УДК 371.93
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Марат Магасумович Миннегалиев, кандидат педагогических наук, доцент, Бирская государственная социально-педагогическая академия
Аннотация
В статье рассматривается определение комплекса педагогических условий, который обеспечивает эффективность профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
В экспериментальных группах апробированы педагогические условия, обеспечивающие решение проблемы профилактики девиантного поведения подростков. Данная группа подростков занималась по специально разработанной программе предупреждения и преодоления девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта. Полученные результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что педагогические условия, например (применение дифференцированного подхода в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности подростков девиантного поведения; активное использование ситуации успеха, положительно влияющие на воспитание и перевоспитание подростков; создание положительной психологической атмосферы и благоприятной материально-пространственной среды; программно-содержательное и методическое обеспечение физкультурно-оздоровительных занятий) позволили существенно повысить эффективность профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
Ключевые слова: девиантное поведение, педагогические условия, профилактика, воспитательно-профилактическая работа, физическая культура и спорт.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p121-125
REALIZATION OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS IN PREVENTIVE SUPPORT OF TEENAGER’S DEVIANT BEHAVIORS BY MEANS OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Marat Magasumovich Minnegaliev, the candidate of the pedagogical sciences, senior lecturer,
Birsk State Social-Pedagogical Academy
Annotation
The article considers determination of the complex of the pedagogical conditions, which provides efficiency of the preventive support of deviation behaviors teenagers by means of the physical culture and sport. In experimental groups, the pedagogical conditions providing the solution of the problem of prevention of deviation behavior of teenagers are approved. This group of teenagers has studied under specially developed program of the prevention and overcoming of defiant behavior of teenagers by means of physical culture and sport. The received results of our research testify that pedagogical conditions, for example (application of the differentiated approach in the course of sports and health-improving activity of teenagers of deviant behavior; active use of situation of the success, positively influencing on education and reeducation of teenagers; creation of the positive psychological atmosphere and favorable material and spatial environment; program and substantial and methodical provision of the sports and health improving occupations) allowed to increase essentially the efficiency of prevention of deviation behavior of teenagers by means of physical culture and sport.
Keywords: deviation behavior, pedagogical conditions, preventive support, education-preventive work, physical culture and sport.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из компонентов воспитательно-профилактической работы с подростками девиантного поведения в процессе нашего исследования являлось определение эффек-
тивности педагогических условий в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
Воспитательно-профилактическая работа с подростками девиантного поведения с использованием специально подобранных средств физической культуры и спорта будет эффективной и рациональной, при создании необходимых педагогических условий [2].
Следовательно, реализация педагогических условий способствует в уточнении критерии нравственности и воспитанности, в разработке эффективной программы и содержательной характеристики профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта включала:
- целевой блок, отражающий потребности общества и государства в социальном заказе по программам физического воспитания;
- структурно-содержательный блок, который характеризуется основными функциями и принципами занятий физической культурой и спортом в процессе воспитательно-профилактической работы с подростками;
- деятельностный блок представлен комплексом педагогических условий создаваемых в процессе профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта;
- диагностический блок, в который входят основные направления диагностики, используемые в опытно-экспериментальной работе [1].
Программа и содержательные характеристики профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта в данном случае предполагает:
1) применение дифференцированного (индивидуального) подхода в процессе физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности подростков девиантного поведения;
2) правильное использование ситуации успеха, положительно и позитивно влияющие на воспитание и перевоспитание девиантных подростков;
3) создание положительной психологической атмосферы и благоприятной материально-пространственной среды;
4) программно-содержательное, методическое обеспечение воспитательнопрофилактической работы с подростками девиантного поведения.
