Научная статья на тему 'Формы профилактики девиантного поведения подростков'

Формы профилактики девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13857
967
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМА / ВОСПИТАНИЕ / PREVENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIOR / PHYSICAL CULTURE / SPORT / ORGANIZATION / METHODS / TECHNOLOGY / THE FORM / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннегалиев М. М.

В статье рассматриваются различные формы профилактики девиантного поведения подростков. Подчеркивается необходимость выявления особенностей формирования девиантного поведения у подростков, и рассмотрения эффективной формы работы по профилактике девиантного поведения подростков с использованием физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF THE PREVENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIORS TEENAGER

Different forms of the preventive maintenance deviation behaviors teenager are considered in article. Need of the revealing the particularities of the shaping deviation behaviors is emphasized beside teenager, and consideration of the efficient form of the work on preventive maintenance deviation behaviors teenager with use the physical culture and sport.

Текст научной работы на тему «Формы профилактики девиантного поведения подростков»

Цель представляет собой динамическое образование. В процессе объективации она трансформируется и развивается, детализируется, уточняется, обогащается. На факт модификации цели по ходу выполнения деятельности указывал А.Н. Леонтьев: «Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, и в этой ее обобщенности она и кристаллизуется в продукте. Осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание» [1, с. 70]. Объективно меняющиеся ситуации педагогической действительности требуют от обучающего способности адекватно реагировать на них и отражать происходящие изменения в зафиксированных ранее целях. А это, в свою очередь, оказывается возможным благодаря умению обучающего всесторонне учитывать объективные и субъективные условия, развитию системно-динамического видения целостного педагогического процесса, обеспечивающего возможность получения необходимой информации об объекте воспитания в ходе развития с целью его дальнейшего прогнозирования и корректировки в процессе педагогической деятельности.

Чрезвычайно важной оказывается и устойчивость ориентации обучающего на те или иные цели учебно-воспитательной деятельности. Речь идет о сохранении установки обучающего на реализацию определенных целей в учебно-воспитательной работе с обучающимися независимо от характера непредвиденно возникающих ситуаций.

В структуру целеполагания входит и умение определять средства достижения цели: виды деятельности и субъект воспитании. Успешная реализация намеченных целей может быть достигнута при использовании разнообразных видов деятельности и общения в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями школьников, различных методов и приемов воспитания.

Полнота субъекта реализации цели определяется все возрастающим требованием современной школы, направленным на расширение «совокупного субъекта» воспитания. Усложнение задач воспитания определяет тенденцию к расширению и дифференциации субъекта управления процессом воспитания. В нем появляются новые элементы, каждый из которых находит

Библиографический список

для себя свой предмет воздействия в объекте. Прав, на наш взгляд, И.И. Чернокозов, который отмечает, что выпадение любого субъекта из педагогического процесса наносит ущерб выполнению задач воспитания, рождает какие-то неповторимые и невосполнимые пробелы, а также мешает другим субъектам выполнять свои функции. Задача обучающего при этом состоит в том, чтобы выявить воспитательные возможности конкретных видов деятельности и субъектов реализации цели: членов педагогического коллектива с различным профессиональным статусом, членов детского коллектива (или коллектив класса в целом), родителей, учреждений дополнительного образования и др. [1, с. 70].

Особо важное значение на этапе конкретизации педагогических целей имеет осознание обучающим источников целепо-лагания. Такими источников выступают:

1. Социальный заказ, выражающийся как в объективных тенденциях развития общества, так и сознательно выражаемых образовательных запросах граждан. И то, и другое подлежит осмыслению в педагогической науке [5].

2. Второй источник педагогической цели — обучающийся, субъект особой социальной реальности, социальной среды.

3. Третий фактор определения цели — обучающий как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект.

Концептуальные основы, являясь составляющей модели преемственности среднего и высшего профессионального образования, включают противоречия системы, ведущие идеи, закономерности, принципы, функции и условия.

