Научная статья на тему 'Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков'

Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2947
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВА / ДЕЙСТВИЯ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / PREVENTIVE SUPPORT / DEVIATION BEHAVIOR / TEENAGER / ACTIVITY / QUALITY / ACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миннегалиев Марат Магасумович

Статья посвящена проблеме профилактики девиантого поведения подростков с использованием физической культуры и спорта. Рассматривается применение специально подобранных физических упражнений, способствующих к повышению уровня физической подготовленности, волевых и нравственно-этических качеств личности. Наблюдаемые в конце экспериментальных исследований положительные изменения в двигательной подготовленности, в уровнях развития физических и нравственно-этических качеств, в психическом состоянии подростков с девиантным поведением свидетельствует об эффективности применяемых в процессе физкультурно-оздоровительных занятий, физических упражнений из раздела подвижных и спортивных игр. Достижению данного положительного эффекта способствовало и рациональное сочетание специально подобранных средств и педагогических приемов, применяемых в ходе опытно-экспериментальной работы. Они позволили создать благоприятную психологическую обстановку, способствующую снижению неблагоприятных психоэмоциональных состояний у подростков с девиантным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миннегалиев Марат Магасумович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the physical culture and sport in preventive support of teenagers` deviation behaviors

The article is dedicated to the problem of the preventive support of deviation behavior of teenagers with usage of the physical culture and sport. The application of specially selected physical exercises, promoting to increasing the level of physical preparedness, volitional and morally ethical qualities of personality has been considered. Positive changes observed at the end of experimental researches in motor readiness, in levels of development of physical and moral-ethical qualities, in mental condition of teenagers with deviation behavior testifies to efficiency of the applied in the course of health-improving lessons, physical exercises from section of mobile and sports games. Achievement of the given positive effect was promoted also by a rational combination of specially picked up means and pedagogical methods, applied during experimental work. They have allowed creating the favorable psychological conditions promoting decrease of adverse psycho-emotional conditions among the teenagers with deviation behavior.

Текст научной работы на тему «Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков»

годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР / под ред. И. А. Швыкова. - М. : Терра-Спорт, 2000.

- 124 с.

6. Швыков, И.А. Футбол в школе / И. А. Швыков. - М. : Терра-Спорт : Олимпия Пресс, 2005. - 96 с.

REFERERNCES

1. Ljakx, V.I., Galperin, P.J. and Bogen, M.M (2007), "Theory about stage-by-stage formation of knowledge, skills in the course of development of impellent actions", Physical training at school, No. 3, pp. 15-18.

2. Matveev, L.P. (2004), Theory and a physical training technique, Lan, St-Petersburg, Russian Federation.

3. Petukxov, A.V. (2006), Football. Formation of bases of individual technique-tactical skill of young football players, the monography, Soviet sports, Moscow, Russian Federation.

4. Sergeev G.V and Chubarov M.M (2007), Football: technics, training and training, Publishing House: "the Moscow state industrial university", Moscow, Russian Federation.

5. Ed. Shvykov, I. A. (2000), Football. The step-by step lessons program for educational-training groups of 1st and 2nd years of training, Terra-sports, Moscow, Russian Federation.

6. Shvykov, I.A. (2005), Football at school, Terra-sports, Olympia the Press, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: metelyinviktor@mail.ru

УДК 371.93

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Марат Магасумович Миннегалиев, кандидат педагогических наук, доцент, Бирская государственная социально-педагогическая академия

Аннотация

Статья посвящена проблеме профилактики девиантого поведения подростков с использованием физической культуры и спорта. Рассматривается применение специально подобранных физических упражнений, способствующих к повышению уровня физической подготовленности, волевых и нравственно-этических качеств личности. Наблюдаемые в конце экспериментальных исследований положительные изменения в двигательной подготовленности, в уровнях развития физических и нравственно-этических качеств, в психическом состоянии подростков с девиантным поведением свидетельствует об эффективности применяемых в процессе физкультурнооздоровительных занятий, физических упражнений из раздела подвижных и спортивных игр. Достижению данного положительного эффекта способствовало и рациональное сочетание специально подобранных средств и педагогических приемов, применяемых в ходе опытно-экспериментальной работы. Они позволили создать благоприятную психологическую обстановку, способствующую снижению неблагоприятных психоэмоциональных состояний у подростков с девиантным поведением.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, профилактика, девиантное поведение, подростки, деятельность, качества, действия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p103-107

APPLICATION OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN PREVENTIVE SUPPORT OF TEENAGERS' DEVIATION BEHAVIORS

Marat Magasumovich Minnegaliev, the candidate of the pedagogical sciences, senior lecturer,

Birsk State Social-Pedagogical Academy

Annotation

The article is dedicated to the problem of the preventive support of deviation behavior of teenagers

with usage of the physical culture and sport. The application of specially selected physical exercises, promoting to increasing the level of physical preparedness, volitional and morally ethical qualities of personality has been considered. Positive changes observed at the end of experimental researches in motor readiness, in levels of development of physical and moral-ethical qualities, in mental condition of teenagers with deviation behavior testifies to efficiency of the applied in the course of health-improving lessons, physical exercises from section of mobile and sports games. Achievement of the given positive effect was promoted also by a rational combination of specially picked up means and pedagogical methods, applied during experimental work. They have allowed creating the favorable psychological conditions promoting decrease of adverse psycho-emotional conditions among the teenagers with deviation behavior.

