Научная статья на тему 'Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников'

Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1562
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / РЕДКИЕ ЭКСПОНАТЫ / MUSEUM EDUCATION / WORLD COGNITION / INNOVATIVE TECHNOLOGY / SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / RELIC / IMMERSION OF INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низамова Халида Махмутовна

Музейная педагогика-это инновационная технология в области образования детей, которая позволяет погружение воспитанников в специально организованную предметно-пространственную среду, в результате которой повышается внимание ребенка к реальности, к поиску семейных реликвий, редких книг и оценка подлинных вещей ушедших эпох. Детская жизнь становится более интересной и насыщенной, развивается интеллект, повышается культурный уровень ребенка, в его руки попадает новейший инструмент познания мира. Поэтому музейная педагогика рассматривается как инновационная образовательная технология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Низамова Халида Махмутовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSEUM PEDAGOGY IN THE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Museum education is an innovative technology in the field of personal formation of children, which is creating an immersion of the subject into the specially organized subject-spatial environment. Its direction is to increase the child's attention to reality, assistance in finding around himself the museum value realities, family heirlooms, rare books, assessment of genuine things of bygone eras. Because of that children's life become more interesting and rich, cultural level rises, intelligence is developing, and he gets into the hands the newest tool in understanding the world. Therefore, today museum education is seen as an innovative educational technology.

Текст научной работы на тему «Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников»

УДК 37.011.33.

РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© 2014

Х.М. Низамова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической

психологии и педагогики

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Музейная педагогика-это инновационная технология в области образования детей, которая позволяет погружение воспитанников в специально организованную предметно- пространственную среду, в результате которой повышается внимание ребенка к реальности, к поиску семейных реликвий, редких книг и оценка подлинных вещей ушедших эпох. Детская жизнь становится более интересной и насыщенной, развивается интеллект, повышается культурный уровень ребенка, в его руки попадает новейший инструмент познания мира. Поэтому музейная педагогика рассматривается как инновационная образовательная технология.

Ключевые слова: музейная педагогика, инновационная образовательная технология, семейные реликвии, предметно-пространственная среда, редкие экспонаты.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В основе развивающих методик музейной педагогики лежит постулат выдающегося русского психолога и педагога Л.С. Выготского, и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педагогов, в частности американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи, и рекомендации выдающихся швейцарских ученых — психолога Жана Пиаже и педагога Иоганна Генриха Песталоцци.

XXI век внес в нашу жизнь бурные социально-экономические перемены. В процессе смены облика современного мира, они коснулись и культуры, значимость которой нелегко переоценить в формировании личного достоинства, развития творческих способностей и других ценностей. Механизм сбережения достижений культуры - это музеи. Присутствие музея в образовательном процессе способствует формированию психологической устойчивости и нравственной готовности человека не только к жизни в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом текущих в нем социокультурных преобразований, переживать и строить образы тех или иных эпох. Утверждая важность музеев в формировании творческой личности, следует подчеркнуть и то, что именно в музейной среде сочетаются внешний мир человека, отраженный в памятниках культуры и искусства мир явлений и событий, и внутренний мир, тесно связанный с этнокультурными традициями и художественными образами. Понятие «музейная педагогика» впервые появилось в научном обороте в начале XX века в Германии. Начало употребления этого понятия в нашей стране приходится к началу 70-х годов прошлого столетия. В решении задач, связанных с образованием и воспитанием детей, время заставляет нас обращаться за помощью к партнеру, в лице музея. Чем раньше и легче дети будут приобщены к сфере культуры и высокого искусства, тем органичнее и естественнее в них будет вырабатываться «инстинкт культуры».

Внедрение музеев в образование и воспитание -дело далеко не простое. Педагоги или родители могут еженедельно водить своих воспитанников в музей, но не достичь ожидаемых результатов - дети продолжат скучать. Дело даже не в частоте посещений, а в уровне подготовленности детей к восприятию предметного, условного музейного языка. Именно эта задача и лежит на плечах педагогов, помощь маленькому человеку в этой нелегкой и очень важной деятельности. Окружающий мир начинает познаваться с малого. С «путешествия» и изучения своей комнаты, квартиры, с новых взглядов на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей наиболее близок и доступен детям. Педагог в сфере эстетического воспитания и культурологического образования и является проводником в этот мир.

