Научная статья на тему 'Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении'

Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1253
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УСЛОВИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / EFFECTIVENESS / CONDITION S / METHODICAL WORK / INNOVATION / INNOVATION WORK / INNOVATION METHODICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Г. В.

В данной статье автором раскрываются условия повышения эффективности инновационной методической работы, обеспечивающие готовность и активность педагогов в инновационной деятельности. Представлена классификация форм методической работы, алгоритм их отбора для осуществления помощи педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONAL METHODICAL WORK IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION : CONDITIONS OF EFFECTIVENESS

The author reveals the conditions of the innovation methodical work effectiveness increase that insure a teacher's readiness and commitment in the innovation work. The work also contains the methodical work forms classification and the algorithm of their selection to help the teachers.

Текст научной работы на тему «Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении»

УДК 373

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© 2010 Г.В.Яковлева

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Статья поступила в редакцию 27.01.2010

В данной статье автором раскрываются условия повышения эффективности инновационной методической работы, обеспечивающие готовность и активность педагогов в инновационной деятельности. Представлена классификация форм методической работы, алгоритм их отбора для осуществления помощи педагогам.

Ключевые слова: эффективность, условия, методическая работа, инновации, инновационная деятельность, инновационная методическая работа.

В современных нормативных документах Федерального уровня (Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетном национальном проекте «Образование», Современной модели образования, ориентированной на развитие инновационной экономики) ставятся задачи достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.

Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольном образовании, к разработке и (или) внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационных ДОУ и реальным состоянием методической работы, призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных образовательных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления методической работы в

Яковлева Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специального (коррекционного) образования. Е-mail: galina440@mail. т

ДОУ, повышения ее эффективности в условиях реализации инноваций явно недостаточно. Существующие подходы к организации методической работы не сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Практика инноваций требует перевода методической работы в её новое состояние - в инновационную методическую работу. В этой связи возникает необходимость уточнения понятия «инновационная методическая работа». При уточнении понятия «инновационная методическая работа» мы руководствовались понятием «методическая работа», приведенным С.Г.Молчановым, которое стало базисным для его формулировки: «методическая работа - это составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические описания способов деятельности, обеспечивающие типовые (традиционные) педагогические или управленческие действия»1. Основным и в том, и другом определении является понятие «профессионально-педагогическая деятельность». Поэтому можно утверждать, что данное понятие является родовым по отношению к определяемому понятию -«инновационная методическая работа». Наиболее значимыми в данном случае являются инновационные процессы, инновационные способы профессионально-педагоги-ческой деятельности, которые осуществляют педагоги инновационного ДОУ и формы управления этими процессами. На основании этого анализа при-

1 Молчанов С.Г. Проблемы оценивания профессионально-педагогической компетентности // Развертывание научно-прикладных исследований в образовательно-воспитательных учреждениях г.Челябинска / Под. Ред.

С.Г.Молчанова. Челяб. Гос. Ун-т.- Челябинск: 1993.

водится определение понятия «инновационная методическая работа», под которой понимается «часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированная на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности».

Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, уп-равленческой деятельности, мы опирались на следующие ее отличительные особенности: 1) обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития; 2) отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие; 3) обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы; 4) обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности; 5) обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов; 6) обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности; 7) оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка2.

Научно-педагогические теории, отражающие исследуемую проблему, констатируют тот факт, что повышение эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении обусловливается многими обстоятельствами, среди которых важное место занимают те, что непосредственно касаются содержания и развертывания системы методической работы. Подчеркивается необходимость создания педагогических условий, реализация которых будет максимально способствовать обновлению методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью. Повышение эффективности методической работы определяется множеством условий, частью которых можно пренебречь, т.к. их действие незначительно влияет на изменение уровня профессиональной компетентности педагогов и эффективности самой методической работы, их действие носит косвенный характер. Поэтому ограничимся рассмотрением только тех условий, которые ока-

2 Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении.- М.: 1995.

зывают непосредственное влияние на повышение эффективности методической работы3.

К комплексу необходимых педагогических условий относятся: 1) отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования; 2) проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетентности; 3) нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами инновационных программ и технологий, на освоение новых способов профессионально-педагогической деятельности.

