Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ'

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руднев А.С.

В статье исследуются вопросы информационного, методического, материально-технического, организационно-штатного и кадрового обеспечения осуществления должностными лицами Госавтоинспекции МВД России производства делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенных юридическими лицами. На основании результатов проведенного анализа вносятся предложения о дальнейшем совершенствовании организационного обеспечения данной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Руднев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION BY OFFICIALS OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION OF PROCEEDINGS ON CASES OF ADMINISTRATIVE ROAD TRAFFIC OFENSES COMMITTED BY LEGAL ENTITIES

The article examines the issues of information, methodological, logistical, organizational, staff and personnel support for the implementation by officials of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia of proceedings on cases of administrative offenses in the field of traffic committed by legal entities. Based on the results of the analysis, proposals are made for further improvement of the organizational support of this activity.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ»

Научная статья УДК 342.9

© Руднев А.С., 2023

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Александр Сергеевич Руднев

Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Rudnef78@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуются вопросы информационного, методического, материально-технического, организационно-штатного и кадрового обеспечения осуществления должностными лицами Госавтоинспекции МВД России производства делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенных юридическими лицами. На основании результатов проведенного анализа вносятся предложения о дальнейшем совершенствовании организационного обеспечения данной деятельности.

Ключевые слова: административное правонарушение в области дорожного движения, организационное обеспечение, производство по делам об административных правонарушениях, юридические лица

Для цитирования: Руднев А.С. Организационное обеспечение осуществления должностными лицами Госавтоинспекции МВД России производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенных юридическими лицами // Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 34-40.

Original article

ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION BY OFFICIALS OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION OF PROCEEDINGS ON CASES OF ADMINISTRATIVE ROAD TRAFFIC OFENSES COMMITTED BY LEGAL ENTITIES

Alexander S. Rudnev

Moscow Regional Branch of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Rudnef78@yandex.ru

Abstract. The article examines the issues of information, methodological, logistical, organizational, staff and personnel support for the implementation by officials of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia of proceedings on cases of administrative offenses in the field of traffic committed by legal entities. Based on the results of the analysis, proposals are made for further improvement of the organizational support of this activity.

Keywords: administrative road traffic offense, organizational support, proceedings on administrative offenses, legal entities For citation: Rudnev A.S. Organizational support for the implementation by officials of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation of proceedings on cases of administrative road traffic ofenses committed by legal entities // Road Safety. 2023. № 2. P. 34-40.

Согласно статистической информации Госавтоинспекции МВД России в 2022 году на территории страны было возбуждено более 204 млн (+11,5%) дел об административных правонарушениях в области дорожного движения [1].

В этой связи немаловажное значение имеет эффективность осуществления производства по делам об административных правонарушениях в рассматриваемой области, в том числе совершаемых юридическими лицами, которое во многом зависит от его организационного обеспечения.

По нашему мнению, организационное обеспечение осуществления производства по делам об административных правонарушениях может быть определено как комплексное понятие, включающее в себя следующие направления деятельности, которые тесно взаимосвязаны: информационное, методическое, материально-техническое, организационно-штатное и кадровое.

Информационное обеспечение осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

В научной литературе информация, используемая в производстве по делам об административных правонарушениях, условно разделяется на два основных вида: 1) информация, получаемая в рамках производства по каждому конкретному делу об административном правонарушении; 2) иные виды информации, способствующие получению информации первого вида и обеспечивающие решение задач указанного производства [2].

С получения и рассмотрения соответствующей информации, предусмотренной в ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), начинается производство по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ) [3].

Поступившая информация рассматривается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ).

По мнению некоторых ученых, рассмотрение информации (материалов, заявлений, сообщений), полученной из источников, указанных в ст. 28.1

КоАП РФ, является основным этапом первоначальной стадии производства - стадии возбуждения дела об административном правонарушении [4].

Немаловажная роль в получении информации, необходимой для осуществления производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, отведена ведомственным централизованным информационным системам МВД России.

В настоящее время в МВД России создана и используется Единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России [5], в состав которой входят различные информационные системы и сервисы, возможности которых используются при производстве по делам об административных правонарушениях.

Рассмотрим некоторые из них. Так, с 1 августа 2016 года введена в эксплуатацию Федеральная информационная система Госавтоинспекции МВД России (ФИС ГИБДД-М), которая разработана в интересах ГУОБДД МВД России и предназначена для обеспечения деятельности подразделений Госавтоинспекции МВД России, а также их взаимодействия с соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и организациями [6].

