Научная статья на тему 'К вопросу об определении субъекта административного правонарушения в области дорожного движения'

К вопросу об определении субъекта административного правонарушения в области дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СУБЪЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ / ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ / DRIVER / VEHICLE / TRAFFIC ACCIDENT / ADMINISTRATIVE OFFENSE / SUBJECT / DRIVE / DRIVER'S LICENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

Рассматривается законодательство Российской Федерации, регулирующее нормы административной ответственности в области дорожного движения. Анализируется ответственность водителей, управляющих электротранспортом. Изучены субъективные элементы состава административного правонарушения в сфере управления автомототранспортным средством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of determining the subject of an administrative offense in the field of traffic

The article deals with the legislation of the Russian Federation, regulating norms of administrative responsibility in the field of road traffic. The analysis of the responsibility of drivers of electric vehicles is carried out. The subjective elements of drive of motor vehicle are studied.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении субъекта административного правонарушения в области дорожного движения»

Шкеля Олег Викторович

К вопросу об определении субъекта административного правонарушения в области дорожного движения

Рассматривается законодательство Российской Федерации, регулирующее нормы административной ответственности в области дорожного движения. Анализируется ответственность водителей, управляющих электротранспортом. Изучены субъективные элементы состава административного правонарушения в сфере управления автомототранспортным средством.

Ключевые слова: водитель, транспортное средство, дорожно-транспортное происшествие, административное правонарушение, субъект, управление, водительское удостоверение.

To the issue of determining the subject of an administrative offense in the field of traffic

The article deals with the legislation of the Russian Federation, regulating norms of administrative responsibility in the field of road traffic. The analysis of the responsibility of drivers of electric vehicles is carried out. The subjective elements of drive of motor vehicle are studied.

Key words: driver, vehicle, traffic accident, administrative offense, subject, drive, driver's license.

В теории административного права существуют разные точки зрения относительно видов субъектов правонарушений.

Так, по мнению некоторых авторов, выделяются индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), субъекты, обладающие специальным административно-правовым статусом (должностные лица, военнослужащие, беженцы, вынужденные переселенцы, инвалиды), и коллективные субъекты (организации, структурные подразделения этих организаций, трудовые коллективы) [1, с. 42-43].

Б.В. Россинский указывает, что в законодательстве различаются общие субъекты, специальные субъекты, а также особые субъекты. Общим субъектом является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в качестве специального субъекта выступает должностное лицо, водитель, несовершеннолетний и др., а к особым субъектам следует отнести военнослужащих и иных лиц, поведение которых регламентировано соответствующим дисциплинарным уставом или специальным положением [2]. По нашему мнению, классификация, предложенная Б.В. Россинским, наиболее удобна и заслуживает большего внимания.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «административным правонарушением

признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» (ч. 1 ст. 2.1.), а к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моментусовершенияадминистративногоправо-нарушения возраста 16 лет (ч. 1 ст. 2.3) [3].

Кроме того, в нормах, устанавливающих правила назначения административных наказаний, а также в статьях Особенной части КоАП РФ содержатся указания на конкретные виды специальных субъектов административных правонарушений. Так, в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ названы лица, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию; в ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ - лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью; в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ - беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, инвалиды I и II групп. Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы не применяются к женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет. Часть 3 ст. 3.11 КоАП РФ предусматривает достаточно широкий круг лиц, на которых может быть наложена дисквалификация как административное наказание.

По нашему мнению, отдельную категорию субъектов административных правонару-

85

шений составляют невменяемые лица. Так, ст. 2.8 КоАП РФ гласит, что лица, совершившие противоправные действия (бездействие) в невменяемом состоянии, т.е. не осознавая фактического характера и противоправности своего действия (бездействий) по причине наличия хронических психических расстройств, временных психических расстройств, слабоумия или иных болезненных состояний психики, не подлежат административной ответственности [3]. Причем указанная норма административного права имеет распространение на всех субъектов административного правонарушения (общих, специальных и особых).

Таким образом, рассмотренные подходы позволяют согласиться с утверждением о том, что совокупность субъектов административных правонарушений образует систему [4, с. 116], которая характеризуется динамичностью, обусловленной мобильностью административно-правовых отношений и отражающей смену приоритетов в правовом регулировании административной ответственности [5, с. 239].

Рассматривая вопрос привлечения к административной ответственности лица, управляющего автомототранспортным средством, необходимо в первую очередь определить, кто в данном случае будет являться субъектом правонарушения. Очевидно, что это должно быть лицо, управляющее (т.е. воздействующее на органы управления транспортного средства, что приводит к изменению его положения относительно первоначального) средством передвижения, с помощью которого происходит перемещение людей и грузов.

На основании норм, изложенных в гл. 12 КоАП РФ, привлечению к административной ответственности подлежит водитель, который управляет транспортным средством. При этом транспортным средством является «автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации... трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право» [3].

