Научная статья на тему 'К вопросу об управлении инновационными процессами в дошкольной образовательной организации'

К вопросу об управлении инновационными процессами в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / INNOVATIVEPROCESS / INNOVATIVEACTIVITY / INNOVATIVESTRUCTURALUNIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосновских Олеся Анатольевна

В статье раскрывается вопрос об управлении инновационными процессами в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений. Рассмотрены причины инновационной деятельности, деятельность руководителя. Описан опыт работы педагогов-практиков в ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of management of innovative processes in preschool educational organizations

The article reveals the question of the management of innovation processes in modern conditions of functioning of preschool educational institutions. The causes of innovation, the activity of the head. Describes the experience of practicing teachers in a variety of Doo.

Текст научной работы на тему «К вопросу об управлении инновационными процессами в дошкольной образовательной организации»

ЛИТЕРАТУРА

1. Клюева, Е.В. Актуализация пространственно-временного дейксиса в языке электронного общения (на материале немецких интернет-дневников) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Клюева. - М., 2016. - 179 с.

2. Крылова, М.Н. Процесс «карнавализации» русского языка и сравнительные конструкции [Электронный ресурс] / М.Н. Крылова // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2016. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56386.htm.

3. Курбакова, С.Н. Базовый механизм речевой интеракции (опыт системно-деятельностного изучения дейксиса в речевой коммуникации) [Электронный ресурс] / С.Н. Курбакова. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/bazovyy-mehanizm-rechevoy-interaktsii-opyt-sistemno-deyatelnostnogo-izucheniya-deyksisa-v-rechevoy-kommunikatsii.

4. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М. : Советская энциклопедия, 1990. - 688 с.

5. Розина, И.Н. Компьютерно-опосредованная коммуникация в практике образования и бизнеса [Текст] / И.Н. Розина // Теория коммуникации и прикладная коммуникация : сб. науч. тр. / под общ. ред. И.Н. Розиной. - Ростов н/Д : ИУБиП, 2004. - Вып. 2. - С. 217-226.

УДК 373.2

О.А. Сосновских, г. Шадринск

К вопросу об управлении инновационными процессами в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается вопрос об управлении инновационными процессами в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений. Рассмотрены причины инновационной деятельности, деятельность руководителя. Описан опыт работы педагогов-практиков в ДОО.

Инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационные структурные подразделения.

O.A. Sosnovskih, Shadrinsk

The issue of management of innovative processes in preschool educational

organizations

The article reveals the question of the management of innovation processes in modern conditions of functioning of preschool educational institutions. The causes of innovation, the activity of the head. Describes the experience of practicing teachers in a variety of Doo.

Keywords: innovativeprocess, innovativeactivity, innovativestructuralunit.

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение имеет широкие возможности для осуществления инновационной деятельности. Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение инноваций, которые способствуют качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В «Современном словаре иностранных слов» инновация трактуется как нововведение.

Инновация - в социально - психологическом аспекте - создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значительные изменения в социальной практике («Словарь практического психолога» Минск 1998 г.).

Инновация - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции (В.М. Полонский «Словарь-справочник»).

Педагогические инновационные процессы стали предметом изучения примерно с конца 50-х гг. XX в. На Западе и в последнее десятилетие XX в. В нашей стране. Интерес к ним проявляется в виде создания инновационных служб, издания журналов, информационных публикаций. Труды Л.Н. Албастовой, В.Г. Игнатова, Г.С. Казаряна, А.И. Пригожина, Н.П. Степанова, М.Ю. Елимовой направлены на анализ проблем, связанные с факторами, влияющими на ход инновационных процессов.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Процесс (продвижение) - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое: носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии; добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом.

Инновационные процессы выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм и методов управления качеством образования, повышения профессиональной компетентности педагогов, жизнедеятельности развивающейся ДОО, поиск новых подходов, обновления содержательно-процессуальных компонентов образовательного процесса и целевых ориентиров с требованиями ФГОС. Все эти составляющие влияют на качество дошкольного образования.

К основным причинам инновационной деятельности в ДОО на наш взгляд следует отнести:

• активный поиск путей решения существующих актуальных проблем в

дошкольном образовании;

• стремление педагогического коллектива повысить качество предоставляемых

образовательных услуг, сохраняя конкурентоспособность;

• представления педагогов о том, что для улучшения деятельности дошкольного

учреждения необходимы нововведения;

• стремление педагогов повышения квалификации для реализации полученных

знаний;

• возрастающие запросы родителей к уровню образованности своих детей.

По словам В.Г. Игнатова, Л.Н. Албастовой применение инноваций обусловлены внутренними причинами. В коллективе дошкольного учреждения постоянно возникают противоречия в виде неудовлетворенных потребностей, которые приводят к изменению. Это в свою очередь приводит к развитию учреждения.

Внешние причины применения инноваций связанны с необходимостью удовлетворения потребностей родителей в качественном образовании и воспитании детей дошкольного возраста.

В режиме постоянного обновления - научного, методического, технологического, организационного, экономического - учреждение выживает, укрепляет свои позиции. Руководитель ДОУ признает тот факт, что изменения неизбежны и за счет этого организация преуспевает, совершенствуются производственные и управленческие процессы. Важным признаком профессионализма и компетентности руководителя является способность проводить нововведения в своем учреждении.

