Научная статья на тему 'Научное обоснование феномена инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении'

Научное обоснование феномена инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
феномен / инновация / методическая работа / инновационная методическая работа / модель построения инновационной методической работы / подсистемы модели / особенности инновационной методической работы / формы методической работы / A phenomenon / an innovation / methodical work / innovative methodical work / model of construction of innovative methodical work / subsystems of the model / features of innovative methodical work / forms of methodical work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

В статье освещается проблема феноменологии инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: описаны ее отличительные характеристики, особенности содержания и организации. Предлагается современный взгляд на построение модели инновационной методической работы, обосновывается выбор продуктивных форм методической работы, обеспечивающий рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях внедрения инноваций. Автором предпринята попытка описать подсистемы данной модели: концептуальную, нормативную, организационнотехнологическую, квалитативно (инструменты)-компаративную (процедуры), выделив особенности каждой. Дано научное обоснование феномена инновационной методической работы в ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific substantiation of a phenomenon of innovative methodical work in preschool educational institution (PEI) is observed in article: its distinctive characteristics, features of the maintenance and the organization are described. The modern view on construction of model of innovative methodical work is offered the choice of productive forms of the methodical work, providing growth of professional competence of teachers of PEI in the conditions of introduction of innovations is proved. The author undertakes attempt to describe a subsystem of the given model: conceptual, standard, organizational-technological, qualitative (tools)-comparative (procedures), having allocated features of everyone. The scientific substantiation of a phenomenon of innovative methodical work in PEI is given.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование феномена инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении»

Яковлева Г. В.

Научное обоснование феномена инновационной методической работы...

УДК 373 ББК 74.104 Я 66

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Яковлева Г. В.

Аннотация. В статье освещается проблема феноменологии инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: описаны ее отличительные характеристики, особенности содержания и организации. Предлагается современный взгляд на построение модели инновационной методической работы, обосновывается выбор продуктивных форм методической работы, обеспечивающий рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях внедрения инноваций. Автором предпринята попытка описать подсистемы данной модели: концептуальную, нормативную, организационно-технологическую, квалитативно (инструмен-ты)-компаративную (процедуры), выделив особенности каждой. Дано научное обоснование феномена инновационной методической работы в ДОУ.

The scientific substantiation of a phenomenon of innovative methodical work in preschool educational institution (PEI) is observed in article: its distinctive characteristics, features of the maintenance and the organization are described. The modern view on construction of model of innovative methodical work is offered; the choice of productive forms of the methodical work, providing growth of professional competence of teachers of PEI in the conditions of introduction of innovations is proved. The author undertakes attempt to describe a subsystem of the given model: conceptual, standard, organizational-technological, qualitative (tools)-comparative (procedures), having allocated features of everyone. The scientific substantiation of a phenomenon of innovative methodical work in PEI is given.

Ключевые слова: феномен, инновация, методическая работа, инновационная методическая работа, модель построения инновационной методической работы, подсистемы модели, особенности инновационной методической работы, формы методической работы.

A phenomenon, an innovation, methodical work, innovative methodical work, model of construction of innovative methodical work, subsystems of the model, features of innovative methodical work, forms of methodical work.

Проблема методической работы не являет -ся новой в науке и практике. Однако этот факт не снижает актуальности проблемы содержания и организации системы методической работы в современной образовательной ситуации, требующей перехода дошкольных образователь -ных учреждений на более высокую ступень развития. Современные социально-

экономические условия предъявляют серьезные требования к личности воспитателя ДОУ, к уровню его профессиональной компетентности. В связи с этим положением обеспечить готовность педагогов ДОУ к организации практической деятельности в новых условиях представляется возможным через организацию их обучения в системе методической работы [1; 3; 4]. А это в свою очередь требует пересмотра и обновления, как содержания методической работы, так и форм её организации.

