Научная статья на тему 'Организация и проведение профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта'

Организация и проведение профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1843
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / DEVIATION BEHAVIOR / PERSONALITY / PREVENTIVE SUPPORT / SHAPING / MORAL QUALITIES / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннегалиев Марат Магасумович

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медицинских работников и правоохранительных органов. В статье рассматривается одна из актуальных проблем общества профилактика девиантного поведения подростков. Проанализировано оздоровительно-профилактическая направленность физической культуры и спорта, способствующей формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Подчеркивается необходимость использования средств и методов физической культуры и спорта адекватной личностным особенностям подростков, их интересам и потребностям, применение специальных педагогических приемов, направленных на повышение уровня воспитанности, развитие физических и нравственно-этических качеств, повышение мотиваций к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and undertaking the preventive support of teenagers with deviation behavior at facility of the physical culture and sport

Deviation behavior, understood as a deviation from social norms, gained recently mass character that focused attention on this phenomenon of sociologists, teachers, psychologists, medical workers and law enforcement agencies. The article considered one of the actual problems of society preventive support of teenagers with deviation behavior. The sanitary-preventive directivity of the physical culture and sport, promoting shaping of firm interest to systematic occupation by physical culture and sport, is analyzed. It is emphasized the need in means and methods of the physical culture and sport identical to personality of teenagers, their interests and needs, application of special pedagogical procedures, directed on increasing the level of manners, development of physical and morally-ethical qualities, increasing of motivation to scholastic and health and fitness activity.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта»

г. Москвы // Материалы 7 международной научно-практической конференции «Современные достижения европейской науки», 2011. Т. 33 : Биологии. Физическая культура и спорт. - София, 2011. - С. 63-65.

5. Максачук, Е.П. Стиль жизни и поведение учащихся в ДЮСШ в рамках социологического исследования «Спортивный стиль жизни юных спортсменов» Московской области Раменского района // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2011. - № 3. - С. 27-29.

6. Максачук, Е.П. Роль мотивационно-потребностной сферы в развитии спортивной карьеры // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2012. - № 2. - С. 25-27.

REFERENCES

1. Gorokhov N.M. (2011), "Study of value orientations of young athletes in the preserve the health of during the initial sports training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 44-47.

2. Kopylov M.S (2011), "Motivational and volitional components of the representatives of middle-distance running as a reserve for the effectiveness of their training and competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 85-89.

3. Lubysheva L. (2009), "The phenomenon of sports culture in the aspect of methodological analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 10-13.

4. Maksachuk, E.P. (2011), "Sports life style of young athletes in the sports school in Moscow", Materials of Seven international scientific-practical conference "The latest in European science of understanding", Vol. 33 Biology, pp. 63-65.

5. Maksachuk, E.P. (2011), "Lifestyle and behavior of students in the Sports School in the sociological study of "life-style sports for young athletes", Moscow Region Ramenskoye district", Modern science: actual problems of the theory and practice, № 3, pp. 27-29.

6. Maksachuk, E.P. (2012), "Role of need-motivational sphere in the development of sports career", Modern science: actual problems of the theory and practice, No. 2, pp. 25-27.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.05.2012.

УДК 371.93

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА

Марат Магасумович Миннегалиев, кандидат педагогических наук, доцент, Бирская государственная социально-педагогическая академия

Аннотация

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медицинских работников и правоохранительных органов. В статье рассматривается одна из актуальных проблем общества - профилактика девиантного поведения подростков. Проанализировано оздоровительно-профилактическая направленность физической культуры и спорта, способствующей формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Подчеркивается необходимость использования средств и методов физической культуры и спорта адекватной личностным особенностям подростков, их интересам и потребностям, применение специальных педагогических приемов, направленных на повышение уровня воспитанности, развитие физических и нравственно-этических качеств, повышение мотиваций к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: девиантное поведение, личность, профилактика, формирование, нрав-

ственные качества, физическая культура и спорт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p66-71

ORGANIZATION AND UNDERTAKING THE PREVENTIVE SUPPORT OF TEENAGERS WITH DEVIATION BEHAVIOR AT FACILITY OF THE PHYSICAL

CULTURE AND SPORT

Marat Magasumovich Minnegaliev, the candidate of the pedagogical sciences, senior lecturer,

Birsk State Social-Pedagogical Academy

Annotation

Deviation behavior, understood as a deviation from social norms, gained recently mass character that focused attention on this phenomenon of sociologists, teachers, psychologists, medical workers and law enforcement agencies. The article considered one of the actual problems of society - preventive support of teenagers with deviation behavior. The sanitary-preventive directivity of the physical culture and sport, promoting shaping of firm interest to systematic occupation by physical culture and sport, is analyzed. It is emphasized the need in means and methods of the physical culture and sport identical to personality of teenagers, their interests and needs, application of special pedagogical procedures, directed on increasing the level of manners, development of physical and morally-ethical qualities, increasing of motivation to scholastic and health and fitness activity.

