Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в области дорожного движения'

Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в области дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
443
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность / дорожное движение / административная ответственность / основания / правила дорожного движения / safety / road traffic / administrative responsibility / grounds / traffic rules

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оксана Викторовна Жданова, Ирина Фёдоровна Дедюхина, Юлия Владимировна Лабовская

Статья посвящена административной ответственности как средству противодействия административным правонарушениям в области безопасности дорожного движения. Рассматриваются фактические и юридические основания административной ответственности, раскрываются некоторые проблемы правового регулирования в указанной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Оксана Викторовна Жданова, Ирина Фёдоровна Дедюхина, Юлия Владимировна Лабовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of legal regulation of administrative responsibility in the field of traffic

The article is devoted to administrative responsibility as a means of countering administrative offenses in the field of road safety. The article considers the actual and legal grounds of administrative responsibility, reveals some problems of legal regulation in this area.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в области дорожного движения»

Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 53 — 57. State service and personnel. 2021. No. 5. P. 53 — 57. Научная статья

УДК 342.9; ББК 67.401.01

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-53-57

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-05/21-088 MOSURED: 77/27-008-2021-05-287

Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в области дорожного движения1

Оксана Викторовна Жданова1, Ирина Фёдоровна Дедюхина2, Юлия Владимировна Лабовская3

Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Статья посвящена административной ответственности как средству противодействия административным правонарушениям в области безопасности дорожного движения. Рассматриваются фактические и юридические основания административной ответственности, раскрываются некоторые проблемы правового регулирования в указанной области.

Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, административная ответственность, основания, правила дорожного движения

Для цитирования: Жданова О.В., Дедюхина И. Ф., Лабовская Ю.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в области дорожного движения // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 53—57. ЭОТ: 10.24411/2312-0444-2021-5-53-57.

Original article

Actual problems of legal regulation of administrative responsibility

in the field of traffic

Oksana V. Zhdanova1, Irina F. Dedyukhina2, Yulia V. Labovskaya3

Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The article is devoted to administrative responsibility as a means of countering administrative offenses in the field of road safety. The article considers the actual and legal grounds of administrative responsibility, reveals some problems of legal regulation in this area.

Keywords: safety, road traffic, administrative responsibility, grounds, traffic rules

For citation: Zhdanova O. V., Dedyukhina I. F., Labovskaya Yu. V. Actual problems of legal regulation of administrative responsibility in the field of traffic // State service and personnel. 2021.(5):53-57. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-04442021-5-53-57.

Пожалуй, чаще, чем другие отрасли законодательства в федеральных законодательных органах власти, обсуждают проблемы административной ответственности. Особенно остро стоит вопрос уменьшения дорожно-транспортных происшествий и минимизации причинённого ими ущерба.

Законодатель, ужесточая ответственность и внося изменения, пытается успеть за ростом общественных отношений и как следствие ростом

© Жданова О.В., Дедюхина И.Ф., Лабовская Ю.В., 2021.

правонарушений. Однако для многих правоприменителей пробелы в законодательстве очевидны и не всегда отвечают принципам административной ответственности: справедливости, равенства, презумпции невиновности, дифференциации ответственности и пр.

Безусловно, что для сокращения дорожно-транспортных происшествий необходимо соблюдать Правила дорожного движения. Правовой нигилизм многих водителей приводит к трагическим последствиям. Поэтому необходимо больше внимания уделять правовому воспитанию де-

№ 5/2021

тей и подростков, для формирования правосознания и искоренения пренебрежительного отношения к требованиям закона, контролировать использование детских кресел, ремней безопасности, соблюдение скоростного режима, своевременно выявлять нетрезвых водителей.

На качество дорожного движения большое влияние оказывает техническое состояние самого транспортного средства и дорожного покрытия. Поэтому необходимо при строительстве дорог обратить внимание на инновационные разработки в области градостроительной деятельности, строить развязки, мосты, разгружать интенсивность движения.

