Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМИ СТАНДАРТАМИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМИ СТАНДАРТАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технические средства организации дорожного движения / эксперимент / стандарт / автомобильные дороги / эффективность / technical means of traffic management / experiment / standard / highways / efficiency

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Алексеевич Сторожев, Алина Николаевна Аристархова

В статье рассматривается реализация пункта 4.5 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в части применения технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных действующими стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF TRAFFIC CONTROL TECHNICAL MEANS NOT PROVIDED BY CURRENT STANDARDS

The article discusses the implementation of clause 4.5 of GOST R 52289-2019 «Technical means of organizing road traffic. Rules for the use of road signs, markings, traffic lights, road barriers and guide devices» regarding the use of technical means of traffic management not provided for by current standards.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМИ СТАНДАРТАМИ»

Научная статья УДК 351.811

Road Safety-

© Сторожев С.А., Аристархова А.Н., 2023

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМИ СТАНДАРТАМИ

'Сергей Алексеевич Сторожев, 2Алина Николаевна Аристархова

1,2Научный центр БДД МВД России 1 sstorozhev4@mvd.ru 2aaristarkhova8@mvd.ru

Аннотация. В статье рассматривается реализация пункта 4.5 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в части применения технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных действующими стандартами.

Ключевые слова: технические средства организации дорожного движения, эксперимент, стандарт, автомобильные дороги, эффективность

Для цитирования: Сторожев С.А., Аристархова А.Н. Применение технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных действующими стандартами // Безопасность дорожного движения. 2023. № 3. С. 23-28.

Original article

USE OF TRAFFIC CONTROL TECHNICAL MEANS NOT PROVIDED

BY CURRENT STANDARDS

'Sergey A. Storozhev, 2Alina N. Aristarkhova

1,2Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

1 sstorozhev4@mvd.ru

2aaristarkhova8@mvd.ru

Abstract. The article discusses the implementation of clause 4.5 of GOST R 52289-2019 «Technical means of organizing road traffic. Rules for the use of road signs, markings, traffic lights, road barriers and guide devices» regarding the use of technical means of traffic management not provided for by current standards.

Keywords: technical means of traffic management, experiment, standard, highways, efficiency

For citation: Storozhev S.A., Aristarkhova A.N. Use of traffic control technical means not provided by current standards // Road Safety. 2023. № 3. P. 23-28.

Одной из составляющих предмета федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения является обеспечение соблюдения установленных обязательных требований к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог.

Вместе с тем стремительно развивающиеся технологии в совокупности с имеющимся положительным зарубежным опытом диктуют необходимость внедрения новых решений в рассматриваемой области.

При этом поддерживать внедрение технических средств организации дорожного движения (далее - ТСОДД), показавших в процессе эксплуатации низкую эффективность или отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения, недопустимо.

В соответствии с п. 4.5 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» владельцы автомобильных дорог по разрешению подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне, то есть Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУОБДД МВД России), могут применять

в экспериментальных целях ТСОДД, не предусмотренные действующими стандартами [1].

То есть запрос в ГУОБДД МВД России на разрешение применения нестандартных ТСОДД должен исходить непосредственно от владельцев автомобильных дорог.

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2017 г. № 275ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в определенных законодательством случаях ГК «Ав-тодор» [2].

Эксперимент не должен рассматриваться как инструмент мгновенной легитимизации применения того или иного технического решения. Важно понимать, что это процедура, выполняемая для подтверждения или опровержения определенной гипотезы.

Необходимо поставить цель, определить задачи, установить сроки и места проведения, а также ожидаемый результат, разработать методику оценки эффективности ТСОДД и их восприятия участниками дорожного движения.

В рамках постановки цели и задач эксперимента указывается:

конкретное предназначение ТСОДД (например, для улучшения зрительной ориентации водителей, видимости пешеходов на пешеходных переходах в ночное время, увеличения пропускной способности за счет упорядочения движения транспортных средств и т.д.);

на устранение какого фактора (факторов), способствующего возникновению дорожно-транспортного происшествия, направлено применение ТСОДД;

сравнение с аналогичными или предназначенными для тех же целей (при наличии) ТСОДД;

Обязательно указание сроков проведения эксперимента, а также перечня мест проведения. При выборе мест проведения необходимо учитывать предназначение ТСОДД и характеристику возможных мест их применения (регулируемые и нерегулируемые перекрестки, пешеходные переходы, прямые участки, кривые в плане и профиле, число полос движения, интенсивность транспорта и пешеходов и т.д.).

