Научная статья на тему 'Ответственность водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения'

Ответственность водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1045
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ВОДИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

Статья посвящена рассмотрению вопроса конфискации транспортных средств как мера наказания водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Также в ней рассматривается ужесточение наказания и введения мер уголовной ответственности за противодействия дорожно-транспортным происшествиям, совершенным по вине лиц, находящихся в состоянии опьянения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шкеля Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения»

УДК 367

Шкеля Олег Викторович

адъюнкт кафедры конституционного и административного права

преподаватель кафедры административной деятельности

и организации деятельности ГИБДД

Краснодарского университета МВД России

(тел :89181667773)

Oleg V. Shkelya

Post graduate student of the

Constitutional and Administrative Law Chair,

Teacher of the chair of Administrative Activity and

Organization Activity of State Auto Inspection

of the Krasnodar University of the MIA

(tel. 8918667773)

Ответственность водителей за управление транспортными средствами в

состоянии опьянения

Responsibility of drivers for management of vehicles in a state of intoxication

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса конфискации транспортных средств как мера наказания водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Также в ней рассматривается ужесточение наказания и введения мер уголовной ответственности за противодействия дорожно-транспортным происшествиям, совершенным по вине лиц, находящихся в состоянии опьянения.

Ключевые слова: Транспортное средство, административное правонарушение, алкогольное опьянение, судебная практика, водитель транспортного средства.

Annotation. Article is devoted to consideration of a question of confiscation of vehicles as a measure of punishment of drivers for management of vehicles in a state of intoxication. Also in it toughening of punishment and introduction of measures of criminal liability for counteractions to the road accidents made because ofpersons, being in a state of intoxication is considered.

Key words: vehicle, administrative offences, alcohol intoxication, judicial practice, driver.

Конфискация (лат. confiscatio - «отобрание в казну», fiscus - корзина; касса, казна, финансы) - принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью лица, под различными предлогами: в качестве санкции за преступление либо административное или гражданское правонарушение.

По гражданскому законодательству РФ конфискация рассматривается как один из случаев принудительного изъятия имущества у собственника[1]. Согласно ст. 243 ГК РФ имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление (иное правонарушение). В случаях, предусмотренных законом, конфискация производится в административном порядке. Решение о такой конфискации может быть обжаловано в суде. По уголовному праву конфискация- есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора суда имущества[2]. Конфискация, применяемая в качестве меры административного взыскания, предусматривает изъятие не вообще имущества правонарушителя, а только тех предметов, которые являются орудиями или объектами административных проступков.

Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 3.2, части 2 статьи 3.3 части 1 статьи 3.7 КоАП конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения предусмотрена в качестве одного из видов административного наказания (основного или дополнительного), назначаемого судьей, и определена как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей [3].

Конфискация применяется в отношении нарушителя, который может быть собственником изымаемой вещи либо может обладать отдельными правомочиями собственника, например, правом владения и (или) распоряжения данной вещью. В любом случае, вещь, подлежащая конфискации, должна находиться у нарушителя на законном основании.

Таким образом, в качестве административного наказания может быть допущена конфискация орудия совершения административного правонарушения у собственника этого имущества, не привлеченного к административной ответственности и не признанного в законной процедуре виновным в совершении данного административного правонарушения, чем в нарушение части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации несоразмерно ограничивается право частной собственности, гарантированное частями 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации.

Данная позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 6-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения норм КоАП в той мере, в какой они допускают в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении.

Орудием административных правонарушений являются предметы внешнего мира, которые непосредственно используются для совершения противоправного деяния. Так орудием совершения административных

правонарушений в области дорожного движения будет являться транспортное средство. Но конфискация транспортного средства как отдельный вид административного наказания в действующем законодательстве не предусмотрена. Хотя есть составы правонарушений, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, где конфискация явилась бы действенной мерой предупреждения, пресечения и профилактики административных правонарушений. Так, например, ст.12.8 Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения [4].

Тема пьянства за рулем - не слишком благодатное поле для рассуждений о соответствии строгости наказания тяжести содеянного. Статистика ДТП со смертельным исходом, произошедших по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения, слишком печальна. Согласно данным ГУ ГИБДД России за 2013 г. с участием нетрезвых водителей произошло 13581 (+5,7% к АППГ) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло - 2314 (+10% к АППГ) человек и 19385 (+3,8% к АППГ) были ранены [5].

Законопослушных граждан калечат и убивают те, кто не отказывает себе в удовольствии «употребив на дорожку» сесть за руль. Разве это нельзя считать преднамеренным убийством?

Так управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. А за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 ст.12.8 предусмотрено наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок три года[6].

Но штрафом можно напугать далеко не каждого, да и расхожее «командир, может, договоримся?» в сознании многих автовладельцев превратилось практически в аналог аукциона, относительно безобидного и необременительного для кармана. В отличие от штрафа - перспектива потерять недешевое средство передвижения действует отрезвляюще во всех смыслах.

Лишение адептов пьяной езды транспортного средства давно практикуется соседями России по постсоветскому пространству.