Keywords: deviation behavior, personality, preventive support, shaping, moral qualities, physical culture and sport.

ВВЕДЕНИЕ

Перемены, происходящие в обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с девиантным поведением и разработку системы профилактики девиантного поведения подростков. Поиск эффективности профилактики предполагает определение сущности понятия «девиантное поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала и причин девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различных отклонений в поведении подростков от нравственных норм: расширяются масштабы правонарушений, хулиганства, алкоголизма, наркомании и других проявлений девиантного поведения [1].

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медицинских работников и правоохранительных органов.

Профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств и методов сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, мировоззрений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия [3].

Отметим, что физическая культура и спорт рассматриваются современной педагогической наукой как особый способ предупреждения отклонений в поведении подростков, способствующий воспитанию физических и нравственных качеств, связанных с формированием всесторонне развитой личности. Исходя из этого, целью нашего педагогического исследования явилось организация и проведение профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.

Физическая культура, являясь составной частью общей культуры личности, во многом определяет ее социальный и нравственный статус и может быть решающим фактором предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков. Вовлечение подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой девиантному поведению.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для организации и проведения профилактической работы среди подростков девиантного поведения, для оперативной корректировки и оценки ее эффективности необходимо постоянно отслеживать ситуацию, т.е. педагоги, психологи и др. должны проводить мониторинг факторов риска.

Отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

1) социально-педагогической запущенностью, когда подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

2) глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в классе, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей

и др.;

3) отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

4) отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

5) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социальной дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Обязательным условием в организации и проведении воспитательнопрофилактической работы с подростками девиантного поведения, является применение педагогических приемов, способствующих оптимизации психоэмоциональной сферы личности. Отметим, что при перевоспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков и восприимчивость к педагогическим воздействиям [4].

Программно-содержательное и методическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков с использованием физической культуры и спорта строилась с учетом следующих положений:

- оздоровительно-профилактическая направленность физической культуры и спорта, способствующей формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

- адекватность средств и методов физической культуры и спорта личностным особенностям подростков, их интересам и потребностям, с использованием педагогических приемов, направленных на снижение уровня тревожности и агрессивности, повышение самооценки личности, развитие физических и нравственно-этических качеств, повышение мотиваций к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности [2].

При составлении программы профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта мы основывались на возрастной периодизации физического, психического и нравственного развития подростков, учете возрастнополовых различий, личных мотивов и интересов к физической культуре и спорту.

Воспитательно-профилактическая работа с подростками девиантного поведения осуществлялась в следующих направлениях:

1. Диагностика уровня нравственности и воспитанности, психофизического состояния подростков с девиантным поведением.

2. Выявление двигательных способностей, физической подготовленности подростков девиантного поведения.

3. Разработка программы профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.

4. Определение мотивации и потребностей подростков различных возрастных групп к физкультурно-оздоровительной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что истоки девиантного поведения лежат в семейном воспитании. Педагогическая несостоятельность родителей, неполная семья, неблагополучные семьи увеличивают возможность появления у подростков негативного отношения к окружающему миру, что с возрастом может приобрести устойчивый характер.

Разработаны и апробированы основные принципы и правила структурирования и построения воспитательно-профилактической работы с подростками девиантного поведения:

- упор не только на мотивационные потребности, но и на приобретение положительных качеств, способствующих общественной интеграции;

- выполнение функции раннего и общего предупреждений и функции перевоспитания. Средства и методы должны подбираться в зависимости от доминирования функциональной направленности;

- сочетание занятий физической культурой и спортом с социально полезными видами деятельности в рамках общешкольных мероприятий;

- ценность той или иной физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе воспитательно-профилактической работы. Главная особенность заключается в степени эмоционального возбуждения, которое испытывает личность под воздействием физических упражнений.

Для выявления уровня развития нравственно-этических качеств у подростков девиантного поведения нами было проведено исследование. Результаты данного исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные показателей уровня развития нравственно-этических качеств у подростков

девиантного поведения 9-11 лет (в %)

Показатели уровня развития нравственно-этических качеств Возраст подростков, 9-11 лет, п=221

Доброжелательность 32,5

Отзывчивость 29,6

Агрессивность 70,3

Конфликтность 68,1

Тревожность 63,8

Анализ данных исследования социального окружения, двигательной подготовленности и психофизического состояния подростков с девиантным поведением показал, что подростки имеют низкий уровень развития нравственно-этических качеств. Такие подростки отличаются агрессивностью поведения. Часто конфликтуют со сверстниками, с родителями и с учителями, но у них проявляется доброжелательность и отзывчивость в общении, и во время занятий физической культурой и спортом.

