Научная статья на тему 'Музейная педагогика как инновационный подход к художественноэстетическому воспитанию дошкольников'

Музейная педагогика как инновационный подход к художественноэстетическому воспитанию дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2267
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтушенко С.Г., Быкова Е.И., Первова О.А.

Модернизация дошкольного образования обусловила необходимость изменения содержания и способов организации работы по художественноэстетическому направлению развития дошкольников. Музейная педагогика объединяет музееведение, педагогику и психологию, рассматривает музей как «кладезь искусств», определяет его культурнообразовательную деятельность, что определяет педагогическую целесообразность ее применения в ДОУ. В силу содержательной универсальности и педагогической ценности музейная педагогика формирует основы визуальной и художественной культуры, навыки общения с музейной средой, межличностную коммуникацию при знакомстве с музейными памятниками и визуальными объектами окружающего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum pedagogy as an innovative approach to artistic and aesthetic education of preschoolers

Modernization of preschool education caused the need for changing the content and methods for artistic and aesthetic education of children. The museum pedagogy integrates museum science, pedagogy and psychology, regarding the museum as a “depository of arts”, defines its cultural-educational activity, which explains its feasibility in preschool educational institutions. Museum pedagogy, being universal and informative, forms the foundations for visual and artistic culture, the skills of communication in the museum environment, interpersonal communication when familiarizing oneself with museum monuments and visual objects.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика как инновационный подход к художественноэстетическому воспитанию дошкольников»

Евтушенко С.Г.

заведующий Быкова Е.И.

заместитель заведующего по УВР

Первова О.А.

заместитель заведующего по УВР МБДОУ д/с № 8 Североморск, Россия

Музейная педагогика - как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников

Аннотация: Модернизация дошкольного образования обусловила необходимость изменений содержания и способов организации работы по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников. Музейная педагогика объединяет музееведение, педагогику и психологию, рассматривает музей как «кладезь искусств», определяет его культурно-образовательную деятельность, что определяет педагогическую целесообразность её применения в ДОУ. В силу содержательной универсальности и педагогической ценности музейная педагогика формирует основы визуальной и художественной культуры, навыки общения с музейной средой, межличностную коммуникацию при знакомстве с музейными памятниками и визуальными объектами окружающего.

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду является целенаправленным процессом формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Художественно-образовательное пространство в детском саду включает в себя различные средства формирования основ художественной и визуальной культуры дошкольников.

Модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации воспитательно-образовательного процесса, что способствует применению более свободных форм взаимодействия детей и педагогов по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.

Понятие «музейная педагогика» впервые введено в научный оборот в начале XX века в Германии и связано с именами А.Лихтварка, А.Рейхвена, Г.Фройденталя, которые сформулировали идеи образовательного назначения музея и предложили рассматривать посетителей музея как участников диалога культур[1].

В силу своей содержательной универсальности и педагогической ценности музейная педагогика эмоциональна по характеру, развивающая по целям, гуманистична по ориентации на личность, эвристична по формированию культуры познания, художественна по синтезу разных видов творческой деятельности детей, т.е. объединяет инновационные тенденции современного дошкольного образования. Это подтверждает педагогическую целесообразность её применения в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

В свете современных инноваций в образовании музейная педагогика является эффективным средством формирования основ художественной культуры дошкольников, так как объединяет музееведение, педагогику и психологию и рассматривает музей не только как «кладезь искусств», но и определяет его культурно-образовательную деятельность, раскрывающую информационный потенциал музейных предметов.

Актуальность использования музейной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста заключается во включении дошкольников в мировое культурно-историческое

пространство, выведение за границы социума и цивилизации в мир культуры, создания почвы для осознания ребёнком себя как субъекта этой культуры.

Целью музейной педагогики является формирование визуальной и художественной культуры дошкольников средствами музея и музейных экспонатов, развитие творческого потенциала каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных видах художественно-творческой и эстетической деятельности.

Реализация данной цели в художественно-образовательном пространстве ДОУ направлена на:

[1] Вербенец А.М., Столяров Б.А. Здравствуй, музей!? Санкт-Петербург, 2009. С.7

• Формирование национальной идеологии в процессе ознакомления с историей и культурой своего народа;

• Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание достойных граждан своей страны;

• Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея на воспитание детей.

Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада - суть новой образовательной парадигмы XXI века. В соответствии с этим художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики осуществляется в двух основных направлениях: создание мини-музея в детском саду и взаимодействие с музеями и культурными учреждениями города.

Такой подход позволяет рассматривать современный детский сад как центр социального партнёрства, объединяющий детей, дошкольных работников, родителей, представителей культуры в духовно-нравственном, гражданско-патриотическом, историко-краеведческом и художественно-эстетическом воспитании личности в едином образовательном пространстве.

В музейной среде дошкольник является не объектом педагогических воздействий, а субъектом реализации потребностей, интересов и устремлений: ребенку предоставляется свобода творчества в самовыражении, возможность проявления своей индивидуальности и неповторимости, что стимулирует детскую активность, способствует развитию эстетических чувств и представлений.

Цель создания музея в детском саду - сформировать ценностное отношение к искусству и музейным сокровищам; воспитывать чувство гордости, желание сохранять культурное наследие России; обогащать опыт созерцания и переживания красоты, развивать эстетический вкус, эмоции, умение окликаться на прекрасное в окружающей среде и в искусстве.

Музей (мини-музей) детского сада - место, в котором собраны и хранятся предметы и экспонаты, соответствующие содержанию музейной программы, доступные для детского восприятия и представляющие интерес для дошкольников,

Под мини-музеем понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразие форм деятельности, включающих в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Музеи и мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки и поддерживать живой познавательный интерес к «настоящему» музею. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают дошкольникам проникнуться духом

исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Воспитание основ визуальной культуры дошкольников начинается с ближайшего окружения, с того места, где они живут, так как дети обращают внимание на красоту окружающей природы, памятники истории и культуры, городские здания, декоративные элементы их убранства.

В связи с этим приобщение дошкольников к истории, традициям, культуре родного города и края, включение их в «расшифровывание» знаков и символов, заложенных в архитектуре города, усвоение принятых в нём норм взаимоотношений является неотъемлемой частью музейной педагогики.

Музей для дошкольников является моделью многомерного мира, средством адаптации к культурной среде, где опыт рационального познания переплетается с чувственным, выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.

В данном контексте образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала.

Выполняя социокультурную функцию, музей обладает образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются дети.

Продолжая оставаться местом хранения реликвий и раритетов, музей является базой для общения, культурно-образовательной средой, центром духовного обогащения дошкольников.

Таким образом, современные тенденции включения музейной педагогики в процесс художественно-эстетического воспитания помогает дошкольникам распознавать предметы особо ценные с исторической или художественной точки зрения, бережно относиться не только к музейным экспонатам, но и ко всему предметному миру в целом.

В дальнейшем, полученные представления и впечатления становятся содержательной основой для разнообразной художественно-творческой детской деятельности.

Музейная педагогика включает интерактивные методы и приёмы работы, которые не только обогащают представления об окружающем, стимулируют интерпретацию эстетических впечатлений в художественном творчестве, но и позволяют снизить дидактическую напряжённость образовательного процесса.

Интерактивный «живой» музей - это пространство для диалога и эксперимента, в котором используются формы и методы, развивающие эмоции и чувства детей по отношению культурным и художественным ценностям. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют дети под руководством взрослых.

Активизация восприятия музейного материала детьми в образовательном музейном пространстве осуществляется в двух основных направлениях:

- создание интерактивных экспозиций, которые рассчитаны на непосредственное участие дошкольников во взаимодействии с ними (экспозиции-исследования, лаборатории, мастерские, игротеки, лабиринты);

- использование коммуникативных методов и форм работы в музейном пространстве (ролевые игры, элементы театрализации, костюмирование, творческие задания и проекты, фольклорные праздники т.д.).

Сочетание интерактивной экспозиции с соответствующими методами и формами работы делает музей живым, продолжающим и утверждающим жизнь прошлого в настоящем.

Таким образом, использование музейной педагогики как инновационной технологии в процессе художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствует формированию основ визуальной и художественной культуры, навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды, активизации отражения впечатлений в продуктивных видах деятельности, игре, речевом и музыкальном творчестве.

Следовательно, музейная педагогика в детском саду - это привлекательная идея сегодняшнего дня, так как позволяет приподнять художественное воспитание дошкольников на более высокую ступень. «Тот, кто не готов к будущему сегодня, ещё менее будет готов к нему завтра», - отмечал великий римлянин Овидий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.