Научная статья УДК 34.096
Безопасность дорожного движения -
© Прохорова А.М., Кузнецова Н.М., Шелковникова Ю.В., 2023
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ)
'Анна Махмутовна Прохорова, 2Наталья Михайловна Кузнецова, 3Юлия Владимировна Шелковникова
1,2,3Научный центр БДД МВД России '[email protected] [email protected] [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются вопросы совершенствования деятельности общественных объединений, указывается на их роль в решении социальных проблем, в том числе в сфере безопасности дорожного движения. Подчеркивается, что для снижения аварийности и смертности на дорогах, а также повышения эффективности деятельности Госавтоинспекции в работе по формированию правосознания граждан и их безопасного поведения на дорогах необходимо устанавливать тесное взаимодействие Госавтоинспекции и общественных объединений, основанное на принципах социального партнерства.
Ключевые слова: некоммерческая организация, общественное объединение, общественная организация, правовое регулирование, Госавтоинспекция, безопасность дорожного движения, партнерская модель
Для цитирования: Прохорова А.М., Кузнецова Н.М., Шелковникова Ю.В. Оптимизация деятельности общественных объединений (на основе взаимодействия с подразделениями Госавтоинспекции) // Безопасность дорожного движения. 2023. № 3. С. 12-16.
Original article
OPTIMIZATION OF THE ACTIVITIES OF PUBLIC ASSOCIATIONS (ON THE BASIS OF INTERACTION WITH DIVISIONS TRAFFIC POLICE)
'Anna M. Prokhorova, 2Natalia M. Kuznetsova, 3Yulia V. Shelkovnikova
1,2,3Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
Abstract. The article reveals issues of improving the activities of public associations, indicating their role in solving social problems, including in the field of road safety. It is emphasized that in order to reduce accidents and mortality on the roads, as well as increase the efficiency of the State Traffic Inspectorate in the work to form the legal consciousness of citizens and their safe behavior on the roads, it is necessary to establish close interaction between the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia and public associations, based on the principles of social partnership.
Keywords: non-profit organization, public association, public organization, legal regulation, state traffic inspectorate, road safety, partner model
For citation: Prokhorova A.M., Kuznetsova N.M., Shelkovnikova Yu.V Optimization of the activities of public associations (on the basis of interaction with divisions Traffic police) // Road Safety. 2023. № 3. P. 12-16.
В современных условиях оптимизация деятельности общественных объединений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (далее - БДД) является необходимым условием решения задач по снижению аварийности и смертности на дорогах.
Это связано с тем, что общество не может прямо решать многие проблемы, вытекающие из социальных ситуаций. В этой связи общественные объединения приобретают особый политико-правовой статус в структуре общества и играют значимую роль в решении социальных проблем как на глобальном, так и на локальном уровне, выполняя посредническую функцию между гражданским обществом и публичной властью.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [1].
Отметим, что общественное объединение является одной из форм некоммерческой организации [2], определяемой как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [3].
Действуя как связующее звено между обществом и властью, общественные объединения способны собрать людей, объединив их в содружество, могут повлиять на принятие решений во многих вопросах, в том числе в области БДД.
Несмотря на разнообразие, разнонаправленность их деятельности и взаимную конкуренцию, они способствуют выработке гражданской позиции, консолидируют мнение граждан по той или иной проблеме, выражают заинтересованность в социальном партнерстве.
Road
Правовые отношения в сфере функционирования общественных объединений регулируются Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция), в которой реализуется одно из основных прав граждан - право на объединение (ст. 30): «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов»[4], распространяющееся на различные сферы жизни, например, политическую, экономическую, социальную, культурную и др. и имеет сложную структуру [5].
Данное право граждан на свободу объединения складывается из права объединять других лиц, присоединяться к уже существующему объединению и выходить из него, участвовать в деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданного объединения прежде всего государством, а также другими лицами, независимо от формы и вида.
Это право также содержит в себе правомочие на защиту, в том числе и международную, в случае ограничения свободы деятельности общественных объединений.
Понятие и содержание свободы объединения, изложенные в ст. 30 Конституции, дополняются иными ее статьями, например, ст. 31, 32, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В ст. 20 Всеобщей декларации прав человека 1948 года [6] провозглашается право каждого человека на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Согласно ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года [7] каждый человек имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Аналогичное право закрепляется в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. [8, 9].
