Научная статья на тему 'МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казаченок Виктория Владимировна

В статье анализируется комплекс административно-правовых средств в области обеспечения дорожного движения. Детально рассмотрены меры административного пресечения с точки зрения их эффективности и результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF ADMINISTRATIVE RESTRAINT IN ENSURING ROAD SAFETY

The article analyzes the complex of administrative and legal means in road traffic. The measures of administrative restraint from the point of view of their effectiveness and efficiency are considered in detail.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

33

Научная статья УДК 342.9

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Виктория Владимировна Казаченок, Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия kazachenokv@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется комплекс административно-правовых средств в области обеспечения дорожного движения. Детально рассмотрены меры административного пресечения с точки зрения их эффективности и результативности.

Ключевые слова: меры административного пресечения; дорожное движение; безопасность; административные правонарушения

© Казаченок В.В., 2022

Для цитирования: Казаченок В.В. Меры административного пресечения в обеспечении безопасности дорожного движения // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 7. № 2 (14). С. 33 - 38.

Scientific article

UDC 343.9

33

MEASURES OF ADMINISTRATIVE RESTRAINT IN ENSURING ROAD SAFETY

Victoria Vladimirovna Kazachenok, the Kazan Law Institute of MIA of Russia, Kazan', Russia, kazachenokv@mail.ru

Abstract

The article analyzes the complex of administrative and legal means in road traffic. The measures of administrative restraint from the point of view of their effectiveness and efficiency are considered in detail.

Key words: measures of administrative restraint; traffic; security; administrative offenses

© Kazachenok V.V., 2022

For citation: Kazachenok V.V. Measures of Administrative Restraint in Ensuring Road Safety // Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2022. V. 7. No 2 (14). P. 33 - 38.

Обеспечение безопасности дорожного движения остается актуальной проблемой в Российской Федерации. Наблюдается устойчивая тенденция роста административных правонарушений (в 2018 г. - 103 430 199, в 2019°г. - 117 205 596, в 2020 г. - 115 400 847, в 2021 г. - 119 386 107)1. Подобное положение обусловлено в основном увеличением количества средств фото-, видеофиксации, работающих в автоматическом режиме и выявляющих административные правонарушения. Небольшое снижение показателей в 2020°г. объясняется ограничением в передвижении в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой из-за COVID-19. В 2021 году тенденция к росту возобновилась.

Поэтому вопрос о необходимости пресечения административных правонару-34 шений особенно остро проявляется в области дорожного движения. Мы согласны с позицией В.И. Майорова, согласно которой невозможно достичь полной безопасности для всех участников дорожного движения, однако масштабы травматизма зависят от различных факторов [1, с. 100].

В связи с этим пропаганда культуры и безопасности дорожного движения должна быть одним из важнейших направлений деятельности государства и общества. Дисциплинированность участников дорожного движения препятствует совершению административных правонарушений. Именно поэтому в настоящее время необходимо формировать в Российской Федерации культуру вождения, объяснять, как необходимо себя вести, оказавшись участником дорожного движения. Формирование дисциплины как среди водителей и пассажиров транспортных средств, так и среди пешеходов, позволит частично решить остро стоящую проблему аварийности на автомобильном транспорте.

Вместе с этим пресечение противоправных деяний, совершаемых участниками дорожного движения, играет не менее важную роль. При этом деятельность по пресечению правонарушений должна быть особо ориентирована на выявление лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения, своевременное выявление и пресечение таких правонарушений позволит избежать человеческих жертв.

Весьма широк спектр причин совершаемых административных правонарушений, к числу которых необходимо отнести: низкую дисциплинированность участников дорожного движения, сознательное допущение совершения правонарушений в области дорожного движения как элемент правового нигилизма сознания граждан, а также формирование в сознании граждан чувства безнаказанности за совершение правонаруше- 34 ний.

С точки зрения прикладного подхода необходимо выделить характерные признаки мер административного пресечения в сфере дорожного движения. Во-первых, они являются мгновенной реакцией исполнительного органа власти, осуществляющим надзор за дорожным движением, во-вторых, направлены непосредственно на лиц, совершающих административное правонарушение, и связаны с вмешательством в их действия (деятельность), в-третьих, многочисленность рассматриваемых мер позволяет разделить их на группы (например, общие, процессуальные, специальные), в-четвертых, правовое регулирование системы мер пресечения осуществляется различными нормативными правовыми актами, единый акт отсутствует.

При пресечении административных правонарушений необходимо сделать акцент на следующих аспектах: нарушение Правил дорожного движения (далее -ПДД) водителями транспортных средств

1 Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://stat.gibdd.ru/. (дата обращения: 20.09.2022).

- основная причина совершения дорожно-транспортных происшествий (далее

- ДТП)1, при этом часть водителей в момент ДТП находится в состоянии опьянения; среди совершаемых участниками дорожного движения административных правонарушений можно выделить те, которые чаще всего приводят к серьезным ДТП; больше трети ДТП с участием пешеходов происходит из-за нарушений ПДД самими пешеходами; множество ДТП происходят с участием водителей со стажем управления транспортным средством до двух лет2. В связи с этим необходима организация такой системы, которая будет направлена не только на создание возможности пресечения правонарушений в области дорожного движения, но и на сокращение числа совершаемых ДТП.