В последнее время, по аналогии с многими западными странами, законодатели хотят понизить возраст выдачи водительского удостоверения, что на наш взгляд совершенно не целесообразно. Права можно получить и в 16 лет, но в ряде стран (в Германии, Бельгии, Дании, Норвегии, например) это так называемые ученические права. С ними у подростка есть право на управление машиной, но только в компании инструктора или взрослых, стаж вождения которых превышает пять лет. За нарушение этого регламента (если местные инспекторы остановят) штраф от 1,5 до 5 тыс. евро и лишение прав на три года.

В США возраст выдачи водительских прав устанавливает каждый штат в отдельности. Работает это примерно так, как если бы в каждой области России возраст получения водительское удостоверение, как и транспортный налог, устанавливали бы индивидуально. Минимальный возраст для получения «базовых» водительских прав в штате Вайоминг - 14,5 года. Средний возраст получения прав при этом по Соединённым Штатам одинаков, и подростки в Америке начинают гонять за рулём с 16 лет.

Правда, как и в Европе, такие права относят к ученическим - ездить после 22 часов подросткам разрешают лишь в сопровождении людей, достигших 21 года. При этом их стаж вождения должен превышать два года [2].

Практика выдачи водительского удостоверения в 16 лет уже была в СССР. Тогда подростки могли ездить по городу в сопровождении родителей, но и нужно признать, что автомобилей в 60— 70-х годах прошлого века было существенно меньше, да и пешеходы были чуть внимательнее, чем сейчас. Смартфоны, электросамокаты, трафик, постоянный звук аудиосистемы в машине и многое другое отвлекают водителя от дороги, и даже опытные, имеющие по 30 лет стажа водители тоже попадают в ДТП [1].

Как считают специалисты, сознательность приходит к водителям в России сильно позже 16 лет и до этого возраста доверять управление автомобилями подросткам опасно, ведь с правом на управление машиной приходит и ответственность не только за свою, но и за чужие жизни.

В любом случае законопроект о наделении несовершеннолетних правом управлять машиной далёк от окончательного вида. И к тому моменту, как МВД и Госдума сформируют поправки в единый документ, может поменяться нормативная база. К дорожной ситуации это не относится — с каждым годом машин становится всё больше и водить становится всё труднее. Кураж в этом возрасте часто затмевают рассудок. И это часто заводит за красную черту, когда на дорожную ситуацию повлиять никак нельзя. Обгоны по встречной полосе, две сплошные, вылеты в кювет. В нормальном режиме, как ездят все автомобилисты, нужно чётко реагировать, держать темп, не нервничать и не считать себя королём на дороге. Подростки часто не понимают, что движение — это, прежде всего, контроль над собой, отсюда и проблемы. По закону с 16 лет наступает ответственность за совершение уголовных преступлений, но то, как это будет работать, например, если подросток вылетит на встречную полосу и допустит ДТП со смертельным исходом, понять крайне сложно. Поэтому, на наш взгляд данная поправка для нашей страны не актуальна.

Еще одной проблемой является своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Необходимо уделить внимание оперативности реагирования, качеству медицинской помощи и оснащения карет скорой помощи.

Как мы видим, на безопасность дорожного движения оказывают влияние множество причин. Начиная с водителей, уровня их подготовки, культуры вождения, исправности автомобиля, качества дорожного полотна, уровня материально-технического оснащения сотрудников ГИБДД и заканчивая законодательным регулированием сферы дорожного движения и обеспечения исполнения этих норм.

Благодаря телевидению, радиовещанию мы стали более информированные, в том числе в сфере знаний Правил дорожного движения. Научно-просветительские программы посвящаются казусным ситуациям на дорогах («Главная дорога»), проводятся конференции, круглые столы, органы власти освещают дорожную ситуацию на площадках в интернете, в социальных сетях. Все это должно способствовать уменьшению дорож-

№ 5/2021

ного травматизма, особенно с участием детей, повышать ответственность водителей за жизнь и здоровье всех участников движения.

