Научная статья на тему 'Итоги Областного конкурса творческих работ «Сочинение – классика жанра»'

Итоги Областного конкурса творческих работ «Сочинение – классика жанра» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги Областного конкурса творческих работ «Сочинение – классика жанра»»

ИТОГИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «СОЧИНЕНИЕ - КЛАССИКА ЖАНРА»

А. Г. Апухтина, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

Проведение в Российской Федерации Года литературы (Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года литературы» от 12.06.2014 № 426) послужило отличным поводом вспомнить о классическом сочинении и порассуждать о его традиционных формах и современных интерпретациях. Школьное сочинение, возрожденное в новом формате как допуск к государственной итоговой аттестации, автоматически превратилось в методологическую проблему. После введения ЕГЭ несколько лет перед преподавателем стояла задача — подготовить обучающихся к выполнению на главном экзамене контрольно-тестовых заданий по русскому языку, а не к литературоведческому анализу текста. Государственный выпускной экзамен (ГВЭ), функционирующий с 2014 года как альтернативная форма ГИА для обучающихся профессиональных образовательных организаций, предполагает выбор — сочинение или изложение с творческим заданием, которое по сути также является мини-сочинением. Здесь мнение педагогов было единым — сдать ЕГЭ по русскому языку для получения аттестата обучающимся намного проще.

Действительно, традиционное сочинение представляет собой аналогию литературно-критической статьи, также жанрами сочинения являются рецензия, очерк, дневник, путешествие, письмо (эпистолярный жанр). Жанру эссе, наиболее популярному в последние годы и наиболее известному нашим обучающимся, стилистически присущи эмоциональность, экспрессивность и художественность. Для того чтобы создать текст в любом из перечисленных жанров, необходимо обладать определенным уровнем коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция формируется как внутрипред-метная дисциплинами «русский язык» и «литература», а в структуре ФГОС СПО она локализуется в виде частных случаев в компонентной структуре общих компетенций: ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования русский язык и литература снова позиционируется как интегрированная дисциплина в предметной области «филология», и сочинение, безусловно, является оптимальной формой для развития речевых навыков обучающихся, воспитания вдумчивого читателя, развития образного мышления и творческого воображения. Специфика этого жанра лучше воспринимается через собственное творчество, ведь литература — это прежде всего эстетика и развитие художественного вкуса!

В целях привлечения внимания обучающихся профессиональных образовательных организаций к литературе и чтению, повышения интереса к классическим русским литературным традициям и современному литературному процессу, воспитания уважительного отношения к культуре и духовным ценностям своего народа и в рамках мероприятий, посвященных Году литературы, в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования был проведен конкурс творческих работ обучающихся профессиональных образовательных органи-

заций «Сочинение — классика жанра», который получил продолжение в ходе работы II Областного лингвофорума «Коммуникативно компетентен — значит успешен».

В конкурсе сочинений приняли участие 74 обучающихся из 34 профессиональных образовательных организаций Кемеровской области.

Конкурс проводился в трех номинациях: «Сочинение-рассуждение»; «Сочинение-эссе»; «Сочинение-описание». Данные жанры сочинения направлены на формирование различных аспектов коммуникативной компетенции.

Основа сочинения-рассуждения — это четко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль, цель — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы, убедить читателя в чем-либо, изменить или закрепить его мнение по определенному вопросу.

Сочинение-эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Каждая мысль должна быть подкреплена доказательствами, что формирует навыки аргументации, учит делать выводы.

В основу сочинения-описания положено описание как тип речи. Предметом описания могут быть не только внешние признаки (состояния) природы, животных, человека, но и их внутреннее состояние — характер, настроение, их изменения. Художественное сочинение-описание обязательно подразумевает использование изобразительно-выразительных средств русского языка.

Участникам конкурса было предложено написать сочинения на литературные темы:

- сочинения-эссе: «Трагедия человека на войне и фронтовой быт», «Спор поколений в русской классической литературе», «Нобелевская лекция И. Бродского — кредо поэта», «Добро и зло в характере и поступках героя нашего времени», «Чацкий в XXI веке», «Какие мы, русские?», «С любовью к малой родине (на примере поэтических произведений)»;

- сочинения-описания: «Образ русского солдата в литературе русских и советских писателей и поэтов», «Лирический герой в поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтова», «Человек и природа (по произведениям М. М. Пришвина)», «Исторические персонажи в литературе русских писателей»;