В исследованиях Ю. К. Бабанского, М. М Поташника, С. Г. Молчанова методическая работа определяется как «часть профессионально-педагогической (управленческой) деятель -ности, в рамках которой осваиваются, экспер-тируются и разрабатываются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия», и мы в полной мере разделяем позицию данных авторов [1; 3].

Современная образовательная ситуация отличается включением большинства образовательных учреждений в инновационный процесс. Часть образовательных учреждений и их педагогические коллективы готовы к реализации (внедрению) современных инноваций, предлагаемых образовательной практикой. Другая же часть педагогов образовательных

Научно-теоретический журнал

25

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Научные сообщения

учреждений готова к разработке авторских подходов к обновлению дошкольного образования. Педагогами создаются авторские программы, методические рекомендации, дидактические комплексы, обеспечивающие качественное внедрение инноваций в практику. Вся вышеперечисленная деятельность организуется в рамках методической работы. В связи с этим, говоря об инновационных процессах в дошкольном образовании сегодня, мы имеем полное право выделять не только систему методической работы в ДОУ, но и систему инновационной методической работы.

Инновационная методическая работа - это часть профессионально-педагогической

(управленческой) деятельности, ориентированной на освоение и (или) разработку педагогами новых (инновационных) способов этой деятельности.

Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении должна отвечать всем требованиям инноватики. В ходе её организации должна осуществляться экспертиза тех современных фактов и явлений, которые заложены в основу инновационной педагогической деятельности, организовываться обучение педагогов новым способам профессиональной деятельности, отбору позитивных инноваций [4; 5].

Феномен инновационной методической работы отражается в её особенностях:

- обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

- отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие;

- обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;

- обеспечение дополнительных образова-тельных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

- обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

- оснащение педагогов способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка.

Для проектирования инновационной методической работы, на наш взгляд, необходимо построение её модели. Поиск наиболее приемлемого варианта модели инновационной методической работы осуществляется на основе изучения различных подходов к выбору модели, описанных в научно-педагогической литературе; научно обоснованного предвидения будущего состояния системы методической работы, её основных компонентов на основе знания тенденций её обновления, появления нового содержания и организационных форм.

При создании модели инновационной методической работы необходимо руководство -ваться также общедидактическими требованиями к выбору структуры методической работы. Такие требования определены и обоснованы в работах Ю. К. Бабанского и С. Г. Молчанова.

Первым методологическим требованием авторы считают требование целостного охвата процедурой выбора всех основных компонентов методической работы: её принципы, цели, содержание, возможности системы методической работы, особенности влияния на методическую работу внешних условий. Другое методологическое требование - осознание инновационного характера обучения педагогов ДОУ в рамках методической работы. Данные методологические требования стали основой для разработки нами модели инновационной методической работы, послужившей предпосылкой процесса обновления системы методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении [1; 3; 5].

Цель создания модели инновационной методической работы - сформировать конструк-цию, воплощающую, с одной стороны, абстрагированную структуру методической работы, с другой - зафиксировать модель проектируемой деятельности, проследить на этой модели обновление методической работы.

Данная модель включает в себя основания обновления методической работы в ДОУ: содержание регионально-муниципальной политики в области обновления методической работы,

Научно-теоретический журнал

Выпуск^2(4)* 2010

Яковлева Г. <В.

Научное обоснование феномена инновационной методической работы1...

приоритеты образовательного учреждения в обновлении методической работы, рейтинг образовательного учреждения, кадровый потенциал для осуществления инновационной методической работы, образовательные потребности потребителей образовательных услуг.

С точки зрения морфологического аспекта состава модели в качестве основного элемента нами выделяется основная цель обновления методической работы: повышение качества образовательных услуг. Приоритетными направлениями в стратегии обновления методической работы определены: повышение уровня конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг, методическое, научно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса.

Определение основной цели и задач, приоритетных направлений в стратегии обновления методической работы позволило выделить необходимые и достаточные условия.

