Научная статья на тему 'Конфискация как возможная мера ответственности водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения'

Конфискация как возможная мера ответственности водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ВОДИТЕЛЬ / СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КОНФИСКАЦИЯ / VEHICLE / DRIVER / INTOXICATION / ADMINISTRATIVE OFFENSE / CONFISCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

Рассматриваются разработанные Правительством Российской Федерации законопроекты, направленные на ужесточение ответственности водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения. Анализируется российский и зарубежный опыт в данной сфере. На основании проведенного исследования предлагается ужесточить ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, вплоть до конфискации транспортного средства как орудия совершения административного правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confiscation as possible measure of responsibility of drunk drivers for control of vehicles

In article the bills drafted by the Government of the Russian Federation aimed at toughening of responsibility of drivers of the vehicles which are in state of intoxication are considered. The Russian and foreign experience of establishment of responsibility is analyzed. On the basis of the conducted research it is offered confiscation of the vehicle as tools of commission of administrative offense as possible measure of responsibility for driving in state of intoxication.

Текст научной работы на тему «Конфискация как возможная мера ответственности водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения»

Шкеля Олег Викторович

Конфискация как возможная мера ответственности водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения

Рассматриваются разработанные Правительством Российской Федерации законопроекты, направленные на ужесточение ответственности водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения. Анализируется российский и зарубежный опыт в данной сфере. На основании проведенного исследования предлагается ужесточить ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, вплоть до конфискации транспортного средства как орудия совершения административного правонарушения.

Ключевые слова: транспортное средство, водитель, состояние опьянения, административное правонарушение, конфискация.

Confiscation as possible measure of responsibility of drunk drivers for control of vehicles

In article the bills drafted by the Government of the Russian Federation aimed at toughening of responsibility of drivers of the vehicles which are in state of intoxication are considered. The Russian and foreign experience of establishment of responsibility is analyzed. On the basis of the conducted research it is offered confiscation of the vehicle as tools of commission of administrative offense as possible measure of responsibility for driving in state of intoxication.

Key words: vehicle, driver, intoxication, administrative offense, confiscation.

С каждым годом численность автотранспорта и водителей, управляющих транспортными средствами, увеличивается. Также нередки случаи, когда водители управляют автомобилями в состоянии опьянения, что является одним из наиболее серьезных нарушений Правил дорожного движения, которое может привести к дорожно-транспортным происшествиям, а порой и влечет наступление тяжких последствий.

Ужесточение в 2015 г. ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения привело к ряду позитивных изменений. Так, согласно имеющимся сведениям о показателях состояния безопасности дорожного движения Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России в 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошло значительное снижение следующих показателей:

общего количества дорожно-транспортных происшествий - на 10,7%;

количества дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения, - на 12 %;

количества дорожно-транспортных происшествий с водителями, отказавшимися от мед-освидетельствования, - на 16%;

количества дорожно-транспортных происшествий с водителями с признаками опьянения - на 12,8%.

Однако введенные изменения не позволили полностью искоренить рассматриваемые нарушения.

С целью решения проблемы ужесточения ответственности находящихся в состоянии опьянения водителей транспортных средств Министерство транспорта РФ разработало законопроект «О залоге автомобиля за вождение в пьяном виде». Данный законопроект был принят Государственной Думой РФ в первом чтении, но возникли вопросы, касающиеся того, куда и как быстро будут поступать денежные средства за залог автомобиля [1]. Залог за задержанное транспортное средство состоит во внесении физическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, денежных средств в орган внутренних дел (полиции), указанный в протоколе о задержании транспортного средства в качестве получателя залога за задержанное транспортное средство. Сумма залога будет составлять 30 тыс. рублей, данная сумма равна сумме административного

106

штрафа, предусмотренного вышеуказанными статьями. Введение такой меры рассчитано на взыскание так называемого залога за транспортное средство, которое было задержано уполномоченными сотрудниками полиции. Ранее задержанное транспортное средство можно было забрать со штрафстоянки другому лицу, вписанному в страховой полис и имеющему водительское удостоверение на управление транспортным средством данного вида. Соответственно, для того чтобы забрать автомобиль, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, должно внести залог в размере 30 тыс. рублей, принести уплаченную квитанцию в подразделение, которое составило протокол о задержании транспортного средства, после чего можно будет забрать автомобиль со специальной стоянки и в течение 30 суток оплатить еще и услуги по эвакуации и хранению автомобиля.

