Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быков А.И.

В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при привлечении к административной ответственности лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, которые допустили нарушения Правил дорожного движения, повлекшие дорожно-транспортные происшествия, в результате которых причинен вред здоровью людей. На основании проведенного правового анализа формулируются предложения по совершенствованию правового регулирования административной ответственности за отдельные правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быков А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS ARISING FROM THE IMPOSITION OF ADMINISTRATIVE LIABILITY ON USERS OF PERSONAL MOBILUTY DEVICES

The article presents the main problems arising in imposing administrative liability on users of personal mobility devices, who have committed traffic violations, caused traffic accidents that resulted in harm to human health. Based on the conducted legal analysis, proposals are formulated to improve the legal regulation of administrative responsibility for individual offenses.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 342.95

© Быков А.И., 2023

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Александр Игоревич Быков

УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве bykoviaz@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при привлечении к административной ответственности лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, которые допустили нарушения Правил дорожного движения, повлекшие дорожно-транспортные происшествия, в результате которых причинен вред здоровью людей. На основании проведенного правового анализа формулируются предложения по совершенствованию правового регулирования административной ответственности за отдельные правонарушения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, административная ответственность, административное правонарушение, средства индивидуальной мобильности, привлечение к административной ответственности, Правила дорожного движения, правовое регулирование

Для цитирования: Быков А.И. Проблемы, возникающие при привлечении к административной ответственности лиц, использующих средства индивидуальной мобильности // Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 23-26.

Original article

PROBLEMS ARISING FROM THE IMPOSITION OF ADMINISTRATIVE LIABILITY ON USERS OF PERSONAL MOBILUTY DEVICES

Alexander I. Bykov

Department of the State Inspection of Traffic Safety of the Chief Direction of the Mini^ry of Internal Affairs of the Russian

Federation for Moscow

bykoviaz@yandex.ru

Abstract. The article presents the main problems arising in imposing administrative liability on users of personal mobility devices, who have committed traffic violations, caused traffic accidents that resulted in harm to human health. Based on the conducted legal analysis, proposals are formulated to improve the legal regulation of administrative responsibility for individual offenses.

Keywords: road safety, law enforcement, administrative violation, personal mobility devices, imposition of administrative sanctions, Highway Code, legal regulation

For citation: Bykov A.I. Problems that arise when bringing to administrative responsibility persons using means of individual mobility // Road Safety. 2023. № 2. P. 23-26.

В последнее время в России очень активно распространяются такие средства передвижения, как электрические самокаты, моноколеса и иные подобные средства, которые совсем недавно нашли отражение в Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 [1] (далее - ПДД РФ).

В марте текущего года вступили в действие внесенные в ПДД РФ изменения, в том числе содержащие определение понятия «Средство индивидуальной мобильности» (далее - СИМ).

Под СИМ понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гиро-скутеры, сигвеи, моноколеса и др.) (п. 1.2 ПДД РФ).

Проблемы, связанные с новой редакцией соответствующих положений ПДД РФ, которые касаются определения СИМ и установления их правового статуса, были освещены в статье, включенной в предыдущий номер журнала «Безопасность дорожного движения» [2].

Следует указать на то, что популяризация индивидуальных средств передвижения началась в начале 2000-х годов, и в настоящее время они становятся все более востребованными во многих странах мира, включая США, Европу и Японию, не является исключением и Россия [3], поэтому настоящая публикация посвящена проблемам, которые возникают при привлечении к административной ответственности лиц, управляющих СИМ.

Данный фактор обусловлен следующим важным обстоятельством: в сознании людей произошло понимание того, что использование подобных средств может быть более безопасным, удобным и экологичным, чем поездки на общественном транспорте или автомобиле.

Дополнительной мотивацией использования СИМ порой выступают предоставляемые государством или муниципалитетом налоговые льготы и иные стимулы.

Электросамокат представляет собой самокат, на котором установлены аккумулятор и электродвигатель (электродвигатели), приводящий его в движение.

Согласно положениям нормативных правовых актов СИМ не являются механическими транспортными средствами. Соответственно, отсутствует необ-

№ 2/2023

23

Безопасность до]

ходимость проходить специализированное обучение, сдавать экзамены и получать водительское удостоверение для того, чтобы научиться ими управлять, их не нужно регистрировать в государственных органах.

Это вытекает из содержания примечания к ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4] (далее -КоАП РФ), Приложения № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [5], п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [6].

