Научная статья на тему 'Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста'

Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1803
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНАЯ СРЕДА / СЮЖЕТНАЯ ИГРА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ-СКАЗКИ / МУЗЕЙНЫЙ ПЕДАГОГ-ИСКУССТВОВЕД / MUSEUM PEDAGOGY / MUSEUM ENVIRONMENT / DIDACTIC GAME / MUSEUM ART EDUCATOR / ADVENTURE GAME / TOPIC-BASED TALE THEMED TOURS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Штанько Ирина Вениаминовна

В статье дан обзор современного состояния и основных подходов к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные задачи и технологии приобщения дошкольников к музейной культуре. Предлагаются разработки занятий по ознакомлению детей с народной культурой и произведениями изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities in the Use of Museum Pedagogy in the Work with Preschool Children

The article gives an overview of the current state and the main approaches to the content and the organization of work in a preschool educational institution aimed at the introduction of museum pedagogy. The author reveals the basic tasks and technology of familiarizing preschool children with the museum culture. There are described solutions for introducing folk culture and works of art to children within classroom hours.

Текст научной работы на тему «Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»

УДК 372.32; 351.852

И. В. Штанько

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дан обзор современного состояния и основных подходов к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные задачи и технологии приобщения дошкольников к музейной культуре. Предлагаются разработки занятий по ознакомлению детей с народной культурой и произведениями изобразительного искусства.

The article gives an overview of the current state and the main approaches to the content and the organization of work in a preschool educational institution aimed at the introduction of museum pedagogy. The author reveals the basic tasks and technology of familiarizing preschool children with the museum culture. There are described solutions for introducing folk culture and works of art to children within classroom hours.

Ключевые слова: музейная педагогика, музейная среда, сюжетная игра, дидактическая игра, тематические экскурсии-сказки, музейный педагог-искусствовед.

Keywords: museum pedagogy, museum environment, adventure game, didactic game, topic-based tale themed tours, museum art educator.

Одним из направлений в приобщении дошкольников к искусству является музей изобразительного искусства. Эстетическое развитие детей младшего возраста, в том числе через потенциал художественного музея, становится необходимым залогом сохранения целостности личности на следующих возрастных этапах, залогом ее полноценного формирования в контексте будущего «жизненного пути» (С. Л. Рубинштейн).

Анализ современных программ по эстетическому воспитанию дошкольников, в которых предложены методы их приобщения к произведениям изобразительного искусства из музейных коллекций, показал, что они не предусматривают систематического общения с художественными подлинниками. Музейная со-

ставляющая программ сосредоточена в образовательном пространстве детского сада и осуществляется, главным образом, через репродукции и медийные заместители произведений живописи и скульптуры [1].

В дошкольных образовательных учреждениях появляются картинные галереи, музеи-сказки, музеи-мастерские. Все это является подготовительным этапом к встрече с настоящим искусством. Общение с подлинными образцами произведений искусства, хранящимися в музеях изобразительных искусств, не смогут заменить репродукции и слайд-фильмы.

В последние годы музейной педагогикой занимаются ведущие научные центры дошкольного образования и музеи нашей страны. Разработаны программы «Музей и культура», «Здравствуй, музей!» (Русский музей, Санкт-Петербург), «Я поведу тебя в музей» М. Ю. Юхневич, «Здравствуй, музей!» Б. А. Столярова (Санкт-Петербург), «Музей и дети» Л. В. Пантелеевой (Москва) и т. д.

В данных программах определены задачи приобщения дошкольников к музейной культуре:

1. Формировать интерес к музею как к хранилищу духовных и материальных ценностей

2. Формировать навыки поведения в музее у детей дошкольного возраста.

3. Развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, образное мышление.

4. Развивать умение отражать в речи впечатления, полученные в ходе подготовки и проведения музейной экскурсии.

5. Воспитывать бережное отношение к образцам духовной и материальной культуры.

В Третьяковской Галерее методический отдел много лет разрабатывает программы взаимодействия образовательных учреждений и музея. Ведущий искусствовед, старший научный сотрудник к. п. н. М. В. Мацкевич является автором разработчиком программы для дошкольников «Путешествие в мир русской живописи». В данной программе научно обоснована методика эстетического развития детей 5-7 лет в системе «художественный музей - детский сад». Предлагаются технологии педагогического руководства, формирующие у ребенка установку на эстетическое восприятие произведений искусства и активизирующие его в условиях музейной среды с ориентацией на дальнейшее развитие [2].