- сочинения-рассуждения: «Образ русской женщины в русской (советской) литературе», «Апокалипсис, сотворенный людьми», «Бе-

совское и демоническое глазами русских писателей», «Гуманистические идеи творчества А. П. Чехова», «Персонажи русской народной сказки — архетипы русского национального характера», «Страсть и страдание», «Русская приключенческая литература (по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Жюри конкурса отметило высокое качество творческих работ, темы конкурсных сочинений основывались на произведениях русской литературы, составляющей золотой фонд мировой культуры, был продемонстрирован творческий подход к форме изложения собственных мыслей. Большой популярностью пользовались темы сочинений «Трагедия человека на войне и фронтовой быт» и «Образ русского солдата в литературе русских и советских писателей и поэтов», предложенные участникам конкурса в свете празднования юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Особое признание получили сочинения по теме «С любовью к малой родине (на материале поэтических произведений)».

Победителями конкурса были признаны: В номинации «Лучшее сочинение-эссе»:

1-е место: Кретинина Анастасия

ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»

Руководитель: Декина Сания Табрисовна, преподаватель

2-е место: Маскаев Константин

ГОУ СПО Кемеровский горнотехнический техникум

Руководитель: Ладанова Людмила Ивановна, преподаватель

2-е место: Носков Вячеслав

ГБОУ СПО «Березовский политехнический техникум»

Руководитель: Соколова Ирина Георгиевна, преподаватель

3-е место: Буткеева Анжелика

ГОУ СПО Осинниковский горнотехнический колледж

Руководитель: Буравцова Марина Юрьевна, преподаватель

3-е место: Селезнева Алиса ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж»

Руководитель: Варзарь Галина Петровна, преподаватель

3-е место: Титова Тамара ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»

Руководитель: Галузина Ольга Николаевна, преподаватель

В номинации «Лучшее сочинение-описание»:

1-е место: Сандрыкина Вероника

ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум» Руководитель: Катюкова Ольга Владимировна, преподаватель

2-е место: Братченко Людмила

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2

Руководитель: Кручина Ольга Николаевна, преподаватель

3-е место: Горбунова Елена

ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»

Руководитель: Морозова Татьяна Викторовна,

преподаватель

3-е место: Спирин Михаил

ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический

техникум»

Руководитель: Власова Мария Александровна, преподаватель

3-е место: Трофимова Екатерина ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»

Руководитель: Мащенкова Марина Сергеевна, преподаватель

В номинации «Лучшее сочинение-рассуждение»:

1-е место: Бруневич Елена

ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

Руководитель: Морозова Ольга Николаевна, преподаватель

2-е место: Гаммершмидт Иван

ГОУ СПО Кемеровский горнотехнический техникум Руководитель: Ладанова Людмила Ивановна, преподаватель

3-е место: Ногин Никита

ГОУ СПО Томь-Усинский энерготранспортный техникум

Руководитель: Букина Надежда Владимировна, преподаватель

К большому сожалению, жюри вынуждено было снять с конкурса 13 работ за плагиат. Работы этих участников не вошли в сборник сочинений, и их авторы не получили сертификат участника конкурса.

Самостоятельный характер работы участника конкурса определяется при помощи онлайн-про-граммы «Антиплагиат». По результатам проверки с конкурса были сняты работы, оригинальность авторского текста в которых составила менее 40 %. А это довольно лояльный подход. На будущее мы убедительно просим и участников, и осо-

бенно руководителей конкурсных работ более внимательно отнестись к данной проблеме.

31 марта 2015 года в КРИРПО в рамках проведения Года литературы прошел II Областной лингвофорум «Коммуникативно компетентен — значит успешен». В работе лингвофорума приняли участие 40 преподавателей и обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Программа форума включала награждение победителей и призеров Областного конкурса творческих работ обучающихся профессиональных образовательных организаций Кемеровской области «Сочинение — классика жанра», посвященного Году литературы. Победители и лауреаты конкурса были награждены дипломами и грамотами КРИРПО, преподавателей — руководителей конкурсных работ — отметили благодарственными письмами. Все участники получили электронный сборник конкурсных работ.

Победители конкурса сочинений в форме диалога презентовали свои работы, продемонстрировали свою коммуникативную компетентность и свое умение выступать в незнакомой аудитории, поделились творческими замыслами. Большую помощь при подготовке к выступлению оказал тренинг «Уверенное поведение при публичном выступлении», подготовленный И. Ю. Кузнецовой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии профессионального образования КРИРПО.

