Научная статья на тему 'II региональный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills Russia — 2015: компетенция «Дошкольное образование»'

II региональный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills Russia — 2015: компетенция «Дошкольное образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «II региональный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills Russia — 2015: компетенция «Дошкольное образование»»

спортного предприятия, выпускник Березовского политехнического техникума;

- компетенция «сетевое и системное администрирование» — Константин Картуков, Юр-гинский технологический институт Национального исследовательского Томского политехнического университета;

- компетенция «веб-дизайн» — Валерий Сол-датов, Юргинский технологический колледж;

- компетенция «программные решения для бизнеса» — Михаил Овчинников, Профессиональный колледж г. Новокузнецка;

- компетенция «геодезия (презентационная)» — Ирина Глобина, Роман Калишенко, Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства;

- компетенция «дошкольное воспитание» — Алина Красвитина, Кемеровский педагогический колледж;

- компетенция «электромонтажные работы» — Вячеслав Кириченко, молодой специалист ООО «Сибирские просторы», выпускник Кемеровского коммунально-строительного техникума им. В. И. Заузелкова;

- компетенция «монтаж вентиляционных систем» — Дмитрий Пульман, Кемеровский коммунально-строительный техникум им. В. И. Заузел-кова;

- компетенция «флористика» — Мария Ми-хальчук, Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания;

- компетенция «электрослесарь подземный» — Евгений Кулаков, Кемеровский горнотехнический техникум;

- компетенция «лабораторный химический анализ» — Наталья Бездомникова, студентка химического факультета Кемеровского государственного университета.

Победители II Регионального чемпионата WSR — 2015 примут участие в полуфинале Национального чемпионата WSR — 2016, который выявит лучших по профессиям среди регионов Сибирского федерального округа.

В рамках подготовки к III Региональному чемпионату рабочих профессий по стандартам WorldSkills региональный координационный центр проводит системную работу. Основными направлениями, которые нужно развивать, являются:

- увеличение числа компетенций и участников, в том числе молодых специалистов, окончивших обучение в профессиональных образовательных организациях;

- развитие профессионального экспертного сообщества в регионе;

- привлечение экспертов, в том числе федерального уровня;

- развитие материальной базы для проведения соревнований по стандартам WSR;

- привлечение профессиональных сообществ в качестве спонсоров и социальных партнеров.

II РЕГИОНАЛЬНЫМ ЧЕМПИОНАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА WORLDSKILLS RUSSIA — 2015: КОМПЕТЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Н. В. Баландина, редактор редакционно-издательского кабинета ГПОУ «Кемеровский педагогический колледж»

С 24 по 27 ноября в Кемеровской области проходил II Региональный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills Russia — 2015. Впервые в региональном чемпионате приняли участие педагоги дошкольного образования. Проведением соревнований по компетенции «дошкольное воспитание» занимался коллектив Кемеровского педагогического колледжа. Прежде всего было решено провести в колледже тренировочный семинар по подготовке к чемпионату. На семинар приехали конкурсанты и их тренеры, преподава-

тели и руководители всех педагогических колледжей из городов: Мариинска, Анжеро-Судженска, Белово, Киселевска, Новокузнецка, Кемерова. Каждая из этих образовательных организаций представила для участия в соревнованиях по одному студенту.

Кроме того, заявки подали два молодых специалиста из города Кемерово, которые работают воспитателями детского сада.

Цель семинара заключалась в том, чтобы погрузить молодых педагогов в атмосферу будущего чемпионата. Им предложили выполнить один из шести утвержденных конкурсных модулей, а именно разработать и провести дидактическую игру с использованием информационно-коммуникационных технологий, в данном случае — интерактивной доски. Каждому педагогу была определена возрастная категория дошкольников, для которой он должен придумать развивающую игру. В соответствии с регламентом чемпионата на подготовку этого задания был дан один час. Затем каждый из участников в течение пяти минут представил свой результат. В демонстрации дидактической игры принимали участие студенты колледжа, они были в роли детей. По мнению наставников, это самый сложный конкурсный модуль, поэтому для тренировки создали все необходимые условия: у каждого участника была в распоряжении интерактивная доска, программное обеспечение и достаточно времени для работы. Все педагоги достойно справились с поставленной задачей.

На II Региональном чемпионате профессионального мастерства восемь участников компетенции «дошкольное воспитание» показывали свой профессионализм на территории Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства. Вместе с конкурсантами

на площадке работали 17 экспертов — преподаватели педагогических колледжей области. Площадка была подготовлена Кемеровским педагогическим колледжем. В распоряжении участников было все необходимое оборудование: компьютеры с доступом в Интернет, интерактивная доска, цветной принтер, звуковая аппаратура. Для выполнения конкурсных модулей в наличии были всевозможные расходные материалы (цветная бумага, канцелярские принадлежности, игровой и спортивный инвентарь, ЛЕГО-конструкторы, игрушки и др.).

