Научная статья на тему 'Роль конкурсов профессионального мастерства'

Роль конкурсов профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль конкурсов профессионального мастерства»

РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

М. В. Воронкова, заместитель директора по учебно-методической работе Яшкинского техникума технологий и механизации

В условиях поиска эффективных форм, способствующих профессиональному становлению студентов, педагогический коллектив Яшкинского техникума технологий и механизации выстраивает собственную модель подготовки специалистов, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда. Элементом этой модели являются конкурсы профессионального мастерства. Мы считаем их одним из наиболее эффективных механизмов содействия профессиональному становлению специалиста. Выпускники техникума должны быть готовы стать первыми, успешными в профессиональной деятельности, и конкурсы помогают им раскрыть творческий потенциал, проверить способности к самостоятельной профессиональной деятельности, повышают интерес к получаемой специальности и мотивируют к дальнейшему профессиональному и личностному развитию.

В данной работе представлены подходы к организации конкурса профессионального мастерства среди обучающихся на примере специальности «технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», в основу которого положен метод проектов.

Идея состоит в том, что конкурсанты должны представить проект хлебобулочного или кондитерского изделия, недорогого, полезного для растущего организма подростков, востребованного студентами техникума. Прежде чем конкурсанты дойдут до финала, им предстоит выдержать четыре испытания: показать знание теории,

защитить проект изделия, затем реализовать проект и проверить его востребованность у покупателей.Особенностью, которая отличает конкурс профессионального мастерства сегодня от конкурса вчера, является включение в процесс оценивания конкурсных изделий студентов — покупателей хлебобулочной и кондитерской продукции в буфете техникума, а также проведение конкурсных испытаний в условиях, приближенных к реальным.

Нормативное, организационное, информационное и методическое сопровождение конкурса осуществляет методическая служба техникума. В начале учебного года на заседании методической комиссии по специальности обсуждаются сроки и этапы его проведения, создается оргкомитет, в состав которого входят преподаватели, методисты и представители администрации техникума. Решения оргкомитета ложатся в основу положения о проведении конкурса. После рассмотрения положения на педагогическом совете техникума оно утверждается директором и доводится до сведения участников образовательного процесса. Объявление о конкурсе публикуется на сайте и информационном стенде учреждения. Обучающимся во время консультаций разъясняют условия участия в конкурсе.

Первое конкурсное испытание проводится в форме компьютерного тестирования. Его цель — проверить знания основ технологии приготовления мучных и кондитерских изделий, микробиологии и физиологии питания и отобрать лучших студентов для участия в защите проектов. Число участников следующего этапа определяется положением о конкурсе. В нашем случае — это 10 конкурсантов, показавших самые высокие результаты.

Информация о результатах тестирования и именах студентов, показавших лучшие результаты, дате проведения следующего испытания публикуется на сайте учреждения. В фойе техникума оформляется переносной стенд, где размещается информация о результатах каждого конкурсного испытания. На стенде студенты, педагоги, сотрудники техникума могут разместить слова поддержки и одобрения конкурсантам.

Следующее конкурсное испытание включает подготовку и защиту проекта изготовления хлебобулочного или кондитерского изделия. Выбор изделия конкурсантами определяется требованием конкурса: обновить ассортимент хлебобулочных и кондитерских изделий, реализуемых в буфете техникума. Организаторы конкурса ставят перед участниками задачу обосновать значимость этого изделия в питании студентов, рассчитать рецептуру, составить технологическую карту приготовления и приготовить его в учебных цехах техникума. Цель этого этапа — проверить умение конкурсанта анализировать информацию, исследовать проблему, предлагать варианты ее решения, презентовать свою идею и убеждать в необходимости ее реализации. Это один из сложнейших этапов, который проверяет лидерские качества участников.

Для консультаций при подготовке проекта каждому участнику назначается руководитель проекта из числа преподавателей профессионального цикла по специальности. Методическая служба техникума обеспечивает конкурсантов рекомендациями по составлению и оформлению проектов. Для педагогов проводятся методические семинары по изучению требований, предъявляемых к практико-ориентированным проектам. Защита проектов занимает два дня. Сначала конкурсанты представляют изделие, затем готовят его в учебном кондитерском цехе или учебной пекарне техникума. Состав жюри формируется из специалистов техникума, связанных с производством кондитерских и хлебобулочных изделий, представителей работодателей и студенческого самоуправления. Поскольку проекты предлагают введение в рацион питания

студентов новых изделий, то организуется зрительское голосование.

Главные требования к проектам — реалистичность, малобюджетность, простая рецептура и несложная технология приготовления. Предлагаемые изделия должны быть полезны для растущего организма подростков, а конкурсанты — уверены и грамотны в представлении своей идеи. По решению жюри с учетом зрительского голосования в следующий этап конкурса проходят пять участников.