Организация инновационной работы дошкольного учреждения требует создания инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью. Такими подразделениями являются творческие группы педагогов по проблемам, методические объединения, курсы молодых воспитателей, научно-исследовательские коллективы. Содержание деятельности руководителя ДОУ по управлению структурными подразделениями включаются: обеспечение нормативно-правовой базы, планирование работы, распределение функциональных обязанностей, контроль качества работы, стимулирование творческого педагогического труда.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, уровень их профессиональной компетентности, организаторские навыки, психологическую готовность к новым видам деятельности, дополнительной педагогической нагрузке.

Контроль инновационной деятельности включает в себя выявление их влияния на психологическое здоровье воспитанников, анализ уровня образовательной работы, реализации содержания программы инновационной работы на данный период.

Рассмотрим управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации заведующего МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 30 «Ласточка» Пермской области г. Кунгур В.М. Назарова которая составила проект управления инновационным процессом на 7 лет и состоит он из трех этапов.

Организационный этап направлен на формирование положительного отношения и потребности педагогов к инновационной деятельности, выбор программы. В основу управления они заложили такие принципы как самоуправление и соуправления для становления субъект-субъектных отношений в системе «руководитель - педагог - ребенок - родитель». Для них главной задачей является привлечение к управлению педагогов для

составления локальных актов: Положения о попечительском совете ДОУ, творческой группе, совете программы, педагогическом совете, совете ДОУ, материальном и моральном стимулировании педагогов.

По опыту В.М. Назаровой побуждением педагогов к инновационной деятельности служат такие условия, как уважительное отношение, признание и одобрение результатов труда, создание возможности для творческого и делового роста, материальное стимулирование.

Руководитель решает вопросы повышения теоретической подготовки педагогов через курсы повышения квалификации, не только обогащая знания педагогов в области педагогики и психологии, но и эко-, валео-, культурологии, истории, географии, приглашая в ДОУ работников музея, преподавателей педучилища.

Управление на практическом этапе направлено на совершенствование теоретического и практического мастерства в рамках реализации выбранной программы, где педагоги разрабатывают проекты развивающей среды, программы укрепления физического и психического здоровья детей, образовательные ситуации, дидактические игры, досуги с последующей защитой на консультации.

С педагогами ДОУ проведен ряд тренингов на определение способностей, интересов, что способствовало взаимодействию друг с другом, формированию культуры общения. За «круглым столом» педагоги пришли к выводу о том, что необходимо разработать свою программу оздоровления детей. На основе анализа деятельности педагоги составили план мероприятий по улучшению работы, который вошел в программу.

Одним из направлений управления по реализации инновации является эвристический поиск, когда педагоги моделируют в ролевых играх, играх-драматизациях приемы и упражнения по взаимодействию с детьми. Подбирая множество вариантов игр, педагоги развивают творческие способности.

Обобщающий этап управленческой работы направлен на подведение итогов инновационной педагогической деятельности, заключающейся в самоанализе педагогами образовательного процесса.

Таким образом, инновационная деятельность данного дошкольного учреждения обладает системным эффектом, позволяя педагогам развивать рефлексию, умение логически выстраивать этапы своей деятельности.

Вопросом управления инновационными процессами интересуется также заведующая МДОУ «Ильинский детский сад» с. Ильянка Кемеровской области Н.В. Уманская. Она оценивает нововведения по такому параметру, как «инновационный потенциал» и выделяет классификацию:

• модификационные;

• комбинаторные;

• реализация идей, высказанных ведущими учеными, но не внедрение в практику;

• радикальные.

В Ильинском ДОУ модификационным новшеством было формирование экологической развивающей среды (М.М. Марковская, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и

др.). Проблема состояла в подборе растений и их использование в педагогическом процессе.

Как комбинаторную Н.В. Уманская оценивает идею создания лаборатории и экологической тропы (С.Н. Николаева и Н.А. Рыжова). Методика их использования в педагогическом процессе разработана самостоятельно. В лаборатории дети проводят опыты, которые требуют длительного наблюдения. В ней хранятся оборудование, коллекции тканей, семян, меха, бумаги, макеты. Экологическая тропа имеет 33 объекта с описанием, темы бесед с детьми.

В практику Ильинского детского сада не внедрено детское экспериментирование (Н.Н. Поддьяков) по причине слабой разработки определенной базы, но опубликованы методические пособия по данной проблеме.

Как радикальный педагоги ДОУ апробировали метод моделирования. В основу положены не только имеющиеся методические рекомендации создания календарей природы и наблюдений, но и собственные научные разработки, позволяющие детям моделировать различные экологические ситуации и составлять прогноз их последствий с помощью динамических моделей.

Системным и радикальным является модульный принцип организации педагогического процесса. Основанием для ее внедрения послужили такие моменты, как: приближение педагогического процесса к школьной модели обучения, уменьшение игры в учебном процессе, усиление авторитарности педагога по отношению к детям.

Таким образом, в настоящее время в системе дошкольного образования есть все условия для осуществления педагогического эксперимента. Мотивацией является стремление ДОУ к улучшению педагогического процесса, созданию модели, которая соответствует возрастным особенностям мыслительных процессов детей дошкольного возраста и использование их преимущества для полноценного развития личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.