Изучение опыта работы музейных педагогов выявило следующие методы, максимально точно соответствующие психолого-педагогическим установкам. К этим методам относятся социальные роли, создание игровых

ситуаций, практическое манипулирование предметами, театрализация, использование ассоциативных связей, самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.

Огромный набор методов музейной педагогики определяет неограниченное количество вариантов всевозможных форм работы и приёмов: викторины, ребусы, шарады, кроссворды, командные соревнования. Эти приемы тесно переплетены между собой, благодаря чему их можно применять в различных комбинациях. В результате этого появляются творческие задания, предоставляемые как в дошкольных учреждениях, так и на музейных экспозициях, а также на театральных постановках, праздниках, и т.п.

Ребенок нуждается в помощи в осознании многообразия связей, существующих между нами и нашими предками. Только таким образом потерявшиеся во времени и цивилизации культура, нравственные ценности и традиции прошлого приобретут для ребенка большую значимость, став важными на этом этапе жизни, и актуальными. Восприимчивой станет и осознание задачи не растерять полученный в наследство от предков огромнейший историко-культурный опыт. Сокровища музеев придают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.

По своей сути, музейная педагогика призвана породить в сознании дошкольника базисные знания об исторической памяти, историческом сознании и музейной культуре, которые получат в дальнейшем свое развитие.

Музейно-педагогическая деятельность, кроме музейной среды, может осуществляться и в различных иных пространствах - дома, на улице, учреждении дополнительного образования, детском саду, среди живой природы и т.д. В детском саду музеи называют «мини-музеями». Важная их особенность — это участие в создании «мини-музеев» детей с родителями. Дошкольники начинают ощущать свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят свои экспонаты, дети из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать экспонаты трогать запрещено, а вот в мини-музеях это является даже необходимостью! Их можно посещать в любое время, самому менять расстановку экспонатов и их разнообразие, брать их в руки и изучать. В обычном музее ребенок является лишь пассивным созерцателем, а здесь играет роль творца и соавтора экспозиции. Причем создателями наряду с ним являются и его мама, папа, дедушка и бабушка. Каждый мини-музей - уникальный результат общения и работы детей совместно с воспитателями и семьей.

Содержание мини-музея, его оформление и назначение, должны отражать специфику возрастной группы детей. В итоге подготовительная группа может создать музей книги, а малыши мини-музей игрушек и забав.

Таким образом, музейная педагогика помогает воспитателю использовать значительно расширенные возможности в решении задач, связанных с культурологи-

ческим и историческим образованием. Она нацелена на повышение внимания детей к окружающим событиям и явлениям, помогает обнаруживать в своей жизни реалии музейного значения, ценить семейные реликвии, подлинные вещи забытых эпох, раритеты. Все это придает жизни ребенка насыщенность и интерес, повышает уровень его культурного образования, развивает интеллект, и открывает новые пути в познании мира.

В современном мире значение образовательной функции музейного дела существенно повышается. Активно ведется разработка новых форм и приемов работы с детьми и педагогами.

С раннего возраста дети начинают проявлять интерес к предметному миру. Познание происходит в результате накопления чувственных впечатлений, полученных от окружающих ребенка вещей. Удовольствие от рассматривания и радость познания - явления сходные и одновременные. В свою очередь музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно невиданных, новых предметов, с которыми он не сталкивался, да и не мог встретить в привычной для него среде. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями об окружающем мире, поэтому современные родители стремятся приобщить детей к музею с более раннего возраста.

Существенной деталью в детском восприятии является то, что дети усваивают материал преимущественно через осязание. Необходимым этапом развития детского интеллекта является манипулирование предметами, так как осязание обогащает и дополняет зрительную информацию.