Впервые в музейной педагогике игра в пространстве художественного музея рассмотрена как самостоятельная форма его образовательной деятельности по эстетическому развитию дошкольников. Разработана методика, способствующая развитию эмпатии и продуктивности творческого воображения, под названием «Встреча в пространстве картины».

Предложенные в программе вариативные формы работы по эстетическому развитию старших дошкольников в детском саду и в музее предусматривают:

• культурно-средовое погружение (русская народная, западноевропейская и восточная культуры) на основе диалога, интерактивности, игры и продуктивной творческой деятельности в образовательном пространстве детского сада;

• тематические экскурсии-сказки и интеграционные игры в музейной среде, занятия в детском саду с использованием слайдов, изобразительных подлинников, а также настольных развивающих музейных игр, сказок о музее и художниках;

• изобразительную деятельность детей в музее и в детском саду.

В программе выделены формы работы с детьми в музее:

- равноправный ценностный диалог, в котором ребенок «переживает ценности», близкие его малому личностному опыту;

- «интерактивность по представлению» при помощи сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов;

- введение персонажа-проводника, роль которого исполняет кукла или ведущий занятие педагог, выступающий в соответствующем образе;

- использование символического атрибута и предмета-заместителя, концентрирующего восприятие детей на определенном этапе занятия;

- обращение к «художественному слову» и изобразительной деятельности в экспозиции в поле воздействия музейного подлинника (декламация, рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды).

В данной программе определяется суть педагогического руководства на занятиях в музее и в детском саду. Она заключается в следующем: музейный педагог подготавливает и настраивает ребенка на эстетическое восприятие. Он организовывает условия для этого процесса, облегчает, активизирует, продвигает его, служит

для детей проводником в чувственном и духовном освоении мира искусства. Стимулируя восприятие художественного образа, он способствует выявлению у детей их творческого ресурса.

Его партнером в творческом педагогическом руководстве становятся педагог или воспитатель детского сада.

В пространстве музея в этом тандеме ведущая роль принадлежит музейному педагогу-искусствоведу, обладающему необходимыми знаниями, опытом и свободно ориентирующемуся в пространстве музея.

На игровых занятиях в детском саду ведущую роль берет на себя педагог дошкольного образования, знакомый с индивидуальными особенностями своих воспитанников, и тогда искусствовед выступает его ассистентом и консультантом.

Таким образом, рамки метода диалога в музейной игре расширяются за счет введения новой коммуникации: между педагогами, ведущими занятие, между самими дошкольниками.

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях организованы мини-музеи, в частности разновидности музея «Народного искусства», «Народных промыслов», а также «Картинные галереи», «Вернисажи». Именно в данной среде организуются первые занятия по приобщению к прекрасному.

Беседы и игры, организованные в музейной среде и целенаправленно формирующие эмпатию, благодаря наглядности, чувственному наполнению художественного образа, особой энергоемкости подлинников, способствуют долговременному и глубокому духовно-нравственному резонансу в формирующейся личности ребенка на занятиях в детском саду и в семье. Их эффективность именно в этом возрасте делает музей необходимым пространством для развития эстетических чувств дошкольников [3].

В данной статье мы предлагаем конспекты некоторых занятий по приобщению к народному искусству и произведениям изобразительного искусства.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ УМЕЛЬЦЕВ Тематическая беседа в виртуальном музее

Цель - познакомить детей с историей создания и обликом русской избы.

Материал: слайды с изображением деревни средней полосы России, «домов-колесниц», «домов-птиц», «домов-кораблей», с

изображением отдельных частей (резных ставен, причелин, лобовых досок, полотенец, крыльца).

Пословицы и поговорки о семье, труде.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Теремок», «Заячья избушка», «Кот, Петух и Лиса», рассматривание сказочных иллюстраций.

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия. Входит Искусник.

Искусник: Храню чудесные секреты Всех рукодельниц, мастеров. ИСКУСНИК я, и званье это

Еще века нести готов.

Сегодня мы отправимся в деревню умельцев-мастеров и познакомимся с русской избой.

Отпирает ворота ключом.

Вмиг ворота отворились -Мы в деревне очутились.

Слайд № 1 с изображением деревни средней полосы России.

Звучит русская народная мелодия. На ее фоне Искусник ведет рассказ.

«Семья в куче - не страшна туча» - так считалось на Руси. Под одной крышей жили большие дружные семьи: деды, отцы, дети, внуки, правнуки, а дома строили всей деревней: «Чем больше рук, тем легче труд».

