Научная статья на тему 'Организация конкурса "Лучший технолог"'

Организация конкурса "Лучший технолог" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация конкурса "Лучший технолог"»

студентом-технологом года. Два других конкурсанта стали его призерами. Предложенные ими изделия и сегодня производятся в техникуме. Под теми же названиями они с успехом реализуются не только в буфете, но и в учебных магазинах техникума.

Анализируя результаты конкурса, мы пришли к выводу, что такие конкурсы, без сомнения, способствуют повышению мотивации к получению профессии или специальности, формируют творческое отношение к профессиональной деятельности. Это подтверждается успешным участием наших студентов как в конкурсах профессионального мастерства, так и в научно-практических конференциях. Исследовательские проекты студентов отмечены дипломами победителей, призеров и лауреатов региональной научно-практической конференции «Развитие творческой деятельности обучающихся в условиях непрерывного многоуровневого и многопрофильного образования» в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. В 2017 году студенты техникума заняли 3-е место по компетенции «выпечка хлебобулочных изделий», в 2018 году — 2-е место по компетенции «поварское дело» в чемпионатах «Абилимпикс» и 2-е место в четвертом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» по компетенции «хлебопечение».

С использованием метода проектов мы провели конкурс на звание лучшего товароведа года. Конкурсанты представили маркетинговые проекты, способствующие продвижению продукции нашего техникума на потребительском рынке. В результате их реализации изменился

дизайн учебных магазинов, месторасположение передвижных точек продаж, установлены терминалы для расчетов с покупателями пластиковыми картами, что позволило существенно увеличить прибыль от реализуемой техникумом продукции.

Мы проводим конкурсы профессионального мастерства среди студентов, получающих рабочие профессии. Задания практической части дифференцируем в зависимости от курса обучения: чем старше курс, тем сложнее задание. Как положительные моменты можно отметить успешное участие студентов-сварщиков в финале третьего и четвертого региональных чемпионатов WSR по компетенции «сварочные технологии», победы в конкурсах открытого регионального мероприятия для сварщиков «Бенардосовские чтения».

Таким образом, практика организации и проведения конкурсов, основными стимулами участия в которых является возможность достижения более высокого уровня профессиональной квалификации и общественное признание, доказала их эффективность. Участие в конкурсах подобного рода позволяет студентам не только усовершенствовать свои профессиональные навыки, но и сравнить себя с сокурсниками, что побуждает к профессиональному совершенствованию и способствует профессиональному становлению будущего специалиста. Те же, кто не принимал участия в подобных состязаниях, видят успехи своих сокурсников и тоже стремятся дотянуться до их уровня, понимая, что это возможно.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА «ЛУЧШИМ ТЕХНОЛОГ»

И. Ю. рогова, преподаватель Новокузнецкого торгово-экономического техникума

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования направлены на обновление системы образования и создание условий для развития и формирования успешных профессионалов. Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда.

Эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современного техникума. Одной из форм внеурочной работы являются профессиональные конкурсы, которые помогают успешно решать задачи повы-

шения качества подготовки специалистов, обеспечивают практико-ориентированный подход к обучению. Конкурсы в сравнении с другими формами внеурочной работы более эффективно способствуют формированию у обучающихся опыта творческой деятельности, создают оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.

В течение ряда лет в ЦМК технологических дисциплин проводится конкурс «Лучший технолог» по выполнению технологических расчетов и составлению технологических карт. Необходимость проведения данного конкурса вызвана рядом причин. Во-первых, анализ результатов промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов специальности «технология продукции общественного питания» показал недостаточную сформированность профессиональных умений по выполнению технологических расчетов и составлению технологических карт, являющихся элементами профессиональных

компетенций будущих специалистов. Во-вторых, стала актуальной работа по внедрению стандартов WorldSkills в практику деятельности образовательных организаций. В соответствии со спецификацией стандарта компетенции «поварское дело», которая описывает знания, понимание и конкретные навыки международного уровня, специалист должен уметь правильно рассчитывать необходимое количество продуктов, потери во время приготовления блюд.

Поиск путей повышения эффективности образовательного процесса, решение проблемы его оптимизации определили тему конкурса и методику его проведения.

Организация конкурса «Лучший технолог» по выполнению технологических расчетов и составлению технологических карт включает в себя три этапа: подготовительный этап; основной этап (непосредственное проведение конкурса); заключительный этап (подведение итогов, определение победителей).

На подготовительном этапе разрабатывается положение о конкурсе, определяющее цели, задачи, условия его проведения, содержание этапов и критерии оценки выполнения заданий. Для организационно-методического обеспечения проведения конкурса создается оргкомитет, в который входит председатель ЦМК, преподаватели профессионального учебного цикла. Оргкомитет составляет программу конкурса, разрабатывает конкурсные задания, готовит необходимые материалы и бланки, дипломы и сертификаты участников конкурса, организует работу независимой экспертной группы с участием социальных партнеров техникума.

Конкурсные задания включают решение ситуационных профессиональных задач по выполнению технологических расчетов, составлению технологических карт на заданные блюда с учетом сезона и кондиции сырья и защиту технологических карт. Содержание заданий направлено на проверку сформированности профессиональных умений студентов, их способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.