Достижения науки и техники нашли свое отражение и при создании транспортных средств и иных средств передвижения, к которым можно отнести мопеды, скутеры, монобайки, сегвеи, лонгборды, джамперы, электро-велосипеды, мо-тоскейты, электросамокаты, фэтбайки, гироску-теры, моноколеса и многие другие. Управляя этими средствами передвижения, которые развивают достаточно большую скорость, их владельцы выезжают на проезжую часть, создают тем самым аварийную ситуацию. Поэтому мы полагаем, что необходимо законодательно закрепить единый порядок предоставления водительских прав на управление указанными средствами передвижения, подвергнуть данные средства государственной регистрации, контролировать уровень знаний водителями Правил дорожного движения, определить в ПДД критерии отнесения указанных средств к транспортным или иным средствам в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

На наш взгляд, необходимо внести следующие поправки в Правила дорожного движения:

■ разного рода электросамокаты, гироску-теры, ролики и другой подобный транспорт выделить в отдельную группу — средства индивидуальной мобильности (СИМ);

■ предусмотреть ряд обязанностей и ограничений для лиц, передвигающихся на СИМ;

■ определить критерии мобильности средств внеся соответствующее законодательное определение в ПДД: должны приводиться в движение либо мускульной силой людей, либо электродвигателем, а также являются сложными устройствами, то есть кроссовки на колесах к ним не относятся;

■ определить места для движения на средствах индивидуальной мобильности: водители старше 14 лет обязаны передвигаться по велодорожкам, велозонам, велопо-лосе на проезжей части, а при их отсутствии — по тротуарам, обочине, краю проезжей части;

■ внести запрет на обгон других средств индивидуальной мобильности и требования движения в один ряд (аналогично велосипедистам);

■ ограничить скорость СИМ на тротуарах до 20 км/ч.

Человек, который передвигается на средствах индивидуальной мобильности, фактически является водителем, а СИМ — транспортным средством, поскольку является устройством и передвигаться на нем можно как по дорогам, так и по тротуарам, включенным в понятие «дорога». Водителем является лицо, управляющее транспортным средством, поэтому за ряд правонарушений для водителей средств индивидуальной мобильности необходимо предусмотреть наказания, особенно за управление СИМ в состоянии алкогольного опьянения.

Таким образом, законодательство РФ своевременно отреагирует на технические новинки как средства передвижения.

Помимо законодательных изменений, для предупреждения правонарушений в сфере дорожного движения, необходимо усилить информационное и образовательное воздействие на различные слои населения для формирования недопущения нарушений ПДД.

Например, как уже отмечалось выше, привлекать институты гражданского общества для пресечения правонарушений и улучшения дорожной дисциплины, создавать социальную рекламу для различных слоев населения от дошкольного возраста до взрослого населения, улучшать техническое оснащение управление дорожным движением, создавать безопасную и современную улично-дорожную сеть, снабдить все дороги России разметкой, дорожными знаками, средствами видео- и фото фиксации правонарушений, для снижения нагрузки на транспортные магистрали организовать удобный и современный общественный транспорт, проводить надзор и контроль на всех уровнях реализации безопасности дорожного движения от постройки дороги до воспитания подрастающего поколения.

К сожалению, культура вождения не растет вместе с количеством автомобилей и ее низкий уровень часто является причиной различных казусов на дорогах. Как уже указывалось выше, эта проблема является одним их самых насущных социально-экономических вопросов современности, поскольку уровень общественного сознания многих участников дорожного движения не соответствует степени опасности [5].

Процесс ужесточения ответственности за совершение дорожно-транспортных происшествий начался с 2007 года. В этот же период законодатель провел унификацию Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Правил дорожного движения, тем не менее по сегодняшний день не закончен процесс создания мер государственного принуждения за совершение ряда противоправных действий. А раз

№ 5/2021

наказание не предусмотрено законом, то и привлечь к административной ответственности виновного невозможно.

Таким образом, нарушается принцип справедливости, поскольку обязанность действовать определенным образом не выполнена, а нормы, возлагающей ответственность в законе, нет. Конечно, у потерпевшей стороны есть право подать гражданско-правовой иск в суд о возмещении причиненного ущерба либо обратиться в страховую компанию лица, причинившего вред. Однако, материальное возмещение — это не основание освобождения от административной ответственности, поскольку вред причиняется не только потерпевшему, но и порядку управления обществом, который регулируется административным правом. Несмотря на то, что обе отрасли права и гражданское, и административное защищают интересы потерпевшей стороны, но при этом имеют разные цели.

