Научная статья на тему 'Организация экспериментально-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении'

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3910
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бандура Татьяна Александровна

Целью статьи является опыт организации экспериментально исследовательской деятельности в ДОУ. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, в каждой возрастной группе открыли детские лаборатории. Разработаны планы кружковой работы. Реализованые проекты: «Я б в учёные пошёл..», «Любознательные почемучки», «Маленькие Энштейны» доказывают гипотезу, что наука начинается с детсада. «Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.» (А.Г. Асмолов, Председатель рабочей группы по разработке ФГОС, руководитель Федерального института развития образования). На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, считаем основной задачей ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. Поэтому в каждой группе созданы детские лаборатории, научные центры, уголки экспериментальной деятельности. Они созданы не только для познавательного развития детей, для формирования основ научного мировоззрения, но и это специфическая база игровой деятельности. Дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов 3) место для хранения материалов (природного, "бросового") 4) место для проведения опытов 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». При оборудовании лабораторий, мы учитывали следующие требования: 1. Безопасность для жизни и здоровья детей; 2. Достаточность 3. Доступность расположения В лабораториях хранятся энциклопедии, книги, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования, схемы задания, алгоритмы, таблицы. Карточки подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" Мы понимаем, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Основными заказчиками ДОУ являются сотрудники Новосибирского научного центра. У родителей осознанное понимание не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. Родители являются равноправными партнёрами в образовательном процессе. Родители (законные представители) организуют для детей экскурсии в научноисследовательский институты; создают вместе с детьми презентации, доклады. В детском саду уже традиционной стало проведение «Недели науки». В ходе которой, родители показывали опыты для детей с водой, воздухом, магнитами. «Как образуются метеоритные кратеры?», «Как появляются горы», и др. Родители вместе с детьми подготовили и презентовали доклады: «Эмбриональное развитие цыпленка», «Выращивание кристаллов в домашних условиях», «Эти загадочные дельфины», «О добыче нефти». Участвуя в реализациях проектов по научно экспериментальной деятельности, таких как «Я б в ученые пошел..», «Маленькие исследователи», «Юные Энштейны», «Это волшебница вода» родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка. В результате целенаправленной работы по организации экспериментальной деятельности в ДОУ создан банк мультимедийных презентаций, дидактических и методических материалов по детскому экспериментированию в ДОУ; изготовлены дидактические игры и макеты, создана развивающая предметно пространственная среда; обновлены содержание и методики образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация экспериментально-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении»

виртуального филиала, позволят наиболее доступно, полно и ярко представить художественную культуру России для воспитанников детского сада, членов их семей. При имеющихся технических возможностях виртуальный филиал может играть роль ресурсного центра для обучения музейных педагогов города и области. Перспективы работы виртуального филиала Русского музея видятся в:

• разработке игр для интерактивной доски, мультимедийных презентаций, предназначенных для использования в компьютерном классе и музыкальном;

• интеграции образовательных областей в рамках темы «Спорт в изобразительном искусстве»;

• установление партнерских отношений детского сада с близлежащими виртуальными филиалами (СОШ №582, №601 и гимназия №42 Приморского района).

Немаловажно то, что проект «Русский музей: виртуальный филиал» подразумевает активный обмен опытом работы, встречи на специально организованных мероприятиях, что, безусловно, стимулирует творческие поиски педагогов. Сотрудничество с социальным партнером в лице Государственного Русского музея позволяет педагогам найти новые методы, приемы и средства, способствующие формированию и развитию у дошкольников ряда компетентностей: интеллектуально-познавательной, социальной, творческой, информационной, коммуникативной.

Список литературы:

1. Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. - 2010- №6.

2. Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2.

3. Грановская А.В. Первые уроки творчества от великих художников XIX века. - Минск, 2010.

4. Грановская А.В. Первые уроки творчества от великих художников XVIII века. - Минск, 2010.

5. Кравцова О.В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея // Вестник ТГПУ. - Тула, 2010. Вып. 1(91).

6. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОО, музейных педагогов и студентов / А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. - СПб., 2008.

7. Мы входим в мир прекрасного: тетрадь для творческих работ детей 6-7 лет: музейно-педагогическая программа «Здравствуй музей!» /Авт. сост. : А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина и др. - СПб., 2010.

8. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями. - М., 2010.

9. Чуракова Н.А. В музее с Кронтильдой. - М., 2011.

10. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. История с волшебной палочкой. М., 2009.

11. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. Как там - внутри картин?. - М., 2010.

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в дошкольном

учреждении

Бандура Татьяна Александровна

ФГБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 477" г.Новосибирск

Ключевые слова:

экспериментальная деятельность, детская лаборатория, развивающая среда

Аннотация: целью статьи является опыт организации экспериментально - исследовательской деятельности в ДОУ. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, в каждой возрастной группе открыли детские лаборатории. Разработаны планы кружковой работы. Реализованые проекты: «Я б в учёные пошёл..», «Любознательные почемучки», «Маленькие Энштейны» доказывают гипотезу, что наука начинается с детсада.

«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.» (А.Г. Асмолов, Председатель рабочей группы по разработке ФГОС, руководитель Федерального института развития образования).

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, считаем основной задачей ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно - пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. Поэтому в каждой группе созданы детские лаборатории, научные центры, уголки экспериментальной деятельности. Они созданы не только для познавательного развития детей, для формирования основ научного мировоззрения, но и это специфическая база игровой деятельности. Дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты,

редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

При оборудовании лабораторий, мы учитывали следующие требования:

1. Безопасность для жизни и здоровья детей;

2. Достаточность

3. Доступность расположения

В лабораториях хранятся энциклопедии, книги, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования, схемы - задания, алгоритмы, таблицы. Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" Мы понимаем, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Основными заказчиками ДОУ являются сотрудники Новосибирского научного центра. У родителей осознанное понимание не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. Родители являются равноправными партнёрами в образовательном процессе. Родители (законные представители) организуют для детей экскурсии в научно- исследовательский институты; создают вместе с детьми презентации, доклады. В детском саду уже традиционной стало проведение «Недели науки». В ходе которой, родители показывали опыты для детей с водой, воздухом, магнитами. «Как образуются метеоритные кратеры?», «Как появляются горы», и др.

Родители вместе с детьми подготовили и презентовали доклады: «Эмбриональное развитие цыпленка», «Выращивание кристаллов в домашних условиях», «Эти загадочные дельфины», «О добыче нефти». Участвуя в реализациях проектов по научно - экспериментальной деятельности, таких как «Я б в ученые пошел..», «Маленькие исследователи», «Юные Энштейны», «Это - волшебница вода» родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребёнка.

В результате целенаправленной работы по организации экспериментальной деятельности в ДОУ создан банк мультимедийных презентаций, дидактических и методических материалов по детскому экспериментированию в ДОУ; изготовлены дидактические игры и макеты, создана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.