В чём же состоит содержание каждого из выше перечисленных условий? Первое условие включает в себя обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках психолого-педагогической литературы, информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования региона, области, района, о современных образовательных программах и педагогических технологиях; в области содержания образования - создание условий для реализации вариативных образовательных программ, методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования, реализующего условия для эффективного воздействия на личностное развитие ребенка дошкольного возраста.

Современная практика дошкольного образования не защищена от использования в работе с детьми негативных инноваций. В чем суть такого негатива? Добиваясь повышения уровня образованности детей, педагоги подчас используют в практической работе содержание, методы и приемы начальной школы. Дети дошкольного возраста порой знают гораздо больше, чем учащиеся первого класса. А ведь такое образование построено на усилении блока регламентированной детской деятельности, увеличении времени на занятия познавательной направленности. А вследствие этого дети меньше играют, нарушаются требования СПиН к организации двигательной активности. Таким образом, нарушается принцип паритетности образования и здоровья. В связи с этим педагогов необходимо обучить оцениванию влияния инноваций на психологическое и соматическое здоровье детей, на отбор только позитивных инноваций для реализации их в практике. Поэтому условие «отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования является достаточно важным в содержании инновационной методической работы. Для этого руководи-

3 Горбунова Н.В. Внутришкольное управление: Теория

и опыт педагогических и управленческих инноваций. -М.: 1995. - С.10 - 37.

телями могут быть использованы педагогические гостиные по обсуждению имеющегося арсенала инновационных разработок, круглые столы по анализу здоровьесбережения в содержании вариативных программ и методических рекомендаций по разделам дошкольного образования.

Для обеспечения активного участия педагогов ДОУ в инновационной методической работе необходимо проектирование продуктивных ее форм. Это является вторым условием эффективности инновационной методической работы. В педагогических исследованиях предложены различные классификации форм методической работы. На наш взгляд, более современным и адекватным тенденциям развития образовательной системы является классификация, предложенная С.Г.Молчановым.

По классификации, предложенной С.Г.Молчановым, формы методической работы делятся на: 1) Репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги). 2) Ре-продуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции). 3) Эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятель-ностные игры). 4) Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок). 5) Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп, научные отпуска)4.

Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются эвристико-про-дуктивные и продуктивные формы методической работы. Специальные исследования (Л.П.Иль-енко, К.Ю.Белая, С.Г.Молчанов) позволили разработать подходы к выбору форм методической работы, способствующих развитию тех или иных компонентов профессиональной компетентности педагогов ДОУ, нуждающихся в коррекции. Практикам может быть предложен алгоритм отбора форм методической работы, обеспечивающий устранение имеющихся в профессиональной деятельности проблем: 1) Профессиональная подготовленность: теоретические семинары, педагогические гостиные, педагогические чтения, научно - практические семинары, научные конференции. 2) Профессиональная деятельность: а) организационная компетенция: организационно-деятель-ностные игры, педагогические мастерские, тренинги; б) проектировочная компетенция: проблемные се-

4 Молчанов С.Г. Проблемы оценивании ....

минары, проектные семинары, семинары -практикумы, фестивали педагогических идей, конкурсы методических разработок; в) гностическая компетенция: конкурсы профессионального мастерства, научно - практические конференции, педагогические чтения; г) коммуникативная компетенция: научные конференции, педагогические гостиные, педагогические мастерские, теоретические семинары; д) конструктивная компетенция: участие в работе временных творческих групп, конкурсы методических разработок, проблемно - проектные семинары5.

Третьим условием повышения эффективности методической работы является нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами инновационных программ и технологий, на освоение новых способов профессионально-педагогической деятельности. В чем заключается данное условие? Разработкой инноваций, их содержания в современном дошкольном образовательном учреждении занимаются специально созданные инновационные подразделения педагогов: творческие группы, методические объединения, школы профессионального мастерства. Деятельность таких инновационных структур основывается на нормативно-правовой базе. Нормативная основа включает в себя: приказ на создание того или иного структурного подразделения, положение об инновационном структурном подразделении, план работы на текущий период, экспертные заключения на созданную педагогами методическую продукцию (рецензии внешние и внутренние на методические пособия, авторские программы). Экспертным оцениванием продукции внутри образовательного учреждения занимается специально созданный Экспертный совет.

