Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЛИЯНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЛИЯНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная интеграция / Евразийский экономический союз / безопасность дорожного движения / административная ответственность / иностранные водители / правила дорожного движения / regional integration / Eurasian Economic Union / road safety / administrative responsibility / foreign drivers / traffic rules

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

В статье исследуется проблема обеспечения безопасности дорожного движения в условиях влияния интеграционных процессов Евразийского экономического союза, которая приобретает все большую актуальность для Российской Федерации. Для ЕАЭС характерна свобода передвижения транспортных средств на территории союза, что ведет к обострению ряда рисков в области обеспечения безопасности дорожного движения. Автором представлена классификация данных рисков, выделены связанные с ними ключевые проблемы правового регулирования. Проведен анализ их влияния на состояние безопасности дорожного движения в России, определены перспективы повышения безопасности дорожного движения в условиях региональной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ROAD SAFETY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF INTEGRATION INFLUENCE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article studies the problem of ensuring road safety in the context of the influence of integration processes of the Eurasian Economic Union, which is becoming increasingly relevant for the Russian Federation. The EAEU is characterized by the freedom of transport movement in the union territory, which leads to the aggravation of a number of road safety risks. The author presents the classification of these risks, highlights the key problems of legal regulation related to them. Their impact on the state of road safety in Russia is analyzed. In conclusion, the prospects for improving road safety in the conditions of regional integration are defined.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЛИЯНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Научная статья УДК 342.4

© Майоров В.И., 2024

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЛИЯНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Владимир Иванович Майоров

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России 1955715@rambler.ru

Аннотация. В статье исследуется проблема обеспечения безопасности дорожного движения в условиях влияния интеграционных процессов Евразийского экономического союза, которая приобретает все большую актуальность для Российской Федерации. Для ЕАЭС характерна свобода передвижения транспортных средств на территории союза, что ведет к обострению ряда рисков в области обеспечения безопасности дорожного движения. Автором представлена классификация данных рисков, выделены связанные с ними ключевые проблемы правового регулирования. Проведен анализ их влияния на состояние безопасности дорожного движения в России, определены перспективы повышения безопасности дорожного движения в условиях региональной интеграции.

Ключевые слова: региональная интеграция, Евразийский экономический союз, безопасность дорожного движения, административная ответственность, иностранные водители, правила дорожного движения

Для цитирования: Майоров В.И. Обеспечение безопасности дорожного движения в России в контексте интеграционного влияния Евразийского экономического союза // Безопасность дорожного движения. 2024. № 1. С. 68-73.

Original article

ENSURING ROAD SAFETY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF INTEGRATION INFLUENCE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Vladimir I. Mayorov

Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia 1955715@rambler.ru

Abstract. The article studies the problem of ensuring road safety in the context of the influence of integration processes of the Eurasian Economic Union, which is becoming increasingly relevant for the Russian Federation. The EAEU is characterized by the freedom of transport movement in the union territory, which leads to the aggravation of a number of road safety risks. The author presents the classification of these risks, highlights the key problems of legal regulation related to them. Their impact on the state of road safety in Russia is analyzed. In conclusion, the prospects for improving road safety in the conditions of regional integration are defined.

Keywords: regional integration, Eurasian Economic Union, road safety, administrative responsibility, foreign drivers, traffic rules For citation: Mayorov V.I. Ensuring road safety in Russia in the context of integration influence of the Eurasian Economic Union // Road Safety. 2024. № 1. P. 68-73.

Региональная интеграция представляет собой процесс сотрудничества между государствами с целью достижения общих экономических и социальных целей.

Одним из ключевых элементов этого процесса является транспортная интеграция, которая включает в себя развитие транспортной инфраструктуры, повышение эффективности транспортного сообщения между странами.

Она способствует развитию торговли и туризма, улучшает качество жизни населения, однако в условиях транспортной интеграции, требующей адаптации к новым условиям и требованиям, возникают новые риски и угрозы в странах-участницах, в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Крупнейшим интеграционным объединением на постсоветском пространстве является Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), государствами-членами которого являются Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика.

ЕАЭС имеет статус «международной организации региональной экономической интеграции, созданной в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для ста-

бильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов» [1].

Деятельность осуществляется на основе Договора о Евразийском экономическом союзе [2], подписанного в г. Астане 29 мая 2014 года, в котором закреплены четыре свободы - движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.

