социальных кампаний, развития и модернизации информационных систем, изучения общественного мнения, функционирования профильного ФКУ «Дирекция Программы ПБДД». Соразмерный объём финансирования предусмотрен в 2025 и 2026 годах (соответственно 7 023,6 млн рублей и 7 027,4 млн рублей) [13].
Список источников
1. Результаты опроса «Исследование по оценке общественно значимых результатов» (письмо АНО «Национальные приоритеты» в федеральные органы исполнительной власти от 15 февраля 2024 г. № 0112/377).
2. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 08.04.2024).
3. Приказ МВД России от 5 марта 2014 г. № 135 «Об организации материально-технического обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 08.04.2024).
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/ RES/64/255 от 2 марта 2010 г. // URL: https://unece.org/ DAM/trans/doc/2011/itc/A-RES-64-255r.pdf (дата обращения: 08.04.2024).
5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/ RES/74/299 от 31 августа 2020 г. // URL: https://www. un.org/pga/76/wp-content/uploads/sites/101/2021/11/A_ RES_74_299_E.pdf (дата обращения: 08.04.2024).
6. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В. и др. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: анали-
тический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. 368 с.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 08.04.2024).
8. Приказ МВД России от 26 марта 2021 г. № 161 «Об утверждении Устава федерального казенного учреждения «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2021 годах» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 08.04.2024).
9. По данным Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
10. Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» // URL: https://www.budget. gov.ru/web/guest/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2 %D0%BD%D0%B0%D1 %8F-%D1 %81 %D1%82%D1% 80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0?regi onId=45000000 (дата обращения: 08.04.2024).
11. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 150 с.
12. Протокол заседания Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения от 24 августа 2023 г. № 1 // URL: https://sdidpi. ru/wp-content/uploads/protokol.pdf (дата обращения: 08.04.2024).
13. Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 08.04.2024).
References
1. Results of the survey «Research on the assessment of socially significant results» (letter from the autonomous non-profit organization «National Priorities» to the federal executive authorities dated 15.02.2024 № 01-12/377).
2. A unified plan for achieving the national development goals of the Russian Federation for the period until 2024 and for the planning period until 2030, approved by Decree of the Government of the Russian Federation dated 01.10.2021 № 2765-r // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 08.04.2024).
3. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 05.03.2014 № 135 «On the organization of material and technical support in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 08.04.2024).
4. UN General Assembly Resolution A/RES/64/255 dated 02.03.2010 // URL: https://unece.org/DAM/ trans/doc/2011/itc/A-RES-64-255r.pdf (date of access: 08.04.2024).
5. UN General Assembly Resolution A/RES/74/299 dated 31.08.2020 // URL: https://www.un.org/pga/76/wp-content/uploads/sites/101/2021/11 /A_RES_74_299_E. pdf (date of access: 08.04.2024).
6. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V. et al. State and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2022. 368 p.
7. Decree of the Government of the Russian Federation dated 20.02.2006 № 100 «On the federal target program «Improving road safety in 2006-2012» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 08.04.2024).
8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 26.03.2021 № 161 «On approval of the Charter of the federal government institution «Directorate for managing the federal target program «Improving road safety in 20062021» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 08.04.2024).
9. According to the Multiparametric Information and Analytical System for Forecasting and Modeling the Situation in the Field of Road Safety.
10. State integrated information system for public finance management «Electronic budget» // URL: https://www.budget.gov.ru/web/guest/%D0%93%D0 %BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%
8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD% D0%B8%D1%86%D0%B0?regionId=45000000 (date of access: 08.04.2024).
11. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Aisanov A.S. et al. Road traffic accident rate in the Russian Federation for 2022: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 150 p.
12. Minutes of the meeting of the Government Commission for Road Safety dated 24.08.2023 № 1 // URL: https://sdidpi.ru/wp-content/uploads/protokol.pdf (date of access: 08.04.2024).
13. Federal Law dated 27.11.2023 № 540-FZ «On the federal budget for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 08.04.2024).
Информация об авторе
В.Ю. Щеклеин - старший инспектор отдела обеспечения проектной деятельности управления проектной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения ГУОБДДМВД России Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293
Information about the author
V.Yu. Shcheklein - Senior Inspector of the Department for Supporting Project Activities of the Directorate for Project Activities for Ensuring Road Safety of the Main Directorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs ofRussia Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293
Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 16.04.2024; принята к публикации 22.04.2024. The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 16.04.2024; accepted for publication 22.04.2024.
42
LAW