Анализируя соотношение двух нормативно-правовых актов — КоАП РФ и Правил дорожного движения, можно выявить ряд нормативных предписаний, содержащихся в ПДД, несоблюдение которых не санкционируется КоАП РФ.

Например, абзацем 7 пункта 2.7 Правил дорожного движения, законодатель ввел ответственность за так называемое «опасное вождение», которое означает одно или несколько совершенных действий, которые состоят: в невыполнении требований правил при выполнении маневра по перестроению, так же в несоблюдении безопасной дистанции, резком торможении, при отсутствии аварийной ситуации, в несоблюдении бокового интервала, в создании препятствий при маневрировании, обгоне, если эти действия создают угрозу здоровью и жизни людей, причинения ущерба транспортным средствам иди иным объектам[4]. Однако до сих пор санкция ни за одиночное подобное действие, ни за ряд подобных действий никакой ответственности не предусмотрено. Подобное предложение уже вносилось на рассмотрение МВД РФ в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение», но он не был рассмотрен [3].

Если при движении транспортного средства водитель заметил опасность, то в соответствии со 2 абзацем пункта 10.1 Правил дорожного движения, он должен снизить скорость движения вплоть до остановки ТС. Но если он этого не сделал, то также административную ответственность нести не будет.

Бывают случаи, что данная статья применяется на практике, но только в тех случаях, когда отсутствуют средства видео- и фото фиксации, произошло столкновение с животным или съезд в кювет. Если животное представляет ценность, то возместить причиненный ущерб при отсутствии санкции в административном праве, представляется трудным.

Таким образом, рассмотрев проблемы привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере дорожного движения, мы выявили ряд нормативных предписаний Правил дорожного движения, за нарушение которых не предусмотрена административная ответственность, что противоречит принципу справедливости. На наш взгляд, необходимо изучить возможности совершенствования правового регулирования административного законодательства и восполнить существующие пробелы.

Список источников

1. Курушин CA Обеспечение государственными органами СССР безопасности дорожного движения в 1921—1936 г.г. // Актуальные проблемы автотранспортного комплекса. Самара, 2019. С. 87—94.

2. Кущенко Л.Е., Новиков И А., Днистрен-ко Н.С. Обеспечение безопасности дорожного движения // Вестник Донецкой академии автомобильного транспорта. 2019. № 3. С. 41—47.

3. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение. Проект Федерального закона № 37057-7 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).

4. Правила дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 // Российские вести. 1993. 23 ноября.

5. Фадеев В. Специфика культуры водителей в контексте проблемы безопасности дорожного движения // Скиф. 2019. № 5-1 (33). С. 464—469.

References

1. Kurushin S.A. Ensuring road safety by state bodies of the USSR in 1921-1936 // Actual problems

№ 5/2021

of the motor transport complex. Samara, 2019. pp. 87-94.

2. Kushchenko L.E., Novikov I.A., Dnistren-ko N.S. Ensuring road safety // Bulletin of the Donetsk Academy of Motor Transport. 2019. No. 3. pp. 41—47.

3. On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation regarding the establishment of administrative responsibility for dangerous driving. Draft Federal

Law No. 37057-7 // Official Internet portal of Legal Information (www.pravo.gov.ru).

4. The rules of the road (together with the «Basic provisions for the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety»). Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1090 of October 23, 1993 // Russian news. 1993. November 23.

5. Fadeev V. Specifics of drivers' culture in the context of the problem of road safety // Skif. 2019. No. 5-1 (33). pp. 464—469.

Информация об авторах

О. В. Жданова — доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Ставропольского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук, доцент. И.Ф. Дедюхина — доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Ставропольского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук, доцент. Ю.В. Лабовская — доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Ставропольского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

0.V. Zhdanova — associate Professor of the Department of state and municipal management, and law of Stavropol state agrarian University, candidate of legal Sciences, associate Professor.

1.F. Dedukhina — associate Professor of the Department of state and municipal management, and law of Stavropol state agrarian University, candidate of legal Sciences, associate Professor.

Y.V. Labowsky — associate Professor of the Department of state and municipal management, and law of Stavropol state agrarian University, candidate of legal Sciences, associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 08.1 1.2021; approved after reviewing 10.1 1.2021; accepted for publication 15.11.2021.

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.