Функционирование ЕАЭС предполагает координацию политики его участников в финансовом секторе, транспорте и энергетике, промышленности и агропромышленном комплексе, торговле. В пределах таможенной территории ЕАЭС во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера.

Основными приоритетами транспортной политики ЕАЭС являются координация развития транспортной инфраструктуры, создание и развитие евразийских транспортных коридоров, реализация и развитие транзитного потенциала в рамках ЕАЭС, создание логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозок.

Кроме того, инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала включены в Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года [3], предусматривающие достижение и поддержание качественного и устойчивого эконо-

мического роста государств-членов и ЕАЭС в целом за счет реализации их конкурентных преимуществ.

Процессы транспортной интеграции ЕАЭС оказывают существенное влияние на сферу безопасности дорожного движения. Увеличение объема пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом способствует росту интенсивности дорожного движения и количества транспортных средств на дорогах.

Это повышает вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в особенности с участием иностранных водителей, которые в силу влияния многих факторов являются одной из крупных групп нарушителей правил дорожного движения.

В таких условиях для Российской Федерации одной из важных государственных задач становится снижение возникающих рисков в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На стратегическом уровне риски закреплены в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на2018-2024 годы» [4]. К ним относятся:

неконтролируемый рост автомобилизации населения;

углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети;

снижение среднего возраста водительского состава;

приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед принципом обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;

недооценка роли институтов гражданского общества и средств массовой информации в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения;

применение первоочередных мер, своевременно не обеспечиваемых нормативно-методической базой в рассматриваемой сфере.

Участие в региональной интеграции формирует отдельный блок рисков, среди которых можно выделить следующие:

недостаточно скоординированная государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения стран-участниц интеграции;

увеличение доли водителей и автомобилей из других стран, участвующих в дорожном движении;

рост интенсивности транспортных потоков, в наибольшей степени характерный для приграничных и транзитных регионов, международных трасс.

Данные риски несут в себе негативный потенциал, который может реализоваться в росте ДТП, нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) [5], смертности и травматизма в дорожном движении.

При внимательном изучении выделенных рисков становится возможным определить ключевые проблемные аспекты административно-правового характера.

Недостаточно скоординированная государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения приводит к отсутствию однообразия в нормативном правовом регулировании в данной сфере.

Несмотря на стремление к упорядочиванию правовых норм и существование международных конвенций и иных документов, национальное законодательство зачастую имеет выраженную специфику, которая получает воплощение в различных составах нарушений в области дорожного движения, мерах ответственности за них, процессуальных аспектах рассмотрения дел (например, наличие меры в виде временного изъятия водительского удостоверения) и т.д. Также могут отличаться требования к транспортным средствам, участвующим в дорожном движении, и их водителям.

На территории постсоветского пространства действует несколько международных документов в области дорожного движения (технические регламенты Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [6] и «Безопасность автомобильных дорог» [7], ГОСТ 33997-2016 Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки и др.), однако для полноценного функционирования их нормы должны получать воплощение в национальном законодательстве, что происходит далеко не всегда.

Например, в России требования к техническому состоянию транспортных средств закреплены в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 [5]. В приложении к ним содержится Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее - Перечень)

До недавнего времени Перечень отражал основные положения ГОСТ 33997-2016 и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в весьма усеченном виде (например, не было запрещено использование несезонных шин). Лишь с 1 сентября 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2023 г. № 837 [8], внесшее множественные изменения в Перечень для его гармонизации с международными документами.

Также различия наблюдаются в нормах правил дорожного движения и кодексов, закрепляющих ответственность за их нарушение. Так, в Российской Федерации фактически отсутствует ответственность за превышение скорости движения транспортного средства на 10 км/ч свыше допустимой, тогда как в республиках Беларусь и Казахстан она имеется [9].

В Республике Армения, которая также является участницей ЕАЭС, нарушение учитывается при превышении скорости на 1 км/ч, однако погрешность технического средства измерения скорости составляет 10 км/ч [10], что показывает разницу и в настройках работы комплексов автоматической фотовидео-фиксации (далее - ФВФ) нарушений правил дорожного движения, которая имеется в странах ЕАЭС.