Отдельно необходимо выделить про-35 блему пресечения правонарушений, совершаемых лицами, находящимися в состоянии опьянения, что создает угрозу общественной безопасности и может повлечь за собой тяжкие последствия. Особо необходимо отметить ситуации, когда при выявлении правонарушения сотрудниками ГИБДД водитель, находящийся в состоянии опьянения, пытается скрыться. В данном случае сотрудники полиции начинают преследование правонарушителя. Именно от правильных действий сотрудников полиции, предпринимаемых в ходе преследования, зависит эффективность пресечения административных правонарушений.

21 ноября 2020 года на территории г. Казани сотрудники дорожно-патрульной службы (далее - ДПС) преследовали водителя, находящегося в состоянии опьянения, проигнорировавшего законное требование об остановке и создавшего реальную опасность для других участни-

ков дорожного движения. В ходе преследования правонарушителя патрульный автомобиль перевернулся и загорелся, находившиеся в нем два сотрудника ДПС погибли. Также было установлено, что на встречной полосе обнаружен автомобиль со следами ДТП, в котором находились два пострадавших с травмами различной степени тяжести. Нарушителем оказался гражданин, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения3.

Приведённый случай свидетельствует о недостаточной эффективности предпринимаемых в ходе преследования правонарушителя мер административного пресечения. На основании анализа практической деятельности было установлено, что сотрудники полиции, пытаясь пресечь административное правонарушение путем преследования правонарушителя, часто не реализуют свое право на применение огнестрельного оружия в отношении 35 транспортного средства правонарушителя из-за боязни правовых последствий. В результате создается угроза здоровью и жизни как самих сотрудников, так и других участников дорожного движения.

Пресечение административных правонарушений в отношении лиц, не выполнивших требования об остановке и пытающихся скрыться, создавая при этом угрозу жизни и здоровью граждан, будет эффективно только тогда, когда сотрудник полиции будет применять на законных основаниях все необходимые в данной ситуации меры пресечения, не боясь понести ответственность за свои действия. При этом необходимо подчеркнуть, что сотрудник полиции не должен нести ответственность за действия, которые осуществлялись в рамках требований закона.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения немаловажным

1 Основные причины дорожно-транспортных происшествий. URL: https://kmdor.ru/news/good-know/5601-osnovnye-pnchmy-dorozhno-transportnykh-proisshestviy(qaTa обращения: 20.09.2022).

2 В ГИБДД назвали ошибки начинающих водителей. URL: https://iz.ru/1255604/2021-11-26/v-gibdd-nazvaN-oshibki-nachmaiushchikh-voditelei(qaTa обращения: 20.09.2022).

3 Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан. URL: https://16.мвд.рф/news/item/11508663. (дата обращения: 20.09.2022).

фактором является участие институтов гражданского общества. Если со стороны государства будут приняты все меры, направленные на вовлечение граждан в данный процесс, тогда удастся не только выявлять и в последующем пресекать многие правонарушения, но и снизить их количество. Лицо, управляющее транспортным средством, будет более дисциплинировано, когда он будет знать, что совершенное им правонарушение будет зафиксировано и направлено для дальнейшего рассмотрения. Факт правонарушения в этом случае фиксируется уже не стационарным средством фиксации, о расположении которого известно, а любым водителем или пешеходом, оказавшимся рядом и проявившим гражданскую сознательность.

В связи с этим одним из действенных механизмов является мобильное прило-36 жение «Народный инспектор». Система работает с изображениями, которые присылают водители, выявившие факты нарушений ПДД [2, с. 37-38]. Схожие схемы привлечения граждан к выявлению нарушений ПДД активно используются и в зарубежных странах.

Такой инструмент воздействия на правонарушителей, как фото- и видеофиксация правонарушения на принадлежащие гражданам смартфоны или иные записывающие устройства (стационарные фото- и видеокамеры, автомобильные видеорегистраторы и т.п.), с последующей передачей записи в органы внутренних дел, по мнению В.А. Лохбаума и К.О. Стороженко, должен стать основным средством выявления правонарушений, что, в свою очередь, позволит более эффективно осуществлять реализацию принципа неотвратимости наказания. Дальнейшее развитие и внедрение технических средств фото- и видеофиксации правонарушений позволит в значитель-

ной степени повысить эффективность деятельности по их выявлению и существенно облегчит их анализ и квалификацию. В результате автоматизированные системы будут способствовать пресечению правонарушений указанной категории и дальнейшему снижению аварийности на дорогах России [3, с. 181].

