Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров В.И.

В статье рассматриваются основные направления государственной политики в области обеспечения БДД, которая реализуется на основе положений нормативных актов, стратегических и программных документов. Представлен анализ «Стратегии безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы», как реализации приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения БДД. Акцентируется внимание на том, что Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» прекратила свое действие, а новая до сих пор не принята, в результате с начала 2021 г. на федеральном уровне обеспечения БДД в плане реализации программных мероприятий наблюдается некий вакуум, который необходимо ликвидировать путем принятия новой федеральной целевой программы обеспечения БДД, так как это имеет критическую важность для повышения безопасности участников дорожного движения. Сделан вывод, что в современных условиях требуется проведение концептуально единой государственной политики в области обеспечения БДД, основанной на функциональном взаимодействии различных органов власти, при участии граждан и институтов гражданского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF PROVIDING ROAD SAFETY

The article considers the main directions of the state policy in the field of ensuring BDD, which is implemented on the basis of the provisions of normative acts, strategic and program documents. The analysis of the "Road Safety Strategy for 2018-2024" as the implementation of the priority directions of the state policy in the field of road safety is presented. Attention is focused on the fact that the Federal Target Program "Improving road safety in 2013-2020" has ceased to operate, and the new one has not yet been adopted, as a result, since the beginning of 2021. at the federal level of road safety, there is a certain vacuum in the implementation of program measures, which must be eliminated by the adoption of a new federal target program for road safety, as this is of critical importance for improving the safety of road users. It is concluded that in modern conditions it is necessary to carry out a conceptually unified state policy in the field of ensuring road safety, based on the functional interaction of various authorities, with the participation of citizens and civil society institutions

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

nQa

LEGAL SCIENCES

»Qa

УДК 34 DOI 10.53039/2079-4401.2021.4.2.005

ББК 67 © В.И. Майоров, 2021

Научная специальность 12.00.14 - Административное право; административный процесс

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Владимир Иванович Майоров,

профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России,

доктор юридических наук, профессор

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления государственной политики в области обеспечения БДД, которая реализуется на основе положений нормативных актов, стратегических и программных документов. Представлен анализ «Стратегии безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы», как реализации приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения БДД. Акцентируется внимание на том, что Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» прекратила свое действие, а новая до сих пор не принята, в результате с начала 2021 г. на федеральном уровне обеспечения БДД в плане реализации программных мероприятий наблюдается некий вакуум, который необходимо ликвидировать путем принятия новой федеральной целевой программы обеспечения БДД, так как это имеет критическую важность для повышения безопасности участников дорожного движения. Сделан вывод, что в современных условиях требуется проведение концептуально единой государственной политики в области обеспечения БДД, основанной на функциональном взаимодействии различных органов власти, при участии граждан и институтов гражданского общества.

Ключевые слова: государственная политика, обеспечение безопасности дорожного движения

TO THE QUESTION ABOUT THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY IN THE

FIELD OF PROVIDING ROAD SAFETY

Vladimir I. Mayorov,

Professor of the Department of Administrative activities of internal affairs bodies Tyumen Institute for Improvement qualifications of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Doctor of Law, Professor

Annotation. The article considers the main directions of the state policy in the field of ensuring BDD, which is implemented on the basis of the provisions of normative acts, strategic and program documents. The analysis of the "Road Safety Strategy for 2018-2024" as the implementation of the priority directions of the state policy in the field of road safety is presented. Attention is focused on the fact that the Federal Target Program "Improving road safety in 2013-2020" has ceased to operate, and the new one has not yet been adopted, as a result, since the beginning of 2021. at the federal level of road safety, there is a certain vacuum in the implementation of program measures, which must be eliminated by the adoption of a new federal target program for road safety, as this is of critical importance for improving the safety of road users. It is concluded that in modern conditions it is necessary to carry out a conceptually unified state policy in the field of ensuring road safety, based on the functional interaction of various authorities, with the participation of citizens and civil society institutions.

Keywords: state policy, ensuring road safety

Для цитирования: Майоров В.И. К вопросу об основных направлениях государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. // Современная наука. 2021;(1): 22-25.

Обеспечение безопасности дорожного движения - комплексная проблема, требующая реализации управленческой деятельности по различным направлениям. Субъектом управления в области обеспечения безопасности дорожного движения1 является государство в лице органов исполнительной власти. В рамках государства общественные отношения определенным образом упорядочиваются и приобретают содержание налаженной системы, в которой соблюдается баланс интересов всех участников таких отношении2.

