Научная статья на тему 'Разработка заданий и критериев оценки демонстрационного экзамена по профессиональному модулю'

Разработка заданий и критериев оценки демонстрационного экзамена по профессиональному модулю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка заданий и критериев оценки демонстрационного экзамена по профессиональному модулю»

РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

Е. А. романова, кандидат технических наук, преподаватель Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг, сертифицированный эксперт WorldSkills Russia по компетенции «поварское дело»

Изменения содержания образования на современном этапе требуют от образовательных учреждений инновационных подходов к организации образовательного процесса. Формирование и оценка профессиональных и общих компетенций имеет перво-

Целью любого обучения является усвоение обучающимися определенных знаний, умений, навыков. В структуре ФГОС формирование профессиональных и общих компетенций образовательное учреждение реализует через учебные дисциплины, профессиональные модули, а также часы вариативной части.

С 2017 года в рамках проведения промежуточной аттестации обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования внедряется демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia или с применением стандартов WorldSkills Russia, направленный на оценку соответствия уровня знаний, умений, навыков обучающихся и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии

или специальности, в соответствии со стандартами WorldSkills Russia. В Кемеровском техникуме индустрии питания и сферы услуг по специальности «поварское и кондитерское дело» составлены комплекты контрольно-оценочных средств, в которых представлена документация и процедура проведения демонстрационного экзамена по профессиональному модулю с применением стандартов WorldSkills Russia.

Основные нормативные документы, регламентирующие проведение промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена по профессиональному модулю:

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями);

• ФГОС по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»;

• рабочий учебный план по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».

Рекомендуемые методические документы, используемые для проведения промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена по профессиональному модулю:

• техническое описание компетенции;

• задания национальных чемпионатов по модулям компетенции «поварское дело»: приготовление и подача горячих блюд из мяса говядины, птицы, рыбы с различными гарнирами, виды нарезки овощей для гарниров;

степенное значение.

• инфраструктурный лист по компетенции «поварское дело»;

• рабочая программа профессионального модуля ПМ 1 «Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента» по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»;

• ведомости чемпионатов по стандартам WorldSkills Russia и методика начисления баллов;

• комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 1 «Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».

Контрольно-оценочные средства по профессиональному модулю рассматриваются и согласовываются на заседании методического совета техникума, утверждаются директором техни-

кума и являются едиными для всех лиц, сдающих демонстрационный экзамен. Процедура выполнения заданий демонстрационного экзамена и их оценка проходит на площадке техникума. Материально-технические условия площадки позволяют проводить демонстрационный экзамен, так как обучающиеся работают в индивидуальных боксах, оборудованных согласно требованиям инфраструктурных листов по компетенции. Задания состоят из трех модулей. Пример заданий демонстрационного экзамена представлен ниже.

Жеребьевку проводит эксперт (преподаватель) за день до начала демонстрационного экзамена.

Вскрытие «черных ящиков» производится сразу после жеребьевки, далее студентам дается час чистого времени для подачи окончательной заявки продуктов. Все обучающиеся проходят три модуля (1, 2 и 3), на выполнение модулей дается 3 часа без учета уборки рабочего места (0,5 часа), общая продолжительность выполнения заданий — 4,5 часа.

Задания для демонстрационного экзамена

Модуль ПМ 1 «Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента»

Модуль 1 Мясо, птица, рыба — полуфабрикат Компетенция 34

Описание Приготовить полуфабрикат «Зразы рубленные в авторском исполнении» в соответствии с количеством сырья

Обязательные ингредиенты «Черный ящик» — обязательный продукт

Основные ингредиенты Используйте ингредиенты с общего стола Используйте ингредиенты из списка продуктов Используйте продукты из «черного ящика»

Специальное оборудование Разрешено использовать дополнительное оборудование и инвентарь, которые необходимо согласовать с экспертом по технике безопасности непосредственно перед началом экзамена, за исключением аналогичного, имеющегося на площадке

Модуль 2 Овощи — полуфабрикат Компетенция 34

Описание Приготовить овощные полуфабрикаты (сложные виды нарезки) из моркови

Подача Масса полуфабриката — минимум 500 г

Обязательные ингредиенты «Черный ящик» — вид нарезки

Основные ингредиенты Используйте ингредиенты с общего стола Используйте ингредиенты из черного ящика

Специальное оборудование Разрешено использовать дополнительное оборудование и инвентарь, которые необходимо согласовать с экспертом по технике безопасности непосредственно перед началом экзамена, за исключением аналогичного, имеющегося на площадке

Модуль 3 Маркировка Компетенция 34

Описание Заморозить зразы рубленные Упаковать полуфабрикаты Оформить ярлыки для приготовленных полуфабрикатов на потребительскую тару

Подача Масса блюда — в соответствии со способом упаковки, с размерами подложки

При подготовке к демонстрационному экзамену с обучающимися оговаривается, что при вскрытии «черного ящика» для модуля 1 «Мясо, птица, рыба — полуфабрикат» возможны варианты обязательных продуктов для приготовления начинки: грибы, морковь, лук репчатый, яйцо, кабачок, сухофрукты, оливки, орехи. Возможно, что все обучающиеся будут выполнять зразы из одного вида мяса, например мяса говядины. Возможно, зразы будут и мясные, и рыбные, и из мяса птицы.

