Научная статья на тему 'Подготовка и проведение мини-чемпионата по выразительному чтению "открой рот"'

Подготовка и проведение мини-чемпионата по выразительному чтению "открой рот" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка и проведение мини-чемпионата по выразительному чтению "открой рот"»

конкурсное движение

Для чего преподавателю участвовать в профессиональных конкурсах? Только ли для того, чтобы поучаствовать в соревновании, целью которого является выявление наиболее выдающегося конкурсанта — претендента на победу? Нет, цели педагога, участвующего в конкурсах профессионального мастерства, звучат иначе:

• изучение и выявление новых педагогических направлений;

• внедрение в свою практику новых интересных методик и подходов к преподаванию;

• повышение престижа преподавателя в обществе.

Современному преподавателю, который выполняет множество сопутствующих функций, будь то куратор учебных групп или руководитель творческой студии, необходимо найти союзника, который будет поддерживать при подготовке к конкурсу профессионального мастерства. В нашем техникуме таким союзником выступает коучер — консультант из числа лиц, которые уже имели опыт успешного участия в тех или иных конкурсах. План работы коучера разрабатывается параллельно с планом работы будущего участника конкурса. Выполнение этих планов возможно только при тесном профессиональном сотрудничестве.

Следует отметить, что данная работа тем более актуальна, что успешное участие в профессиональных конкурсах является залогом улучшения имиджа и педагога, и техникума в целом.

Для того чтобы добиться положительного результата участия педагога в конкурсе, необходимо грамотно спланировать работу коу-чера. Планирование — деятельность, связанная с постановкой целей/задач и действий для достижения оптимального результата в будущем. План работы коучера по подготовке участника к конкурсам разрабатывается на два учебных года. Это обусловлено тем, что процесс подготовки включает в себя два этапа:

• внутритехникумовский — это подготовка к участию в конкурсах техникума;

• конкурс профессионального мастерства областного уровня.

Стоит отметить, что на внутритехнику-мовском уровне коучер может сопровождать несколько преподавателей, претендующих на участие в конкурсе. Благодаря этому, после внутритехникумовского этапа выбирается сильнейший претендент и при необходимости корректируется план работы коучера с учетом индивидуальных особенностей участника.

Приняв решение участвовать в конкурсе, педагог вступает на дорогу, которая приведет его к успеху:

• преподаватель будет иметь возможность продемонстрировать свои профессиональные качества и получить их оценку;

• обогатится опытом участия в масштабных профессиональных конкурсах;

• сможет познакомиться с интересными людьми и методами их работы.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ МИНИ-ЧЕМПИОНАТА ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ «ОТКРОЙ РОТ»

л. И. ладанова, Н. М. Сонина, преподаватели Кемеровского горнотехнического техникума

В рамках традиционной декады «Праздник знаний в техникуме» преподаватели всех цикловых методических комиссий провели мини-чемпионат «Открой рот». Идею проведения мини-чемпионата мы подсмотрели у новосибирского предпринимателя Михаила Фаустова. В 2013 году, открывая книжный магазин «Собачье сердце», в качестве привлечения покупателей он решил провести мини-чемпионат по выразительному чтению текста. Покупателям предлагали прочитать вслух любой отрывок из любой книги любого жанра, а жюри оценивало мастерство и артистизм исполнителей. Михаил

л. И. ладанова Н. М. Сонина

24

«образование. карьера. общество» №3 (58) 2018

- конкурсное движение -

Фаустов считает, что мини-чемпионат по чтению вслух — это вид спорта со своими правилами, даже есть своя сетка: городские, региональные этапы, а потом — финал.

Мы тоже решили провести среди обучающихся техникума такой чемпионат, чтобы выбрать лучших из числа участников, способных к выразительному чтению текста, на областной конкурс чтецов, который каждый год проводится на базе нашего техникума.

Цели чемпионата:

1. Воспитывать уважительное отношение к русской речи.

2. Прививать интерес к произведениям российских и, в частности, кузбасских поэтов, прозаиков.

3. Развивать умение выразительно читать вслух.

Привлекало нас в этом мини-чемпионате еще и то, что не надо заниматься подготовкой обучающихся к мероприятию. Требовалась только очень четкая организация мероприятия, которая включает в себя:

• подготовку презентации об истории данного мини-чемпионата;

• подбор литературы для четырех номинаций;

• подготовку аудитории, которая бы вместила две группы;

• работу с членами жюри.

Прежде всего надо было определиться с номинациями мини-чемпионата. Мы решили провести чемпионат по следующим номинациям:

— чтение рассказов, очерков, житейских историй на нравственно-философскую тему;

— чтение стихов известных поэтов на выбор обучающихся: Э. Асадова, В. Высоцкого, М. Исаковского, В. Федорова и других;

— чтение очерков кузбасских прозаиков;

— чтение небольших юмористических рассказов.

Необходимо было подобрать материал для команд. Конечно, нельзя обойтись без жюри, которое должно объективно оценивать участников чемпионата. Мы пригласили четырех студенток из группы второго курса специальности «документационное обеспечение управления и архивоведения». Они изучают такие дисциплины, как культура деловой речи, стилистика и редактирование. После каждой номинации жюри выставляло оценки, комментировало их, затем оценки суммировались, и участвующим в данной номинации объявлялось количество набранных баллов. Жюри учитывало темп чтения, громкость, выразительность, произношение, сценическую культуру участников.

Студенты проявляли активность, старались заработать как можно больше баллов для своей команды. Желающих прочитать вслух было достаточно, а в некоторых номинациях, например в чтении стихов известных авторов, их было так много, что нам пришлось приглашать по три человека от каждой команды. С большим удовольствием и артистизмом читали юмористические рассказы. Подготовка к мероприятию тоже стала своеобразным конкурсом среди групп: ребятам недели за две до проведения конкурса объявили о лучшей подборке текстов для чтения. Незадолго до начала чемпионата представители каждой группы должны были доказать комиссии по подготовке, что предложенный текст лучший.

После выступлений члены жюри подвели итоги, объявили группу, которая заработала больше всех баллов, отметили тех, кто набрал наибольшее количество баллов, а также те группы, чьи тексты были приняты комиссией для проведения чемпионата. Все участники получили сертификаты, набравшие наибольшее количество баллов — грамоты, команду-победителя наградили дипломом и сладким призом.

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 3 (58) 2018

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.