А все начиналось так. Выбиралось место для избы. Хозяйка пекла четыре хлеба и надевала их на четыре кола, вбитые в то место. Утром приходили, и, если хлебов нет, значит, здесь дом строить можно. Начинается строительство.

Дом построить - дом срубить. Так раньше на Руси говорили. Рубили дом с помощью топора из толстых бревен. Такие дома назывались срубами.

В давние времена люди жили в гармонии с природой, любили и уважали ее. «Возле леса жить - голодным не быть». В лесистых местах, по берегам рек и озер и даже в степях и долинах «оседали», «строились».

Слайд № 2 с изображением «дома-колесницы».

И появлялись в степях «дома-колесницы», похожие на повозки. На охлупне (объяснить, что такое охлупень) оберег - голова коня, вот и напоминает дом коня, а все хозяйственные постройки

за домом, как колесница за конем. И скачут такие дома-колесницы по всей степи на просторе.

Слайд № 3 с изображением «дома-птицы».

Около лесов строились «дома-птицы». Сами домики аккуратные, грудки птиц напоминали, а крыши - до самой земли спускались, будто крылья. На охлупне - оберег голова петуха или птицы. Он оберегал людей от злых сил. Считалось, что изба - это колесница, запряженная лошадьми или птицами, скачущими навстречу солнцу.

Слайд № 4 с изображением «дома-корабля».

А у реки, моря или озера «дома-корабли» строились. Сам дом длинный, вдоль берега растянулся, потому что все хозяйственные постройки под одной крышей расположились. Выглянешь из окна «дома-корабля» - видишь гладь водную, слышишь, как волны шумят, кажется, плывешь.

Вот так, строя свое жилище рядом с природой, человек старался, чтобы дома и поселения становились ее частью.

Слайд № 1 - деревенские избы, украшенные резьбой.

Любили наши предки свои дома наряжать и украшать, в терема превращать. Ставенки у окошек резные, расписные, под крышей резная бахрома, ее орнамент напоминал силуэты сказочных птиц и невиданных животных, деревьев, ягод, полурыб, русалок. Украшались орнаментом причелины, лобовая доска, полотенца, наличники, сережки. Крыльцо резное, со столбиками кручеными.

• А знаете, зачем это делали?

Это были не простые украшения, а «обереги».

• На какое слово похоже слово «оберег»? (Оберегать, беречь.)

• От чего люди оберегают свое жилище?

Было от кого оберегать свое жилище и нашим предкам: от пожаров, воров, болезни, злого человека, злых слов и даже злых духов, в которых они верили. Самый главный знак «оберега» -символ солнца. Солнечные знаки изображались крестом, квадратом, ромбом, кругом, полукругом.

Если изба рядом с рекой или водоемом, полотенца и наличники украшались водными знаками: волнистой линией, зигзагом, скобами, капельками, рыбами-девами (русалками).

Изображения дерева, ветви с плодами приносили благоденствие, счастье семье.

Слайды № 5, 6, 7 с изображением окон, ставень, подзоров, причелин, полотенец, сережек.

Посмотришь на такую красоту, сразу видно - в этой избе настоящий хозяин живет, мастер на все руки. Стоят избы, друг перед другом хвастаются, какая краше.

Я вас сейчас с мастерами познакомлю, которые такую красоту создают.

Сидят да мастера. Один стучит молотком, другой пилит. Поют русскую народную песню в обработке Е. Тиличеевой « Уж я колышки тешу».

Плотник: Я по дереву работник,

Кто такой я, дети? (Плотник.)

Столяр: И с рубанком, и с пилой, Век тружусь как заводной, Крышу, стены, дом построю. Угадали, кто я? (Столяр.)

Искусник: Эти профессии до сих пор существуют, и без них никак не обойтись.

Но чтобы дом стал настоящим теремом, после работы плотников и столяров надо еще поработать, украсить резными ставенками окна, подзоры под крышей разрисовать, крылечко украсить.

Перед вами силуэт избы. Давайте его украсим так, чтобы изба превратилась в терем расписной. А чтобы дело спорилось, под веселую музыку трудиться будем.

Дети украшают силуэт избы гуашью. Рисуют под веселую русскую народную мелодию.

Искусник: А теперь несите свои терема, мы построим свою деревеньку.

На большой лист наклеивает разрисованные силуэты изб.