В качестве иного примера следует назвать наличие ответственности за создание аварийной ситуации (обстановки). Так, в Республике Беларусь за данное нарушение применяются санкции по п. 12 ст. 18.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ) [11] в виде штрафа от 5 до 20 базовых величин с лишением водительского удостоверения сроком до двух лет или без него.

В России при отсутствии запрета на создание аварийных ситуаций и ответственности за данное действие тем не менее выдвинута инициатива по закреплению запрета на опасное вождение, который появился в ПДД РФ в 2016 году [12]. Однако ответственность за его нарушение по факту до сих пор не установлена.

Помимо перечисленных норм, в странах ЕАЭС и другие сферы регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения не отличаются однообразием. Известен пример регистрации транспортных средств в Республике Армения гражданами других стран-участниц ЕАЭС в силу наличия сниженных пошлин.

Возвращаясь в страны по месту жительства, данные граждане не оплачивали соответствующие налоги и пошлины, а за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные средствами ФВФ, их нельзя было привлечь к ответственности из-за отсутствия сведений в национальных базах.

Ситуация начала меняться лишь в 2020 году, когда для Армении был отменен льготный режим пошлин, а другие страны ЕАЭС стали принимать жесткие меры в отношении использования своими гражданами автомобилей, зарегистрированных в Республике Армения (вплоть до их конфискации).

Таким образом, необходимо констатировать, что свобода передвижения в рамках ЕАЭС не дополняется унификацией и совершенствованием нормативной базы с позиций обеспечения безопасности дорожного движения.

Осложняет ситуацию то, что в силу п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [13] граждане из Белоруссии, Казахстана, Киргизии могут использовать свои национальные водительские права как при личных поездках, так и при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на территории России.

Следовательно, даже осуществляя перевозку пассажиров, по факту они могут быть не знакомы с ПДД РФ и другими нормами в области обеспечения безопасности дорожного движения, что приводит к формированию значительной угрозы в указанной сфере.

Изменить данную ситуацию призван Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 313-ф3 «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который вступает в силу с 1 апреля 2024 года [14].

Согласно его нормам для иностранных водителей будут установлены новые условия, когда их национальные водительские удостоверения признаются недействительными, закрепляются новые правила замены иностранных удостоверений на российские.

Риск в виде увеличения доли водителей и автомобилей из других стран, участвующих в дорожном движении, выводит на первый план проблему привлечения к ответственности таких водителей при нарушении ими ПДД РФ, в механизме которой присутствуют множественные недостатки.

В России ежегодно фиксируется все больше нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения, совершаемых иностранными водителями: в 2022 году количество таких нарушений составило более 2,2 млн [15], что на 118,7% больше, чем в 2021 году (959 976).

Высокий рост во многом обусловлен совершенствованием информационно-технической базы, осуществляющей сбор сведений об административных правонарушениях, зафиксированных средствами ФВФ.

По верному замечанию А.Д. Гордеевой, привлечение к ответственности за правонарушения в области дорожного движения, совершенные иностранными водителями, является необходимым условием успешной реализации принципа неотвратимости наказания, который имеет большое значение для обеспечения безопасности дорожного движения [16].

Однако трудности в привлечении к ответственности данной категории водителей приводят к тому, что они нередко остаются безнаказанными за нарушения правил дорожного движения, а это негативно влияет на профилактический потенциал административной ответственности и приводит к частому игнорированию ими установленных норм.

Кроме того, проблемы несогласованности законодательства, рассмотренные ранее, также повышают вероятность совершения нарушений.

Согласно российскому законодательству иностранные граждане являются особым субъектом административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.

Несмотря на то, что они подлежат административной ответственности на общих основаниях, в случае фиксации нарушений ПДД РФ, совершенных водителями транспортных средств, зарегистрированных в иных государствах с помощью средств ФВФ возникает проблема идентификации собственника транспортного средства, так как в распоряжении Госавтоинспекции МВД России отсутствуют данные об иностранных транспортных средствах и их владельцах [17].

Граждане стран СНГ, ратифицировавших Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (Москва, 28 марта 1997 года) [18], могут быть привлечены к ответственности за нарушения ПДД РФ на основании положений данного документа, однако в нем прописан лишь ограниченный перечень нарушений и отсутствует регулирование вопросов привлечения к ответственности за нарушения ПДД РФ, зафиксированные с помощью дорожных камер.