С учетом «взрывного» роста парка как прокатных («шеринговых»), так и личных электросамокатов остро стоит вопрос профилактики нарушений ПДД РФ, совершаемых лицами, использующими данные средства передвижения.

Особенно это касается крупных городов. Так, только в г. Москве насчитывается примерно 63 тысячи прокатных самокатов, на которых ежесуточно совершается от 250 до 320 тысяч поездок.

Существующий порядок привлечения лиц, управляющих СИМ (в том числе несовершеннолетних лиц либо их законных представителей), к административной ответственности за нарушение ПДД РФ в целом не вызывает у правоприменителей больших затруднений.

В то же время практика привлечения к административной ответственности лиц, использующих СИМ, за нарушение ПДД РФ, приведшее к дорожно-транспортному происшествию (далее - ДТП), в результате которого причинен вред здоровью человека, только нарабатывается.

Тенденцию к увеличению использования СИМ в нашей стране, безусловно, нельзя оставлять вез внимания, так как эксплуатация данных средств передвижения оказывает существенное влияние на окружающую социальную среду, что свидетельствует о необходимости нормативного правового регулирования определенной деятельности, что обусловлено рядом факторов [7].

Во-первых, это может положительно отразиться на изменении экологической ситуации в городах и регионах, где будут использоваться указанные средства передвижения.

Во-вторых, это может повлиять на развитие инфраструктуры зарядных станций для подобных средств (а также электромобилей) и других компонентов системы зарядки.

В-третьих, это может существенно увеличить долю людей, их использующих и, соответственно, повысить уровень дорожного травматизма, что, в свою очередь, актуализирует вопрос об усилении ответственности данных пользователей СИМ.

Для решения этих проблем необходимо разработать соответствующие законодательные акты, которые будут дополнительно регулировать использование СИМ (и транспорта, оснащенного электрическими двигателями), а также принять меры, направленные на соблюдение правил безопасности при использовании СИМ.

Изучая общественные отношения, связанные с использованием СИМ, Д.В. Ирошников пришел к выводу о том, что жителям мегаполисов доставляет большое неудобство движение водителей на СИМ по тротуарам, которое ставит под сомнение безопасность пешеходов, так как велика вероятность наезда на них и причинения телесных повреждений [8].

>жного движения -

Для установления степени тяжести вреда здоровью, причиненного пострадавшим в результате ДТП, должностные лица Госавтоинспекции МВД России проводят административные расследования в рамках производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в ст. 12.24 и ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, в ходе которых в случае необходимости назначаются судебно-медицинские экспертизы (далее - СМЭ).

Соответственно, проведение проверочных действий по обстоятельствам, повлекшим по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, но не относящимся к ДТП, не относится к компетенции должностных лиц Госавтоинспекции МВД России и оформляется уполномоченными сотрудниками территориального подразделения ОМВД России.

Назначение СМЭ вне производства по делу об административном правонарушении не регламентировано действующим законодательством Российской Федерации.

При этом согласно п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 12.24 КоАП РФ, является водитель транспортного средства [9].

Если нарушение ПДД РФ, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, было допущено пешеходом или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), действия указанных лиц квалифицируются по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ.

Постоянное расширение рассматриваемых разновидностей индивидуальных средств передвижения приводит к образованию пробелов в правовом регулировании их участия в процессе дорожного движения, что обусловливает необходимость противодействия возникающим угрозам безопасности дорожного движения вследствие использования СИМ [10].

Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности решения задачи совершенствования административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой области, которая стоит перед административно-правовой наукой [11].

В соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В случае совершения ДТП с участием лица в возрасте от 16 до 18 лет, действия которого повлекли причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 1 и 2 ст. 28.7 КоАП РФ), после чего осуществляется комплекс необходимых процессуальных действий.

Следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице в возрасте от 16 до 18 лет, совершившем административное правонарушение, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Не случайно в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

При этом в п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела субъекту административной юрисдикции, уполномоченному применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае совершения ДТП с участием несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, управлявшего электросамокатом или иным СИМ, в результате которого причинен легкий или средней тяжести вред здоровью людей, к административной ответственности возможно привлечь только его родителей, причем по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

Одной из проблем практики применения норм КоАП РФ в отношении пользователей СИМ являются и другие особенности их статуса в качестве субъектов административной ответственности.