К примеру, в Белоруссии уже произведено усиление мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Так Уголовный кодекс Белоруссии дополнен нормами, вводящими дифференциацию уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других

одурманивающих веществ, в зависимости от тяжести наступивших последствий. При совершении этого преступления в состоянии алкогольного опьянения, повлекшего по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет; смерть двух и более лиц - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет. В качестве безальтернативного предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Законом ужесточена ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования), (статья 317-1). Установлено, также, что за преступление, предусмотренное статьей 317-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, применяется специальная конфискация транспортного средства, использовавшегося при их совершении, независимо от того, в чьей собственности оно находится. Исключение составляют случаи, когда транспортное средство выбыло из владения собственника в результате противоправных действий иных лиц или помимо его воли (например, при угоне, самоуправстве).

Желание общества и государства радикально улучшить ситуацию на дорогах и искоренить вождение ТС в состоянии опьянения, передачу управления автомобилем такому лицу, отказ от прохождения освидетельствования на предмет определения состояния опьянения понятно. Руководствуясь этими соображениями, законодатель, наряду с ужесточением административной ответственности и наказания за их совершение, решил ввести конфискацию ТС, причем придав ей правовой статус не наказания, а конфискации.

В Государственную думу России уже внесен законопроект, который предусматривает конфискацию автомобиля у водителя, севшего за руль в состоянии алкогольного опьянения.

Согласно законопроекту, за управление автомобилем в нетрезвом виде водитель может быть лишен прав на срок от 1,5 до двух лет с конфискацией транспортного средства[7].

Законопроект, кроме того, устанавливает, что за передачу управления автомобилем лицу, которое находится в состоянии опьянения, предусматривается аналогичная мера наказания. То есть, при повторном нарушении виновный лишается прав на три года с одновременной конфискацией транспортного средства.

Такая же мера наказания - конфискация - предусмотрена и за вождение в пьяном виде без водительских прав. Одновременно с конфискацией нарушитель закона может быть оштрафован на 5 тыс. рублей. В качестве альтернативы может быть применен административный арест сроком до 15 суток.

Согласно предлагаемому законопроекту, конфискованные автомобили будут направляться в федеральную собственность либо в собственность субъекта России.

Так сегодня согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. А за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 ст.12.8 предусмотрено наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок три года.

Очевидно, что такая мера наказания за управление транспортным средством в нетрезвом виде не соответствует степени риска, которую несет в себе данное правонарушение, и не является эффективным механизмом его предупреждения.

Для комплексного решения обозначенной проблемы необходимо применение как административных, так и уголовно-правовых мер противодействия дорожно-транспортным происшествиям, совершенным по вине лиц, находящихся в состоянии опьянения. Считаю необходимым ужесточить меры наказания. Так:

1. За управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения - назначить административную ответственность в виде наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами и конфискацией орудия административного правонарушения (транспортного средства) на срок два года.

2. За повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения - назначать уголовную ответственность в виде лишения свободы до трех лет.

Данные меры позволят увеличить степень ответственности и создадут препятствие для повторного совершения правонарушения.

Литература

1.Гражданский кодекс РФ: текст с изм. и доп. на 1 января 2014 г. - М. : Эксмо, 2014. - 678 с. - (Актуальное законодательство: библиотечка «Российской газеты»);

2.Уголовный кодекс РФ: текст с изм. и доп. на 3 февраля 2014 г. - М. : Эксмо, 2014. - 245 с. - (Актуальное законодательство: библиотечка «Российской газеты»);

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. и доп. на 1 апреля 2014г. - М. : Эксмо, 2014. - 464 с. - (Актуальное законодательство: библиотечка «Российской газеты»); - ст.3.7;

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. и доп. на 1 апреля 2014г. - М. : Эксмо, 2014.

- 464 с. - (Актуальное законодательство: библиотечка «Российской газеты»); - ст.12.8;

5. http://www.gibdd.ru/stat/;

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. и доп. на 1 апреля 2014г. - М. : Эксмо, 2014.

- 464 с. - (Актуальное законодательство: библиотечка «Российской газеты»); - ст.12.8;

7. Проект №385629-6 ФЗ «О внесении изменения в ст.12.8 КоАП РФ». Literature

1. Civil code of the Russian Federation: the text with amendment and additional for January 1, 2014 - M.: Eksmo, 2014. - 678 pages - (The actual legislation: bibliotechka of "The Russian newspaper");

2. Criminal code of the Russian Federation: the text with amendment and additional for February 3, 2014 - M.: Eksmo, 2014. - 245 pages - (The actual legislation: bibliotechka of "The Russian newspaper");

3. The code of the Russian Federation about administrative offenses: the text with amendment and additional for April 1, 2014 - M.: Eksmo, 2014. - 464 pages

- (The actual legislation: bibliotechka of "The Russian newspaper"); Art. 3.7;

4. The code of the Russian Federation about administrative offenses: the text with amendment and additional for April 1, 2014 - M.: Eksmo, 2014. - 464 pages

- (The actual legislation: bibliotechka of "The Russian newspaper"); Art. 12.8;

5. http://www.gibdd.ru/stat/;

6. The code of the Russian Federation about administrative offenses: the text with amendment and additional for April 1, 2014 - M.: Eksmo, 2014. - 464 pages

- (The actual legislation: bibliotechka of "The Russian newspaper"); - Art. 12.8;

7. Project No. 385629-6 Federal Law "About Modification of - Art. 12.8 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.