Следующий шаг — приготовление изделия. Для того чтобы обучающиеся, педагоги, сотрудники техникума могли увидеть процесс выполнения конкурсантами практической части конкурса, в цехах устанавливаются видеокамеры. Видеотрансляция по сети ведется во все аудитории и фойе техникума. Таким образом, в конкурсный процесс включаются практически все участники образовательного процесса.

По решению жюри три изделия конкурсантов допускаются к производству и реализации в буфете техникума. Для производства этих изделий привлекаются студенты-пекари, студенты-технологи хлеба, студенты по профессии «повар-кондитер», которые готовят эти изделия на занятиях учебной практики под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения. Изделия реализуются в буфете техникума силами студентов-товароведов и студентов по специальности «коммерция». В период подготовки конкурсных изделий к производству:

— конкурсанты корректируют технологические карты и согласовывают их с главным технологом техникума;

— педагоги вносят коррективы в виды учебно-производственных работ в программах учебных практик с учетом производства новых изделий.

Производство и реализация конкурсных изделий осуществляется в течение 30 календарных дней. Привлечь внимание к новым изделиям помогают их названия, связанные с именами конкурсантов. Так морковный пирог стал называться «Женькин пирог», манно-капустный пирог — «Завтрак для студента от Максима», курник — курником Ольги Панковской.

В течение месяца в буфет техникума поступали изделия, приготовленные по рецептуре конкурсантов. Проводился мониторинг продаж, изучалась удовлетворенность студентов вкусовыми качествами и стоимостью новых продуктов. Через месяц данные бухгалтерии техникума позволили определить лидера. Им стал курник от Ольги Панковской. Автор продукта на торжественном мероприятии был объявлен лучшим

студентом-технологом года. Два других конкурсанта стали его призерами. Предложенные ими изделия и сегодня производятся в техникуме. Под теми же названиями они с успехом реализуются не только в буфете, но и в учебных магазинах техникума.

Анализируя результаты конкурса, мы пришли к выводу, что такие конкурсы, без сомнения, способствуют повышению мотивации к получению профессии или специальности, формируют творческое отношение к профессиональной деятельности. Это подтверждается успешным участием наших студентов как в конкурсах профессионального мастерства, так и в научно-практических конференциях. Исследовательские проекты студентов отмечены дипломами победителей, призеров и лауреатов региональной научно-практической конференции «Развитие творческой деятельности обучающихся в условиях непрерывного многоуровневого и многопрофильного образования» в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. В 2017 году студенты техникума заняли 3-е место по компетенции «выпечка хлебобулочных изделий», в 2018 году — 2-е место по компетенции «поварское дело» в чемпионатах «Абилимпикс» и 2-е место в четвертом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» по компетенции «хлебопечение».

С использованием метода проектов мы провели конкурс на звание лучшего товароведа года. Конкурсанты представили маркетинговые проекты, способствующие продвижению продукции нашего техникума на потребительском рынке. В результате их реализации изменился

дизайн учебных магазинов, месторасположение передвижных точек продаж, установлены терминалы для расчетов с покупателями пластиковыми картами, что позволило существенно увеличить прибыль от реализуемой техникумом продукции.

Мы проводим конкурсы профессионального мастерства среди студентов, получающих рабочие профессии. Задания практической части дифференцируем в зависимости от курса обучения: чем старше курс, тем сложнее задание. Как положительные моменты можно отметить успешное участие студентов-сварщиков в финале третьего и четвертого региональных чемпионатов WSR по компетенции «сварочные технологии», победы в конкурсах открытого регионального мероприятия для сварщиков «Бенардосовские чтения».

Таким образом, практика организации и проведения конкурсов, основными стимулами участия в которых является возможность достижения более высокого уровня профессиональной квалификации и общественное признание, доказала их эффективность. Участие в конкурсах подобного рода позволяет студентам не только усовершенствовать свои профессиональные навыки, но и сравнить себя с сокурсниками, что побуждает к профессиональному совершенствованию и способствует профессиональному становлению будущего специалиста. Те же, кто не принимал участия в подобных состязаниях, видят успехи своих сокурсников и тоже стремятся дотянуться до их уровня, понимая, что это возможно.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА «ЛУЧШИМ ТЕХНОЛОГ»

И. Ю. Рогова, преподаватель Новокузнецкого торгово-экономического техникума

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования направлены на обновление системы образования и создание условий для развития и формирования успешных профессионалов. Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда.

Эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современного техникума. Одной из форм внеурочной работы являются профессиональные конкурсы, которые помогают успешно решать задачи повы-

20

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» №3 (58) 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.