Деятельность государственных органов по обеспечению БДД получает свое отражение в проводимой в этой области государственной политике. Так, согласно абз. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона

от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»3, одним из ключевых полномочий Российской Федерации в области безопасности дорожного движения является формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Государственная политика в области обеспечения БДД реализуется на основе положений нормативных правовых актов, стратегических и программных документов, среди которых Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Стратегия безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы4, Национальный проект «Безопасные качественные дороги» и пр.

open£ access

В общем виде основные направления государственной политики в области обеспечения БДД сформулированы в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения».

Анализ главы II «Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения» Федерального закона «О безопасности дорожного движения» позволяет к основным направлениям государственной политики в рассматриваемой области отнести следующие:

1. реализация направлений обеспечения БДД, перечисленных в ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

2. определение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения БДД;

3. установление форм участия общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению БДД;

4. организация государственного учета основных показателей состояния БДД;

5. разработка федеральных, региональных и местных программ обеспечения БДД.

Среди документов доктринального характера ключевое место занимает Стратегия БДД, которая служит основой планирования при реализации политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы, а также содержит совокупность мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения и снижение смертности в данной сфере, сформированных на системной основе5.

В Стратегии БДД выделены направления ее реализации, которые можно рассматривать как приоритетные направления государственной политики в области обеспечения БДД, имеющие критическую важность для повышения безопасности дорожного движения в заданный период (2018-2024 гг.).

К данным направлениям относятся:

1. изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения;

2. повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов;

open ^ - access

3. совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения;

4. совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;

5. совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения;

6. развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий6.

Рассмотрим содержание каждого из направлений более подробно.

Соблюдение правил дорожного движения7 является обязательным для всех его участников, однако для российских граждан характерен определенный правовой нигилизм - это подтверждает ежегодная статистика роста выявляемых нарушений ПДД. В таких условиях изменение поведения участников дорожного движения, формирование у них убежденности в необходимости соблюдения ПДД для обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей способно оказать положительное влияние на состояние БДД. Деятельность государственных органов по данному направлению заключается в следующем: совершенствование пропаганды БДД, информационно-разъяснительной работы; формирование положительного имиджа сотрудников Госавтоинспекции; вовлечение граждан и институтов гражданского общества в профилактическую деятельность в области БДД; развитие механизмов экономического стимулирования, направленных на соблюдение требований БДД, и др.

Повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий8 наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения как отдельное направление государственной политики в области обеспечения БДД обусловлено высоким уровнем смертности и травматизма детей и пешеходов. Так, за 11 мес. 2020 года в ДТП погиб 701 несовершеннолетний, 21 501 ребенок пострадал. В отношении пешеходов статистика демонстрирует еще большие показатели - за указанный период погибло 3 998 человек, ранены 3 3 3 3 09. Следует учитывать, что нередко ДТП с пешеходами происходят из-за нарушения ими ПДД (в 2020 году такие ДТП составили почти треть от числа всех дорожных аварий с пешеходами), однако высокая латентность подобных нарушений приводит к тому, что пешеходы, в отличие

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

nQa

LEGAL SCIENCES

»Qa

от водителей транспортных средств, остаются без внимания законодателя при рассмотрении вопросов усиления административной ответственности и принятия других административно-правовых мер. В настоящее время ответственность пешехода за нарушение ПДД по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ представляет собой наложение административного штрафа в размере 500 руб., за нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 12.30 КоАП) - штраф от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.

На наш взгляд, необходимо повышение существующих санкций за нарушение ПДД пешеходами, которые являются активными участниками дорожного движения и своими противоправными действиями несут опасность как для себя, так и для других участников этого процесса.

В Стратегии БДД для повышения безопасности пешеходов предлагаются меры по организации дорожного движения (разграничению транспортных и пешеходных потоков), обустройству пешеходных переходов.

Развитие организации дорожного движения10 является отдельным направлением государственной политики, обеспеченным соответствующей нормативной правовой базой: Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подзаконными актами. Согласно легальному определению ОДД представляет собой деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленную на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения11. Приоритет обеспечения БДД является как условием ОДД, так и принципом этой деятельности. Соответственно, все осуществляемые мероприятия по организации дорожного движения призваны в той или иной степени способствовать решению задачи повышения

БДД.

Совершенствование организационно-правовых

12

механизмов допуска транспортных средств12 и их водителей к участию в дорожном движении предполагает работу в двух направлениях: меры в области подготовки водителей ТС и в области проверки технического состояния ТС для их допуска к участию в дорожном движении.

Контроль за техническим состоянием ТС, находящихся в эксплуатации, осуществляет ряд субъектов, среди которых основные полномочия возложены на Госавтоинспекцию МВД России. В результате реформ последнего десятилетия функция по проведению технического осмотра ТС была передана коммерческим организациям, что обусловило изменения в структуре Госавтоинспекции, в том числе

значительное сокращение штата сотрудников технического надзора.