По нашему мнению, при описании отношений, возникающих в связи с реализацией административной ответственности в рассматриваемой сфере, термин «транспортное средство» является излишне широким по содержанию, ведь транспортными средствами являются также самолеты, воздушные шары и дирижабли, подводные лодки, железнодорожный подвижный состав, морские и речные суда. Поэтому, чтобы выделить только колесные транспортные средства, способные передвигаться по дорогам, целесообразно было бы использовать только термин «автомототранспортное средство».

В настоящее время в теории и практике административного права и процесса нет однозначного подхода к определению ряда понятий, в том числе и в области безопасности дорожного движения. С целью унификации норм об административной ответственности в области дорожного движения необходимо пристальное внимание уделить рассмотрению понятий «водитель» и «транспортное средство», представленных в законодательных и подзаконных нормативных правовых актах.

Рассматривая понятия «транспортное средство» и «водитель», необходимо отметить, что согласно общим положениям Правил дорожного движения (далее - ПДД) водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению [6].

В соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря1995 г. № 196 транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством) в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя [7]. Однако в ПДД содержатся общие обязанности водителей, и начинаются они с п. 2.1: «Водитель механического транспортного средства обязан...». В данной норме используется термин «механическое транспортное средство», означающий транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины [7]. Сюда можно отнести любой транспорт, на котором установлены различные типы двигателя, как двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине,

86

дизельном топливе и на сжиженном газу, так и двигатель, в котором источником питания служит аккумулятор.

В ПДД появилось такое понятие, как «электромобиль» - транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии (изменения введены постановлением Правительства РФ от 12 июля 2017 г. № 832).

В настоящее время резко возрастает количество электротранспорта, передвигающегося по дорогам общего пользования. Однако не определено, к чему необходимо относить электросамокаты, электровелосипеды, моноколеса, электроскутер и т.п., хотя, по сути, они могут быть включены в понятие «электромобиль». Также не определено, какие требования должны применяться к лицам, управляющим таким видом транспорта, и кем они являются, можно ли привлечь к административной ответственности водителей электротранспорта. По нашему мнению, любое лицо, управляющее любым объектом по дорогам общего пользования, должно считаться водителем. Такие лица должны проходить обучение, итогом которого должно стать получение специального права на управление данным транспортным средством, что позволило бы применять к ним меры административной ответственности. На сегодняшний день любой гражданин может купить себе электротранспорт (электросамокаты, электровелосипеды, моноколеса, электроскутер и т.п.) и управлять им по своему усмотрению. Некоторые модели электроскутеров могут развивать скорость 50 км/ч и выше и преодолевать на одном заряде расстояние до 60 км и более, некоторые - до 100 км/ч и преодолевать более 100 км [8]. Хотя не столь важно, с какой скоростью будет двигаться лицо, управляющее электротранспортом, если оно совершит наезд на пешехода, столкнется с велосипедистом или транспортным средством, в результате чего кто-то из участников дорожного движения получит травмы. Подобные случаи уже, к сожалению, не редки. Так, только в Москве за апрель и май текущего года с участием таких видов транспорта произошло 32 ДТП, одно из которых со смертельным исходом, в 25 участниками оказались дети [9]. А какую ответственность понесет, лицо, управляющее электротранспортом в состоянии опьянения? На сегодняшний день за нарушение ПДД гражданина, управляющего электротранспортом,

можно привлечь к административной ответственности только как «участника дорожного движения», что повлечет наложение штрафа в размере 800 руб. Хотя если бы он был приравнен к водителю, то штраф был бы значительно выше. А в случае нахождения лица в состоянии опьянения транспорт задерживается, лицо отстраняется от управления и проходит необходимую процедуру освидетельствования. То есть в результате данное лицо могло бы лишиться дальнейшего права управления своим электротранспортом.

Если бы статус лица, управляющего электротранспортом, уравняли со статусом водителя, ему пришлось бы после покупки проходить обучение на знание ПДД и показывать навыки управления электротранспортом соответствующего вида. Пусть это обучение будет краткосрочным и будет направлено на изучение основных требований к дорожному движению. Но оно позволило бы молодым водителям, которые управляют таким видом транспорта, понять, что у них есть обязанности и они несут ответственность за свои действия. При управлении данным видом транспорта важно также помнить о безопасности и обязать водителей быть в застегнутом шлеме. Далее, если разрешить управлять электротранспортом с 14 лет, возникнет вопрос о снижении возраста, с которого наступает административная ответственность. Данный вопрос неоднократно обсуждался, в Государственную Думу вносились различные предложения, однако до настоящего времени окончательного решения не найдено. По нашему мнению, в настоящее время данные изменения необходимы, так как многие подростки, зная о том, что их не могут привлечь к административной ответственности, совершают различные правонарушения на глазах своих сверстников, тем самым утверждаясь перед ними. А остальные, видя, что их товарищей не привлекают к ответственности, позволяют себе совершать такие же действия в дальнейшем.