При разработке конкурсных заданий преподаватели руководствуются тем, что задания должны соответствовать требованиям к результатам освоения программ профессиональных модулей в соответствии с ФГОС СПО, иметь практическую значимость, способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков.

При составлении заданий для студентов специальности «технология продукции общественного питания» учитываются требования ФГОС СПО к практическому опыту (расчет массы сырья и полуфабрикатов для приготовления кулинарной продукции, организация технологического процесса приготовления кулинарной продукции); умениям (применять требования нормативных документов к основным видам продукции, оформлять технологическую документацию в соответствии с действующей нормативной базой, проводить расчеты по формулам, выбирать температурный и временной режим при подаче и хранении сложной кулинарной продукции, оценивать качество и безопасность готовой продукции различными методами).

В рамках подготовки к конкурсу проводятся консультации по решению типовых задач, алгоритму их защиты. Студенты выполняют большую самостоятельную внеаудиторную работу, ищут информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач.

Всем участникам конкурса выдаются сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для

предприятий общественного питания, калькуляторы, бланки для выполнения заданий.

Первая часть конкурсного задания — составление двух технологических карт на заданные блюда с учетом сезона и кондиции сырья. На выполнение задания отводится 60 минут. Критерии оценки технологической карты — правильность расчета продуктов; точность в описании технологического процесса изготовления продукции, оформления и подачи блюда; точность органолептических показателей качества блюда; оформление карты в соответствии с требованиями ГОСТ 31987-2012 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию». Максимальный результат за правильно выполненное задание составляет 20 баллов.

Вторая часть задания — защита технологических карт и ответы на предложенные экспертами ситуационные вопросы. Продолжительность защиты задания составляет 5 минут. Критерии оценки защиты ситуационного задания — полнота ответа, аргументированность предлагаемых решений, владение профессиональной лексикой, уровень самопрезентации конкурсанта. Максимальный результат второго этапа конкурса — 30 баллов.

Для участия в конкурсе в качестве экспертов приглашаются социальные партнеры техникума — руководители и специалисты организаций общественного питания. Эксперты оценивают выполнение и защиту конкурсных заданий, оформляют протоколы, объявляют результаты конкурса, награждают победителей. Для рациональной работы экспертов на этапе подготовки к конкурсу составляются эталоны технологических карт и решения ситуационных задач.

По результатам конкурса победитель и призеры награждаются дипломами. Все участники получают сертификаты за освоенные общие и профессиональные компетенции. Итоги конкурса анализируются на открытом заседании ЦМК технологических дисциплин.

Критерием результативности конкурса «Лучший технолог» является достижение прогнозируемого результата: формирование умений студентов применять требования нормативных документов к основным видам кулинарной продукции, оформлять технологическую документацию в соответствии с действующей нормативной базой, проводить расчеты по формулам; формирование общих и профессиональных компетенций. Для оценки результативности мероприятия

используются следующие показатели: поведение студентов на мероприятии (самостоятельность, заинтересованность, самооценка, обеспечивающие положительные результаты); итоги выполнения конкурсных заданий; метод экспертных оценок, предполагающий аргументированное мнение специалистов.

Познавательная ценность мероприятия определяется участниками конкурса в процессе рефлексии. Конкурсанты имеют возможность осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других. Следует отметить осознание участниками затруднений, проблем в выполнении заданий и путей их преодоления. Все участники отмечают, что имели возможность в ходе конкурса реализовать свои профессиональные качества, повысить уровень компетентности. Защита ситуационного задания способствует отработке вопросов психологии общения, профессиональной этики, формированию культуры речи, повышению уровня коммуникативной компетентности конкурсантов.

Воспитательным эффектом проведенного мероприятия является его влияние на процесс развития личности студентов: побуждение конкурсантов к рефлексивно-оценочному анализу себя и своих профессиональных действий, повышение мотивации к обучению, формирование готовности к дальнейшему профессиональному развитию.

Практический опыт проведения мероприятия свидетельствует о том, что данная форма организации познавательной деятельности создает благоприятные условия для формирования профессионального мышления и творческой самостоятельности студентов, развивает умение выбирать способы выполнения задач профессиональной деятельности.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что проведение конкурса «Лучший технолог» по выполнению технологических расчетов и составлению технологических карт способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов, обеспечивает повышение качества подготовки специалистов.

РАБОТА КОУЧЕРА В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИКУМА К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

О. Б. Филимонова, преподаватель Кузнецкого техникума сервиса и дизайна им. Волкова В. А.

Е. П. Никонова, методист

В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО», утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. в пункте «Необходимые знания» указано, что педагогу необходимо знать основы эффективного педагогического общения, законы риторики и требования к публичному выступлению. Наиболее эффективным способом для получения данных знаний является участие в конкурсах профессионального мастерства. Ведь именно при трансляции своих профессиональных умений преподаватель отрабатывает навыки педагогического общения, усваивает законы риторики и пробует себя в публичных выступлениях.

Для того чтобы обеспечить успешное участие преподавателя в конкурсах профессионального мастерства, необходимо оказывать ему методическую и психолого-педагогическую поддержку.

О. Б. Филимонова

Е. П. Никонова

Для этого уместно включать в команду подготовки преподавателя коучера — персонального тренера, который сопровождает педагога в поиске решения поставленных перед ним задач. В техникуме была разработана единая нормативная документация и алгоритм сопровождения участников конкурсов профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.