Для упрощения процесса получения информации о собственниках и водителях зарегистрированных за рубежом транспортных средств и дальнейшего привлечения их к ответственности за последние годы в России был предпринят ряд шагов.

1. Принятие поправок в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ «О Государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» [19], направленных на проверку наличия штрафов, числящихся за транспортным средством при въезде на территорию России и выезде из нее. В случае выявления факта неуплаты штрафов за нарушения ПДД РФ как въезд, так и выезд ограничиваются вплоть до погашения штрафа.

2. Совершенствование обмена данными между таможенными постами, на которых производится контроль въезда и выезда грузовых транспортных средств. Ранее наличие штрафов на таможне можно было выявить в том случае, если въезд и выезд из страны машин перевозчиков осуществлялся через один и тот же пост.

3. Дополнение Федеральной информационной системы Госавтоинспекции разделом «Иностранные документы», предназначенным для внесения информации об иностранных водителях и создания карточки зарегистрированного за рубежом транспортного средства. Это также позволяет выявить граждан России, использующих подобные автомобили [17].

Важно отметить, что одним из эффективных решений в рассматриваемой сфере является заключение отдельных двухсторонних соглашений.

Так, Российской Федерацией и Республикой Беларусь в 2022 году подписано Соглашение о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (далее - Соглашение) [20], позволяющее правоохранительным органам обеих стран оперативно обмениваться информацией, касающейся взаимного признания и исполнения вступивших в силу решений по делам об административных правонарушениях, по вынесенным решениям в отношении лиц, совершивших нарушения правил дорожного движения.

В соответствии с данным Соглашением страны передают друг другу информацию о совершенных правонарушениях в области дорожного движения, а непосредственное привлечение к ответственности нарушителей осуществляется с учетом следующего: в соответствии с законами страны места совершения правонарушения (учитываются конкретные деяния и санкции за них, закрепленные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [21] и КоАП РБ соответственно);

штрафы взимаются в валюте страны проживания, но в той сумме, в которой они закреплены в кодексе страны нарушения;

денежные средства в виде штрафов, уплаченных в результате исполнения решений, поступают в доход страны проживания лиц, совершивших административные правонарушения.

Последний пункт стал ключевым отличием от прежнего механизма привлечения к ответственности водителей-иностранцев по Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, в рамках которого тоже было возможно взаимодействие правоохранительных органов стран-участниц, однако штрафы взыскивались в бюджет государства, на территории которого было совершено нарушение правил дорожного движения.

Риск в виде роста интенсивности транспортных потоков, в наибольшей степени характерный для приграничных и транзитных регионов, международных трасс, ставит на первый план проблемы в области организации дорожного движения (далее - ОДД), дорожной деятельности.

Правовой основой ОДД в России является Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об организации дорожного движения»), согласно которому ОДД представляет собой «деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленную на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения» [22].

Основной целью ОДД является снижение потерь времени в ходе дорожного движения при соблюдении условия в виде обеспечения безопасности

дорожного движения, что соответствует риску повышения интенсивности дорожного движения.

Эффективность ОДД определяется на основе проводимых мероприятий, которые должны уменьшить потери времени для участников дорожного движения по сравнению с исходным значением. В ФЗ «Об организации дорожного движения» выделено восемь таких мероприятий:

1) управление распределением транспортных средств на дорогах, включая разделение движения транспортных средств на однородные группы в зависимости от категорий транспортных средств, скорости и направления движения, распределение их по времени движения;

2) повышение пропускной способности дорог, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности, формирования кольцевых пересечений и примыканий дорог, реконструкции перекрестков и строительства транспортных развязок;

3) оптимизация циклов светофорного регулирования, управление светофорными объектами, включая адаптивное управление;

4) согласование (координация) работы светофорных объектов (светофоров) в границах территорий, определенных в документации по ОДД;

5) развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, в том числе строительство и обустройство пешеходных переходов;

6) введение приоритета в движении маршрутных транспортных средств;

7) развитие парковочного пространства (преимущественно за пределами дорог);

8) введение временных ограничений или прекращения движения транспортных средств [22].