Правовое положение общественных объединений регулируется также и иными нормативными правовыми актами, посвященными отдельным видам общественных объединений: Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3], Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [10], Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [11] и др.
В широком смысле слова понятие «объединение» подразумевает разного рода коллективное образование субъектов. Однако временные, неустойчивые коллективные образования, такие как собрания, демонстрации, презентации, группы экскурсантов и т.п., не могут признаваться объединением как в соответствии с Конституцией, так и с нормами международного права [9].
Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц, исключение составляют политические партии и профсоюзы [12].
Взаимодействие Госавтоинспекции с общественными объединениями также имеет правовую основу и закреплено на законодательном уровне.
В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» указано, что полиция прежде всего должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, при осуществлении своей деятельности взаимодействует с общественными объединениями, организациями и гражданами, может использовать их возможности в порядке,
Safety
установленном законодательством Российской Федерации, а также в пределах своих полномочий оказывает содействие общественным объединениям, а общественные объединения, организации и должностные лица, в свою очередь, должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей [13].
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» такое взаимодействие детализирует, законодательно закрепляя основания создания общественных объединений, их цель и права в сфере БДД [14].
Для достижения положительного эффекта и масштабности в работе по формированию правосознания граждан и их безопасного поведения на дорогах необходимо устанавливать тесное взаимодействие Госавтоинспекции и общественных объединений.
Выстраивать такое взаимодействие необходимо в форме партнерской модели, выступающей необходимым элементом комплексного подхода к обеспечению БДД [15].
Под партнерской моделью будем понимать систему взаимодействия Госавтоинспекции с общественными объединениями, предполагающую интеграцию общественной деятельности граждан и правоохранительной функции полиции.
От грамотного взаимодействия, правильной координации, четкого построения функциональных вертикалей, целенаправленного и совместного приложения усилий подразделений Госавтоинспекции и общественных объединений, занимающихся проблемами обеспечения БДД, зависит не только профилактика дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), но и БДД в целом.
Для установления взаимодействия сотрудники Госавтоинспекции как минимум должны владеть информацией о действующих организациях, занимающихся вопросами БДД.
В 2023 году ФКУ «Научный центр БДД МВД России» в рамках научного исследования был проведен опрос подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне с целью выявления наличия на территории различных регионов Российской Федерации действующих общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере БДД, проводимых ими самостоятельно, совместно с Госавтоинспекцией или органами государственной и муниципальной власти мероприятиях.
В результате анализа полученных сведений были выделены наиболее распространенные общественные объединения (Всероссийское общество автомобилистов, Юные инспекторы движения, Народный Фронт «За Россию»), формы проводимых мероприятий (в основном - акции и рейды, реже - занятия, конкурсы/соревнования, инструктажи, экскурсии в музеи Госавтоинспекции), их периодичность (однократно, по случаю праздника или памятного события, ежеквартально либо ежегодно) и направленность (в основном профилактика детского дорожно-транспортного травматизма).
На основе анализа деятельности общественных организаций выделен ряд проблемных аспектов во взаимодействии их с Госавтоинспекцией:
неосведомленность Госавтоинспекции об общественных объединениях, их деятельности и потенциале (20% подразделений Госавтоинспекции, участвовавших в опросе, не владеют информацией об общественных организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере БДД);
Безопасность до]
низкая активность по проведению совместных мероприятий;
использование стандартных методов пропаганды; отсутствие финансирования деятельности общественных организаций;
недооценка значимости средств массовой информации (далее - СМИ) в освещении проводимых мероприятий и деятельности общественных объединений в целом;
недостаточное стимулирование/мотивирование деятельности общественных объединений.
Указанный перечень проблем не является исчерпывающим. Важно понимать, что «создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дорогах, предупреждение опасного поведения и др.» [16] невозможно без использования ресурсов институтов гражданского общества, включая общественные объединения.
В этой связи определим перспективные направления взаимодействия Госавтоинспекции с общественными объединениями, а также другими формами некоммерческих организаций, в том числе с волонтерскими организациями, объединениями и формированиями гражданского общества.