Таким образом, особенно актуальным в современных условиях, становится не просто формулирование педагогических целей, сколько рациональное осмысление содержательной сущности и компонентов целеполагания. Качественный анализ целеполагающей деятельности позволяет оптимизировать содержание образовательного процесса и по новому организовать взаимоотношение его участников, направляя его не только на достижение самого результата, но и на оптимизацию получаемых знаний, их перестроение под нужды и возможности сторон образовательной деятельности.

1. Легенчук, Д.В. Теория и практика развития системы профессионального образования на основе преемственности: монография. -Курган, 2008.

2. Легенчук, Д.В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: монография. - Курган, 2011.

3. Легенчук, Д.В. Педагогические технологии в контексте преемственности многоуровневого непрерывного образовании // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. - 2012. - № 3 (34).

4. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.

5.Сериков, Г.Н. Самообразование и усовершенствование подготовки студентов. - Иркутск:, 1991.

Bibliography

1. Legenchuk, D.V. Teoriya i praktika razvitiya sistemih professionaljnogo obrazovaniya na osnove preemstvennosti: monografiya. -Kurgan, 2008.

2. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.

3. Legenchuk, D.V. Pedagogicheskie tekhnologii v kontekste preemstvennosti mnogourovnevogo neprerihvnogo obrazovanii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya: mezhdunarodnihyj nauchnihyj zhurnal. - 2012. - № 3 (34).

4. Rubinshteyjn, S.L. Problemih obtheyj psikhologii. - M., 1973.

5.Serikov, G.N. Samoobrazovanie i usovershenstvovanie podgotovki studentov. - Irkutsk:, 1991.

Статья поступила в редакцию: 06.08.12

УДК 371.93

Minnegaliev M.M. FORMS OF THE PREVENTIVE MAINTENANCE DEVIATION BEHAVIORS TEENAGER. Different forms of the preventive maintenance deviation behaviors teenager are considered in article. Need of the revealing the particularities of the shaping deviation behaviors is emphasized beside teenager, and consideration of the efficient form of the work on preventive maintenance deviation behaviors teenager with use the physical culture and sport.

Key words: preventive maintenance deviation behavior, physical culture, sport, organization, methods, technology, the form, education.

М.М. Миннегалиев, канд. пед. наук, доц., Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский гос. университет»,

г. Бирск, E-mail: MaratMagasumovich@rambler.ru

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматриваются различные формы профилактики девиантного поведения подростков. Подчеркивается необходимость выявления особенностей формирования девиантного поведения у подростков, и рассмотрения эффективной формы работы по профилактике девиантного поведения подростков с использованием физической культуры и спорта.

Ключевые слова: профилактика девиантного поведения, физическая культура, спорт, организация, методика, технология, форма, воспитание.

В настоящее время профилактика девиантного поведения подростков является одной из актуальных, что обусловлено рядом причин. Например, падение уровня жизни многих людей, нарушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска», количества социальных сирот и подростков девиантного поведения и т.д.

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то социальные нормы, нормы нравственного и психического развития, права, культуры и морали. Рост отклонений в поведении, омоложение преступности и девиантности требует особого внимания к изучению проблемы поведения подростков. Необходимо выявить особенности формирования девиантного поведения, найти эффективные формы работы по профилактике девиантного поведения подростков [1].

Под профилактикой девиантного поведения подростков понимается социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных учреждений, государственных и общественных организаций, направленные на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося поведения подростков посредством формирования у них нравственных и правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов и т.д.

Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. К числу важнейших видов профилактики, используемых в социальной работе, можно отнести профилактику: девиантного и делинквентного поведения, безнадзорности и беспризорности; суицидального поведения; алкоголизма и наркомании и др.

Существуют различные формы профилактики девиантного поведения подростков. Первая форма - это создание социокультурной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии социальной и культурной среды на возникновение девиаций у подростков. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить негативное и нежелательное поведение личности подростков.