Первый день был, наверное, самым сложным для конкурсантов и экспертов: они впервые в жизни участвуют в чемпионате мирового масштаба, впереди — работа в напряженном ритме. За день до начала соревнований с участниками провел тренинг психолог, он дал рекомендации, как успокоиться и сконцентрироваться в предстоящие конкурсные дни. Но девушки все равно волновались: слишком большая ответственность — подтверждать на чемпионате свою квалификацию.

Соревнования начались с разработки и проведения подвижной игры (модуль C «Физическое развитие»). Каждому участнику по жеребьевке досталась определенная возрастная дошкольная группа (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная). Несмотря на то, что в роли детей выступали студенты-статисты, педагоги при разработке игры должны были учитывать заданный возрастной критерий. Через тридцать минут, данных на подготовку, конкурсанты представили внима-

нию экспертов подвижные игры. «Дети» искренне веселились: летали как воробушки, бегали как мышки, гудели как самолеты.

Следующим этапом было создание и проведение дидактической игры с детьми дошкольного возраста (модуль Е «Дидактическая игра»). Обязательное условие — использование интерактивной доски. Педагоги в течение часа придумывали сценарий, у каждого получился по-своему интересный: «дети» с удовольствием выбирали фрукты и ягоды для варенья, помогали малышу собраться в школу, изучали сигналы светофора. Третье задание этого дня — изготовление объемной аппликации (модуль В «Художественно-эстетическое развитие»). Конкурсанты рисовали эскизы, делали заготовки из бумаги, а затем вместе с «детьми» воплощали свой творческий замысел. В результате на плоском бумажном листе появились лесная поляна с кудрявым солнцем, корзина с пушистыми цветами, морское дно с подвижными рыбками.

Интересно то, что эксперты оценивали не только конечный результат, но и подготовительный этап выполнения модулей: процесс разработки идеи, общение педагога с детьми во время репетиции и показательного выступления. Вечером эксперты подвели промежуточные итоги, но результаты не оглашались.

Следующий день чемпионата профессионального мастерства обещал быть еще более интересным и зрелищным: нужно было представить инсценировку с элементами театрализа-

ции сказок для детей дошкольного возраста (модуль А «Речевое развитие»). Конкурсантам предстояло показать народную сказку с элементами кукольного театра и привлечь к постановке детей. Это задание вызвало повышенный интерес зрителей (в качестве гостей на чемпионат были приглашены школьники, студенты, преподаватели). Подготовка к инсценировке началась с разработки сценария. Для выполнения модуля заранее были подготовлены ширмы, куклы, мягкие игрушки, народные костюмы. Участникам оставалось выбрать сказку на свое усмотрение и подобрать необходимые атрибуты. Самой популярной оказалась сказка «Теремок», ее показывали три педагога. Двое конкурсантов представили постановку «Маша и медведь». Остальные инсценировали сказки «Лиса и заяц», «Колобок», «Репка». Педагоги использовали музыкальное сопровождение, транслировали иллюстрации и видеофрагменты на интерактивной доске, сами выступали в роли сказительниц. И, конечно же, в кукольных спектаклях активное участие принимали «дети» (студенты-статисты). Они, находясь за ширмой, водили кукол и озвучивали сказочных персонажей. Одним из самых ярких было выступление Анастасии Прит-чиной, студентки Кемеровского педагогического колледжа. Ей достались для задания самые маленькие дети — вторая младшая группа. Это значит, что малыши могут быть только зрителями в отличие от детей постарше, которые способны сами участвовать в театральном действии. Но студентка не растерялась.

Сначала она в образе скомороха с танцами и прибаутками создала атмосферу русской ярмарки, затем перешла к показу сказки «Колобок». Персонажи в виде картонных фигурок были закреплены на длинных палочках, это позволяло Анастасии управлять сразу несколькими сказочными героями и озвучивать их, меняя голос. Таким образом, конкурсантка успешно выполнила задание.

Следующим шагом в демонстрации профессиональной подготовки было проведение мастер-класса с родителями (модуль D «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения»). Участники показывали, как можно в домашних условиях делать подарки своими руками, развивать речь ребенка, учить его общению с взрослыми и сверстниками. «Родители», в роли которых были все те же студенты-статисты, делали гимнастику для языка и дыхательные упражнения, изготавливали фигурки в технике оригами, панно из крупы и даже расслаблялись на сеансе релакса.