Практика показала неэффективность ослабления государственного контроля в области проведения технического осмотра ТС, в связи с чем в настоящее время наблюдается обратный процесс - на стадиях разработки и принятия находится целый комплекс нормативных правовых актов, направленных на усиление государственного присутствия в этой сфере, совершенствование организационно-правовых аспектов проведения техосмотра13.

Обеспечение полноценной подготовки будущих водителей ТС включает как работу по совершенствованию форм и методов учебного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей, так и изменения в организации приема и пересдачи экзаменов для получения водительского удостоверения. При этом новый порядок приема данных экзаменов, направленный на приоритет оценки поведения экзаменуемых в условиях реального дорожного движения (в связи с чем был исключен такой этап экзамена, как «площадка»), должен вступить в силу с 1 апреля 2021 года. Кроме того, с 1 января 2021 года действует новый порядок профессионального отбора и обучения водителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта14.

Одним из важнейших направлений государственной политики в области обеспечения БДД является совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения. Система обеспечения БДД включает в себя значительное количество субъектов, целью деятельности которых является исключение реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, обеспечение степени и качества их защищенности от ДТП и негативных последствий эксплуатации автотранспорта при осуществлении общественно необходимого объема перемещения людей, предметов их труда. Данная деятельность осуществляется по различным направлениям и регулируется большим объемом нормативных актов и документов. Динамика развития общественных отношений, сложность и многоаспектность задач, стоящих перед управленческими субъектами в области обеспечения БДД, обусловливают необходимость постоянного совершенствования организационно-правовых основ их деятельности.

Основными задачами государственной политики в рамках этого направления являются оптимизация компетенции управленческих субъектов в области БДД; развитие координации между органами власти всех уровней, участвующих в обеспечении БДД; реализация мероприятий программ по предупреждению аварийности; совершенствование нормативной правовой базы, в том числе правового регулирования административной ответственности

»3

open access

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ȉ

open access

за правонарушения в области дорожного движения; изучение и внедрение эффективных примеров зарубежного опыта обеспечения БДД.

Следует обратить внимание на тот факт, что деятельность по обеспечению БДД должна осуществляться на основе программно-целевого подхода. Однако федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»15 прекратила свое действие, а новая до сих пор не принята, несмотря на то, что Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Госсовета еще в июне 2019 года поручено Правительству РФ в срок до 1 декабря 2020 года разработать и принять федеральную программу обеспечения безопасности дорожного движения на 2021-2030 гг.16 В результате с начала 2021 года на федеральном уровне обеспечения БДД в плане реализации программных мероприятий наблюдается некий вакуум, который необходимо как можно скорее ликвидировать путем принятия новой федеральной целевой программы.

Последнее направление - развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий - на первый взгляд, охватывает достаточно узкую область деятельности, тем не менее снижение тяжести последствий ДТП также является важным компонентом обеспечения БДД.

Стратегией БДД по данному направлению определены следующие задачи:

• развитие института оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;

• разработка регламентов взаимодействия заинтересованных служб при получении сигнала о возникновении ДТП, о координации действий при выезде на место ДТП и непосредственно на месте происшествия;

• использование в этих целях информационных систем, в том числе Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛО-НАСС»;

• разработка мер по обеспечению бесперебойного движения автотранспорта оперативных служб при выезде на место ДТП;

• расширение практики применения авиационной техники для прибытия на место ДТП и доставки, пострадавших в лечебные учреждения17.

Таким образом, государственная политика в области обеспечения БДД направлена на реализацию целей и задач государства в данной сфере.

В современных условиях функционирования нашей страны на уровне стратегического планиро-

вания поставлена цель снижения смертности в ДТП к 2024 году до 4 чел. на 100 тыс. населения. Достижение данной цели требует проведения концептуально единой государственной политики в области обеспечения БДД, основанной на функциональном взаимодействии различных органов власти, при участии граждан и институтов гражданского общества.

'Далее - БДД.

2Майоров В.И. Создание системы управления рисками в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: монография / В.И. Майоров, С.В. Горовенко, А.К. Костылев и др. Челябинск: Цицеро, 2018. 132 с.

3Далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

"Далее - Стратегия БДД.

'Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

'Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января

2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

'Далее - ПДД.

8Далее - ДТП.

'Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // Официальный сайт ГИБДД [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 25.01.2021).

10Далее - ОДД.

"Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12Далее - ТС.

"Подробнее см. Майоров В.И., Денисенко В.В. К вопросу о расширении полномочий Госавтоинспекции в области контроля и надзора за техническим состоянием транспортных средств // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 2 (25). С. 24-27.

14См. Приказ Минтранса России от 29 июля 2020 г. № 264 «Об ут-

верждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». "Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

16Заседание Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения от 26 июня

2019 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/60825 (дата обращения: 27.01.2021).

17См. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.