Данная информационная система состоит из нескольких подсистем, таких как «Административные правонарушения» - предназначена для учета административных правонарушений; «Запросы» -предназначена для поиска сведений о транспортных средствах, о лицах, привлекаемых к административной ответственности, о штрафах и т.п.; «Специальная продукция» - предназначена для учета изготовленной и распределенной специальной продукции, ее розыска и т.п., а также ряда других подсистем.

Наиболее часто при производстве по делам об административных правонарушениях сотрудниками Госавтоинспекции используется подсистема «Административные правонарушения», основной задачей которой является автоматизация процесса производства по делам об административных правонарушениях и обеспечения межведомственного взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов и Федеральным казначейством в ходе исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения [7].

В 2021 году в эксплуатацию введены единая автоматизированная информационная система технического осмотра транспортных средств (ЕАИСТО), предназначенная для автоматизации процессов обработки сведений о результатах технического осмотра, полученных от операторов технического осмотра, и сведений от Российского союза автостраховщиков об операторах технического осмотра [8], и сервис «Паутина», предназначенный для совершенствования деятельности подразделений органов внутренних дел по предупреждению и выявлению преступлений и административных правонарушений, автоматизации деятельности подразделений Госавтоинспекции по оформлению административных правонарушений, зафиксированных с применением средств автоматической фотовидеофиксации [9].

Несмотря на объективную значимость информационных систем, следует констатировать, что их потенциальные возможности зачастую используются сотрудниками Госавтоинспекции не в полной мере в силу различных обстоятельств.

Прежде всего, это территориальная удаленность сотрудников Госавтоинспекции при осуществлении служебной деятельности от стационарных средств доступа к информационным системам и нередкие случаи некорректной работы информационных систем из-за технических проблем в предоставлении услуг проводной связи провайдером.

Таким образом, перспективы дальнейшего развития информационного обеспечения неразрывно связаны с необходимым внедрением мобильных устройств удаленного доступа к сервисам ИСОД МВД России в деятельность каждого сотрудника Госавтоинспекции.

Разумеется, это потребует повышения уровня служебной подготовки сотрудников Госавтоинспекции и дополнительной материально-технической обеспеченности данной деятельности.

В качестве примера можно привести опыт г. Москвы, где по заказу Департамента информационных технологий Правительства Москвы, еще в 2014 году было проведено оснащение экипажей ДПС столицы мобильными автоматизированными рабочими местами «Мобильный инспектор».

Благодаря «Мобильному инспектору» время оформления процессуальных документов сократилось в 3 раза. Кроме того, возросли оперативность и точность проверок автомобилей и водителей: не нужно связываться со стационарным постом и ждать ответа - вся необходимая информация из информационных баз данных доступна сотруднику Госавтоинспекции на месте [10].

Методическое обеспечение осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Методические материалы (рекомендации, пособия и др.) в значительной мере облегчают работу сотрудников Госавтоинспекции, служат своеобразным ориентиром для правильного применения законодательств, позволяют более организованно и целенаправленно подходить к исполнению своих должностных обязанностей, экономить служебное время.

Подготовка методических материалов по различным аспектам деятельности Госавтоинспекции, в том числе и по организации производства по делам об административных правонарушениях, стала хорошей традицией ГУОБДД МВД России и Научного центра БДД МВД России.

Достаточно вспомнить Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях [11], которые были разработаны НИЦ ГИБДД МВД России вскоре после вступления в силу КоАП РФ и во многом облегчили деятельность сотрудников Госавтоинспекции в условиях действия нового законодательства об административных правонарушениях.

В приложениях к данным Методическим рекомендациям содержались образцы процессуальных документов, в том числе и образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения, совершенном юридическим лицом, который сотрудникам Госавтоинспекции рекомендовалось использовать при осуществлении соответствующего производства.

Следует также упомянуть о ряде научно-практических пособий, которые были подготовлены авторским коллективом ДОБДД и НИЦ ГИБДД МВД России: «Нарушения Правил дорожного движения. Квалификация, осуществляемая сотрудниками Госавтоинспекции МВД России» [12] и «Нарушения пра-

вил дорожного движения. Документы, составляемые сотрудниками Госавтоинспекции МВД России (нормативно-правовая основа и образцы заполнения)» [13].