Следует уделить внимание еще одной важной проблеме, связанной с пресечением правонарушений, совершаемыми лицами, управляющими электрическими средствами передвижения малой мощности. Поскольку такие средства передвижения, как электросамокаты, гироскуте-ры, сегвеи и др., имеющие мощность до 0,25 кВт, в ПДД1 не обозначены, то лица, ими управляющие, считаются пешеходами. Проблема правового регулирования использования таких средств обозначена еще в 2016 г., однако до настоящего времени еще не была разрешена ввиду 36 отсутствия единого концептуального подхода. Вместе с этим с каждым годом увеличивается число обращений в травматологические центры в результате ДТП с их участием. В связи с этим в отдельных субъектах Российской Федерации предприняты меры по внесению изменений в деятельность кикшеринговых компаний по использованию электросамокатов (ограничение скоростного режима и пр.). При этом владельцев частных средств индивидуальной мобильности такие ограничения не коснулись. Тем не менее, эта проблема нашла свое отражение в российском законодательстве. Постановлением Правительства от 6 октября 2022 г. № 1769 внесены изменения в ПДД, регулирующие правила использования средств индивидуальной мобильности, вступающие в силу с 1 марта 2023 г. Вместе с тем, остается не решенным вопрос о применение мер административной ответственности за нарушение этих правил,

1 О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 31.12.2020) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531.

поэтому следующим этапом должно быть внесение дополнений в КоАП РФ.

В последние годы с увеличением работающих в автоматическом режиме средств фото- и видеофиксации количество нарядов ДПС ГИБДД в России было сокращено, однако ряд правонарушений пресечь без помощи сотрудников ГИБДД не представляется возможным. Особенно это касается выявления водителей, находящихся в состоянии опьянения. Данный аспект касается и пресечения правонарушений, совершаемых лицами, управляющими электросамокатами и подобными им средствами передвижения. Такие электрические средства передвижения не имеют идентификационных номеров, поэтому применение средств фото- и видеофиксации в этом случае нецелесообразно.

Анализ применения мер администра-37 тивного пресечения в дорожной сфере дал возможность выявить следующие проблемы:

1) недостаточная эффективность пресечения административных правонарушений, совершаемых лицами, находящимися в состоянии опьянения, и лицами, пытающимися скрыться;

2) неразвитость механизмов участия гражданского общества в деятельности по пресечению нарушений ПДД;

3) недостаточная численность сотрудников ДПС ГИБДД.

Выявленные проблемы при пресечении правонарушений свидетельствует о необходимости принятия мер по их устранению. Только в этом случае деятельность ГИБДД в данном направлении будет наиболее эффективной. В связи с этим представляется целесообразным применение следующих мер:

1. Выставление мобильных постов ДПС ГИБДД в зависимости от типа населенного пункта, численности населения, оперативной обстановки и состояния аварийности.

2. Проведение с сотрудниками ГИБДД занятий в рамках служебной, в том числе огневой подготовки с отработкой различных ситуаций по пресечению правонарушений и преследованию автотранспортных средств.

3. Сохранение оптимальной штатной численности сотрудников ДПС ГИБДД.

4. Проведение комплекса организаци- 37 онных мероприятий силами сотрудников отдела пропаганды и агитации ГИБДД по активизации участия гражданского общества на пресечение нарушений ПДД.

Подводя итоги, мы сделали вывод, согласно которому сотрудники полиции наделены достаточными полномочиями по применению мер административного пресечения, и административно-правовые средства позволяют успешно реализовать данную правоохранительную задачу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Майоров В.И. Содержание понятия «Безопасность дорожного движения»: теоретические основы // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 7 (29). С. 99-101.

2. Казаченок В.В. Повышение уровня культуры водителей как фактор безопасности дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2 (36). С. 33-40.

3. Лохбаум В.А., Стороженко К.О. Основные принципы деятельности по выявлению и пресечению административных правонарушений в области дорожного движения // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». 2021. № 2. С. 176-182.

REFERENCES

1. Mayorov V.I. The content of the concept of "Road safety": theoretical foundations // Bulletin of SUSU. 2012. № 7 (29). S. 99-101.

2. Kazachenok V.V. Raising the level of culture of drivers as a factor of road safety // Legal science and law enforcement practice. 2016. № 2 (36). S. 33-40._

3. Lokhbaum V.A., Storozhenko K.O. Basic principles of activity on detection and suppression of administrative offenses in the field of traffic // Bulletin of GOU DPO TO "IPK and PPRO TO". 2021. №. 2. S. 176-182.

Информация об авторе:

Казаченок Виктория Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права, административной деятельности и управления ОВД Казанского юридического института МВД России, kazachenokv@mail.ru

Information about the author:

Kazachenok Victoria V., Candidate in Law (Research doctorate), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative Law, Administrative Activity and Management of the Department of Internal Affairs of the Kazan Law Institute MIA of Russia, kazachenokv@mail.ru

Статья поступила 03.10.2022; одобрена после рецензирования 03.11.2022; принята к публикации 23.11.2022.

The article was submitted 03.10.2022; approved after reviewing 03.11.2022; accepted for publication 23.11.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. 38 The author has read and approved the final version of the manuscript. 38

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.