Научная статья на тему 'Об итогах III областного конкурса "Лучшая методическая служба профессиональной образовательной организации"'

Об итогах III областного конкурса "Лучшая методическая служба профессиональной образовательной организации" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах III областного конкурса "Лучшая методическая служба профессиональной образовательной организации"»

раций конкурсный заданий, выполнение работ согласно инструктивным картам и упражнение, т. е. неоднократный повтор сложных операций.

При подготовке участников к областным чемпионатам WSR и конкурсам профессионального мастерства также привлекаются студенты, успешно выступающие на внутренних конкурсах. Эти обучающиеся оказывают помощь будущему участнику при подготовке к конкурсам, сами выполняют конкурсные задания и могут в непредвиденных случаях заменить основного участника. Как правило, подготовка к конкурсам проводится внеурочно, а сами конкурсные задания рассматриваются и подробно разбираются со студентами на аудиторных занятиях, что формирует у них понимание важности изучаемого учебного материала.

Победителям олимпиад и конкурсов профессионального мастерства выдаются поло-

жительные рекомендации и создаются возможности для устройства на работу на крупнейшие предприятия города. Студенты, хорошо зарекомендовавшие себя на производственной практике, продолжают работать на предприятии и в последующем совмещают учебу с работой на производстве и тем самым почти ежедневно отрабатывают свои практические навыки и умения.

Практическое обучение в Осинниковском горнотехническом колледже ведется системно и комплексно: сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий, конкурсного движения, образовательных проектов. Такой подход в практическом обучении, когда учебная практика, лабораторные и даже аудиторные работы тесно связаны с производственными ситуациями, приводит к хорошим результатам в подготовке будущих специалистов.

ОБ ИТОГАХ III ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Л. Н. Вавилова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией андрагогики Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Конкурс методических служб профессиональных образовательных организаций (ПОО) Кемеровской области стал уже традиционным. Он дает возможность выявить и распространить наиболее интересный, актуальный и результативный опыт методических служб ПОО по непрерывному профессиональному образованию педагогических кадров и методическому сопровождению образовательного процесса в условиях модернизации профессионального образования. Конкурс также направлен на повышение эффективности деятельности методических служб, социально-профессионального статуса методистов, привлечение высокопрофессиональных педагогических работников к методической работе.

На III Областной конкурс «Лучшая методическая служба профессиональной образователь-

ной организации» была представлена 41 конкурсная работа по пяти номинациям, которые ежегодно частично обновляются:

1. Внутрифирменное обучение педагогических работников в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.

2. Программа развития методической службы ПОО.

3. Методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства.

4. Представление деятельности методической службы на сайте ПОО.

5. Современный педагогический совет.

Следует отметить методические службы

ПОО, представившие работы по двум номинациям, — Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А., Кемеровский профессионально-технический техникум, Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания, Кемеровский горнотехнический техникум, Тайгинский институт железнодорожного транспорта — филиал Омского государственного университета путей сообщения.

В целом жюри отметило актуальность представленных работ, в большинстве из них прослеживалась целостность и полнота описанной системы работы, творческий подход к разработке и представлению материалов, интересные идеи и методические находки, все члены жюри отметили возросшую культуру оформления. Наиболее высоким уровнем выполнения отличались работы второй и третьей номинаций.

В номинации «Внутрифирменное обучение педагогических работников в условиях внедрения профессионального стандарта педагога» превалировал программный подход: были представлены программы обучения для начинающих педагогов, программа развития кадрового потенциала ПОО, программа годичного методического семинара для педагогов. При оценке работ в данной номинации особое внимание обращалось на соответствие содержания внутрифирменного обучения требованиям профессионального стандарта педагога, использование активных и интерактивных форм и методов внутрифирменного обучения, реализацию дифференцированного подхода. Работа по внутрифирменному обучению педагогов методическими службами ПОО проводится большая, но, к сожалению, в конкурсных материалах это не совсем удалось отразить.

Номинация «Программа развития методической службы ПОО» являлась одной из самых сложных, поскольку разработка программы развития методической службы (МС) требует владения методистами на высоком уровне проектировочными, рефлексивно-аналитическими умениями, ведь основная цель разработки программы развития МС ПОО — преобразование, усовершенствование ее деятельности в соответствии с задачами модернизации профессионального образования. Вместе с тем работы в этой номинации оказались достаточно высокого уровня. На конкурс представлялись как уже реализуемые программы развития МС, так и программы, разработанные на перспективу. Как известно, программа (от греч. ргодгатта — предписание, распоряжение) — это совокупность, система мероприятий, направленных на решение конкретной проблемы. Программа определяет этапность осуществления задач, конкретные средства и способы их реализации, показатели требуемых (желаемых) результатов. Многим авторам удалось представить структурированную, систематизированную, логически связанную совокупность идей, взглядов, представлений, описывающих и обо-

сновывающих новую модель деятельности МС (включающую миссию, цели развития МС ПОО, направления деятельности МС, подходы к содержанию и организации методической работы в ПОО), этапы перехода к новой модели деятельности МС, необходимое ресурсное обеспечение реализации программы, описание ожидаемых результатов.