В рамках такой формы профилактики девиантного поведения у подростков включает социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные фильмы - все это должно иметь качественно иной духовно-нравственный уровень.

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой социокультурный досуг и общается. Работа с такими подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде зарубежных стран существует специальная подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным, асоциальным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и девиантным поведением.

Вторая форма профилактики девиантного поведения подростков - это информирование. Это направление воспитательно-профилактической работы с девиантными подростками проводится в форме лекций, бесед, распространения литературы или DVD и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии алкоголя и наркотиков на здоровье подростков. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются о негативные последствия употребления алкоголя и наркотиков или описываются драматические судьбы подростков девиантного поведения, их личностная деградация [2].

Третья форма - это организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Предполагается, что подростки используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активной деятельности личности признаны: познание - путеше-

ствия, туризм; испытание себя - физическая культура, спорт, походы и экскурсии в горы; общение и досуг, физкультурноспортивная и благотворительная деятельность.

Вышеназванная форма профилактики девиантного поведения подростков реализуется в программах оказания помощи в случаях уже сформированного девиантного поведения. В семейном воспитании ведущими воспитательно-профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения заниматься общественно-полезной деятельностью и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности через вовлечение подростков в различные виды активной деятельности - физическая культура и спорт, труд, искусство, живопись, музыка и др. Если к подростковому возрасту социально позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий [3].

Четвертая форма - это организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за свое здоровье, гармонию с окружающим миром и своим телом. Умение личности достигать нормального физического, психического и нравственного состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, оптимальные физические нагрузки, соблюдение режима сна, труда и отдыха, общение с природой, соблюдение правил поведения, исключение излишеств.

Здоровьесберегающие технологии, которые создают безопасные условия пребывания, обучения и воспитания в образовательном учреждении посредством рациональной организации педагогического процесса и соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям подростков. Оздоровительные технологии, которые направлены на решение задач укрепления физического здоровья подростков, обогащение потенциала здоровья посредством физической подготовки, закаливания, организации здорового питания, профилактики заболеваний и отклонений в поведении.

Технологии обучения здоровью, которые включают в себя гигиеническое обучение и воспитание, формирование здорового образа жизни посредством включения соответствующих тем в определенные предметы, как физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Технологии воспитания культуры здоровья, позволяющие воспитывать у подростков культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, формируют мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье, здоровье окружающих людей.

Пятая форма - это минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного девиантного поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, алкоголь и наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

Шестая форма - это активизация личностных ресурсов. Занятия подростков физической культурой, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста -все это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

В различных формах профилактики девиантного поведения могут использоваться схожие средства и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, школьная работа. В целях предупреждения девиантного поведения подростков используются различные методы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

Первичная, вторичная и третичная формы профилактики девиантного поведения подростков реализуются за счет специально разработанных программ и методик, которые предполагают решение следующих задач: 1) развитие у подростков социальной и личной компетенции (обучение умениям эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки); 2) формирование умений и навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды, в том числе и групповому давлению); 3) предупреждение возникновения проблемы при взаимодействии с окружающими людьми (развитие умений и навыков самоконтроля).

Содержание профилактики девиантного поведения базируется на представлении о факторах риска, обуславливающих от-

клонение в поведении. Они делятся на: индивидуальные (низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства); семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наказаниями, систематическое употребление алкоголя и наркотиков родителями, асоциальное поведение, низкий экономический статус семьи и т.д.); социальные (неспособность адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.) [4].

Мы считаем, что риск формирования отклонений в поведении оказывается реальным практически для любого подростка. Поэтому программы профилактики девиантного поведения подростков ориентированы на все группы подростков вне зависимости от принадлежности к определенной социальной группе. Подобные программы должны формировать у них умения и навыки противостояния давлению, обеспечивающие формирование личностной устойчивости в отношении всей суммы факторов риска девиантного поведения; носить опережающий характер, по срокам предшествовать возникновению реальной возможности приобретения первого опыта девиантного поведения; при организации профилактики должны быть выдержаны условия безопасности обучения: спокойная, эмоционально благоприятная атмосфера обучения, в которой успешно формируются социально приемлемые модели поведения, они отрабатываются во взаимодействии со сверстниками и другими людьми.