В качестве необходимых и достаточных условий реализации модели инновационной методической работы в современных исследованиях выделяются следующие: отбор инновационного содержания дошкольного образования и организация его оценивания педагогами; проектирование продуктивных форм методической работы; нормирование форм методической работы, ориентированных на освоение и разработку педагогами ДОУ инновационных программ и технологий, на повышение их профессиональной компетентности.

В ходе исследования автором предпринята попытка описать подсистемы данной модели: концептуальную, нормативную, организационно-технологическую, квалитативно (инстру-менты)-компаративную (процедуры), выделив особенности каждой.

Концептуальная подсистема: научное обоснование обновления методической работы (перевода её в инновационную методическую работу),

Нормативная подсистема: нормативное поле инновационной деятельности, нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность и инновационную методическую работу, нормативная основа мотивации педагогов в условиях инновационной деятельности. Закрепление норм времени на инновационную методическую работу, самообразова-

ние, создание инновационной методической продукции. Нормирование форм методической работы, ориентированных на разработку педагогами авторских программ и методических разработок, как результата инновационной деятельности.

Организационно-технологическая: содержание и организация продуктивных форм инновационной методической работы. Организация деятельности инновационных структурных подразделений педагогов (методических объединений, творческих групп, школ профессионального мастерства).

Квалитативно-компаративная: оценивание объектов инноваций: оценивание эффективности инновационной методической работы, профессиональной и методической компетентности педагогов, инновационной методической продукции, инструментальное обеспечение оценивания. Главная функция данной подсистемы предполагает реализацию системы инновационной методической работы и её оценку. Данная функция раскрывает обратную связь, показывающую эффективность функционирования системы.

Говоря об обучении педагогов новым инновационным способам профессиональной деятельности, большинство авторов сходятся во мнении о необходимости организации продуктивных форм инновационной методической работы [3; 4]. По классификации, предложенной С. Г. Молчановым, формы методической работы делятся на:

1. Репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).

2. Репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции).

3. Эвристические (проблемные и проблем -но-проектные семинары, организационно-деятельностные игры).

4. Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок).

5. Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно -исследовательских коллективов, временных творческих групп, научные отпуска) [3].

„г т-7 Научное обеспечение системы

Научно-теоретический журнал 2/ у

у г повышения квалификации кадров

Научные сообщения

Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности, по нашему мнению, являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей.

Научная новизна проведенного нами педагогического исследования заключается в следующем:

- уточнено определение феномена «инновационная методическая работа в ДОУ»;

- выстроена концепция инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении;

- определены условия реализации концепции (систематизированы и описаны формы инновационной методической работы, определены условия её организации, разработано и апробировано инструментальное обеспечение оценивания профессиональной и методической компетентности педагогов ДОУ, инновационной методической работы и инновационной методической продукции).

Таким образом, феномен инновационной методической работы отражает ее основные особенности, модель инновационной методической работы с описанием подсистем: концептуальной, нормативной, организационно-технологической, квалитативно (инструменты)-

компаративной (процедуры), подходы к отбору продуктивных форм, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Литература

1. Бабанский, Ю. К. Методическая работа в школе: организация и управление [Текст] / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. - М. : Просвещение, 1992. - 626 с.

2. Ильенко, Л. П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреж -дениях [Текст] / Л. П. Ильенко. - М. : изд-во Аркти, 1999. - 48 с.

3. Молчанов, С. Г. Проблемы оценивания профессионально-педагогической компетентности / С. Г. Молчанов - в сб.: развертывание научно-прикладных исследований в образовательно-воспитательных учреждениях г. Челябинска / под ред. С. Г. Молчанова. - Челябинск : изд-во ЧелГУ, 1993. - 203 с.

4. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М. : изд-во «Магистр», 1997. - 431 с.

5. Юсуфбекова, Н. Р. Общие основы педагогической инноватики [Текст] / Н. Р. Юсуфбе-кова. - М. : Знание, 1991.- 276 с.

Научно-теоретический журнал

Выпуск^2(4)* 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.