Судья при вынесении решения по делу об административном правонарушении решает вопрос о возврате залога за задержанное транспортное средство залогодателю или об обращении залога за задержанное транспортное средство в счет уплаты административного штрафа за правонарушение. Однако, если суд в отношении водителя прекратит производство или факт наличия опьянения не будет установлен, процедура возврата внесенного залога будет значительно затруднена, так как в законопроекте подобный случай не регулируется. В данном случае у лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, появляется право взыскать с органа, в который он внес залог, упущенную выгоду от использования данной суммы денег.

Что касается усиления ответственности за грубое нарушение Правил дорожного движения, автор настоящей статьи неоднократно предлагал в качестве меры наказания введение конфискации транспортных средств за управление ими в состоянии опьянения.

Изучение объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 и ст. 12.26 КоАП РФ, позволяет сделать вывод о том, что она характеризуется умышленной формой вины, а в качестве обязательных объектов исследования необходимо рассматривать место совершения правонарушения, характер действия, состояние водителя и транспортного средства:

место совершения правонарушения - это дорога - «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных

средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения» [2];

характер действия указывает на то, что субъект правонарушения совершал осмысленные действия по управлению транспортным средством, т.е. воздействие на органы управления транспортного средства, в результате чего транспортное средство изменяло свое положение в пространстве;

состояние водителя должно обязательно учитываться при квалификации правонарушения; в рассматриваемом случае следует обратить внимание на состояние опьянения -психофизиологическое состояние человека, характеризующееся замедлением скорости реакции, ухудшением зрительного восприятия, искажением психического восприятия окружающей обстановки и происходящего (состояние опьянения может быть как алкогольным, так и наркотическим или токсикологическим);

транспортное средство, которым управляет лицо, находящееся в состоянии опьянения, должно относиться к одной из категорий и подкатегорий, установленных в п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

По нашему мнению, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ, определяет, что средством совершения данного правонарушения является транспортное средство. Соответственно, транспортное средство должно быть рассмотрено только как средство совершения правонарушения, а не как его предмет или орудие. При условии внесения соответствующих изменений в ст. 3.7 КоАП РФ такая позиция позволяет в отдельных случаях предусмотреть в качестве дополнительного наказания конфискацию транспортного средства, в частности, в отношении лиц, совершающих повторно или систематически административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ.

В качестве примера можно привести законодательство Белоруссии, где имеет место практика конфискации автомобилей у водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения. Данная новелла начала действовать с 2013 г. Инициатором закона выступила белорусская прокуратура, представители которой отмечали значительное увеличение задержанных водителей, находящихся в состоянии опьянения. При этом транспортное средство, согласно белорусским законам, конфискуется у владельца независимо от того, кто находился за рулем. Конфискованный автомобиль отправляется на специализированную

107

стоянку, а затем выставляется на продажу с аукциона. После введения такого закона число водителей, уличенных в управлении транспортными средствами в состоянии опьянения, сократилось на 20%.

В некоторых зарубежных странах транспортные средства признаются орудиями совершения правонарушений, объективную сторону которых образует нарушение правил дорожного движения. Так, ст. 385 УК Испании предусматривает возможность конфискации мотоцикла или автомобиля, правда, в случаях наступления тяжких последствий правонарушения [3].

Во многих странах за управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрена уголовная ответственность. Так, в Латвии данное деяние наказывается лишением свободы на срок не свыше двух лет, либо арестом или общественными работами, либо штрафом в размере до 50 минимальных месячных заработных плат, а также лишением права управления транспортным средством на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Аналогичные санкции предусмотрены и для лиц, не обладающих правом на управление транспортными средствами (ст. 262). При этом согласно ст. 262-1 отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения наказывается лишением свободы на срок не свыше одного года, либо арестом или общественными работами, либо штрафом в размере до 50 минимальных месячных заработных плат, а также лишением права управления транспортным средством на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. В таких странах, как Бельгия, Израиль, Испания, США, за неуплату штрафа предусматривается изъятие транспортного средства под залог или с уплатой за хранение на штрафной стоянке, в Японии - лишение водительских прав [4].