Педагогическая наука рассматривает физическую культуру и спорт, как эффективную форму профилактики девиантного поведения подростков, способствующая воспитанию физических, психических и нравственно-этических качеств, связанных с формированием всесторонне и гармонично развитой личнос-

Библиографический список

ти. Применение специально подобранных физических упражнений в процессе профилактики девиантного поведения подростков может быть обусловлено и тем, что в их мотивационной структуре физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест.

Физическая культура, являясь составной частью общей культуры личности, во многом определяет ее социальный и нравственный статус и может быть решающим фактором предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков. Активное вовлечение подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой девиантному поведению [5].

Повышению эффективности использования физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков способствует создание гуманной, развивающей, личностно-ориентированной воспитательной среды, предусматривающей наличие учебно-тренировочной базы, спортивного оборудования и инвентаря, учебных пособий и программ по физическому воспитанию. Такая среда предусматривает гуманизацию личности путем включения физкультурно-оздоровительной деятельности, создание щадящих условий при выполнении физических упражнений, с предъявлением посильных требований, соответствующих полу и возрасту, уровню физического, нравственного и психического развития подростков. В процессе занятий физическими упражнениями возможно воспитание нравственных, морально-волевых качеств, и перевоспитание негативных проявлений в поведении у подростков.

1. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / под общ. ред. Ю.А. Клейберга и Г.В. Юдаковой. - Ульяновск, 2004.

2. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб., 2005.

3. Змановская, Е.В. Девиантология. - М., 2008.

4. Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками // Педагогическое общество России. - 2003.

5. Миннегалиев, М.М. Роль физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения учащейся молодежи // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2010.

Bibliography

1. The preventive maintenance deviation behaviors schoolboy facility psychological of the accompaniment educational of the process / Under general editing YU.A. Kleyberg and G.V. YUdakova. - Ulyanovsk, 2004.

2. Mendelevich, V.D. The psychology deviation behaviors. - SPb.: Speech, 2005.

3. Zmanovskaya, E.V. Deviantologiya. - M.: Academy, 2008.

4. Tagirova, G.S. Psychology-pedagogical correction work with difficult teenager. - Pedagogical society to Russia, 2003.

5. Minnegaliev, M.M. The role of the physical culture and sport in preventive maintenance deviation behaviors student youth / Actual problems of the physical culture, sport and tourism: material International scientifically-practical conference. - Ufa: UGATU, 2010.

Статья поступила в редакцию 28.09.12

УДК 159.9

Nikolaevsky R.P. DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLECT IN STUDENT AGE. The article is devoted to the development of social intellect in the foreign and domestic psychology. Particular attention is paid to young adulthood, and that the author's view, is the sensitive to the development of social intellect, and he in turn makes it possible to predict success in the future careers of students.

Key words: social intellect, youth age, student.

Р.П. Николаевский, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский

гос. архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород, Е-mail: petrovish____77@list.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Статья посвящена развитию понятия социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание отводиться юношескому возрасту, который, на взгляд автора, является сенситивным периодом к развитию социального интеллекта, который, в свою очередь, позволяет прогнозировать успешность в будущей профессиональной деятельности студентов.

Ключевые слова: социальный интеллект, юношеский возраст, студент.

Юношеский возраст - это период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17 - 21 год для юношей и 16 - 20 лет для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных

границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения отрочества и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления (adolescence), содержанием которого является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12 - 14 до 25 лет. В отечественной психологии принято рассматривать юность как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И.С. Кон определяет юность в границах 14 - 18 лет. Чаще их сужают до 15 - 17 лет. Но нередко период юности продлевается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.