В последние годы значительно увеличилось количество конкурсов различного уровня как для педагогов, так и для обучающихся. Оказание методической помощи участникам различных конкурсов — одна из задач методической службы, поэтому в третьем областном конкурсе методических служб была введена номинация «Методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства». Как и ожидалось, в данной номинации было представлено наибольшее количество работ. Часть работ отражала разноплановый опыт методического сопровождения конкурсов обучающихся: от организации конкурсов внутри организации до подготовки и проведения региональных чемпионатов WorldSkills. Описание методического сопровождения педагогов в профессиональных конкурсах в основном было посвящено конкурсу «Преподаватель года». Конкурсные работы содержали описание алгоритма подготовки к конкурсам, нормативное, информационно-методическое обеспечение, результативность участия преподавателей и обучающихся в региональных, федеральных конкурсах. Но хотелось бы увидеть больше методических материалов, которые используются в этой деятельности методистов.

Представление деятельности методической службы на сайте ПОО — достаточно новое направление, некоторые ресурсы только созданы, еще не до конца заполнены все разделы, в других случаях методисты не всегда своевременно обновляют информацию. К сожалению, не все работы в достаточной мере соответствовали критериям, определенным в положении о конкурсе: содержательная наполненность, обновление страниц сайта / раздела сайта; использование материалов сайта / раздела сайта в методической работе; качество оформления страниц сайта (дизайн, единый стиль, удобство навигации); интерактивность сайта / раздела сайта (форум, чат, опросы и т. п.). В меньше степени было предусмотрено интерактивное взаимодействие на сайтах (интернет-странице) — это, по всей видимости, перспективное направление в использовании интернет-ресурсов в деятельности методических служб ПОО.

Тематика представленных разработок педагогических советов была актуальной для современного этапа развития системы СПО, большинство работ (всего представлено было 12) содержали качественные методические материалы, но не все представленные материалы педсоветов были оформлены как методические разработки, мало было оригинальных идей, преобладал традиционный подход в структуре педсоветов, много замечаний было по формулировке целей и задач, не всегда содержание педагогического совета и принятые решения соответствовали поставленным задачам, очевидно, методистам недоставало рефлексивных умений для критического осмысления проведенного мероприятия.

Конкурс методических служб проходил в три этапа: 1-й этап — предоставление в оргкомитет заявок и конкурсных материалов; 2-й — экспертная оценка материалов, представленных на конкурс, определение финалистов конкурса в каждой номинации; 3-й — публичная защита конкурсных работ финалистами в КРИРПО.

Финал конкурса состоялся 6 декабря 2017 года, к защите было представлено 16 докладов. Жюри, в состав которого входили представители департамента образования и науки Кемеровской области, Союза директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области, специалисты Кузбасского регионального института развития профессионального образования, победители конкурсов прошлых лет, оценивало выступления финалистов согласно утвержденным оргкомитетом критериям:

— актуальность: соответствие современным направлениям модернизации профессионального образования, методической службы;

— новизна: направленность на обновление содержания, форм методической работы в ПОО;

— полнота и системность представления конкурсной работы;

— результативность предлагаемых подходов;

— качество демонстрационных материалов;

— мастерство публичного выступления.

Для того чтобы лучший опыт методических

служб стал достоянием регионального педагогического сообщества, на очный этап конкурса были приглашены методисты всех ПОО, а также методисты — слушатели курсов переподготовки по программе «Методическая деятельность в профессиональном образовании».

По результатам публичной защиты работ жюри определило победителей:

— номинация «Внутрифирменное обучение педагогических работников в условиях внедрения профессионального стандарта педагога» — Наталья Сергеевна Полуэктова, методист, Татьяна Сергеевна Семенова, методист, Кемеровский горнотехнический техникум;

— номинация «Программа развития методической службы ПОО» — Ирина Николаевна Тащиян, заместитель директора по НМР, Васи-лина Анатольевна Курленя, методист, Юргин-ский технологический колледж;

— номинация «Методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства» — Ирина Анатольевна Дмитриева, заместитель директора по НМР, Татьяна Викторовна Ельчина, методист, Тамара Викторовна Пильтц, методист, Кемеровский педагогический колледж;

— номинация «Представление деятельности методической службы на сайте ПОО» — Нина Владимировна Кречетова, начальник отдела по УМР, Наталья Николаевна Беляева, методист, Виолетта Игоревна Сумина, методист информационно-технического отдела, Анжеро-Судженский политехнический колледж.

В номинации «Современный педагогический совет» решено было не выделять победителя ввиду того, что работы вызвали целый ряд замечаний у членов жюри.

Торжественное награждение дипломами победителей и лауреатов III Областного конкурса «Лучшая методическая служба профессиональной образовательной организации» состоялось на закрытии конкурса «Преподаватель года — 2018» 30 марта 2018 года.

В целом все работы, представленные на конкурс, заслуживают внимания, являются практико-ориентированными, представляют интерес как для методических служб, так и для ПОО. Лучшие работы участников конкурса размещены в электронной сетевой методической копилке на сайте КРИРПО. Ознакомление с материалами позволит методическим службам, методистам соотнести свою деятельность с опытом коллег, разнообразить методическую работу в ПОО, актуализировать некоторые направления своей работы с учетом современных задач, совершенствовать методическое обеспечение образовательного процесса и научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов в условиях системных изменений в сфере профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.