По техническим характеристикам можно выделить два вида электротранспорта:

1) электротранспорт, способный развивать скорость не более 20 км/ч;

2) электротранспорт, способный развивать скорость более 20 км/ч.

Выбранная скорость 20 км/ч обусловлена тем, что п. 10.2 ПДД предусматривает, что «движение в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях разрешена не

87

более 20 км/ч». Данная скорость на указанных территориях является оптимальной и безопасной, однако не стоит забывать, что безопасной скоростью является та, которая позволяет водителю контролировать управляемое им автотранспортное средство.

Считаем, что для данного вида транспорта необходимо закрепить в ПДД обязанность управления с застегнутым шлемом, указать, где, с какой скоростью и как на нем можно передвигаться. Электротранспорт, который имеет возможность развивать скорость более 20 км/ч, следует выделить в самостоятельную категорию «М1». Для данной категории необходимо подготовить программу обучения и выдавать водительское удостоверение с 14 лет.

На основании вышеизложенного следует скорректировать и унифицировать понятия «водитель» и «транспортное средство».

Считаем возможным предложить авторские редакции терминов:

Водитель - лицо, управляющее средством передвижения по дорогам, которое позволяет перевозить людей или грузы, установленные на нем.

Транспортное средство (автотранспортное средство) - техническое устройство, приводимое в движения двигателем, предназначенное для перевозки людей и грузов по дорогам.

Таким образом, в результате проведенного анализа субъективных элементов состава управления автомототранспортным средством установлено следующее.

1. В законодательстве в зависимости от целей и предмета правового регулирования под водителем транспортного средства следует понимать:

1. Чернов С.Н. Административное право. Ч. 1: учеб. пособие. Петрозаводск, 2012.

2. Бахрах Д.Н., Россинский Б. В. Административное право: учеб. для вузов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2007.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.06.2019).

4. Дугенец А. С. Административная ответственность в российском праве: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

5. Денисенко В. В. Системный анализ адми-нистративно-деликтных отношений. СПб.,

6. О Правилах дорожного движения: постановление Правительства РФ от 23 окт.

1) лицо, управляющее транспортным средством;

2) лицо, управляющее транспортным средством в процессе выполнения своих должностных обязанностей или в соответствии с трудовым или гражданско-правовым договором с собственниками или иными владельцами транспортных средств;

3) лицо, обучающее вождению.

2. Субъект рассмотренного в статье правонарушения характеризуется следующими признаками:

это вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет;

это лицо, имеющее право управления транспортными средствами или имевшее такое право, но лишенное его за ранее совершенное административное правонарушение, а также не имеющее (и не имевшее) право управления транспортными средствами (ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ);

это лицо, в момент совершения правонарушения осуществляющее действия по управлению автомототранспортным средством по дорогам общего пользования [10].

3. Электротранспорт (электросамокаты, электровелосипеды, моноколеса, электроскутер и т.п.) следует приравнять к автотранспортному средству;

электротранспорт, который может развивать скорость более 20 км/ч, выделить в категорию «М1» и разрешить управлять им с 14 лет;

при наличии водительского удостоверения любой из категорий необходимо подтверждение права на управление транспортными средствами категории «М1».

1. Chernov S.N. Administrative law. Pt. 1: study aid. Petrozavodsk, 2012.

2. Bakhrakh D.N., Rossinsky B.V. Administrative law: textbook for universities. 3rd ed., rev. and augm. Moscow, 2007.

3. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL [Electronic resource]. URL: http://www. consultant.ru/ (date of access: 13.06.2019).

4. Dugenets A.S. Administrative responsibility in the Russian law: diss. ... Dr of Law. Moscow, 2005.

5. Denisenko V.V. System analysis of administrative-tort relations. St. Petersburg, 2001.

6. On the Rules of the Road: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Oct.

88

1993 г. № 1090 (в ред. от 4 дек. 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.06.2019).

7. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 27 дек. 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.06.2019).

8. URL: https://brodude.ru/3-otlichnyh-elektrotransporta-dlya-peredvizheniya-po-gorodu/

9. URL: Znak.com

10. Шкеля О. В. Административная ответственность за управление автомототранс-портными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2018.

23, 1993 № 1090 (as amended on Dec. 4, 2018) [Electronic resource]. URL: http://www.consultant. ru/ (date of access: 13.06.2019).

7. On Road Safety: fed. law d.d. Oct. 10, 1995 № 196-FL (as amended on Dec. 27, 2018) [Electronic resource]. URL: http://www.consultant. ru/ (date of access: 13.06.2019).

8. URL: https://brodude.ru/3-otlichnyh-elektrotransporta-dlya-peredvizheniya-po-gorodu/

9. URL: Znak.com

10. Shkelya O.V. Administrative responsibility for driving vehicles by intoxicated persons: auth. abstr.... Candidate of Law. Krasnodar, 2018.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шкеля Олег Викторович, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583770.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

O.V. Shkelya, Deputy Head of the Chair of Administrative Activity of Law Enforcement Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583770.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.