Научная статья на тему 'Художественное воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации средствами музейной педагогики'

Художественное воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации средствами музейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSEUM EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ART EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / GEF PRE-SCHOOL EDUCATION / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянова Людмила Геннадьевна, Константинова Людмила Александровна

Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов художественного воспитания детей дошкольного возраста при помощи средств музейной педагогики в свете требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьянова Людмила Геннадьевна, Константинова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The artistic education of children of preschool age in preschool educational organizations by means of Museum pedagogics

The article is devoted to some aspects of artistic education of preschool children by means of Museum pedagogics in the light of requirements of Federal state educational standard of preschool education.

Текст научной работы на тему «Художественное воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации средствами музейной педагогики»

Художественное воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации средствами музейной

педагогики

Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов художественного воспитания детей дошкольного возраста при помощи средств музейной педагогики в свете требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Музейная педагогика, художественное воспитание, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, дети дошкольного возраста.

L. G. Kasyanovo,, Shadrinsk L.A. Konstantinova, Nyagan

The artistic education of children of preschool age in preschool educational organizations by means of Museum pedagogics

The article is devoted to some aspects of artistic education ofpreschool children by means of Museum pedagogics in the light of requirements of Federal state educational standard ofpreschool education.

Keywords: Museum education, art education, GEF preschool education, pre-school children.

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях (ДОО) особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников, поскольку оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Художественное развитие является результатом художественного воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - усвоение искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способностей к художественному творчеству.

Художественное воспитание представляет собой процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве [6].

Художественное воспитание - целенаправленный процесс формирования способности воспринимать, чувствовать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности, развитие способностей и дарований в различных областях искусства [4].

Результатом художественного воспитания по мнению Н.И. Киященко и А.И. Бурова является художественная воспитанность, которая состоит в сформированности знаний, умений и навыков в области восприятия искусства, развитости художественного вкуса, суждений, оценок, выраженной потребности общения с искусством, способности к самостоятельному художественному творчеству.

Искусство во всем его многообразии (литература, скульптура, народное творчество, живопись и др.) является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает эмоционально-творческое начало, тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Приобщение детей к искусству - это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ключевая роль ДОО - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности.

В исследовании Н.В. Бутенко подчеркивается, что художественное воспитание детей дошкольного возраста будет успешным, если в ДОО создать следующие условия:

1. Тесную связь с искусством.

2. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

3. Взаимосвязь обучения и творчества, как фактора формирования творческой личности.

4. Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

5. Интеграцию разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

6. Эстетическую развивающую среду.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его миром человеческих ценностей.

Изменение содержания, усложнение функций и условий воспитания в ДОО вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности. Одним из современных направлений приобщения дошкольников к искусству является музейная педагогика.

В исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей отмечается, что детям старшего дошкольного возраста доступно понимание содержания живописных произведений, восприятие их средств выразительности (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Р.М. Чумичева). Исследования многих педагогов и психологов (Л.С. Выготского, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, И.Г. Песталоцци, Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Кульчинской) свидетельствуют: о важности, именно с дошкольного детства начинать знакомство детей с искусством; в основу воспитания должна быть положена личная деятельность ребенка, все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность; важно использовать воздействие комплекса искусств.

Музейная педагогика является инновационной педагогической технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования целевых ориентиров (Гл. IV, п. 4.6), способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; учит наблюдать, экспериментировать [5].

Положения ФГОС ДО ориентируют дошкольные организации на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует технологии музейной педагогики.

Музейная технология - это один из методов проектной деятельности, которая включена в структуру примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

В последние десятилетия активно создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (М.Ю. Коваль, О.В. Дыбина и др.). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, создание условий для развития творческой личности.

Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных ценностей. Художественная культура личности, по мнению Н.И. Киященко и А.И. Бурова, выявляется в функционировании художественных ценностей, ведущим к облагораживанию, одухотворению человека, взаимодействующих с ними [1]. Высокая художественная культура личности во многом обладает важным позитивным значением для всех окружающих, поскольку является одной из составляющих культуры современного общества. Знания, умения и навыки, полученные дошкольниками, будут востребованы в дальнейшей жизни.

Основой продуктивного развития субъектов дошкольного образования выступают актуальные вопросы отношений между педагогами, родителями и детьми, что исследуется многими учёными-практиками (А.М. Алексеева, Н.А. Горлова, О.В. Давыдова, О.М. Дергачёва, А.А. Майер, Г.И. Хозяинов и др.). Согласно ФГОС ДО (Гл. I, п. 1.6-4), основная задача педагогического взаимодействия направлена на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [5].

Конечно, в условиях ДОО невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечь детей и их родителей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную среду, целиком и полностью совпадает с требованиями ФГОС ДО.

Особенностью мини-музея в ДОО является то, что к основным экспонатам добавляются предметы, сделанные руками детей. Мини-музей дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически освоить их. Формы работы в мини-музее многообразны. К ним относятся: мини-беседы с детьми, экскурсии для детей и родителей, самостоятельное рассматривание экспонатов, мастер-класс по изготовлению экспонатов, работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами, коллекционирование, творческие игры, образовательные путешествия, чтение художественной литературы, исследовательская деятельность, просмотр мини-презентаций, экспериментирование.

Таким образом, музейная педагогика способствует художественному воспитанию детей дошкольного возраста, помогает формированию более совершенных отношений ребенка к окружающему миру, природе, людям, является помощником в реализации ФГОС ДО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большаков, В.П. Культура как форма человечности [Текст] : учеб. пособие / В.П. Большаков. -Великий Новгород : НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. - 92 с.

2. Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект [Текст] : монография / Н.В. Бутенко. -М. : ВЛАДОС, 2012. - 410 с.

3. Вербенец, А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Вербенец. - М. : Центр педагогического образования, 2008. - 112 с.

4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст] : словарь : ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М -во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - 3.11.2015.

6. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / под ред. В.Н. Шацкой. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1995. - 183 с.

УДК 373.2.016

И.В. Москвина, О.В. Кривоногова, г. Шадринск

Педагогическая диагностика мелодического слуха у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена проблеме развития мелодического слуха у учащихся младших классов на уроке музыки в школе. Приведены фрагменты диагностических методик по исследованию уровня сформированности мелодического слуха у детей. Представлены результаты педагогической диагностики.

Музыкальный слух, мелодический слух, ладовое чувство, звуковысотное чувство, музыкально-слуховые представления, младшие школьники.

I. V. MaskyinG, O. V. Krivonogova, Shadrinsk

Pedagogical diagnostics of the musical ear in children of primary school age

The article is devoted to the problem of developement of melodic hearing by junior school students during the music lessons at school. The fragments of diagnostic methods on the forming level research of the children's melodic hearing are presented in this article. The results of pedagogical diagnostic are given here.

Keywords: An ear for music, melodic hearing, tonal memory, pitch sense, musical acoustic conceptualization, junior students.

В соответствии с требованиями ФГОС изучение предмета «Музыка» в общеобразовательной школе направлено на формирование музыкальной культуры учащихся, развитие у них музыкальных способностей в различных видах музыкально-практической деятельности.

По мнению большинства педагогов-музыкантов, успешность музыкального воспитания школьников во многом зависит от наличия у обучаемых музыкального слуха - способности воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления. Эта своеобразная способность значительно отличается от биологического слуха и развивается с приобретением знаний, навыков и опыта [4, с. 7]. Одной из разновидностей музыкального слуха является мелодический слух, изучению которого уделяется пристальное внимание в научной музыкально-педагогической литературе. Проблему развития данного феномена исследовали Б.В. Асафьев, А.В. Барабошкина,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.