Итак, по представленным данным можно заключить:

- существенное влияние на психическое состояние девиантных подростков ока-

зали последствия девиации, порождаемые неблагополучной средой (семейной), что выражается у большинства подростков наличием повышенного уровня агрессивности, конфликтности и тревожности, отрицательным воздействием улицы, заниженной самооценки личности;

- возрастные изменения психического и эмоционального напряжения неоднозначны. Все показатели достоверно ухудшаются к 12-летнему возрасту и практически остаются на этом же уровне в 13-14 лет, что говорит о возможной девиации личности подростков.

Неблагоприятное психическое состояние необходимо устранять на первоначальном этапе развития. В старшем возрасте эти состояния могут закрепиться и перейти в стойкую черту характера и поведения личности, что потребует больших усилий по преодолению этих состояний [4-6].

Итак, на основании исследований выдвинута концепция комплексирования работ по подготовке и внедрению системы мониторинга физического развития и физической подготовленности, по профилактике девиантного поведения подростков и созданию социально-педагогических и оздоровительных основ использования физической культуры и спорта в предупреждении и преодолении отклонений в поведении подростков.

выводы

Следует считать, что учет выявленных в нашей работе закономерностей разработанной физкультурно-педагогической системы воспитания подростков, усилит целевую направленность и повысит эффективность воспитательно-профилактической работы с подростками девиантного поведения в общеобразовательной школе.

Исследования подтвердили целесообразность создания программы профилактики девиантного поведения подростков с использованием физической культуры и спорта, способствующей совершенствованию двигательных способностей, повышению мотиваций к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности, развитию физических и нравственно-этических качеств. Также выступающей как альтернативная форма организации воспитательно-профилактической работы с подростками девиантного поведения и позволяющей более эффективно вести работу по профилактике девиантного поведения среди подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008. -

287 с.

2. Жуков, М.Н. Воспитание детей и подростков с девиантным поведением с использованием средств физической культуры и спорта : монография / М.Н. Жуков. - Ярославль : [б.и.], 2004. - 356 с.

3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М. : Просвещение, 2003. - 154 с.

4. Миннегалиев, М.М. Особенности физкультурно-оздоровительных занятий в процессе профилактики девиантного поведения подростков // Образование учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Бирск, 2011. - С. 140-143.

5. Миннегалиев, М.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков / М.М. Миннегалиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 103-107.

6. Миннегалиев, М.М. Реализация педагогических условий в профилактике девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта / М.М. Миннегалиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). -С. 121-125.

REFERENCES

1. Zmanovskaya, E.V. (2008), Deviantology, Academy, Moscow, Russian Federation.

2. Zhukov, M.N. (2004), Education children and teenager with deviation behavior by with draft on funds physical culture and sport: the Monograph, Yaroslavl, Russian Federation.

3. Kleyberg, J.A. (2003), Psychology deviation behaviors: scholastic allowance for high school, Enlightenment, Moscow, Russian Federation.

4. Minnegaliev, M.M. (2011), "The Particularities athletic-sanitary occupation in process of the preventive support deviation behaviors teenager", Formation student youth in sphere of the physical culture and sport: material All-Russian scientifically-practical conference, Birsk, Russian Federation.

5. Minnegaliev M.M. (2012), "Application of the physical culture and sport in preventive support of teenagers' deviation behaviors", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 83, pp. 103-107.

6. Minnegaliev M.M. (2012), "Realization of the pedagogical conditions in preventive support of teenager’s deviant behaviors by means of the physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3, Vol. 85, pp. 121-125.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.05.2012.

УДК 347(075.8)

ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА ПО ОХРАНЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Людмила Анатольевна Мотайло, декан,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальневосточный филиал «Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации» (ДФ РПА Минюста России), г. Хабаровск

Аннотация

Физическая подготовка является одним из основных предметов профессиональной подготовки судебных приставов, целью которой является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности судебных приставов для выполнения служебных задач в соответствии с их предназначением. В процессе физической подготовки формируются сила, быстрота, выносливость и ловкость. Статья посвящена проблемам формирования профессионально-важных качеств судебного пристава по охране установленного порядка деятельности судов в процессе специально организованной физической подготовки. В ней рассмотрен путь создания модели судебного пристава по охране установленного порядка деятельности судов с учетом его служебной деятельности, профессиональных знаний и необходимых физических и личностных качеств.

Ключевые слова: профессиональные умения и навыки, профессиограмма, профессиональная физическая подготовка, модель судебного пристава по охране установленного порядка деятельности судов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p71-74

WAYS AND MEANS OF SHAPING THE PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE OFFICER OF JUSTICE THROUGH THE SYSTEM OF SPECIALLY ORGANIZED PHYSICAL TRAINING

Lyudmila Anatolevna Motaylo, the Dean,

Far East branch of Russian legal academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation,

Khabarovsk

Annotation

Physical preparation is one of the main subjects of vocational training of the court enforcement of-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.