Последним конкурсным испытанием было ЛЕГО-конструирование (модуль F «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»). Каждый из участников придумал свою форму проведения занятия. К примеру, одна из групп строила космодром, чтобы отправиться на по-

иски космических кристаллов, другая — воплощала проект многоэтажного дома для кукольных жителей, третья — создавала фантастических гостей из будущего — крякающих утят-роботов. После этого этапа эксперты подвели окончательные итоги.

Победителем II Регионального чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Russia — 2015 в Кемеровской области в компетенции «дошкольное воспитание» стала Алина Красвитина, воспитатель МАДОУ № 26 «Центр развития ребенка — детский сад», выпускница Кемеровского педагогического колледжа. Второе место заняла Анастасия Притчина, студентка 4-го курса Кемеровского педагогического колледжа. Третье место присуждено Ольге Шепелевой, воспитателю МБДОУ № 237 «Детский сад общеразвивающего вида», выпускнице Кемеровского педагогического колледжа.

Елена Григорьевна Вотинова, главный эксперт чемпионата в компетенции «дошкольное воспитание», канд. пед. наук, доцент кафедры МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецк:

Борьба была напряженной, и трудно было предугадать результаты. Впервые экспертная комиссия столкнулась с особенностями системы международного оценивания CIS. Непривычным было и деление экспертов на две команды — «объективную» и «субъективную». Работать было интересно и трудно одновременно. Хочется отметить хороший уровень подготовленности конкурсантов, но ситуация чемпионата, когда их выступления были распределены жеребьевкой в первую и вторую половину дня, тоже создали сложности физического, эмоционально-психологического планов. Именно поэтому результаты получились неожиданными. Призерами стали молодые специалисты, которые уже имеют опыт взаимодействия с детьми дошкольного возраста и могут быстрее ориентироваться в экстренных ситуациях.

Участию в чемпионате компетенции «дошкольное воспитание» предшествовала большая подготовительная работа, которая была начата еще в августе 2015 года. Мы продумывали и корректировали критерии оценок, задания для конкурсантов, отражающие требования ФГОС дошкольного образования, проводили тренировочные встречи для участников и экспертов. Благодаря такой тщательной работе педагоги дошкольного образования очень достойно представили свою компетенцию на соревнованиях. И думаю, что этот опыт даст нам возможность в будущем включать в чемпионат WorldSkills Russia и другие педагогические специальности.

Ирина Анатольевна Дмитриева, эксперт чемпионата в компетенции «дошкольное воспитание», разработчик документации для компетенции «дошкольное воспитание», заместитель директора ГПОУ «Кемеровский педагогический колледж»: В ноябре 2015 года в Кемеровской области состоялось значимое событие — II Региональный чемпионат WorldSkills Russia — 2015 среди обучающихся и молодых специалистов про-

фессиональных образовательных организаций Кемеровской области. В этом году на международном конкурсе было представлено 16 компетенций, в том числе впервые была представлена компетенция «дошкольное воспитание».

Организацией проведения конкурсной программы компетенции «дошкольное воспитание» занимался коллектив Кемеровского педагогического колледжа. В ходе подготовки к чемпионату были разработаны основные документы: техническое описание компетенции, инфраструктурный лист, конкурсные задания, критерии оценки. Техническое описание компетенции содержит информацию о стандартах, необходимых для участия в конкурсе по направлению «Воспитатель детей дошкольного возраста», а также о принципах выставления оценок, методах и алгоритмах, лежащих в основе данного конкурса.

Обучающиеся по компетенции «дошкольное воспитание» в своей профессиональной деятельности занимаются воспитанием и обучением детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и в домашних условиях. За время конкурса участникам предстояло проявить все свои профессиональные навыки в рамках конкурсных заданий:

- инсценировка с элементами театрализации сказок (народные сказки) для детей дошкольного возраста;

- объемная аппликация. Совместная деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста вне занятий;

- проведение подвижной игры с детьми дошкольного возраста;

- разработка и проведение мастер-класса для родителей по двум образовательным областям (на выбор);

- разработка и проведение дидактической игры с использованием информационно-коммуникационных технологий (например, интерактивной доски);

- разработка и представление фрагмента занятия по ЛЕГО-конструированию для детей дошкольного возраста.

Содержание конкурсных заданий соответствовало модулям профессиональной подготовки и было составлено по образцам, представленным WorldSkills Russia (worldskillsrussia.org/techcom/ konkursdocs/). Каждое конкурсное задание сопровождалось проектом ведомости выставления оценок, основанным на критериях оценки — объективной и субъективной. Важно, что возрастная категория определялась путем жеребьевки непосредственно перед началом выполнения конкурсного задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.