Keywords: physical culture and sport, preventive support, deviation behavior, teenager, activity, quality, actions.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях сложных, динамичных и противоречивых социально-экономических перемен в России формируются многочисленные факторы возникновения отклоняющегося поведения. Особенно выражено влияние таких факторов на подростковый возраст, в процессе формирования, самоопределения и самоутверждения личности. Статистика фиксирует стабильно высокие показатели подростковой преступности, суицида, алкоголизма, наркомании и иных форм девиантного поведения.

Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подростков. С одной стороны, социокультурная модернизация вызывает необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подростков; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации в социуме [5].

Растет социальная неоднородность семей учащихся, увеличивается количество детей, находящихся в социально-опасном положении. Появилась необходимость усиления роли школы и педагогов в охране физического, психологического и нравственного здоровья детей. Обеспечение полноценного образования и воспитания предполагает создание условий направленных на профилактику безнадзорности и асоциальных явлений в среде несовершеннолетних. Причины девиантного и асоциального поведения подростков

- это следствие дефектов в системе его взаимосвязей с микросредой: неблагоприятные условия семейного воспитания, отрицательное влияние стихийно-группового общения, недостатки в учебно-воспитательной работе [1].

Подростковый возраст является наиболее уязвимым для возникновения девиантного поведения, а осознанная возможность противостоять негативным влияниям окружающей действительности формируется в более позднем возрасте. Нерешенные специфические задачи взросления ведут к накоплению у подростков внутреннего напряжения, которое снимается внешними средствами, приводящими к девиантному поведению. Тенденция возрастания девиантного поведения в подростковой среде актуализирует поиск эффективных путей профилактики его возникновения [2].

Современная педагогика рассматривает физическую культуру и спорт как одной из эффективных и действенных средств воспитательного воздействия на личность подростка. Применение специально подобранных физических упражнений в воспитательнопрофилактической работе с девиантными подростками может быть обусловлено и тем, что в их мотивационной структуре физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашей работе личность подростка была исследована комплексно. В качестве ин-

струментария мы пользовались вопросником Басса-Дарки и схемой изучения девиантного подростка, которая была разработана нами для комплексного анализа личности девианта. Для исследования индивидуально-типологических особенностей личности девиантных подростков мы использовали методику Айзенка, для определения оценки уровня личной тревожности использовалась личностная шкала самооценки Ч.Д. Стилбергера, которая позволяла нам определить высокий, средний и низкий уровень тревожности.

В исследовании самооценки девиантных подростков мы использовали методику

Н.В. Морозовой. Среднестатистическая, количественно-качественная оценка в «норме» составляет 6-8 баллов. В исследовании распределения внимания, степени психической устойчивости у подростков с девиантным поведением мы использовали методику «Таблица Шульте».

Фактический материал, полученный в ходе нашего исследования, обрабатывался общеизвестными методами математической статистики. Вычислялись следующие показатели: среднее арифметическое X, среднее квадратичное отклонение. Ошибка среднего арифметического Бх, достоверность различий определялась по критерию 1 Стьюдента и считалась существенной при 1-5% уровне значимости, что признается вполне надежным в педагогических исследованиях.

Для реализации программы профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта следует:

1. Предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей (реализация помощи, страховки, соревновательного или игрового метода).

2. Наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления, запланированного моральноволевого умения (длительная физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность, ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательных действий).

3. Отработать и начать использовать индивидуально приемлемые методы аутостимуляции морально-волевых усилий, в частности:

а) организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой, регуляцией дыхания и др.

б) мобилизующие приемы, обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обращение к чувству долга и др.), вызывающие переживания (самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждающие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение);

4. Установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель - иди к ней твердо; выполнение плана - основа успеха), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на педагога, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, - действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя).

5. Оптимизировать занятия по физической культуре и спорту за счет использования подвижных и спортивных игр, физических упражнений с повышенной волевой и психологической трудностью, коммуникативного тренинга, релаксационных и восстановительных мероприятий [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам проведенного исследования следует отметить, что:

1) использование спортивных и подвижных игр в сочетании с другими видами фи-

зических упражнений в ходе воспитательной и профилактической работы с девиантными подростками позволяет повысить уровни развития двигательной подготовленности, физических и нравственно-этических качеств, способствует всестороннему и гармоничному развитию личности;

2) подбор средств, методов и приемов физической культуры и спорта осуществлялось с учетом интересов и потребностей подростков;

3) рациональное сочетание физических упражнений с педагогическими приемами способствует воспитанию морально-волевых и нравственно-этических качеств, формированию мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями [3].