В качестве средства оценки методики эффективности ТСОДД могут выступать разработанные конкретные критерии, например:

снижение количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с однородными причинами, снижение тяжести последствий ДТП; увеличение пропускной способности; легкость восприятия ТСОДД; повышение визуализации восприятия ТСОДД; контрастность изображения ТСОДД; соответствие технического решения действующим стандартам (по цветности и освещенности), положительное мнение участников дорожного движения;

стоимость непосредственно ТСОДД, их установки и эксплуатации; сроки службы;

возможность комплексного применения; влияние на несколько факторов, способствующих возникновению ДТП; время внедрения и др.

Для принятия решения по проведению эксперимента должна предоставляться техническая документация, в которой указываются требования к ТСОДД, его параметры, методы контроля, соответствие нормативным документам.

Дополнительно могут предоставляться документы, подтверждающие качество ТСОДД (сертификаты, протоколы испытаний, экспертные заключения и т.д.).

Результатом проведения эксперимента должно служить заключение об эффективности применения ТСОДД. При положительном заключении должны быть подготовлены:

рекомендации по применению и эксплуатации ТСОДД;

предложения по внесению изменений и дополнений в документы по стандартизации (при необходимости).

Недопустимо проводить эксперимент по применению ТСОДД, вводящего запрет или ограничение, что может быть связано с привлечением участников дорожного движения к административной ответственности.

Для информирования участников дорожного движения о назначении экспериментального технического средства устанавливают транспаранты, разъясняющие смысл проводимого эксперимента.

Следует отметить крайне редкую реализацию данного положения ГОСТ Р 52289-2019. В предыдущей редакции стандарта было уточнение, что такие

транспаранты устанавливаются в случае необходимости, сейчас же их установка является обязательной.

В целях информирования участников дорожного движения о проводимом эксперименте возможно использование и средств массовой информации.

Эксперименты по применению ТСОДД, не предусмотренных действующими стандартами, проходят уже достаточно давно, еще в период действия ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» [3].

Ранее в экспериментальном порядке применялись такие технические средства и решения, нашедшие в настоящее время свое отражение в национальных стандартах, как дорожные знаки, выполненные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, дорожная разметка желтого цвета на пешеходных переходах, табло обратного отсчета времени, совмещенное с секцией желтого сигнала светофора, тросовые дорожные ограждения и др.

По результатам применения в экспериментальном порядке ТСОДД, показавших в процессе эксплуатации положительный результат, были подготовлены предложения о внесении изменений в национальные стандарты.

Кроме того, в 2014 году ФКУ «Научный центр БДД МВД России» было проведено исследование, результаты которого послужили основой для разработки порядка применения в экспериментальных целях ТСОДД, не предусмотренных действующими стандартами, закрепленного в новой редакции ГОСТ Р 52289-2019.

Рассмотрим технические средства и решения, которые в 2022 году применялись в экспериментальных целях:

1. Горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 и 1.11, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений желтого цвета (рис. 1).

Рисунок 1 — Горизонтальная дорожная разметка желтого цвета (Ивановская область)

Наиболее масштабно желтая разметка используется в Ивановской области [4]. В большинстве случаев участниками дорожного движения желтая разметка оценивается положительно.

Динамика снижения аварийности в первом полугодии 2022 года на участках дорог с желтой разметкой по сравнению с аналогичными периодами до ее нанесения осталась стабильной и составила 30%, что позволяет сделать вывод о необходимости урегулирования правил ее применения в документах по стандартизации.

2. Проекционная разметка 1.14.1 на пешеходных переходах, освещающая пешеходный переход чередующимися световыми лучами белого и желтого цветов, которые дополнительно подсвечивают на поверхности проезжей части существующие линии разметки (рис. 2).

Рисунок 2 - Применение проекционной разметки 1.14.1 на пешеходном переходе в г. Калининграде (ул. Космонавта Леонова)

Положения, регламентирующие требования к проекционной разметке 1.14.1 на пешеходном переходе, содержатся в ГОСТ Р 70716-2023 «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования» [5].