Для преподавателей был организован круглый стол «Межкультурная коммуникация: русский язык как неродной и иностранный в сфере профессионального образования», на котором был представлен опыт профессиональных образовательных организаций Кемеровской области по обучению русскому языку как неродному и иностранному, обозначены проблемы и перспективы обучения студентов-билингвов русскому языку. На круглом столе выступили с докладами: «Обучение русскому языку студентов-билингвов на примере обучающихся тывинцев», Марина Юрьевна Буравцова, преподаватель русского языка и литературы Осинниковского горнотехнического колледжа; «Обучение русскому языку иностранных студентов: из опыта работы Мариинского многопрофильного техникума», Елена Викторовна Ефременко, преподаватель русского языка и литературы Мариинско-го многопрофильного техникума. С сообщением о работе Кузбасского центра обучения и тестирования мигрантов в Кемеровском институте РЭУ им. Г. В. Плеханова выступила Валентина Андреевна Матвиенко, руководитель центра до-

полнительного профессионального образования Кемеровского института (филиала) РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Завершился лингвофорум совместной работой преподавателей и обучающихся. Для обсуждения была предложена тема «Билингвизм: проблемы в семье и социуме» в рамках дискуссионного клуба, который провела Н.В. Деева, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин КРИРПО.

Совместная деятельность обучающихся и преподавателей в формате дискуссионного клуба позволила участникам лингвофорума проявить самостоятельность, умение найти общий язык в незнакомой аудитории, творчески представить свои конкурсные сочинения, продемонстрировав хорошие коммуникативные навыки.

Организаторы мероприятия выражают свою благодарность всем участникам за сотрудничество в рамках работы лингвофорума и приглашают к участию в новых конкурсах.

Творческие работы победителей конкурса «Сочинение - классика жанра»

Эссе I место

ТРАГЕДИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ И ФРОНТОВОЙ БЫТ

Анастасия Кретинина, ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум» Руководитель — С. Т. Декина, преподаватель

Часто проходя мимо стелы, посвященной героям Великой Отечественной войны, и читая на ней фамилии, понимаю, что за каждым воином — живая боль, живая память. Осознавали ли эти люди свой фронтовой путь, все те испытания, которые выпали на их долю как трагедию? Понимали они, что жизнь их — героический подвиг, или просто делали то, что должны, ни на что не оглядываясь? Взять, к примеру, моего земляка Михаила Шульца, жизнь которого могла бы стать примером для многих.

Проводы на фронт были скорыми. Мама плакала, братишка ободряюще хлопал по плечу: «Скоро встретимся на передовой». И сразу же, с первых дней, попал в часть, защищавшую Смоленск. Часть отступала. Вместо героических атак сразу же в отступление. До самой Москвы. Насколько сложно было сохранять бодрость духа и веру в победу в таких условиях? Чем он спасался? О чем думал?

Уже на Красной площади, в Москве, куда привезли на парад, видимо, чтобы как-то приободрить, настроить на победу, услышал слова: «Надлежащую службу своему народу можно сослужить только правдой и борьбой за нее». Выступал кто-то с трибуны мавзолея. Скорее всего молодой Михаил тогда думал о том, что рас-

скажет дома, как шагал на параде и видел самого Сталина.

А потом в бой. На участок обороны, где находился Михаил, обрушились танки с пехотой. Волна за волной шли в атаку, ждали, что наши побегут. Танки проходили и над окопом Михаила. Но ни один гитлеровец не прошел там, где строчил из пулемета Шульц. Пятеро немцев, обойдя его с тыла, бросились к нему — броском гранаты уничтожил троих, затем ловким ударом выбил у одного автомат и заколол его кинжалом. Пятого немца догнала меткая очередь из пулемета. Подполз боец Харитонов, передал приказ: «Занять круговую оборону всему подразделению».

Первой была встреча с немецким обозом. Охрану они с бойцами перебили, а оружие, что было в обозе, перенесли к себе. Заняли круговую оборону. Товарищи гибли на глазах, и вскоре он остался совсем один. Кричал, звал — никто не отзывался — все были мертвы. Михаил знал, что вслед за обозом обязательно пойдут войска, оборону надо удержать, но разве возможно сделать это одному? Страх прокатился по телу холодной волной, но Михаил отогнал его от себя. Нужно что-то делать. Как можно в одиночку отбить взявшего его в кольцо многочисленного врага? И он нашел выход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.