Музейная информация может успешно осваиваться и в процессе игровой деятельности. В жизни дошкольников игра представляет собой ведущую форму познания. Именно в ней дети лучше запоминают и сосредотачиваются, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: развивается воображение, пробуждается творческое начало. Экскурсионная работа с детьми обретает больший эффект при вопросно-ответном методе. Поскольку любая экскурсия, по сути, является специфическим видом общения, то с дошкольниками она проходит в условиях постоянного открытого диалога. Это обусловлено особенной расположенностью детей к общению. Вопросы, задаваемые им, носят вовсе не риторический характер, обычно каждый из них подразумевает определенный ответ, который дети дают поодиночке или хором. Он может быть оспорен или просто принят, но главное здесь его функция стимуляции дальнейшего хода беседы. Предпочтение здесь должно отдаваться не вопросам на знания, а в большей степени тем, которые подразумевают работу воображения, обращения к накопленному жизненному опыту и, что максимально побуждает к подробному наблюдению, рассматриванию, к отгадыванию значения и смысла того, что видит ребенок.

Большой проблемой является отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена, что быстро вызывает усталость, особенно у дошкольников. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует грамотно ограничивать, следуя повышения качества, а не количества.

Вообще, методика рассматриваемой работы предполагает собой регулярную организацию аудитории. Решая вопросы концентрации внимания, размещения около витрины или стенда, темпа движения, подходов к обращению к аудитории, экскурсовод, по существу, следует к весьма важной цели - воспитанию у маленького посетителя музейной культуры. Для закрепления у ребенка полученных новых знаний и впечатлений от музейного материала, необходимо возвращение к уже услышанному и увиденному.

Наилучшей формой осмысления и закрепления, приобретенных в музее знаний и впечатлений, является творческая работа как наиболее естественный для ребенка способ освоения информации.

Высокие результаты достигаются только вследствие активной деятельности детей. Если воображение взрослых позволяет посмотреть на предметы и выслушать рассказ о них, то неусидчивость и любопытство детей выражаются в стремлении почувствовать, потрогать, подержать предметы, а в особенности посмотреть, как они работают.

Организация мини-музеев в дошкольном учреждении выступает одним из важнейших источников приобщения детей к сокровищам искусства, культуры и истории.

На организацию мини - музеев в дошкольных учреждениях важное влияние оказывает отсутствие связи времен. Мало того что разные поколения не находят общего языка, но они еще находятся и в состоянии конфронтации. Культурные и нравственные ценности одного поколения не сходятся взглядами друг с другом. Дошкольные учреждения воспитывают детей разных национальностей. Наступление массовой культуры стирает истинные ценности, которые сменяются ложными и мимолетными, мешающими формированию вкуса у детей и подростков.

Задачами первого плана можно считать помощь ребенку в созерцании «музея» вокруг себя, т. е раскрытии перед его взглядом историко-культурного контекста привычных, обычных вещей, окружающих его в жизни, помощь в самостоятельном анализе, сопоставлении, и получении выводов. Особое внимание уделяется психологическим, эстетическим, культурологическим и социальным аспектам развития ребенка, среди которых: формирование навыков общения с «музеем», формированию визуальной культуры; развитию речи при знакомстве с музейными экспонатами; развитию познавательной деятельности; формирование художественных предпочтений и творческих способностей через познание материально-художественной деятельности.

Цели и задачи мини-музея:

1. Формирование у ребенка представления о музее.

2. Реализация музейной педагогики.

3. Обогащение воспитательно-образовательной сферы новыми формами.

4. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

5. Обогащение кругозора у детей дошкольного возраста.

6. Развитие познавательной деятельности и познавательных способностей.

7. Формирование проектно-исследовательских навыков и умений.

8. Развитие логического и творческого мышления, воображения.

9. Формирование умения самостоятельно систематизировать и анализировать приобретенные знания.

10. Формирование активной жизненной позиции у детей.

Расположение «мини-музеев».

При размещении мини-музея в групповом помещении появляется возможность накапливать материал музея поэтапно, по мере усвоения свежей информации.

Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к музею, а дети по желанию изучать и рассматривать экспонаты, использовать их для своих творческих и сюжетных игр, задавать вопросы педагогу. В то же время, расположение мини-музея в группе несет с собой и некоторые неудобства. Доступ к нему осуществляется по одной группе. Удаленное расположение от раздевальной комнаты не позволяет детям свободно общаться с родителями о музее. Кроме того родители дошкольников других групп не имеют представления о деятельности мини-музея.

Размещение музея в раздевальной комнате. Данный вариант мини-музея имеет не меньше преимуществ, чем в группе. Помимо этого, у детей появляется возмож-

ность бесед с родителями о музее и экспонатах.