Перечисленные мероприятия осуществляются на основании документации по ОДД, которая обязательна к принятию в муниципальных образованиях с населением свыше 10 тыс. жителей. В этой связи целесообразно предусмотреть дополнительные обязательные мероприятия при наличии в регионе дорог с транзитными потоками.

Кроме того, важную роль в минимизации рассматриваемого риска играет дорожная деятельность, которая законодательно определена как «деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» [23].

В условиях транспортной интеграции в городах и на трассах должны проводиться дополнительные мероприятия в области дорожной деятельности, организации дорожного движения, закрепленные в федеральных, региональных и муниципальных долгосрочных целевых программах.

Необходимо не только увеличение количества дорог, но и повышение уровня их безопасности, который снижается при интенсивном транзитном движении.

Опыт развитых стран показывает эффективность подходов к обеспечению безопасности дорожного движения, основанных на улучшении характеристик безопасности дорожной инфраструктуры [24].

Для этого требуется совершенствование всей системы управления в области дорожного хозяйства, которая, как верно отметил М.А. Кретов, в настоящее время не способна «обеспечить удовлетворение спроса пользователей в безопасном, бесперебойном,

с расчетными скоростями движении транспорта по дорогам общего пользования» [25].

Таким образом, интеграционные процессы в рамках ЕАЭС оказывают значительное влияние на безопасность дорожного движения в России. Для минимизации возможных негативных последствий возникающих рисков требуется принятие комплекса мер, прежде всего разработка направленных на обеспечение безопасности дорожного движения стратегий и инициатив на национальном, региональном и международном уровнях, в которых необходимо учитывать проблемные моменты региональной и транспортной интеграции.

На уровне ЕАЭС необходимо укрепление сотрудничества между государствами-участниками в области разработки и реализации совместных программ по обеспечению безопасности дорожного движения. Это может включать в себя обмен опытом, проведение обучающих семинаров и тренингов, разработку единых стандартов и требований в области безопасности дорожного движения.

Также следует расширять практику принятия двухсторонних актов (например, Соглашение о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь), направленных на упрощение порядка привлечения к ответственности за нарушения правил дорожного движения, совершенные иностранными водителями.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Официальный сайт ЕАЭС // URL: http://www. eaeunion.org/#about (дата обращения: 10.01.2024).

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28 «Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза» // URL: https://eec.eaeunion.org/comission/ department/dep_makroec_pol/oner2030.php (дата обращения: 10.01.2024).

4. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018- 2024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

5. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.11.1993. № 47. Ст. 4531.

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

8. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2023 г. № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопас-

ности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

9. Майоров В.И., Денисенко В.В. Проблемы регулирования превышения установленной скорости движения: российский и зарубежный опыт // Безопасность дорожного движения. 2022. № 4. С. 19-25.

10. Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения // URL: https://www.arlis.am/ DocumentView.aspx?DocID=125340 (дата обращения: 10.01.2024)

11. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 6 января 2021 г. № 91-З // URL: https://pravo.by/document/?gшd=3871&p0=HK2100091(да-та обращения: 10.01.2024).

12. Мишина Ю.В. Профилактика опасного вождения как элемент обеспечения безопасности дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 2(71). С. 67-70.

13. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

14. Федеральный закон от 10 июля 2023 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (вступает в силу 1 апреля 2024 года) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

15. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2022 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. С. 28.

16. Гордеева А.Д. Правовые и организационные основы взаимного признания и исполнения компетентными органами государств-участников СНГ и иных иностранных государств решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 4.

17. Майоров В.И. Новые тенденции в привлечении к ответственности иностранных водителей за нарушения правил дорожного движения // Законодательство о гражданстве и правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации - 20 лет: опыт, тенденции и перспективы развития: сборник статей. Тюмень, 2022. С. 103-107.

18. Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (заключена в г. Москве 28 марта 1997 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 13. ст. 1459.

19. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

20. Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. № 98-рп «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

21. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

22. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

23. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.01.2024).

24. Schermers G., Van Vliet P. Sustainable safety. A preventative road safety strategy for the future. 2nd edition. Rotterdam, 2001. P. 8.

25. Кретов М.А. Административно-правовое регулирование дорожного хозяйства Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2016. 26 с.