Взаимодействие с объединениями автошкол, важными аспектами которого должны стать, во-первых, ориентация обучения кандидатов в водители на безопасное управление транспортными средствами, исключение их «натаскивания» на формальную сдачу теоретического и практического экзаменов и др., во-вторых, повышение статуса инструкторов, мастеров в педагогических коллективах организаций посредством введения системы мотивирования, поощрения, конкурсного отбора (лучший инструктор, мастер), в-третьих, включение в итоговый состав комиссии сотрудников Госавтоинспекции.
Взаимодействие с региональными народными дружинами, казачьими сообществами и другими подобными формами общественных объединений, в основе которого должен лежать принцип доверия, формирующийся за счет действия социального механизма «мы такие же, как вы».
Подобные «активисты из народа» будут иметь большую поддержку населения, что, соответственно, усилит эффект деятельности по обеспечению БДД.
Следует отметить, что привлекать членов таких сообществ можно к решению самого широкого спектра задач по профилактике нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) и пропаганде БДД, учитывая, что они владеют достаточной информацией о территории проживания, местах концентрации ДТП и нарушениях ПДД РФ.
Взаимодействие с ветеранскими организациями и отдельными категориями инициативных граждан, объединенных общим интересом (ветераны МВД РФ, религиозные деятели, блогеры, лидеры неформальных объединений, инфлюэнсеры и др.).
Использование данного ресурса будет способствовать развитию устойчивой связи между ветеранами и сотрудниками службы с целью передачи опыта, усилению работы по обследованию территорий улично-до-рожной сети на предмет выявления недостатков, например, проблем обустройства дорог, пешеходных зон, наличия отвлекающих факторов на дорогах (кустов, рекламных щитов, закрывающих обзор), небрежно припаркованных автомобилей, подозрительных предметов на дорогах и внутридворовых территориях и др.
)жного движения -
Кроме того, в фокусе внимания могут находиться плохо очищенные от снега дороги, мусор на обочине, повреждение дорожного покрытия и др.
Взаимодействие с волонтерскими отрядами, заключающееся в привлечении волонтеров к патрулированию населенных пунктов пешими и автопатрулями, охране общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий, оказании помощи при ДТП, включая помощь при организации спасательных работ и др.
Отдельно отметим важность привлечения волонтеров из числа молодежи (старших школьников, студентов и их родителей) к дежурствам в образовательных организациях при проведении праздничных мероприятий («1 сентября», «Последний звонок» и др.).
В выходные дни волонтеры могут дежурить перед молодежными клубами и барами в целях профилактики управления транспортными средствами (включая СИМ) в состоянии опьянения.
Особое внимание Госавтоинспекции следует уделять освещению в СМИ ее совместной деятельности с общественными объединениями.
Регулярное взаимодействие со СМИ позволит повысить информированность граждан и значимость проводимых мероприятий по БДД, расширить целевую аудиторию, заинтересовать граждан, которые находятся на удалении от административных центров и не могут принять непосредственное участие в мероприятии.
Организация прямых эфиров, семинаров, круглых столов на площадках СМИ поможет привлечь внимание представителей малого и среднего бизнеса к проблемам обеспечения БДД, позволит увеличить долю граждан, занимающихся общественной, добровольческой (волонтерской) деятельностью.
Освещая в СМИ совместную деятельность Госавтоинспекции и общественных объединений, важно учитывать, во-первых, современную тенденцию к получению населением информации с помощью телекоммуникационной сети «Интернет» (среднестатистический пользователь Интернета в России проводит в нем каждый день 7 часов 50 минут, из них 46,7% - на мобильных устройствах ), в том числе социальных сетей и мессенджеров, которые близки и понятны молодежи.
Во-вторых, возможность привлечения молодежи к созданию на базе популярных мессенджеров тематических групп, каналов и чат-ботов, содержащих информацию об аварийности, значимых мероприятиях по пропаганде БДД и др., ввиду того, что она по определению социально более активна и компетентна в разработке и использовании информационных ресурсов.
Используя мессенджеры, Госавтоинспекция не только способствует вовлечению населения, особенно молодежи в сферу БДД, повышает информированность, правовую грамотность и культуру граждан, но и реализует принцип неотвратимости наказания в случаях, когда материалы пабликов, содержащие сведения о грубых нарушениях ПДД РФ, становятся поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях.