В этих пособиях были проанализированы составы административных правонарушений в области дорожного движения, рассмотрены вопросы квалификации указанных правонарушений, приведены алгоритмы действий сотрудников органов внутренних дел при выявлении административных правонарушений в области дорожного движения, а также образцы заполнения процессуальных и иных документов, наиболее часто составляемых сотрудниками Госавтоинспекции.

Говоря о методическом обеспечении производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенных юридическими лицами, следует обратить внимание на Методические рекомендации, регламентирующие порядок действий сотрудников Госавтоинспекции по документированию, а также административному производству по фактам, имеющим значение доказательств в деле об административном правонарушении и указывающим на наличие признаков правонарушения со стороны юридического лица (индивидуального предпринимателя) [14] (далее - Методические рекомендации), которые были разработаны авторским коллективом Научного центра БДД МВД России в 2022 году.

Особую практическую актуальность Методические рекомендации приобретают в связи с важными изменениями, произошедшими в 2022 году, которые касаются порядка привлечения к административной ответственности в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности в области безопасности дорожного движения [15].

На основе анализа выездов сотрудников ГУ-ОБДД МВД России в служебные командировки в различные регионы Российской Федерации были сформулированы проблемные вопросы, возникающие в деятельности должностных лиц Госавтоинспекции при выявлении административных правонарушений, совершенных юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и предложены соответствующие решения.

В Методических рекомендациях в виде блок-схем определены следующие алгоритмы действий сотрудников Госавтоинспекции:

по выявлению и пресечению административных правонарушений со стороны юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);

при производстве по делам об административных правонарушениях на основании результатов проведения постоянного рейда;

при производстве по делам об административных правонарушениях на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Материально-техническое обеспечение осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

К материально-техническому обеспечению деятельности по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения следует в первую очередь отнести технические средства измерения и (или) фиксации соответствующих нарушений, которые позволяют сформировать доказательственную базу совершения административных правонарушений.

Прежде всего, это специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме

и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - специальные технические средства).

На дорогах страны (по состоянию на 2022 год) установлено 23,8 тыс. стационарных комплексов специальных технических средств, что на 21,1% больше по сравнению с 2021 годом. Что касается передвижных специальных технических средств, то их количество снизилось на 5,7% и составило 3,2 тыс. комплексов.

Согласно статистическим данным Госавтоинспекции МВД России в 2022 году более 183,5 млн, или 90% дел об административных правонарушениях в области дорожного движения возбуждено с использованием специальных технических средств [1].

Дальнейшее совершенствование деятельности по применению специальных технических средств обусловлено принятием Федерального закона от 29 мая 2023 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающего в силу с 1 сентября 2024 года [16].

В соответствии с вносимыми изменениями определяются порядок и места размещения специальных технических средств (средств фиксации) (стационарных, передвижных и мобильных), устанавливается обязанность их обозначения техническими средствами организации дорожного движения, в том числе дорожными знаками, а также требования к обязательному информированию участников дорожного движения о местах размещения стационарных средств фиксации или передвижных средств фиксации, а также о маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них мобильными средствами фиксации.

Конкретизируются органы, уполномоченные принимать решение о размещении средств фиксации, об отключении (неприменении) и (или) демонтаже средств фиксации, а также решается ряд других организационных вопросов.

Помимо специальных технических средств сотрудниками Госавтоинспекции для обеспечения доказательств по делу об административных правонарушениях используются следующие приборы: для диагностирования рулевого управления, для проверки эффективности тормозных систем, для измерения светопропускания автомобильных стекол, для измерения коэффициента сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием, для определения величин продольных деформаций дорожного полотна (колей-ности), дымомер, устройство для измерения глубины протектора и ряд других.

Опыт работы автора статьи в подразделениях ГИБДД МВД России, опрос практических сотрудников Госавтоинспекции различных регионов страны показывает, что, к сожалению, во многих подразделениях, особенно районного уровня, оснащение вышеперечисленными приборами явно недостаточно.

Организационно-штатное и кадровое обеспечение осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Госавтоинспекции МВД России наделены широкими полномочиями по возбуждению

дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенных юридическими лицами.

Перечень этих должностных лиц закреплен в приложении № 1 к приказу МВД России от 30 августа 2017 года № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» [17].