В экспериментальных группах апробированы педагогические условия, обеспечивающие решение проблемы профилактики девиантного поведения подростков. Данная группа подростков занималась по специально разработанной программе предупреждения и преодоления девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
В контрольной группе с подростками проводились обычные для общеобразовательных школ уроки физической культуры и спортивные мероприятия по плану спортивно-массовой работы. Педагогических условий, специально подобранных средств и методов для предупреждения отклонений в поведении, и для формирования мотивации и интереса подростков к занятиям физической культурой и спортом не предусматривалось.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показывают, что программой профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта использовались занятия спортивными и подвижными играми, физическими упражнениями с выраженной прикладной и оздоровительной направленностью, спортив-
ные соревнования, тематические физкультурно-массовые мероприятия и теоретические занятия, направленные на приобщение к здоровому образу жизни. В каждое из предлагаемых физкультурно-оздоровительных занятий включались ситуации успеха, что стимулировало мотивацию и интерес подростков с девиантным поведением к занятиям физической культурой и спортом.
В процессе воспитательно-профилактической работы с девиантными подростками определены признаки нравственности и воспитанности по следующим показателям: социальная активность, ответственное отношение к общественно-ценной и физкультурнооздоровительной деятельности, дисциплинированность, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, аккуратность и скромность, товарищество и взаимопомощь, трудолюбие.
Результаты формирующего педагогического эксперимента, полученные в ходе исследования эффективности разработанной программы профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта, позволили установить следующий факт: определен комплекс педагогических условий; при этом следует использовать дифференцированный подход в процессе занятий физической культурой и спортом, а также создание ситуаций успеха, создание благоприятной психологической атмосферы, грамотное программно-содержательное и методическое обеспечение занятий физическими упражнениями, положительно влияющие на результаты воспитательнопрофилактической работы с подростками девиантного поведения.
Специфичность дифференцированного подхода в профилактике девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта, заключалась в повышении значимости основ нравственного поведения для самих подростков; использовались такие приемы как «снятие страха», «педагогическая поддержка». Создание ситуаций успеха позволило сформировать позитивное отношение к физкультурнооздоровительной деятельности, следствием чего является повышение двигательной и физической активности подростков девиантного поведения [2,3].
В результате воспитательно-профилактической работы с подростками девиантного поведения разработана материально-пространственная среда, и одним из предпосылок повышения эффективности данной работы способствовало грамотное программносодержательное и методическое обеспечение содержания занятий физической культурой и спортом.
Для определения эффективности педагогических условий, мы определили комплекс диагностических методик, которые были направлены на выявление уровня тревожности, познавательной и двигательной активности, негативных эмоциональных переживаний, самооценки, уровня развития физических и нравственно-этических качеств. Педагогические условия апробированы и включены в программу профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
Реализация педагогических условий в профилактике девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта включают:
1) дифференцированный подход осуществлялся к каждому девиантному подростку, и приобретал большое значение, так как причины возникновения и проявления подростками девиантного поведения различны, то и устранение личностного проявления отрицательных черт характера и поведения также отличались друг от друга;
2) ситуации успеха, включающиеся в учебно-тренировочный процесс, способствуют формированию устойчивого, доверительного отношения между учителем физической культуры и подростком;
3) положительная психологическая атмосфера и благоприятная материальнопространственная среда на занятиях физической культурой и спортом, все это способствует установлению прочного взаимодействия педагога с воспитанниками, через основные элементы и компоненты, выбранные для нашего научно-педагогического исследова-
ния;
4) рациональное и правильное программно-содержательное и методическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта соответствовало возрасту, полу, двигательным способностям и возможностям, уровню развития физических и нравственно-этических качеств личности подростков.
Использование физической культуры и спорта в процессе воспитательнопрофилактической работы позволяет заполнить свободное время подростков социальнозначимой и физкультурно-оздоровительной деятельностью, которая способствует корректировке физического и психического состояния, что положительно сказывается на развитии двигательных способностей, физических и нравственно-этических качеств и преодолении отклонений в поведении среди детей подросткового возраста [4].
ВЫВОДЫ
По результатам нашего исследования (табл. 1), следует отметить, что до начала опытно-экспериментальной работы уровень нравственности подростков девиантного поведения был в основном среднего (7 чел., 7,3%), ниже среднего (18 чел., 18,9%), низким (32 чел., 33,6%), очень низким (21 чел., 22,1%) и отрицательным (17 чел., 17,8%).
Вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы показатели значительно улучшились. У основной массы исследуемых подростков уровень нравственности
- средний (27 чел., 28,4%) или же находится в переходных состояниях от этого уровня, т.е. выше среднего (16 чел., 16,8%) и ниже среднего (20 чел., 21%). У шести подростков (за отдельными подростками ведется дальнейшее педагогическое наблюдение) отмечен высокий уровень нравственности, а у одного - очень высокий. Значительно уменьшилось количество подростков девиантного поведения, находившихся на низком уровне (14 чел., 14,7%), очень низком уровне (7 чел., 7,3%) и отрицательном (4 чел., 4,2%) уровне [3].
Таблица 1
Показатели уровня развития нравственности у подростков с девиантным
поведением до и после педагогического эксперимента
№ п.п. Уровни развития нравственности Показатели до эксперимента Показатели после эксперимента
Количество подростков в % Количество подростков в %
1. Очень высокий - - 1 1,05
2. Высокий - - 6 6,3
3. Выше среднего - - 16 16,8
4. Средний 7 7,3 27 28,4
5. Ниже среднего 18 18,9 20 21
6. Низкий 32 33,6 14 14,7
7. Очень низкий 21 22,1 7 7,3
8. Отрицательный 17 17,8 4 4,2
Итого 95 100 95 100
К сожалению, у 25 подростков уровень нравственности так и остался на начальных стадиях: на низком, очень низком и отрицательном уровнях. Они состоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних.
Полученные результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что педагогические условия, например (применение дифференцированного подхода в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности подростков девиантного поведения; активное использование ситуации успеха, положительно влияющие на воспитание и перевоспитание подростков; создание положительной психологической атмосферы и благоприятной материально-пространственной среды; программно-содержательное и методическое обеспечение физкультурно-оздоровительных занятий) позволили существенно по-
высить эффективность профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайдуллина, Г.Г. Педагогические условия социальной и педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье / Г.Г. Зайдуллина. -Челябинск : [б. и.], 2000. - 92 с.
2. Миннегалиев, М.М. Роль физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения учащейся молодежи // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Уфимский гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа, 2010. - С. 313-315.
3. Миннегалиев, М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Миннегалиев М.М. - Уфа, 2004. - 20 с.
4. Юричка, Ю.И. Формирование здорового образа жизни детей и подростков : учеб.-метод. пособие / Ю.И. Юричка, И.В. Мымрина. - Уфа, М. : [б. и.], 2004. - 95 с.
REFERENCES
1. Zaydullina, G.G. (2000), Pedagogical conditions social and pedagogical preventive maintenance and correction deviation behaviors teenagers in family, Chelyabinsk, Russian Federation.
2. Minnegaliev, M.M. (2010), "Role of the physical culture and sport in preventive maintenance deviation behaviors student youth", Actual problems of the physical culture, sport and tourism, Ufimskiy state aircraft technical university, Ufa, Russian Federation, pp. 313-315.
3. Minnegaliev, M.M. (2004), Training-improving activity at school as preventive maintenance means deviation behavior of minors: diss. candidate sciences, Ufa, Russian Federation.
4. Jrichka, J.I. and Mymrina, I.V. (2004), Shaping sound lifestyle детей and teenager: scholastic-methodical allowance, Ufa-Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected].
УДК 796.082
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ САМООБОРОНОЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Сергей Иванович Михеев, заведующий кафедрой физического воспитания, Академия труда и социальных отношений, Москва (АТиСО, Москва)
Аннотация
В статье обсуждается проблема недостаточной мотивации к занятиям физической культурой у современной студенческой молодежи. Предлагается изменить сложившуюся ситуацию с помощью использования в учебном процессе по физической культуре популярных направлений, в том числе занятий самообороной. Изложены условия организации педагогического эксперимента, в ходе которого отслеживалась динамика физической подготовленности студентов, обучающихся по традиционной программе, и студентов, проходящих курс обучения самообороне. В начальной и завершающей стадии исследования (сентябрь-май) фиксировались показатели физической подготовленности, полученные методом тестирования. В процессе анализа результатов в контрольной группе были выявлены случаи отрицательной динамики у отдельных студентов, установлены факты обратной зависимости в показателях гибкости и силы. Анализ полученных данных экспериментальной группы показал значительные положительные сдвиги без индивидуальной отрицательной динамики.