В июне 2014 г. депутат Государственной Думы РФ Сергей Иванов внес на рассмотрение законопроект № 385629-6, в котором предлагалось в качестве меры ответственности ввести конфискацию транспортного средства - орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, привлеченному к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Однако по результатам заключения Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотренный проект федерального закона в декабре 2014 г. был отклонен как противоре-

чащий конституционному принципу равенства всех перед законом и ст. 1.4 КоАП РФ [5]. Данный законопроект предусматривал конфискацию транспортного средства у собственника, однако следует отметить, что не всегда собственник управляет транспортным средством. Вписывая любого человека, имеющего водительское удостоверение соответствующей категории, в страховой полис, собственник дает право управления его автомобилем, но не право распоряжения. Производство по делу об административном правонарушении проходит все стадии в отношении конкретного лица, которое управляло транспортным средством, а не в отношении собственника, который не несет ответственность за нарушение ПДД, совершенное водителем, которому он доверил управление своим транспортным средством.

Однако, по нашему мнению, транспортное средство должно быть изъято независимо от того, кому оно принадлежит.

Конфискация представляет собой принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью лица, под различными предлогами, например в качестве санкции за преступление либо административное или гражданское правонарушение. Предлагаем рассматривать основной целью конфискации транспортного средства предотвращение повторного нарушения за счет изъятия транспортного средства у лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ.

Залог как мера ответственности, предложенная Министерством транспорта РФ в законопроекте «О залоге автомобиля за вождение в пьяном виде», состоит во внесении денежных средств в орган, в производстве которого находится дело. Цель залога - взыскание штрафа, предусмотренного КоАП РФ, а также предупреждение нежелательного поведения правонарушителя. Размер залога должен определяться в зависимости от характера совершенного правонарушения, данных о личности правонарушителя, его материального и имущественного положения, а не от максимального размера штрафа, установленного санкцией части статьи Особенной части Кодекса.

Проанализировав рассмотренные законопроекты, считаем, что конфискация транспортного средства на определенный срок (на срок лишения права управления транспортным средством) будет более действенной мерой, чем внесение залога в виде денежных средств.

108

Сама по себе конфискация нацелена на возмещение ущерба, однако управление транспортным средством в состоянии опьянения не причиняет материального ущерба и не влечет выгоды для нарушителя. Вместе с тем угроза

1. URL: https://www.gazeta.ru

2. О правилах дорожного движения [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 (в ред. от 4 дек. 2018 г.). URL: www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2019).

2. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: науч.-практ. пособие / под ред. Н.Г. Кадникова. М., 2011 [Электронный ресурс]. URL: www. consultant.ru (дата обращения: 17.01.2019).

4. Артемов В.Ю., Власов И.С., Голованова Н.А. и др. Законодательство об ответственности за нарушение правил дорожного движения в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Зарубежный опыт и его рецепция в российском законодательстве: науч.-практ. пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/(дата обращения 20.01.2019).

5. URL: http://asozd2.duma.gov.ru

конфискации становится действенным инструментом в борьбе с употреблением алкоголя и других веществ, влияющих на физическое и психическое состояние лица, управляющего транспортным средством.

1. URL: https://www.gazeta.ru

2. About traffic regulations: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 № 1090 (as amended on Dec. 4, 2018) [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru (date of access: 15.01.2019).

3. Isaev N.I. Criminal liability for traffic offense and operation of vehicles: sci. and practical guide / ed. by N.G. Kadnikov. Moscow, 2011 [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru (date of access: 17.01.2019).

4. Artyomov V.Yu., VlasovI.S., Golovanova N.A., et al. The legislation on responsibility for violation of traffic regulations is able alcoholic and drug intoxication. Foreign experience and its reception in the Russian legislation: scientific and practical grant/resp. ed. A.F. Nozdrachev. Moscow, 2016. URL: [Electronic resource]. URL: http://base. garant.ru / (date of access: 20.01.2019).

5. URL: http://asozd2.duma.gov.ru

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шкеля Олег Викторович, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583770.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

O.V. Shkelya, Deputy Head of the Chair of Administrative Activity of Law Enforcement Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583770.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.