Опыт практической работы автора настоящей публикации в подразделениях Госавтоинспекции и изучение материалов дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенных юридическими лицами, дают основания утверждать, что основную часть указанных дел возбуждают при осуществлении возложенных на них полномочий государственные инспектора и старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения и государственные инспектора и старшие государственные инспектора дорожного надзора Госавтоинспекции МВД России.

Именно эти должностные категории сотрудников Госавтоинспекции осуществляют основные контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению юридическими лицами норм и правил в области дорожного движения [18].

Организационно-штатное построение территориальных подразделений Госавтоинспекции установлено приказом МВД России от 30 апреля 2011 года № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» [19].

Организационно-штатное построение строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции определено приказом МВД России от 28 августа 2018 года № 559 «О некоторых организационных вопросах деятельности строевых подразделений до-рожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» [20].

Необходимо отметить, что в ходе реформирования системы МВД России с 1 января 2018 года была уменьшена на 10 тыс. единиц штатная численность подразделений Госавтоинспекции [21].

В рамках данной реформы были сокращены должности сотрудников Госавтоинспекции в территориальных подразделениях ГИБДД и ДПС, за исключением должностей, предназначенных для совершения регистрационных действий, а также проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

Учитывая, что общее количество сотрудников Госавтоинспекции в России по состоянию на декабрь 2017 года оценивалось в 55 тыс. человек, речь идет о сокращении практически каждого пятого сотрудника Госавтоинспекции.

Безусловно, это решение оказало негативное влияние на осуществление оперативно-служебной деятельности сотрудников Госавтоинспекции.

Основными субъектами административной юрисдикции применительно к правонарушениям в области дорожного движения согласно ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ являются органы внутренних дел (полиции).

Дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенных юридическими лицами, согласно п. 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ от имени органов внутренних дел (полиции) уполномочены рассматривать следующие должностные лица Госавтоинспекции МВД России:

начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель (о нарушениях, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст. 11.23, ч. 3 ст. 12.2, ч. 3 ст. 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), ст. 12.21.2, ч. 3-6 ст. 12.23, ч. 1, 3 и 4 ст. 12.31, ст. 12.31.1 (за исключением легковых такси), ст. 12.32, ст. 12.33, ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения (о нарушениях, предусмотренных в ч. 1 ст. 12.31, ст. 12.32, ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), а также старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора (о нарушениях, предусмотренных в ст. 12.33 КоАП РФ).

Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенных юридическими лицами, характеризуется определенной сложностью и особенностями, обусловленными достаточно широким перечнем нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в данной сфере [22], спецификой административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами [23], необходимостью проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат [24].

В этой связи важно обратить внимание на повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников Госавтоинспекции. В системе МВД России действует ряд ведомственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров и повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции различных должностных категорий (Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова, Краснодарский университет МВД России, филиал ВИПК МВД России (г. Набережные Челны) и др.)

В начале 2019 года в структуре Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя был создан специализированный факультет переподготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений Госавтоинспекции [25] (далее - факультет).

На факультете в соответствии с ежегодным Планом-графиком дополнительного профессионального образования МВД России реализуется 14 программ дополнительного профессионального образования - повышения квалификации сотрудников Госавтоинспекции МВД России [26].

Учебно-материальную базу факультета составляют специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными комплексами, компьютерной и организационной техникой, тренажера-

ми и другими техническими средствами обучения, которые предназначены для проведения занятий по различным направлениям деятельности Госавтоинспекции (контрольно-надзорная деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, оказание первой медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, пропаганда безопасности дорожного движения и др.).

В период с 2019 по 2023 год на факультете по программам повышения квалификации прошли обучение более 5,5 тыс. сотрудников Госавтоинспекции, в том числе 724 сотрудника дорожного надзора и 678 сотрудников технического надзора, практически из всех регионов Российской Федерации.

На наш взгляд, получение сотрудниками Госавтоинспекции новых знаний и компетенций на уровне, необходимом для выполнения служебных обязанностей в современных условиях, будет способствовать повышению качества правоприменительной (в том числе административно-юрисдикционной) деятельности.

В этой связи предлагается осуществлять ежегодное повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции (в том числе и путем использования дистанционных образовательных технологий).

К преимуществам дистанционного обучения, в частности, относятся:

экономия бюджетных средств на оплату проезда и проживания;

проведение обучения в удобное для обучаемого время;

возможность проведения обучения без отрыва от исполнения служебных обязанностей;

возможность оперативного консультирования преподавателями и обсуждения проблемных вопросов правоприменительной практики в режиме реального времени и др.