Искусник: Чтобы наша деревенька тоже стала частью природы, давайте наклеим деревья, кусты, посадим цветы. Коллективная аппликация.

• Подумайте, от какого слова произошло название деревенька?

Дома в селении деревянные все были, так и повелось - «деревенька». В давние времена деревенькам давались звучные, запоминающие названия, которые живы и до сих пор.

• Какие названия деревень вы знаете?

Давайте придумаем название и нашей деревне.

Дети коллективно придумывают название, выбирается самое красивое.

Искусник: Вот мы и закончили наше путешествие в деревню умельцев. Но мы побываем здесь еще не раз. Познакомимся с мастерицами-кружевницами, мастерами глиняной игрушки, гончарами, художниками, кузнецами.

ЗНАКОМСТВО С ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСЬЮ Б. М. КУСТОДИЕВА.

ЖИЗНЬ ГОРОЖАН НА РУСИ Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста

Цель - познакомить с портретной живописью художника Б. М. Кустодиева.

Задачи:

• Через его картины уточнять и расширять знания детей о жизни городов на Руси.

• Развивать интерес к истории своей Родины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Учить вести беседу, рассуждать и четко излагать свою мысль, слушать товарища.

Словарная работа: горожане, крестьяне, извоз, извозчик, сундучник, купец, купчиха, трактир, трактирщик, булочник.

Материал: Подборка репродукций картин Кустодиева, в т. ч. «Портрет», грамзапись «Городские шумы».

Ход занятия

Воспитатель: Дети, мы с вами много говорили о нашей Родине, о ее богатствах, о реках и городах. Сегодня я хочу поговорить с вами о людях, которые жили в городах и деревнях на Руси раньше.

• Кто сможет нам напомнить, как называли, да и сейчас называют людей, живущих в деревнях? (Крестьяне.)

• А в городах? (Горожане.)

Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие во времени.

• Знаете ли вы, что такое время?

(Ответы детей могут быть самыми разнообразными. Подвести их к пониманию того, что человек изменяется во времени.)

• Вам хотелось бы оказаться в прошлом?

• Интересно было бы узнать, кто там жил, как выглядели люди? (Да.)

• Тогда я приглашаю вас отправиться в прошлое на «машине времени».

(Попадаем с детьми в комнату, где расположена выставка репродукций картин художника Б. М. Кустодиева.)

Воспитатель: Давайте вспомним, чем занимались крестьяне? А поможет это нам сделать игра «Волшебный круг». На доске два круга.

Первый круг - деревня, второй круг - город. Давайте заполним первый (животноводство, птицеводство, огороды, сады, выращивание зерновых).

Второй круг - город, его мы заполним чуть позже, когда вспомним, чем же занимались горожане. А помогут нам в этом разобраться картины русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.

Перед нами портретная живопись художника Б. М. Кустодиева. В центре его портрет. Посмотрите на этого человека, каким он вам кажется? (Добрый, смелый, сильный, жизнерадостный.)

А если я вам скажу, что это не просто портрет, а автопортрет.

• Как вы это объясните?

• Что значит автопортрет?

Б. М. Кустодиев родился на берегу реки Волги. Мы с вами знаем, что Волга - река-труженица и, конечно, люди, живущие на ее берегах, очень много трудились. В детстве, когда Б. М. Кустодиева звали просто Боря, он очень любил наблюдать за людьми, всматриваясь в их лица., мальчик любил фантазировать. Какой человек? Как он делает свое дело? Как относится к другим людям?

Он очень любил людей и поэтому, когда вырос, стал художником-портретистом. Перед нами целая галерея портретов жителей русского города.

Давайте посмотрим на портрет «Купец» и вспомним чудесную сказку русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек».

• Как она начинается? (В случае необходимости: «В некотором царстве, в некотором государстве, жил был купец».)

• Вспомните, чем же купцы занимались?

На портрете изображен купец, торговый человек. Посмотрите на него внимательно, каким он вам кажется? ( Строгий, сильный, умный, видно, что он в своей жизни много потрудился, теперь он богатый и довольный.)

Обратите внимание на его одежду, добротные сапоги, часы на золотой цепочке и очень модный в то время жилет.

А это (портрет «Купчиха») его жена - купчиха. Посмотрите, какая она статная, красивая, нарядная, на ней яркий платок, сделанный русскими мастерами. Вот такими они были купец и купчиха - горожане.

А теперь посмотрим на другие портреты. «Извозчик-лихач», «Извозчик за чаем».

• Как вы думаете, кто по профессии эти мужчины?