3. Световозвращающие накладки на деревья, находящиеся на обочинах дорог (рис. 3).

Рисунок 4 - Применение информационной световой секции для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу в секции желтого сигнала светофора (г. Москва, Бережковская набережная)

Использование информационной секции на месте желтого сигнала светофора практикуется в Москве с 30 сентября 2021 года на малооживленном участке дороги на выезде из производственной зоны, где после начала ее применения не зафиксировано ни одного наезда на пешеходов.

До начала эксперимента на данном пересечении проезжих частей произошло 1 столкновение транспортных средств с 1 пострадавшим.

5. Таблички, информирующие о возможном появлении на проезжей части глухих пешеходов (рис. 5)

Рисунок 3 - Световозвращающие накладки на деревья, применяемые в Калининградской области (а/д «Заозерье - Заречье - Добрино - Узловое - Заливное»)

Световозвращающие накладки на деревья, находящиеся на обочинах дорог, широко применяются в Калининградской области и показали свою эффективность в части уменьшения количества наездов на деревья [6].

4. Отображение информационной световой секции для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу в секции желтого сигнала светофора (рис. 4).

Рисунок 5 - Применение табличек, информирующих о возможном появлении на проезжей части глухих пешеходов (г. Калуга, пересечение улиц Тульсккая и М. Горького).

Таблички, информирующие о возможном появлении на проезжей части глухих пешеходов, применяются в Калужской области с декабря 2021 года [7]. На данный момент принято решение об установ-

ке данных табличек еще на 4 пешеходных переходах и продолжении эксперимента.

6. Система дополнительного освещения пешеходов на пешеходном переходе «Умный переход», подсвечивающая пешеходов во время их нахождения на пешеходном переходе (рис. 6).

Рисунок 6 - Применение системы дополнительного

освещения пешеходов на пешеходном переходе «Умный переход» (г. Красногорск, ул. Маяковского)

На сегодняшний день 75 пешеходных переходов оснащены схожими схемами, которые включают в себя датчик движения при подходе пешехода к проезжей части.

Полагаем в нормировании данного технического средства необходимость отсутствует, так как оно служит источником дополнительного освещения, требования к которому стандартизированы.

Исключением могут являться системы, сопряженные с монтажом дополнительного табло, имеющего надпись «Внимание, пешеход» и т.п. Подобные технические решения целесообразно апробировать для получения устойчивых результатов использования.

7. Искусственные неровности на двухполосных участках дорог федерального значения с числом полос движения менее 4 в черте населенных пунктов (рис. 7).

Рисунок 7 - Искусственные неровности на двухполосных участках дорог федерального значения (Кабардино-Балкарская Республика, 28+90 км ф/д А-158 «Прохладный-Баксан-Эльбрус»)

Эксперимент показал положительные результаты: на участках дорог, на которых были установлены искусственные неровности, наблюдалось устойчивое снижение аварийности в среднем на 75%.

В этой связи представляется целесообразным внести изменения в п. 6.3 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» в части возможности применения искусственных неровностей на дорогах федерального значения с числом полос движения менее 4 в черте населенных пунктов, обозначенных знаками 5.23.1, 5.23.2 [8].

8. Применение контурных стрелок на сигналах светофора Т.1, схожих со светофорами Т.2, в случае наличия на этом светофоре дополнительных секций (рис. 8).

Рисунок 8 - Применение контурных стрелок на сигналах светофора Т.1 (г. Новосибирск, ул. 2-я Станционная и Большая)

На данный момент в целях определения эффективности эксперимента он продлевается на более длительный срок.

9. Светодиодные маячки на проезжей части в местах применения световозращателей вблизи полос разметки 1.14.1 (рис. 9).

Рисунок 9 - Светодиодные маячки на проезжей части в местах применения световозращателей вблизи полос разметки 1.14.1

Данное экспериментальное ТСОДД нашло свое отражение в ГОСТ Р 70716-2023.

10. Дублирование сигналов транспортных светофоров подсветкой светофорных консолей при условии ее применения без дополнительных секций, регулирующих поворот направо/налево (особенно на участках дорог, имеющих изломы продольного профиля дороги) (рис. 10).

