Научная статья на тему 'Работа коучера в рамках подготовки преподавателей техникума к конкурсам профессионального мастерства'

Работа коучера в рамках подготовки преподавателей техникума к конкурсам профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа коучера в рамках подготовки преподавателей техникума к конкурсам профессионального мастерства»

- конкурсное движение -

используются следующие показатели: поведение студентов на мероприятии (самостоятельность, заинтересованность, самооценка, обеспечивающие положительные результаты); итоги выполнения конкурсных заданий; метод экспертных оценок, предполагающий аргументированное мнение специалистов.

Познавательная ценность мероприятия определяется участниками конкурса в процессе рефлексии. Конкурсанты имеют возможность осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других. Следует отметить осознание участниками затруднений, проблем в выполнении заданий и путей их преодоления. Все участники отмечают, что имели возможность в ходе конкурса реализовать свои профессиональные качества, повысить уровень компетентности. Защита ситуационного задания способствует отработке вопросов психологии общения, профессиональной этики, формированию культуры речи, повышению уровня коммуникативной компетентности конкурсантов.

Воспитательным эффектом проведенного мероприятия является его влияние на процесс развития личности студентов: побуждение конкурсантов к рефлексивно-оценочному анализу себя и своих профессиональных действий, повышение мотивации к обучению, формирование готовности к дальнейшему профессиональному развитию.

Практический опыт проведения мероприятия свидетельствует о том, что данная форма организации познавательной деятельности создает благоприятные условия для формирования профессионального мышления и творческой самостоятельности студентов, развивает умение выбирать способы выполнения задач профессиональной деятельности.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что проведение конкурса «Лучший технолог» по выполнению технологических расчетов и составлению технологических карт способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов, обеспечивает повышение качества подготовки специалистов.

РАБОТА КОУЧЕРА В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИКУМА К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

О. Б. Филимонова, преподаватель Кузнецкого техникума сервиса и дизайна им. Волкова В. А.

Е. П. Никонова, методист

В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО», утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. в пункте «Необходимые знания» указано, что педагогу необходимо знать основы эффективного педагогического общения, законы риторики и требования к публичному выступлению. Наиболее эффективным способом для получения данных знаний является участие в конкурсах профессионального мастерства. Ведь именно при трансляции своих профессиональных умений преподаватель отрабатывает навыки педагогического общения, усваивает законы риторики и пробует себя в публичных выступлениях.

Для того чтобы обеспечить успешное участие преподавателя в конкурсах профессионального мастерства, необходимо оказывать ему методическую и психолого-педагогическую поддержку.

О. Б. Филимонова

Е. П. Никонова

Для этого уместно включать в команду подготовки преподавателя коучера — персонального тренера, который сопровождает педагога в поиске решения поставленных перед ним задач. В техникуме была разработана единая нормативная документация и алгоритм сопровождения участников конкурсов профессионального мастерства.

конкурсное движение

Для чего преподавателю участвовать в профессиональных конкурсах? Только ли для того, чтобы поучаствовать в соревновании, целью которого является выявление наиболее выдающегося конкурсанта — претендента на победу? Нет, цели педагога, участвующего в конкурсах профессионального мастерства, звучат иначе:

• изучение и выявление новых педагогических направлений;

• внедрение в свою практику новых интересных методик и подходов к преподаванию;

• повышение престижа преподавателя в обществе.

Современному преподавателю, который выполняет множество сопутствующих функций, будь то куратор учебных групп или руководитель творческой студии, необходимо найти союзника, который будет поддерживать при подготовке к конкурсу профессионального мастерства. В нашем техникуме таким союзником выступает коучер — консультант из числа лиц, которые уже имели опыт успешного участия в тех или иных конкурсах. План работы коучера разрабатывается параллельно с планом работы будущего участника конкурса. Выполнение этих планов возможно только при тесном профессиональном сотрудничестве.

Следует отметить, что данная работа тем более актуальна, что успешное участие в профессиональных конкурсах является залогом улучшения имиджа и педагога, и техникума в целом.

Для того чтобы добиться положительного результата участия педагога в конкурсе, необходимо грамотно спланировать работу коу-чера. Планирование — деятельность, связанная с постановкой целей/задач и действий для достижения оптимального результата в будущем. План работы коучера по подготовке участника к конкурсам разрабатывается на два учебных года. Это обусловлено тем, что процесс подготовки включает в себя два этапа:

• внутритехникумовский — это подготовка к участию в конкурсах техникума;

• конкурс профессионального мастерства областного уровня.

Стоит отметить, что на внутритехнику-мовском уровне коучер может сопровождать несколько преподавателей, претендующих на участие в конкурсе. Благодаря этому, после внутритехникумовского этапа выбирается сильнейший претендент и при необходимости корректируется план работы коучера с учетом индивидуальных особенностей участника.

Приняв решение участвовать в конкурсе, педагог вступает на дорогу, которая приведет его к успеху:

• преподаватель будет иметь возможность продемонстрировать свои профессиональные качества и получить их оценку;

• обогатится опытом участия в масштабных профессиональных конкурсах;

• сможет познакомиться с интересными людьми и методами их работы.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ МИНИ-ЧЕМПИОНАТА ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ «ОТКРОЙ РОТ»

л. И. ладанова, Н. М. Сонина, преподаватели Кемеровского горнотехнического техникума

В рамках традиционной декады «Праздник знаний в техникуме» преподаватели всех цикловых методических комиссий провели мини-чемпионат «Открой рот». Идею проведения мини-чемпионата мы подсмотрели у новосибирского предпринимателя Михаила Фаустова. В 2013 году, открывая книжный магазин «Собачье сердце», в качестве привлечения покупателей он решил провести мини-чемпионат по выразительному чтению текста. Покупателям предлагали прочитать вслух любой отрывок из любой книги любого жанра, а жюри оценивало мастерство и артистизм исполнителей. Михаил

л. И. ладанова Н. М. Сонина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.