Подводя итоги рассмотрения вопросов организационного обеспечения осуществления производства по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, следует указать на наличие некоторых организационных проблем, связанных как с недостаточностью материально-технического обеспечения соответствующей деятельности, так и с не в полной мере отвечающим современным требованиям уровнем профессиональной подготовки отдельных должностных лиц Госавтоинспекции МВД России, уполномоченных применять меры административного принуждения в рамках данного производства.

Список источников

1. URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 13.05.2023).

2. Сычев А.В. Информационное обеспечение производства по делам об административных правонарушениях подведомственным органам внутренних дел (милиции): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 62-63.

3. Руднев А.С. Возбуждение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в отношении юридических лиц // Административное право и процесс. 2022. № 12. С. 52-53.

4. Попугаев Ю.И. Теоретико-прикладные проблемы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях: дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2020. С.219-220.

5. Приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 205 «Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельно-

сти МВД России в 2012-2014 годах» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

6. Приказ МВД России от 5 февраля 2016 г. № 60 «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

7. Кирюшин И.И. Использование сервисов ИСОД МВД России при обеспечении служебной деятельности сотрудников ГИБДД: учебное электронное издание. Барнаул: БЮИ МВД России, 2017. С. 21.

8. Приказ МВД России от 20 февраля 2021 г. № 82 «Об эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра транспортных средств» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Приказ МВД России от 29 марта 2021 г. № 169 «Вопросы организации эксплуатации сервиса для автоматизации деятельности центров автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения на базе специального программного обеспечения «Паутина» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

10. URL: http://mos.ru>mayor/themes/10299/2087050/ (дата обращения: 13.05.2023).

11. Письмо МВД России от 18 июня 2003 г. №13/ц -72 «О направлении Методических рекомендаций» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

12. Антонов С.Н., Афанасьев М.Б., Горяинов А.И. и др. Нарушения Правил дорожного движения. Квалификация, осуществляемая сотрудниками Госавтоинспекции МВД России: учебно-метод. пособие / под ред. А.Ю. Якимова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 184 с.

13. Горяинов А.И. Кузин В.В., Якимов А.Ю. Нарушения Правил дорожного движения. Документы, составляемые сотрудниками Госавтоинспекции МВД России: практ. пособие / под ред. А.Ю. Якимова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 88 с.

14. Капустин А.В., Березовский Ю.А., Михайлов М.Г. Порядок действий сотрудников Госавтоинспекции по документированию, а также административному производству по фактам, имеющим значение доказательств в деле об административном правонарушении и указывающим на наличие признаков правонарушения со стороны юридического лица (индивидуального предпринимателя): методические рекомендации. Тема 18. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021. 76 с.

15. Горяинов А.И. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правовой основы федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2023. № 1. С. 33-39.

16. Федеральный закон от 29 мая 2023 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 3 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.06.2023).

17. Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

18. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

19. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

20. Приказ МВД России от 28 августа 2018 г. № 559 «О некоторых организационных вопросах деятельности строевых подразделений дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

21. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. № 652 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

22. Якимов А.Ю. Размышления о нормативно-правовой основе деятельности, связанной с дорожным движением // Административное право и процесс. 2021. № 2. С. 10-19.

23. Руднев А.С. Проблемы установления административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области дорожного движения и пути их решения. // Государство и право. 2021. № 8. С. 81-89.

24. Булгаков А.С. Понятие и система административно-процессуальных действий при расследовании правонарушений в сфере безопасности дорожного движения // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 4. С. 91-94.

25. Приказ МВД России от 27 декабря 2018 г. № 890 «О создании факультета переподготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

26. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.05.2023).

References

1. URL: http://stat.gibdd.ru (date of access: 13.05.2023).

2. Sychev A.V. Information support of proceedings in cases of administrative offenses subordinate to internal affairs bodies (militia): dis. ... Cand. Sciences in Jurisprudence. M., 2003. P. 62-63.

3. Rudnev A.S. Initiation of cases of administrative offenses in the field of traffic in relation to legal entities // Administrative law and process. 2022. № 12. P. 52-53.

4. Parugaev Yu.I. Theoretical and applied problems of the legislation of the Russian Federation on administrative offenses: dis. ... Dr. Sciences in Jurisprudence. M., 2020. P. 219-220.