Анализ деятельности общественных объединений и материалов, представленных территориальными органами МВД России, позволил определить меры, направленные на повышение результативности взаимодействия Госавтоинспекции с общественными объединениями и другими формами некоммерческих организаций.
1. Создание регионального реестра общественных объединений, «банка» активных граждан с целью
Road
оценки общественного потенциала региона, привлечение волонтеров к деятельности по БДД.
При формировании реестра общественных объединений необходимо учитывать и те организации, деятельность которых непосредственно не связана с БДД, но потенциал которых вполне может быть использован для данной цели.
Так, отметим, что по результатам опроса регионов, многие из них представили информацию о взаимодействии с 1-2 общественными организациями.
Расширить такое взаимодействие возможно за счет организаций, деятельность которых непосредственно не связана с обеспечением БДД.
Так, например, на территории Курской области (регион указал наличие 1 организации) действует Городская общественная организация родителей города Железногорска «Ответственное Родительство», которая помимо оздоровления и духовно-нравственного воспитания детей может участвовать в информировании родителей о важности соблюдения ПДД РФ при перевозке несовершеннолетних, использования детских удерживающих устройств и т.д.
2. Установление порядка взаимодействия территориальных органов внутренних дел МВД России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с общественными объединениями, организаторами добровольческой деятельности с учетом национальных, социально-экономических, культурных, религиозных и других особенностей.
3. Разработка в рамках деятельности Госавтоинспекции дорожной карты и создание рабочей группы для развития совместной деятельности с общественными объединениями, волонтерскими движениями с учетом социально-экономического развития региона.
Важно предусмотреть заключение соглашения о сотрудничестве с организациями с целью повышения эффективности проводимых мероприятий, укрепления партнерских отношений, расширения сферы совместного влияния на решение проблем БДД и т.д.
4. Разработка системы стимулирования/мотивирования общественных объединений, активных граждан, добровольческих движений с учетом особенностей развития региона.
В рамках данной системы органы государственной власти и органы местного самоуправления могут:
оказывать финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям путем предоставления субсидий за счет бюджетных средств (региональных и муниципальных), грантов;
предоставлять льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
передавать во владение или пользование государственное/муниципальное имущество для использования по целевому назначению;
создавать региональные, муниципальные информационные системы и телекоммуникационные сети, обеспечивая информационную поддержку деятельности общественных объединений, оказывать поддержку в области подготовки дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций и т.д.
Со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации возможно предусмотреть нематериальные меры стимулирования: благодарность, почетная грамота, публичное одобрение социально значимых мероприятий и деятельности общественных объединений, включение сотрудников общественных
Safety
организаций в состав общественных советов при МВД России.
5. Осуществление регулярной информационной и организационной поддержки совместных мероприятий Госавтоинспекции с общественными организациями с последующим освещением в региональных СМИ, включая ведомственные ресурсы, с целью популяризации добровольческой деятельности, привлечения все большего количества граждан к ней, повышения доверия и формирования положительного имиджа полиции.
6. Создание территориальными органами МВД России ресурсных центров. Данные центры рекомендуем создавать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на базе, например, учреждений дополнительного профессионального образования по поддержке общественных организаций, добровольческих движений с возможностью обучения, например, психологической поддержке лицам, пострадавшим в ДТП и др.
В заключение отметим, что общественные объединения являются одним из важнейших ресурсов для достижения общих целей в обеспечении БДД, которые необходимо использовать и с помощью которых возможно воздействовать на общественные отношения в сфере БДД.
Однако в настоящее время существует риск недооценки их роли в деятельности по обеспечению БДД. Положительного эффекта и масштабности в работе по формированию правосознания граждан и безопасного поведения на дорогах возможно достичь при тесном взаимодействии Госавтоинспекции и общественных объединений.
Выстраивать такое взаимодействие необходимо в форме партнерской модели, которая повысит не только эффективность проводимых совместных мероприятий, но и уровень доверия населения к Госавтоинспекции, что положительно повлияет на имидж службы.
Учитывая роль СМИ в современных условиях, включая телекоммуникационную сеть «Интернет», взаимодействие Госавтоинспекции с общественными объединениями должно сопровождаться поддержкой и освещением мероприятий в информационном поле.
