коммуникативным, ребенок остается неговорящим: но на этом этапе заметно уменьшается степень полевого поведения, увеличивается время взаимодействия со взрослыми, появляется интерес к окружающему миру, наблюдаются первые попытки включиться в игру с другими детьми.
Блок 2. - работа над пространственным восприятием через расширение глагольного словаря (вводятся новые инструкции в виде глаголов повелительного наклонения: «кидай», «тяни», «прыгай», «ползи», «пей» и т. п.). Команды подаются эмоционально, ярко и выполняются самим ребенком. По мере усвоения ребенком смысла команды, вводится печатный вариант команды и картинка этого действия. На этом этапе у ребенка, как правило, появляется желание произнести это слово. - одновременно ведется работа над произнесением слогов из двух или трех звуков, которые ребенок может осознанно произнести.
Блок 3. - работа над составлением первых простейших фраз (например: «на, аня!» - обучение ребенка речи от первого лица («я иду», «я хочу», «дай мне» и т. п.) По завершении этого этапа, ПМПК констатирует выход из моторной алалии и ставит в заключении диагноз «общее недоразвитие речи» - первый уровень речевого развития, позволяющий в дальнейшем использовать в речевом развитии ребенка общепринятые логопедические методики.
Полученные к сегодняшнему дню результаты выглядят весьма обнадеживающе и подтверждают перспективность предлагаемого подхода в коррекционной работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Доман Г. Как научить ребенка читать. Ласковая революция/перевод Кривошеевой Г. -Москва: Астрель, 2004
2. Ковригина Л.В. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями, НГПУ, 1998
3. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах, Москва, 2015
4. Маниченко А.А. Как научить ребенка читать, Астра, Челябинск 2010
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.Б., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи, Просвещение, 2008 - 2010
Музейная педагогика в ДОО: новые перспективы развития
Ахтырская Юлия Викторовна
ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга
Ключевые слова:
Музейная педагогика, Русский музей, мини музей
Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Выделим ряд характерных отличий детского музея от традиционного:
• Его главная задача - просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры.
• Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, во своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. • Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОО. Согласно мнению А.М. Вербенец [1], музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка. Исследователь выделила ряд особенностей творческих проявлений у старших дошкольников в процессе освоения опыта посещения музеев, которые условно можно разделить на несколько групп.
• Творческие проявления в процессе восприятия художественных образов; • Проявления в процессе отражения в разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, сочинительстве) результата творческой переработки приобретенного опыта;
• Дополнительная группа «сопутствующих» показателей, условно названная «интерес к творчеству»;
• Дополнительная группа показателей, условно названная «мотивационно-рефлексионные проявления».
Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейно-педагогическая программа - «Здравствуй музей!» (А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. [6]), программа помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учить создавать выразительные и интересные образы.
В настоящее время социальное партнерство является важным аспектом деятельности детских садов. Сегодня музейные педагоги ДОО Приморского района объединены в инновационный музейно-педагогический кластер, в рамках которого проходят консультации, занятия, семинары в Восточной Кордегардии Русского музея, что открывает новую страницу в дошкольном образовании Петербурга.
Проект реализует просветительские цели - приобщение широкой аудитории к ценностям русской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым материалам, а также формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта. «Русский музей: виртуальный филиал» - это не только открытый доступ к научному потенциалу крупнейшего в мире музея национального искусства, но и возможность плодотворного сотрудничества на основе реализации совместных образовательных проектов, в том числе направленных на обучение детей дошкольного возраста. Компьютерные программы по истории русского искусства, видеофильмы и электронные каталоги крупнейших выставок, предоставляемые Русским музеем в рамках открытия