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 30.03.2012 № 205 «On approval of the Concept of creating a unified system of information and analytical support for the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2012-2014» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 05.02.2016 № 60 «On the procedure for the operation of special software of the Federal information system of the State Traffic Inspectorate» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

7. Kiryushin I.I. The use of ISOD services of the Ministry of Internal Affairs of Russia in ensuring the official activities of traffic police officers: Educational electronic edition. BUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Barnaul: BGI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. P. 21.

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 20.02.2021 № 82 «On the operation of the unified automated information system for technical inspection

of vehicles» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 29.03.2021 № 169 «Issues of the organization of the operation of the service for the automation of the activities of automated fixing administrative offenses in the field of traffic on the basis of special software «Web» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

10. URL:http://mos.ru>mayor/themes/10299/2087050/ (date of access: 13.05.2023).

11. Letter of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 18.06.2003 №13/t - 72 «On the direction of methodological recommendations» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

12. Antonov S.N., Afanasyev M.B., Goryainov A.I. el al. Violations of traffic rules. Qualification carried out by employees of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia: educational method. manual / edited by A.Yu. Yakimov. M.: TK Velbi, Publishing House Prospect, 2006. 184 p.

13. Goryainov A.I., Kuzin V.V., Yakimov A.Yu. Traffic violations. Documents compiled by employees of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia: practice manual / edited by A.Yu. Yakimov. 2nd ed., reprint. and additional. M.: TK Velbi, Prospect Publishing House, 2006. 88 p.

14. Kapustin A.V., Berezovsky Yu.A., Mikhailov M.G. The procedure for the actions of employees of the State traffic inspectorate for documenting, as well as administrative proceedings on facts that matter as evidence in a case of an administrative offense and indicating the presence of signs of an offense on the part of a legal entity (individual entrepreneur): methodological recommendations. Theme 18. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2021. 76 p.

15. Goryainov A.I. Some issues of improving the regulatory framework of the federal state control (supervision) in the field of road safety // Road Safety. 2023. № 1. P. 33-39.

16. Federal Law dated 29.05.2023 № 197-FZ «On Amendments to the Federal Law «On Highways and Road Activities in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» and Article 3 of the Federal Law «On the State Company «Russian Highways» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 15.06.2023).

17. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated 30.07.2017 № 685 «On officials of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation authorized to draw up protocols on administrative offenses and carry out administrative detention» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

18. Regulations on Federal State control (supervision) in the field of road safety, approved by Decree of the Government of the Russian Federation dated 30.06.2021 № 1101 «On Approval of the Regulations on Federal State Control (Supervision) in the Field of road Safety and Invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Certain Provisions of Certain Acts of the Government of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

19. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 30.04.2011 № 333 «On some organizational issues and structural construction of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

20. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated 28.08.2018 № 559 «On some organizational issues of the activities of the combatant units of the Road Patrol Service of the State Road Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

21. Decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2017 № 652 «On Amendments to the Decree of the President of the Russian Federation of 05.05.2014 № 300 «On certain issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

22. Yakimov A.Yu. Reflections over the statutory basis of road traffic related activities // Administrative law and process. 2021. № 2. P. 10-19.

23. Rudnev A.S. Problems of establishing administrative responsibility of legal entities for traffic offenses and ways to solve them // State and Law. 2021. № 8. P. 81-89.

24. Bulgakov A.S. The concept and system of administrative procedural actions in the investigation

of offenses in the field of road safety // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 4. P. 91-94.

25. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 27.12.2018 № 890 «On the establishment of the Faculty of Retraining and advanced training of employees of road safety units of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

26. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 05.05.2018 № 275 «On approval of the Procedure for the organization of personnel training for positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 13.05.2023).

Информация об авторе

А.С. Руднев - начальник факультета заочного обучения Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Контакты: п. Старотеряево, Рузский г.о., Московская область, Россия, 143100 Information about the author

A.S. Rudnev - Head of the Faculty of Correspondence Studies of the Moscow Regional branch of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Contacts: p. Staroteryaevo, Ruzsky g.o., Moscow region, Russia, 143100

Статья поступила в редакцию 01.06.2023; одобрена после рецензирования 08.06.2023; принята к публикации 15.06.2023. The article was submitted 01.06.2023; approved after reviewing 08.06.2023; accepted for publication 15.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.