При проектировании задания по модулю 2 «Овощи — полуфабрикат» можно предусматривать виды нарезки (дольки, чесночки, турнед, пай, шато); предлагать к использованию разные овощи (картофель, морковь, свеклу).

Результатом освоения профессионального модуля ПМ 1 «Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента» является готовность

обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.

При оценке всех видов работ по модулям предложено использовать следующие критерии, которые сведены в две ведомости. Критерии (аспекты) использованы из конкурсной документации по компетенции «поварское дело», а отдельные критерии соответствуют формулировке критериев оценки профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля. Разные критерии имеют свой вес в баллах (от одного до пяти). Далее предлагаются ведомости для оценки результатов демонстрационного экзамена (табл. 1, 2). В примерах ведомостей также имеются пояснения при использовании для оценки работ по другим модулям данной специальности.

Таблица 1

Критерии оценивания результата Номер 1 2 N...

Балл

Рабочее место, инструменты

Рабочее место, инструменты и оборудование подготовлены без замечаний, расчет продуктов для быстрой и четкой работы, правильно выбраны инструменты для применения методов приготовления и соблюдения требований охраны труда 3

Рабочее место, инструменты и оборудование подготовлены, расчет продуктов для работы, хорошие навыки в выборе инструментов для применения методов приготовления и соблюдения требований охраны труда 2

Рабочее место, инструменты и оборудование работы подготовлены, слабые навыки в выборе инструментов, расчете продуктов для применения методов приготовления и соблюдения требований охраны труда 1

Рабочее место, инструменты, продукты и оборудование не подготовлены 0

Навыки подготовки необработанных продуктов

Отличные навыки подготовки необработанных продуктов 3

Правильное ведение технологических процессов подготовки необработанных продуктов 2

Нарушения при подготовке необработанных продуктов 1

Отсутствие навыков базовой обработки необработанных продуктов 0

Ведомость 1. Организация и ведение процесса

Окончание таблицы 1

Критерии оценивания результата Номер Балл 1 2 N...

Профессиональные навыки последовательной работы и минимизации отходов

Отличные профессиональные навыки последовательной работы и минимизации отходов для эффективного выполнения задания 3

Хорошие профессиональные навыки последовательной работы и минимизации отходов для эффективного выполнения задания 2

Ведение процессов в замедленном темпе, много отходов 1

Отсутствие навыков последовательной работы и минимизации отходов 0

Профессиональное применение навыков работы с ножом, механическим, тепловым оборудованием, специализированным оборудованием (одно значительное нарушение — вычесть 1 балл) 5

Время выполнения (не соответствует — вычесть 1 балл) 1

Температура подачи (не соответствует — вычесть 1 балл) 1

Соответствие требованиям санитарии и гигиены Чистый, аккуратный внешний вид спецодежды (неряшливый, не соответствующий требованиям санитарных норм внешний вид спецодежды — вычесть 1 балл) 1

Чистота рабочих поверхностей, холодильника (грязные рабочие поверхности — вычесть 1 балл) 1

Использование перчаток (неправильное использование — вычесть 1 балл) 1

Корректное использование цветных разделочных досок (неправильное использование — вычесть 1 балл) 1

Раздельное использование контейнеров для органических и неорганических отходов (неправильное использование — вычесть 1 балл) 1

* Рецептуры блюд адаптированы особенностям заказа, виду и форме обслуживания (не адаптированы — вычесть 1 балл) 1

* Точность, правильность ведения расчетов, оформления результатов проработки; соответствие методов расчета количества сырья, продуктов, массы полуфабриката (** холодного блюда, закуски; горячего блюда; десерта) действующим методикам (за каждую ошибку вычесть 0,2 балла) 3

* - обучающийся предлагает способы решения поставленной задачи, аргументирует свой выбор, сравнивает их, делает выводы 1/0

* - обучающийся использует нормативную и справочную литературу в соответствии с заданием и оформляет его в соответствии с заданием 1/0

* - обучающийся показывает профессиональную состоятельность в соответствии с заданием 1/0

* - обучающийся показывает стабильное поведение по отношению к обучающимся, экспертам на демонстрационном экзамене 1/0

* - обучающийся грамотно оформляет в письменной форме задание, логично излагает материал, отвечает на устные вопросы 1/0

* - обучающийся демонстрирует уважительное отношение к присутствующим на экзамене, понимание ответственности принимаемых решений 1/0

* - обучающийся демонстрирует бережное отношение к оборудованию учебного кабинета, спокойно реагирует на ситуации 1/0

* - обучающийся показывает уверенное владение ИКТ-технологиями 1/0

* - обучающийся понимает и правильно применяет профессиональную документацию 1/0

Всего 34

* - критерии оценки профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля по специальности

** для холодного блюда, закуски; горячего блюда; десерта — показатели для профессиональных модулей ПМ 2, ПМ 3, ПМ 4

Таблица 2

Ведомость 2. Качество продукции

Критерии оценивания результата Балл 1 2 N.