Такое сопровождение будет способствовать расширению аудитории (за счет охвата участников дорожного движения), популяризации знаний, привлечению внимания граждан к проблемам БДД.
Список источников
1. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.09.2023).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2023) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.09.2023).
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-Ф3 «О некоммерческих организациях» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.09.2023).
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФКЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.09.2023).
5.Карлина Т.Д. Общественное объединение: понятие, основные черты, принципы создания и деятельности // Бизнес в законе. 2007. № 3. С. 83-86.
6. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.09.2023).
Безопасность дорожного движения
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2023).
8. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2023).
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. C. 244-250.
10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2023).
11. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2023).
12. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2020. 256 с.
13. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.09.2023).
14. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.09.2023).
15. Калюжный Ю.Н. Общественные советы при МВД России и его территориальных органах как средство выражения интересов гражданского общества по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения (проблемы функционирования) // Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 11-14.
16. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р) // СПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 15.09.2023).
References
1.Federal Law dated 19.05.1995 № 82-FZ «On public associations» (latest edition) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 14.09.2023).
2. The Civil Code of the Russian Federation (Part one) dated 30.11.1994 № 51-FZ (as amended on 24.07.2023) (with amendments and additions, intro. effective from 01.08.2023) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 14.09.2023).
3. Federal Law dated 12.01.1996 № 7-F3 «On nonprofit organizations» (latest edition) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 14.09.2023).
4. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 № 6-FKZ, dated 30.12.2008 № 7-FKZ, dated 05.02.2014 № 2-FKZ, dated 21.07.2014 № 11-FKZ, dated 01.07.2020 № 1-FKZ) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 20.09.2023).
5. Karlina T.D. Public association: concept, main features, principles of creation and activity // Business in law. 2007. № 3. P. 83-86.
6. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 14.09.2023).
7. Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded in Rome on 04.11.1950) (as amended on 24.06.2013) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.09.2023).
8. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.09.2023).
9. Commentary to the Constitution of the Russian Federation (article by article) / edited by VD. Zorkin. 2nd ed., revised. M.: Norm, Infra-M, 2011. P. 244-250.
10. Federal Law dated 12.01.1996 № 10-FZ «On trade unions, their rights and guarantees of activity» (latest edition) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.09.2023).
11. Federal Law dated 08.08.2001 № 129-FZ «On state registration of legal entities and individual entrepreneurs» (latest edition) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.09.2023).
12. Barkhatova E.Yu. Commentary to the Constitution of the Russian Federation: new edition (article-by-article). 3rd ed., reprint. and additional M.: Prospect, 2020. 256 p.
13. Federal Law dated 07.02.2011 № 3-FZ «On the police» (latest edition) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 14.09.2023).
14. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» (latest edition) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.09.2023).
15. Kalyuzhny Yu.N. Public councils under the Ministry of Internal Affairs of Russia and its territorial bodies as a means of expressing the interests of civil society in matters of road safety (functioning problems) // Road Safety 2023. № 2. P. 11-14.
16. Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024 (Decree of the Government of the Russian Federation № 1-r dated 08.01.2018) -// Legal reference system «GARANT» (date of access: 15.09.2023).
Информация об авторах
А.М. Прохорова - кандидат биологических наук, доцент, заместитель начальника Научного центра БДД МВД России Н.М. Кузнецова - кандидат психологических наук, начальник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения Научного центра БДД МВД России
Ю.В. Шелковникова - старший научный сотрудник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения Научного центра БДД МВД России
Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the authors
A.M. Prokhorova - Candidate of Sciences in Biology, Associate Professor, Deputy Head of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
N.M. Kuznetsova - Candidate of Sciences in Psychology, Head of the department ofscientific support ofpreventive measures and activities to form the legal awareness of road users of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
Yu.V. Shelkovnikova - Senior researcher of the department of scientific support ofpreventive measures and activities to form the legal awareness of road users Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293
Статья поступила в редакцию 06.10.2023; одобрена после рецензирования 13.10.2023; принята к публикации 20.10.2023. The article was submitted 06.10.2023; approved after reviewing 13.10.2023; accepted for publication 20.10.2023.