В частности, на лицо, управляющее СИМ, исходя из содержания примечания к ст. 12.1. КоАП РФ, не распространяется обязанность оставаться на месте ДТП, за невыполнение которой предусмотрена ответственность в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Сложившаяся ситуация объективно затрудняет установление обстоятельств ДТП, в которых получили телесные повреждения иные участники.

Следовательно, в настоящее время появилась необходимость устранения возникшего пробела правового регулирования в части, касающейся установления адекватной административной ответственности лиц, использовавших СИМ, по вине которых произошло ДТП, а также в случае, если они покинули место ДТП.

Таким образом, активное участие пользователей СИМ в дорожном движении порождает ряд проблем, которые необходимо решать на законодательном уровне, для того чтобы обеспечить соблюдение законных прав и интересов всех участников дорожного движения.

Список источников

1. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.05.2023).

2. Якимов А.Ю. Анализ определений понятий и терминов, касающихся различных субъектов и объектов, которые участвуют в дорожном движении // Безопасность дорожного движения. 2023. № 1. С. 24-26.

3. Илькевич С.В. Источники формирования конкурентных преимуществ сервисов проката электросамокатов // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. Т. 10. № 3. С. 238-251.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.05.2023).

5. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.05.2023) (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (ред. от 21.04.2023) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.05.2023).

6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.06.2023).

7. Калюжный Ю.Н. Современные проблемы законодательного регулирования использования отдельных видов электротранспорта // NB: Административное право и практика администрирования. 2019. № 5. С. 27-33.

8. Ирошников Д.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности личности на транспорте в условиях использования индивидуального электротранспорта // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4(58). С. 40-50.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.05.2023).

10. Калюжный Ю.Н. Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: концептуальные организационно-правовые основы: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021. С. 338.

11. Майоров В.И. Проблема совершенствования административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича в связи с 75-летием со дня рождения. Спб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. С. 416-425.

References

1. Decree of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» ( date of access: 30.05.2023).

2. Yakimov A.Yu. Analysis of definitions of concepts and terms concerning various subjects and objects that participate in road traffic // Road Safety. 2023. № 1. P. 24-26.

3. Ilkevich S.V. Sources of formation of competitive advantages of electric scooter rental services // Strategic decisions and risk management. 2019. V. 10. № 3. P. 238-251.

4. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.05.2023).

5. Technical regulation of the Customs Union TR TS 018/2011 «On the safety of wheeled vehicles (as amended and supplemented, effective from 20.05.2023) (approved by the decision of the Customs Union Commission of 09.12.2011 № 877 (as amended on 21.04.2023) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.05.2023).

6. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.06.2023).

7. Kalyuzhny Yu.N. Modern problems of legislative regulation of the use of certain types of electric transport // NB: Administrative law and administration practice. 2019. № 5. P. 27-33.

№ 2/2023

-25

Безопасность до]

8. Iroshnikov D.V. Legal problems of ensuring personal security in transport in the conditions of using individual electric transport // Legal state: theory and practice. 2019. № 4(58). P. 40-50.

9. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 25.06.2019 № 20 «On some issues arising in judicial practice when considering cases of administrative offenses provided for by Chapter 12 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 30.05.2023).

10. Kalyuzhny Yu.N. Ensuring road safety in the Russian Federation: conceptual organizational and legal framework: dis. ... Dr. Sciences in Jurisprudence. M., 2021. P. 338.

>жного движения -

11. Mayorov V.I. The problem of improving administrative responsibility for offenses in the field of road traffic // Actual problems of administrative and administrative procedural law: a collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference dedicated to the memory of Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation Avrutin Yuri Efremovich in connection with the 75th anniversary of his birth. Spb.: Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. P. 416-425.

Информация об авторе

А.И. Быков - кандидат юридических наук, начальник УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве Контакты: ул. Садовая-Самотечная, д. 1, Москва, Россия, 127473

Information about the author

A.I. Bykov - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Head of the Department of the State Inspection of Traffic Safety of the Chief Direction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Moscow

Contacts: ul. Sadovaya-Samotechnaya, d. 1, Moscow, Russia, 127473

Статья поступила в редакцию 09.06.2023; одобрена после рецензирования 16.06.2023; принята к публикации 23.06.2023. The article was submitted 09.06.2023; approved after reviewing 16.06.2023; accepted for publication 23.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.