Научная статья на тему 'Познавательно-исследовательское развитие ребенка'

Познавательно-исследовательское развитие ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
928
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова А. И., Уманская Н. В.

Целью статьи является обобщение опыта педагогов Ильинского ДОУ по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников и по внедрению в практику работы ДОУ методов образования, основанных на детском экспериментировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познавательно-исследовательское развитие ребенка»

Познавательно-исследовательское развитие ребенка

Иванова А. И.

кандидат биологических наук, доцент, педагог дополнительного образования, с. Ильинка, Кемеровская обл., Россия

Уманская Н. В.

заведующая МБДОУ «Ильинский детский сад комбинированного вида», с. Ильинка, Кемеровская обл., Россия

Аннотация. Целью статьи является обобщение опыта педагогов Ильинского ДОУ по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников и по внедрению в практику работы ДОУ методов образования, основанных на детском экспериментировании.

Документ «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (2013) (далее ФГОС ДО) коренным образом меняет базовые ориентиры деятельности дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ). Главным становится не усвоение детьми определенной суммы знаний, зафиксированных образовательной программой, а формирование личностных качеств ребенка. Получаемые знания из цели образования превращаются в его средство.

Поставленная задача решается через все образовательные области и все направления деятельности ДОУ, но особое значение имеет познавательно-исследовательское развитие детей, которое тоже является принципиальной инновацией ФГОС. Документ неоднократно подчеркивает, что исследовательская деятельность детей аналогична детскому экспериментированию и - что самое главное - начинается с первого года жизни:

- пункт 2.7: «в раннем возрасте (1 год - 3 года) ... экспериментирование с материалами и веществами»;

- пункт 4.6: «ребёнок ... проявляет инициативу и самостоятельность в ... познавательно-исследовательской деятельности»;

- пункт 3.3.4: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов ... должны обеспечивать: ... познавательную, исследовательскую ... активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами».

Методы, основанные на детском экспериментировании, максимально соответствует возрастным психологическим и физиологическим особенностям детей первых семи лет жизни, поскольку их мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. За широкое применение данного метода выступали практически все классики педагогики. В наше время идею о значении детского экспериментирования высказывал Н. Н. Поддъяков (Н. Н. Поддъяков, 1997). Он справедливо считал, что знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и прочными.

Однако, по ряду причин эти идеи медленно внедряются в практику. Сказываются недостаточная теоретическая проработанность вопроса, нехватка методической и специальной литературы, отсутствие внутренней направленности педагогов на данный вид деятельности. Остается надеяться, что в связи с введением ФГОС ДО ситуация изменится в лучшую сторону.

Ильинский детский сад Кемеровской области работает в данном направлении 15 лет. Полученные результаты убедили педагогов в преимуществах познавательно-исследовательской деятельности воспитанников, в ее позитивном влиянии на формирование всех сторон личности ребенка. Дети, склонные к экспериментированию, становят-

ся более самостоятельными, у них совершенствуются мыслительные процессы, развивается логическое мышление (Иванова А. И., 2004; Иванова А. И., Уманская Н. В., 2011).

Положительное влияние испытывает речевое развитие ребенка: необходимость сформулировать задачу эксперимента, предложить методику опыта, описать и проанализировать результаты увиденного, поделиться с товарищами своими открытиями, сформулировать выводы приводят к тому, что речь становится более живой, развернутой, эмоционально окрашенной и четкой. Тому же способствует и необходимость воспринять словесные инструкции педагога, понять их и трансформировать в свои действия.

Наблюдение за детьми показывает, что экспериментирование гораздо эффективнее, чем механические упражнения, способствует развитию мелкой мускулатуры кисти.

Формы экспериментирования многообразны: это специально организованные занятия, насыщенные материалом, разовые практические задачи, с которыми дети самостоятельно сталкиваются в бытовой жизни и в свободной деятельности, решение логических задач, решение экспериментальных задач (по типу «Как доказать, что ...», «Сколькими способами можно выполнить данное действие?», «Предскажите, что будет, если ...») и др. (Иванова А. И., 2003). Задания экспериментального характера хорошо вписываются в конкурсы и викторины, в праздники и утренники. Их можно проводить в ДОУ и дома, на экскурсиях и прогулках, на экологической тропе и по дороге домой. Диапазон возможностей исследовательской деятельности детей необъятен.

Кроме того, необходимо отметить, что детское экспериментирование имеет много общего с игрой; четкая грань между ними отсутствует.

За время работы районной экспериментальной площадки нами изучены исследовательские возможности детей каждой возрастной группы, начиная от 0 до 7 лет включительно, определены педагогические условия организации разных форм экспериментаторской деятельности. Создано методическое и содержательное обеспечение познавательно-исследовательской деятельности, опубликовано 8 методических и учебно-методических пособий, в которых описаны теоретические основы и методика организации детского экспериментирования (Иванова А. И., 2003) , а также содержание многочисленных опытов, объектами которых являются растения, животные, человек, предметы неживой природы (например, Иванова А. И., 2009). Все опыты не требуют существенных финансовых затрат; они безопасны как для объектов, так и для детей,

Полученные результаты можно выразить одной короткой фразой: дети очень любят экспериментировать. Позитивное влияние исследовательской деятельности на все стороны личности ребенка позволяет эффективно реализовать многие целевые ориентиры ФГОС ДО, как то:

• развитие познавательно-исследовательской, игровой и продуктивной (конструктивной) деятельности,

• сенсорное и интеллектуальное развитие,

• формирование целостной картины мира,

• накопление, обогащение двигательного опыта,

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам,

• приобщение к правилам безопасного для человека поведения,

• приобщение к элементарным нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,

• развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Библиография

1. Иванова А. И. Методика организации детского экспериментирования в дошкольных учреждениях: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2003. - 56 с. (Серия «Программа развития»).

2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 4. - 2004. - С. 84 - 92.

3. Иванова А. И. Мир животных: естественнонаучные наблюдения эксперименты в детском саду: М.: ТЦ Сфера, 2009. - 336 с. (Программы ДОУ; Живая экология).

4. Иванова А. И., Уманская Н. В. Инновационная деятельность ДОУ // Управление дошкольным образованием. - 2011. - № 5. - С. 76 - 80.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

6. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. - 1997. - № 1. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.