Художник изобразил извозчиков, людей, которые перевозили

пассажиров.

• Каким вам кажется этот человек?

• Как вы думаете, что он кричит?

Дети, портрет может рассказывать не только о том, кто изображен, но через портрет можно узнать о жизни людей того времени.

• Как извозчики одевались зимой? (Меховой тулуп, подвязанный кушаком.)

Из этих портретов мы узнаем, на чем горожане ездили. И конечно, можно догадаться о том, что телеги и сани надо было смастерить, значит, были специальные мастерские и мастера.

Посмотрите, какой интересный прием использует художник. Он нам показывает город через окно в чайной.

• Что вы видите за окном? (Городские конюшни, церкви, храмы вдали.)

Все это надо было построить, значит, в городе жили архитекторы, строители.

Взгляните-ка на наш сундук.

• Как вы думаете, откуда он взялся? (Рассуждения, предположения детей.)

Смастерил его мастер, а называли этих мастеров - сундучники. Одного из них изобразил Борис Кустодиев на этом портрете.

• Каким вам кажется мастер? (Умным, грамотным, трудолюбивым, любознательным и т. д.)

• О чем еще нам рассказывает портрет? (Сундуки разной формы, величины, с разным рисунком. Детали рассказывают, что люди были грамотные и печатали газеты.)

Обратите внимание на одежду. Жилетка, которую очень любили носить мужчины в давние времена на Руси. Вы видите ее и на

купце, и на сундучнике, и у мужчин на других картинах. Давайте с ними познакомимся. Рассматривание картин «Булочник», «Трактирщик».

• Какой по характеру булочник на картине? (Веселый, неугомонный человек, труженик, поэтому его баранки, булки, калачи, пирожные самые вкусные.)

А это трактирщик (трактир - столовая).

• Какой, по вашему, у него характер? (Он серьезен, он уверен, что все самое вкусное у него, он этим гордится и терпеливо ждет своих посетителей.)

Из этих портретов мы узнаем не только о том, кто и где кормил людей, но и что они ели.

• Посмотрите внимательно на картины, что ели? (Дети называют.)

И конечно же, овощи. Этот портрет так и называется «Торговка овощами».

• Расскажите о торговке, какая она?

• Какие овощи, фрукты выращивали?

Еще нам Кустодиев своими картинами рассказывает о широте и величии земли русской: река, судно, плывущее по ней, храмы, соборы.

Посмотрите еще раз на все эти портреты.

• Какие краски использует художник?

Краски яркие, насыщенные. Чувствуется, что он писал эти портреты с любовью. Любовь художника делает картины живыми. Прислушайтесь, и вы услышите крики торговцев, зазывание извозчиков, звон бубенцов и пение церковных колоколов. (Звучит грамзапись «Городские шумы», «Колокола».)

Портреты рассказали нам о том, что горожане - это добрые, трудолюбивые люди. Мы узнали о том, как они жили, чем занимались, как одевались, что ели, как передвигались на дальние расстояния, что строили.

Давайте заполним наш второй «волшебный круг».

• Чем же занимались горожане, что они делали? (По ответам детей знаками заполняется второй круг.)

• А скажите, мог ли город прожить без всякой помощи деревни? Докажите, объясните,

• А деревне нужна была помощь города? Какая?

Конечно, деревня и город всегда помогали друг другу (стрелочками соединяются оба «волшебных круга»).

Все это наша Родина. Мы увидели, с какой любовью нам передал Кустодиев жизнь людей.

• А как вы понимаете слово Родина? (Рассуждения детей.)

• И наверное, знаете стихотворения о Родине? Давайте вспомним.

Дети читают стихи о Родине.

Наше путешествие подошло к концу. Давайте на «машине времени» возвратимся обратно в детский сад.

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ РАССКАЗ-БЕСЕДА

ПО КАРТИНЕ А. КУИНДЖИ «НОЧЬ НА ДНЕПРЕ»

Подготовительная группа

Цель - познакомить детей с лунным пейзажем, его настроением и средствами выразительности, которыми художник изображает это явление.

Под «Мелодию» К. Глюка воспитатель читает слова Н. В. Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде!.. Редкая птица долетит до середины Днепра!..»