Положение об Экспертном совете МДОУ.

1. Общие положения

1.1. Экспертный совет МДОУ является избирательным органом образовательного учреждения.

1.2. Экспертный совет создается для оценивания качества и эффективности экспериментальной деятельности педагогов МДОУ.

1.3. Экспертным советом МДОУ организуется экспертное оценивание создаваемой педагогами инновационной методической продукции, дается экспертное заключение о ее качестве и значимости для развития образовательной системы учреждения в рамках эксперимента.

2. Содержание и направления работы Методического совета МДОУ

2.1 Экспертный совет обсуждает и производит выбор различных направлений инновационной деятельности в плане обновления содержания образования детей дошкольного возраста в рамках эксперимента.

5 Ильенко Л. П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. - М.: 1999. - С. 8 - 23.

2.2. Пропагандирует достижения психоло го-педагогической науки и позитивный педагогический опыт МДОУ по направлениям экспериментальной деятельности.

2.3. Проводит работу с молодыми специалистами, включающимися в эксперимент.

2.4. Организует работу по обобщению позитивного педагогического опыта МДОУ в плане реализации задач экспериментальной деятельности.

2.5. Руководит работой по изучению, обобщению, распространению и тиражированию позитивного педагогического опыта, накопленного внутри образовательного учреждения в рамках эксперимента.

2.6. Экспертный совет МДОУ выдвигает материалы педагогов по экспериментальной деятельности для освещения на различных формах методической работы, участвует в подготовке, организации и проведении педагогических чтений, научно-практических конференций, научно-практических и теоретических семинаров внутри образовательного учреждения, в рамках района, города и области.

2.8. Экспертный совет МДОУ выполняет следующие функции: методическую; мотивационно-целевую; информационно-аналитическую; диагностическую; коммуникационную; планово-прогностическую; контрольную; оценочную.

2.9. Экспертный совет МДОУ организует экспертное оценивание инновационной методической продукции, создаваемой педагогами в рамках инновационной деятельности, и решает вопрос о доплатах и надбавка педагогам.

2.10. Экспертный совет дает экспертное заключение о качестве и значимости инновационной методической продукции для развития образовательной системы МДОУ и решения задач текущего этапа эксперимента.

2.11. Решение Экспертного совета о качестве инновационной методической продукции является основой для принятия данной продукции на Педагогическом совете, для утверждения данной продукции и введения ее в практическое использование педагогами МДОУ и тиражирования для других образовательных учреждений.

2.12. В состав Экспертного совета вводятся педагоги высшей квалификационной категории, имеющие стаж работы более 15 лет.

3. Руководство Экспертным советом

3.1. Председателем Экспертного совета назначается заместитель заведующей по науке. 4. Делопроизводство Экспертного совета

4.1. Экспертный совет избирает из своего состава секретаря для ведения протокола сроком на 1 год.

4.2. Протоколы подписываются председателем Экспертного совета и секретарем.

4.3. Протоколы Экспертного совета хранятся в делах МДОУ по инновационной деятельности.

Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности ребенка дошкольного возраста, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессиональной компетентности педагогов6.

Таким образом, проблема организация действенной и эффективной структуры инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении является весьма актуальной. Для обеспечения эффективности инновационной методической работы необходима реализация ряда условий: отбор и экспертиза (оценивание) инновационного содержания дошкольного образования; проектирование продуктивных форм методической работы, активизирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетентности; нормирование форм методической работы, сориентированных на освоение и разработку педагогами инновационных программ и технологий, на освоение новых способов профессионально-педагогической деятельности.

6 Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. - М.: 1991.

INNOVATIONAL METHODICAL WORK IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION: CONDITIONS OF EFFECTIVENESS

© 2010 G.V.Yakovleva°

Chelyabinsk Institute of Teachers' Professional Retraining and Further Development

The author reveals the conditions of the innovation methodical work effectiveness increase that insure a teacher's readiness and commitment in the innovation work. The work also contains the methodical work forms classification and the algorithm of their selection to help the teachers.

Key words: effectiveness, conditions, methodical work, innovation, innovation work, innovation methodical work.

o

Yakovleva Galina Vladimirovna, Cand. Sc. in Pedagogics, Associate professor, Head of the department of Special education. E-mail: galina440@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.