Рисунок 10 - Дублирование сигналов транспортных светофоров подсветкой светофорных консолей (г. Уфа)

Указанное решение также нашло отражение в ГОСТ Р 70716-2023.

11. Дублирование сигналов пешеходных светофоров подсветкой полосы тротуара перед выходом на проезжую часть (рис. 11).

Рисунок 11 - Применение дублирования сигналов пешеходных светофоров подсветкой полосы тротуара перед выходом на проезжую часть в городе

С 2016 года применяется также дублирование сигналов пешеходных светофоров подсветкой полосы тротуара перед выходом на проезжую часть в республиках Чувашия и Бурятия, Краснодарском крае, Волгоградской, Иркутской, Тюменской и Ростовской областях, Москве и Санкт-Петербурге.

Последние два технических решения не относятся к техническим средствам организации дорожного движения. В то же время они могут использоваться в качестве дополнения к существующему све-

тофорному оборудованию для улучшения видимости сигналов светофоров.

В заключение следует отметить, что применение нестандартных решений не должно рассматриваться в качестве самоцели, особенно в местах, где еще не закончена работа по приведению улично-до-рожной сети в нормативное состояние.

В первую очередь необходимо обеспечить соблюдение обязательных требований к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог.

Список источников

1. ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Росстандар-та от 20.12.2019 № 1425-ст) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.09.2023).

2. Федеральный закон от 8 ноября 2017 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. № 254. 14.11.2007 (дата обращения: 28.09.2023).

3. ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегу-лирования от 15.12.2004 № 120-ст) (ред. от 09.12.2013) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.09.2023).

4. URL: https://ivgazeta.ru/read/31096 (дата обращения: 10.10.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. ГОСТ Р 70716-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.04.2023 № 213-ст) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.09.2023).

6. URL: https://www.kaliningrad.kp.rudaily/271-53/4250908/ (дата обращения: 10.10.2023).

7. URL: https://www.kaluga.kp.rudaily/274-61.5/4716102/ (дата обращения: 10.10.2023).

8. ГОСТ Р 52605-2006 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. М.: Стан-дартинформ, 2007.

References

1. GOST R 52289-2019. National standard of the Russian Federation. Technical means of organizing traffic. Rules for the use of road signs, markings, traffic lights, road barriers and guide devices (approved by Order of Rosstandart dated 20.12.2019 № 1425-st) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 25.09.2023).

2. Federal Law dated 08.11.2017 № 257-FZ «On highways and road activities in the Russian Federation» // Rossijskaya gazeta. № 254. 14.11.2007 (date of access: 28.09.2023).

3. GOST R 52289-2004. National standard of the Russian Federation. Technical means of organizing traffic. Rules for the use of road signs, markings, traffic lights, road barriers and guide devices (approved by Order of Rostechregulirovanie dated 15.12.2004 № 120-st) (as amended on 09.12.2013) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 25.09.2023).

4. URL: https://ivgazeta.ru/read/31096 (date of access: 10.10.2023).

5. GOST R 70716-2023. National standard of the Russian Federation. Roads and streets. Pedestrian traffic safety.

General requirements (approved and put into effect by Order of Rosstandart dated 10.04.2023 № 213-st) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 25.09.2023).

6. URL: https://www.kaliningrad.kp.rudaily/271-53/4250908/ (date of access: 10.10.2023).

7. URL: https://www.kaluga.kp.rudaily/274-61.5/4716102/ (date of access: 10.10.2023).

8. GOST R 52605-2006 National standard of the Russian Federation. Technical means of organizing traffic. Artificial bumps. General technical requirements. Rules of application. M.: Standartinform, 2007.

Информация об авторах

С.А. Сторожев - начальник отдела научного и технического обеспечения надзорной деятельности Научного центра БДД МВД России А.Н. Аристархова - научный сотрудник отдела научного и технического обеспечения надзорной деятельности Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the authors

S.A. Storozhev - head of department of scientific and technical support of supervisory activities Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

A.N. Aristarkhova - research associate of department of scientific and technical support of supervisory activities Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 04.10.2023; одобрена после рецензирования 11.10.2023; принята к публикации 18.10.2023. The article was submitted 04.10.2023; approved after reviewing 11.10.2023; accepted for publication 18.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.