«Утро сменилось днем, а день плавно перешел в вечер. На землю опустилась... (воспитатель делает многозначительную паузу, и дети продолжают: «ночь»). Нет, не просто ночь (таинственно шепчет воспитатель), а Царица-Ночь, Волшебница Ночь! Это она заколдовала воды Днепра, и они словно превратились в зеркало. Всмотритесь, это серебристо-зеленоватое зеркало отражает лунную дорожку, и она серебристой рябью, как мелодия флейты, бежит прямо по реке к луне. Невольно возникает желание пробежаться по этой волшебной дорожке, но страшно. Потому что светящаяся луна среди облаков похожа на глаз неведомого волшебного животного, которое с высоты зорко наблюдает за нами. А может быть, это глаз Ее Величества Ночи. Все вокруг замерло перед ее явлением и погрузилось в тишину. Помолчим и мы несколько секунд. Вы слышите, как вздыхает ночь.( Музыка К. Глюка продолжает звучать.)

Краски картины «Ночь на Днепре» раньше светились гораздо ярче, ведь картина написана художником А. Куинджи 120 лет на-

зад. И не удивительно, что за это время краски немного потускнели. Когда первые зрители увидели картину, то у них возникло подозрение, что художник скрывает какой-то фокус. Люди заглядывали за картину, думая, что там спрятана лампочка. Другие думали, что луна сделана из фольги и наклеена на полотно. Третьи уверяли, что в краску добавлено особое светящееся вещество - фосфор.

• А вы, ребята, как думаете?

Секрет художника заключался в том, что он смог использовать обыкновенные краски.

• Попробуйте предположить, какие? (Дети делают предположения, а воспитатель закрепляет знания детей об основных, дополнительных цветах, теплых оттенках и холодных.)

Конечно, это желтый и капелька синего цвета. Луна получилась лимонного оттенка. Но чтобы она «зажглась», художник подобрал для нее особый цвет неба.

• Какой это цвет? (Фиолетовый.)

• Как его можно получить?

Именно лимонный и фиолетовый цвета дополняют друг друга и создают волшебную иллюзию свечения.

Вот мы с вами и открыли чудесный секрет Царицы-Ночи и Волшебницы Луны на картине А. Куинджи «Ночь на Днепре».

Система работы по введению дошкольников в мир изобразительного искусства формирует у дошкольников художественный вкус и закладывает основы художественной культуры как части общей культуры человека.

Нами разработана диагностика уровня сформированности у старших дошкольников в области знаний об изобразительном искусстве (см. таблицу).

Показатели уровня представлений старших дошкольников о произведениях изобразительного искусства

Высокий Средний Низкий

Отвечает на вопросы что изображено, о чем картина, что художник рассказал, выделяет композиционный центр Отвечает на вопросы правильно, но не может обосновать, почему он так думает Затрудняется отвечать на поставленные вопросы

Высокий Средний Низкий

Подтверждает связь между изображенным и выразительными средствами (деталями, цветом, композицией, формой, мимикой, позой) Не всегда улавливает связь между изображениями и средствами выразительности, деталями и др. Вскрывает несущественные связи содержания и средств выразительности

Точно определяет и обосновывает настроение, чувства, используя речевые средства выразительности (прилагательные, эпитеты, сравнения, образные выражения) В обосновании содержания картины, главной мысли слабо использует эпитеты, сравнения, образные выражения Словарь беден, с помощью воспитателя отвечает односложно

Различает виды и жанры произведений изобразительного искусства С помощью педагога называет вид и жанр произведения Не различает виды и жанры произведений искусства, путает их

Высказывает личные отношения к произведению, имеет свои предпочтения (любимые произведения) По наводящим вопросам воспитателя объясняет, почему понравилось произведение и какое настроение вызывает. Не проявляет особого желания поделиться личными впечатлениями Выбор понравившейся картины не мотивирует, ограничивается определениями «красивая», «веселая» и т. д.

Знает и называет профессии, связанные с изобразительным искусством (художник, архитектор, скульптор, художник-декоратор) Называет некоторые профессии, связанные с изобразительным искусством Путает профессии

Имеет представления и может рассказать о действиях, с помощью которых воплощается художественный образ в разных видах искусства (писать, рисовать, лепить, танцевать, петь, играть роль) Имеет представления и различает действия, с помощью которых воплощается художественный образ в разных видах искусства Имеет представления о действиях, с помощью которых создаются произведения искусства, но не всегда верно называет их

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Пантелеева Л. В. Музей и дети. М.: «Карапуз», 2000.

2. Мацкевич М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «Художественный музей - детский сад»: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

3. Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре. М.: Аркти, 2006; Штанько И. В. Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству. М.: АСОУ, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.