Внешний вид, креативность, в том числе цвет

очень высокий уровень 3

хороший уровень 2

продукция имеет исправимые дефекты 1

продукция имеет неисправимые дефекты 0

Консистенция

очень высокий уровень 3

хороший уровень 2

продукция имеет исправимые дефекты 1

продукция имеет неисправимые дефекты 0

*** Правильность и орфографическая грамотность составления этикетки

очень высокий уровень 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хороший уровень 2

— 1

этикетка заполнена с грубыми орфографическими ошибками, с нарушениями требований 0

****Запах, вкус — сочетание вкусов отдельных компонентов

очень высокий уровень 3

хороший уровень 2

продукция имеет исправимые дефекты 1

продукция имеет неисправимые дефекты 0

Выход блюда (выход не соответствует — вычесть 1 балл) 1

Всего 10

Итого по двум ведомостям

Оценка

*** правильность и орфографическая грамотность составления этикетки — показатель используется только для ПМ 1

**** запах, вкус — показатели для полуфабрикатов не определяются, используются для оценки готовой продукции ПМ 2, ПМ 3, ПМ 4

Баллы по двум ведомостям суммируются, а строка «Оценка» заполняется на основании шкалы оценки. В таблице 3 представлено примерное соотношение набранных баллов и их соответствие оценке уровня подготовки.

Таблица 3

Шкала оценки

Количество баллов Оценка уровня подготовки

Балл (отметка) Вербальный аналог

44-37 5 Отлично

30-36 4 Хорошо

22-29 3 Удовлетворительно

Менее 21 2 Неудовлетворительно

Формирование итогового документа о результатах выполнения экзаменационных заданий производится по каждому участнику с указанием результатов заданий. Участник может ознакомиться с результатами выполненных экзаменационных заданий.

Предложенная документация и критерии уже прошли апробацию на демонстрационных экзаменах по профессиональным модулям в группе по специальности СПО 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», а также в ходе экзаменов квалификационных по специальности

- МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ -

СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».

Таким образом, разработанные критерии, документация позволяют проводить демонстрационный экзамен и оценивать результаты с применением стандартов WorldSkills Russia в ходе промежуточной аттестации. Формат демонстрационного экзамена по профессиональному модулю позволяет объективно измерить уровень подготовки обучающихся техникума по профессиональному модулю.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

А. В. Гладкова, преподаватель Тайгинского института железнодорожного транспорта -филиала Омского государственного университета путей сообщения

Концепция модернизации российского образования определила цель профессионального образования, которая заключается в подготовке квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда [1, с. 3]. Современные требования, предъявляемые к молодому специалисту, обусловлены социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе. С учетом этого ведущими направлениями работы по подготовке специалистов среднего звена специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны)» является создание условий для формирования у обучающихся личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях [7]. При этом конкурентоспособный специалист понимается не только как компетентный и высокопрофессиональный работник, но прежде всего как личность, обладающая навыками нестандартного, гибкого мышления, готовая к постоянному профессиональному

росту, способная к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации. Конкурентоспособность выпускника учреждения профессионального образования можно определить как степень его соответствия требованиям конкретного рабочего места, условиям труда, позволяющую с уверенностью рассчитывать на вакантное рабочее место.

Социально-психологическая адаптация выпускников к рынку труда является важным компонентом профессиональной подготовки к трудоустройству и построению профессиональной карьеры молодых специалистов. Эффективная адаптация на рынке труда может быть при системной подготовке обучающихся к трудовой деятельности. К основным мероприятиям социально-психологической адаптации обучающихся к рынку труда относятся следующие:

• мероприятия, направленные на формирование профессиональной культуры обучающихся, привитие ценностей и норм профессиональной среды (например, конкурсы «Лучший по профессии/специальности», ярмарки работ обучающихся с привлечением социальных учреждений и работодателей и т. п.);

• производственная практика на предприятии, где происходит адаптация к рабочему месту.

Конкурсы профессионального мастерства — это одна из наиболее действенных форм внеурочной работы, способствующая повышению уровня профессиональной подготовки, развитию и популяризации рабочей профессии.

50

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 1 (60) 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.