References

1. Official website of the EAEU // URL: http://www. eaeunion.org/#about (date of access: 10.01.2024).

2. Agreement on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on 29.05.2014) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

3. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated 16.11.2015 № 28 «On the main directions of economic development of the Eurasian Economic Union» // URL: https:// eec.eaeunion.org/commission/department/dep_makroec_pol/ oner2030.php (date of access: 10.01.2024).

4. Order of the Government of the Russian Federation dated 08.01.2018 № 1-r «On approval of the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

5. Resolution of the Council of Ministers -Government of the Russian Federationdated 23.10.1993 № 1090 «On the Rules of the Road» (together with the Basic Provisions for the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety) // Collection of acts of the President and Government of the Russian Federation. 22.11.1993. № 47. Art. 4531.

6. Decision of the Customs Union Commission dated 09.12.2011 № 877 «On the adoption of the technical regulations of the Customs Union «On the safety of wheeled vehicles» (TR CU 018/2011. Technical regulations of the Customs Union. On the safety of wheeled vehicles) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

7. Decision of the Customs Union Commission dated 18.10.2011 № 827 «On the adoption of the technical regulations of the Customs Union «Road Safety» (TR CU 014/2011. Technical regulations of the Customs Union. Highway safety) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated 27.05.2023 № 837 «On amendments to the Basic Provisions for the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

9. Mayorov V.I., Denisenko V.V. Problems of regulation of exceeding the set speed: russian and foreign experience // Road Safety. 2022. № 4. P. 19-25.

10. Code of Administrative Offenses of the Republic of Armenia // URL: https://www.arlis.am/DocumentView. aspx?DocID=125340 (date of access: 10.01.2024).

11. Code of the Republic of Belarus on Administrative Offenses dated 06.01.2021 № 91-Z // URL: https://pravo. by/document/?guid=3871&p0=HK2100091 (date of access: 10.01.2024).

12. Mishina Yu.V. Prevention of dangerous driving as an element of ensuring road safety // Scientific Bulletin

of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V Lukyanova. 2017. № 2(71). P. 67-70.

13. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

14. ' Federal ' Law dated 10.07.2023 № 313-FZ «On amendments to articles 25 and 26 of the Federal Law «On road safety» (comes into force on 01.04.2024) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

15. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M. et al. Law enforcement activities in the field of road safety in 2022: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. P. 28.

16. Gordeeva A.D. Legal and organizational basis for mutual recognition and execution by the competent authorities of the CIS member states and other foreign states of decisions in cases of administrative violations of traffic rules: dis. ...Cand. of Sciences in Jurisprudence. M., 2019. P. 4.

17. Mayorov V.I. New trends in bringing foreign drivers to justice for violations of traffic rules // Legislation on citizenship and legal status of foreign citizens in the Russian Federation - 20 years: experience, trends and development prospects: digest of articles. Tyumen, 2022. P. 103-107.

18. Convention on the mutual recognition and execution of decisions in cases of administrative violations of traffic rules (concluded in Moscow on 28.03.1997) // Collection Legislation of the Russian Federation. 2009. № 13. Art. 1459.

19. Federal Law dated 24.07.1998 № 127-FZ «On state control over the implementation of international road transport and on liability for violation of the procedure for their implementation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

20. Order of the President of the Russian Federation dated 11.04.2022 № 98-rp «On the signing of an Agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus on mutual recognition and execution of decisions in cases of administrative offenses in the field of road traffic» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

21. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

22. Federal Law dated 29.12.2017 № 443-FZ «On the organization of road traffic in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

23. Federal Law dated 08.11.2007 № 257-FZ «On highways and road activities in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 10.01.2024).

24. Schermers G., Van Vliet P. Sustainable safety. A preventative road safety strategy for the future. 2nd edition. Rotterdam, 2001. P. 8.

25. Kretov M.A. Administrative and legal regulation of the road sector of the Russian Federation: state, problems, development prospects: abstract. dis. ...Cand. of Sciences in Jurisprudence. Tyumen, 2016. 26 p.

Информация об авторе

В.И. Майоров - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации

Контакты: ул. Амурская, д. 75, Тюмень, Россия, 625049 Information about the author

V.I. Mayorov - Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Professor Department ofAdministrative Activities of the Internal Affairs Bodies of Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Contacts: ul. Amurskaya, d. 75, Tyumen, Russia, 625049

Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 19.01.2024; принята к публикации 26.01.2024. The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 19.01.2024; accepted for publication 26.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.