В целях определения адекватности применяемых средств, методов и методических приемов физической культуры и спорта по воспитательно-профилактической работе с девиантными подростками был проведен сравнительный анализ исходных и конечных результатов исследования.

К концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе у подростков с девиантным поведением уровень тревожности, агрессивности и ригидности снизился достоверно (а<0,05; 0,001) на 1,4; 1,8 и 1,7 балла и у большинства подростков (до 75,6%) находится в пределах нормы. Наблюдаемые изменения психофизических состояний, на наш взгляд, объясняется эффективностью применяемых в процессе занятий физической культурой и спортом, адекватных способностям, интересам и потребностям занимающихся.

Использование специально разработанных подготовительных, соревновательных и игровых заданий, подвижных и спортивных игр, применение адекватных педагогических приемов, нормализующих взаимоотношения в коллективе, оптимизирующих нравственное и психофизическое состояние, позволило снизить у 23,3% девиантных подростков уровень тревожности; у 25,8% - агрессивности и 15,7% - ригидность. Личностная тревожность по Ч.Д. Спилбергеру снизилась у 48% девиантных подростков и оценивается как средняя. Изучение самооценки личности, показало, что снижение уровня тревожности положительно повлияло на становления собственного «Я». Среднестатистическая самооценка личности у 52% подростков достоверно повысилась на 0,7 балла и находится в пределах нормы.

Изучение функции внимания свидетельствует, что к концу педагогического эксперимента произошло улучшение изучаемых показателей. Эффективность учебной работы достоверно улучшилась (а<0,001) и оценивается, согласно оценочным таблицам, как хорошая. Изменились в положительную сторону показатели психофизического состояния: эффективность учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности, психоэмоциональная устойчивость (показатели - хорошие).

ВЫВОДЫ

Таким образом, наблюдаемые в конце экспериментальных исследований положительные изменения в двигательной подготовленности, в уровнях развития физических и нравственно-этических качеств, в психическом состоянии подростков с девиантным поведением свидетельствует об эффективности применяемых в процессе физкультурнооздоровительных занятий, физических упражнений из раздела подвижных и спортивных игр. Достижению данного положительного эффекта способствовало и рациональное сочетание специально подобранных средств и педагогических приемов, применяемых в ходе опытно-экспериментальной работы. Они позволили создать благоприятную психологическую обстановку, способствующую снижению неблагоприятных психоэмоциональных состояний у подростков с девиантным поведением.

Педагогическое исследование проведено с целью выяснения положительного использования форм, средств, методов и методических приемов физической культуры и спорта на взаимоотношение подростков с девиантным поведением в системе социальных

отношений на формирование физических и нравственно-этических качеств, и закрепление опыта нравственного поведения и привычек, нормы морали.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа / К.Ш. Ахияров ; Башкирский гос. пед. ун-т. - Уфа : [б.и.], 2000. - 328 с.

2. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008. -

287 с.

3. Миннегалиев, М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Миннегалиев М.М. - Уфа, 2004. - 20 с.

4. Соломченко, М. А. Основы управления физической культурой и спортом в современных социально-экономических условиях : учеб. пособие / М.А. Соломченко, Р.А. Прохоров. - Орел : Изд-во Орловского гос. ун-та, 2009. - 148 c.

5. Юричка, Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения : монография / Ю.И. Юричка, А.Ю. Юричка ; Мос. гос. открытый пед. ун-т. - М. : Изд-во МГОПУ, 2001. - 164 с.

REFERENCES

1. Ahijarov, K.S. (2000), National pedagogics and modern school, Publishing House Bashkir state pedagogical university, Ufa, Russian Federation.

2. Zmanovsky, E.V. (2008), Deviantology, Academy, Moscow, Russian Federation.

3. Minnegaliev, M.M. (2004), Training-improving activity at school as preventive maintenance means deviation behavior of minors: diss. candidate sciences, Ufa, Russian Federation.

4. Solomchenko, M.A. and Prokhorov, R.A. (2009), Basics of physical culture and sport in contemporary socio-economic conditions, Publishing House Orel state university, Orel, Russian Federation.

5. Jurichka, J.I. and Jurichka A.J. (2001), Deviantology: conflicts, aggression, narcotism, offenses: the Monography, Publishing House Moscow state open pedagogical university, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: MaratMagasumovich@rambler.ru.

УДК: 364.628:378:001.891

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ И АКТУАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОБСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ У СПОРТСМЕНОВ

Демид Александрович Момот, кандидат психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Дмитрий Владимирович Кузьмин, старший преподаватель,

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова)

Аннотация

Самооценка здоровья является значимым информативным показателем, позволяющим получить достаточно объективное представление не только о состоянии здоровья индивида в момент опроса и на перспективу, но и о его социально-психологическом благополучии. Высокая самооценка здоровья для спортсмена важнее, чем для других категорий населения. Ведь именно от состояния здоровья зависит результативность его профессиональной деятельности. В статье приведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.