Мини-музей в изостудии. С первого взгляда данный вид размещения вполне уместен. Возможно выделение пространства для экспонатов народного искусства (гжель, дымка, хохлома). Но чтобы мини-музей значительно выделялся от общего фона изостудии надо использовать большие дизайнерские идеи.

Размещение мини-музея в холлах. В подобном исполнении мини-музеи находятся в доступном месте, появляется возможность посещать их в любое время. Рассматривать экспозиции могут все родители, при желании индивидуально с собственными детьми. Мини-музей стимулирует общение. В тоже время открытый доступ и отсутствие контроля в музее ограничивает возможность хранения в нем ценных и редких экспонатов.

Даже в тесных условиях можно найти место для открытия мини-музея. Это может быть ширма-раскладушка из картона, используемая как передвижной мобильный музей. У любых расположений есть как плюсы, так и недостатки. Идеальных условий при отсутствии идеи в строительном проекте детского сада не может быть.

Оформление мини-музея.

Внимание детей дошкольного возраста сформировано не до конца. Оно отличается неустойчивостью и кратковременностью. Поэтому эффективность мини-музея будет напрямую зависеть от привлекательности экспонатов и удачного расположения.

Виды оформления мини-музея:

1. Размещение экспонатов на горизонтальной плоскости в один ряд

(морских обитателей или музей камня лучше просматриваются на одной плоскости).

2. Расположение экспонатов вертикально (на стеллаже, полочках).

(музей кукол и народной игрушки можно выставить рядами в вертикальном расположении, выделив группы экспонатов).

3. На стендах (более приемлемо к легким экспонатам, которые можно прикрепить на стендах).

Формы работы в мини-музее:

1. Экскурсии для детей и родителей.

2. Беседы с детьми.

3. Организация мастер-классов по изготовлению экспонатов.

4. Самостоятельное изучение экспонатов.

5. Работа творческой группы по развитию мини-музея и пополнение экспонатами.

Ребёнок нуждается в помощи в осознании многообразия связей, существующих между нами и прошлыми поколениями. Лишь в этом случае исчезнувшие во времени традиции и цивилизации прошлого, нравственные ценности и культура займут в жизни ребенка особое место, став актуальными и важными сегодня. Наиболее понятной станет задача не рассеять огромный историко-культурный опыт, накопленный и оставленный нашими предками в наследство. Сокровища музеев оказывают уникальное и неоценимое воспитательное воздействие, тем самым зарождая ответственность за сохранение и развитие исторического сознания, исторической памяти

и музейной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкина Ю.А. Моделирование научной коммуникации в виртуальном музее самарской лингвистической школы // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 2224.

2. Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2007

3. Валиева З.И. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 58-60.

4. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. — СПб. : ООО. Изд. «Детство - пресс», 2010. — 192 с.

5. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968

6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005

7. Дзуцева З.Б. Методологические подходы к исследованию нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 132-135.

8. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 104 с.

9. Рубаева В.П. Анализ проблемы формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов в психолого-педагогической теории и практике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 248-251.

10. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История. Теория. Практика. М., Высшая школа, 2004

11. Течиева В.З. Формирование нравственно-гуманистических ценностей у школьников в условиях поликультурной образовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 251-253.

12. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов через музейно-педагогический процесс // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 283-285.

13. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 4. — С. 38—42.

14. Цаллагова Ф.К. Национальная художественная культура в содержании нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 212-214.

THE ROLE OF MUSEUM PEDAGOGY IN THE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

© 2014

K.M. Nizamova, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of educational

psychology and pedagogy

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: Museum education is an innovative technology in the field of personal formation of children, which is creating an immersion of the subject into the specially organized subject-spatial environment. Its direction is to increase the child's attention to reality, assistance in finding around himself the museum value realities, family heirlooms, rare books, assessment of genuine things of bygone eras. Because of that children's life become more interesting and rich, cultural level rises, intelligence is developing, and he gets into the hands the newest tool in understanding the world. Therefore, today museum education is seen as an innovative educational technology.

Keywords: museum education, world cognition, innovative technology, subject-spatial environment, relic, immersion of individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.