Научная статья на тему 'Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование'

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3451
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ОПЫТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выскорко Анна Александровна

Целью статьи является опыт реализации проекта «Неизведанное рядом» в образовательном пространстве ДОУ. В ходе реализации проекта воспитанники знакомятся со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.), формируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, формируется самостоятельность и ответственность, а так же эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Итогом реализации проекта является создание уголка экспериментирования в группе «Хочу все знать!». Ключевые слова: дошкольники, экспериментальная деятельность, познавательный интерес, опыты. Неизведанное рядом Расскажи и я забуду Покажи и я запомню Дай попробовать и я пойму (Китайская пословица) В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Цели: 1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. 2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы. 3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Задачи: 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. 2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.). 3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. 5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 6. Привлечение родителей к совместной деятельности. Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы. Методы обучения: словесные, практические, наглядные. Сроки реализации: учебный год. Участники: • Дети • Родители • Воспитатели Формы взаимодействия: 1. Формы образовательной работы с детьми: * Непосредственно образовательная деятельность; * Продуктивная деятельность; * Игровая деятельность. 2. Формы работы с родителями: * Консультации; * Буклеты. 3. Формы работы с педагогами: * Открытые занятия; * Консультации. Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Предполагаемый результат: 1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. 2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития. 3. Сформированность основ диалектического мышления. 4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду. 5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира. 6. Сформированность коммуникативных навыков. Перспективное планирование экспериментальной деятельности в средней группе. Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 1 неделя Мониторинг 2 неделя 3 неделя «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. 4 неделя «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. Октябрь 1 неделя «СОРЕВНОВАНИЕ» Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. 2 неделя «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. 3 неделя «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. 4 неделя «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ» Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. Ноябрь 1 неделя 2 неделя «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?». Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. 3неделя «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ» Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. 4 неделя «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?». Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами Декабрь 1 неделя «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» Совершенствовать знания детей о снеге. 2 неделя «ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. 3 неделя «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания 4 неделя «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ» Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. Январь 1 неделя «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. 2 неделя «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. 3 неделя «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья. 4 неделя «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» Дать детям доступное объяснение происхождения осадков Февраль 1 неделя «ДРУЗЬЯ». Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность 2 неделя «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?» Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. 3 неделя «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ». Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. 4 неделя «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ» Дать детям представление об очистке воды Март 1 неделя «ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. 2 неделя «ТАНЕЦ ГОРОШИН» Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. 3 неделя «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. 4 неделя «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. Апрель 1 неделя «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. 2 неделя «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК» Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. 3 неделя «ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. 4 неделя «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. Май 1 неделя «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. 2 неделя «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ» Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. 3 неделя «РАДУГА В КОМНАТЕ» Познакомить детей с природным явлением радуга. 4 неделя «ЭФФЕКТ РАДУГИ» Воспитывать бережное отношение к природе. Организация использования метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Особую педагогическую значимость проектного метода заключается в следующем: являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; это метод, идущий от детских потребностей и интересов; проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование»

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через

экспериментирование

Выскорко Анна Александровна

ФГБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 477", г.

Новосибирск

Ключевые слова:

дошкольники, экспериментальная деятельность, познавательный интерес, опыты.

Аннотация: целью статьи является опыт реализации проекта «Неизведанное рядом» в образовательном пространстве ДОУ. В ходе реализации проекта воспитанники знакомятся со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.), формируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, формируется самостоятельность и ответственность, а так же эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Итогом реализации проекта является создание уголка экспериментирования в группе «Хочу все знать!». Ключевые слова: дошкольники, экспериментальная деятельность, познавательный интерес, опыты. Неизведанное рядом Расскажи — и я забуду Покажи — и я запомню Дай попробовать — и я пойму (Китайская пословица) В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско - творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Цели: 1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. 2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы. З.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Задачи: 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. 2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.). 3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. 5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 6. Привлечение родителей к совместной деятельности. Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы. Методы обучения: словесные, практические, наглядные. Сроки реализации: учебный год. Участники: • Дети • Родители •

Воспитатели Формы взаимодействия: 1. Формы образовательной работы с детьми: * Непосредственно образовательная деятельность; * Продуктивная деятельность; * Игровая деятельность. 2. Формы работы с родителями: * Консультации; * Буклеты. 3. Формы работы с педагогами: * Открытые занятия; * Консультации. Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Предполагаемый результат: 1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. 2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития. 3. Сформированность основ диалектического мышления. 4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду. 5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира. 6. Сформированность коммуникативных навыков. Перспективное планирование экспериментальной деятельности в средней группе. Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 1 неделя Мониторинг 2 неделя 3 неделя «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. 4 неделя «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. Октябрь 1 неделя «СОРЕВНОВАНИЕ» Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. 2 неделя «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. 3 неделя «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. 4 неделя «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ» Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. Ноябрь 1 неделя 2 неделя «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?». Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. Знеделя «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ» Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. 4 неделя «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» . Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами Декабрь 1 неделя «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» Совершенствовать знания детей о снеге. 2 неделя «ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. 3 неделя «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания 4 неделя «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ» Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь - она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. Январь 1 неделя «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. 2 неделя «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. 3 неделя «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья. 4 неделя «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» Дать детям доступное объяснение происхождения осадков Февраль 1 неделя «ДРУЗЬЯ» . Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность 2 неделя «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?» Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. 3 неделя «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ». Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. 4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ» Дать детям представление об очистке воды Март 1 неделя «ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. 2 неделя «ТАНЕЦ ГОРОШИН» Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. 3 неделя «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. 4 неделя «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. Апрель 1 неделя «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. 2 неделя «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК» Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. 3 неделя «ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» Познакомить со свойствами бумагии действием на неё воздуха; развивать любознательность. 4 неделя «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. Май 1 неделя «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. 2 неделя «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ» Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. 3 неделя «РАДУГА В КОМНАТЕ» Познакомить детей с природным явлением - радуга. 4 неделя «ЭФФЕКТ РАДУГИ» Воспитывать бережное отношение к природе. Организация использования метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Особую педагогическую значимость проектного метода заключается в следующем: -являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; - это метод, идущий от детских потребностей и интересов; - проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

Список литературы:

1. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. — Новосибирск: Сиб. Унив. Издательство, 2008 - 256 с. - (Играем)

2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002г.

3. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет — СПб.: Речь, 2011 - 64 с., илл.

4. Иванова А.И. Живая экология. М., 2006г.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2003г. 6. Кондратьева Н.Н. «Мы» программа экологического образования детей. СПб 2000г.

7. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 - 6 лет: из опыта работы. Волгоград: Учитель, 2009. 130 с.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999г.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2010. 128 с., ил. (Библиотека программы «Детство»)

10. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки М., 2002

11. Газета «Дошкольное образование»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.